Няня где же кружка пушкина стих. Няня где же кружка пушкина стих Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Яковлева Арина Родионовна родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Лампово Петербургской губернии. Её родители были крепостными и имели ещё шестерых детей. Настоящее её имя было Ирина, но в семье её привыкли называть Арина. Фамилию она получила от отца Яковлева, позднее она стала по мужу Матвеева. Пушкин никогда не называл её по имени, ему было ближе "няня".Из воспоминаний Марии Осиповой "старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца..."

В 1759 году Лампово и прилегающие к нему деревни купил А.П. Ганнибал, прадед Пушкина. В 1792 году бабушка Пушкина Мария Алексеевна взяла, в качестве няни, Арину Родионовну для племянника Алексея. За хорошую службу в 1795 году Мария Алексеевна дарит няне дом в деревне. А в декабре 1797 года в семье Ганнибалов рождается девочка, которую называют Ольгой (старшая сестра поэта). И Арину Родионовну берут в семью Пушкиных уже в качестве кормилицы.
Вскоре после этого отец Пушкина - Сергей Львович переезджает в Москву. Арину, как кормилицу и няню, взяли с собой.
26 мая 1799 года в семье появляется мальчик, которого называют Александр. Мария Алексеевна также решает перебраться в Москву. Она продаёт своё имение, но дом Арины при этом не был продан, а остался для неё и её детей.
Сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева утверждала, что Арине и её мужу вместе с четырьмя детьми Мария Ганнибал хотела подарить вольную, но та от неё отказалась. Всю жизнь Арина считала себя "верной рабой", как назвал её в "Дубровском" сам Пушкин. Всю свою жизнь она была крепостной: сначала Апраксина, затем Ганнибала, потом, Пушкиных. При этом Арина была на особом положении, ей доверяли, по определению В.В. Набокова, она была "домоправительницей".
Кроме Ольги Арина Родионовна бала няней Александра и Льва, но кормилицей была только Ольги. Четверо детей Арины Родионовны оставались жить в селе её мужа - Кобрине, а она сама жила сначала в Москве, а потом в Захарово. Спустя несколько лет она перебралась в село Михайловское.
В богатые семьи для господских детей брали не только кормилиц и нянь. Для мальчиков ещё полагался "дядька". У Пушкина, например, таким "дядькой" был Никита Козлов, который был рядом с поэтом вплоть до его смерти. Но, тем не менее, няня была Пушкину ближе. Вот что, по этому поводу, писал Вересаев:"Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем - ни хорошего, ни плохого". А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.
В 1824-26 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском. Это было время, когда молодой Александр жадно впитывал в себя нянины сказки, песни, народные былины. Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Интересно, что сам Пушкин говорил, что Арина Родионовна послужила прообразом няни Татьяны в "Евгении Онегине", а также няни Дубровского. Считается, что Арина была основой образа мамки Ксении в "Борисе Годунове".

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка,
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Пушкин А.С. 1825.

В последний раз Пушкин видел Арину Родионовну в Михайловском 14 сентября 1827 года. Няня умерла, когда ей было семьдесят лет от роду, 29 июля 1828 года в Петербурге. Долгое время ничего не было известно ни о дне, ни о месте захоронения няни. На её похоронах не присутствовали ни Александр, ни Ольга. Её похоронил муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. И она скоро затерялась. Ещё в 1830 г. могилу няни Пушкина пытались разыскать, но не нашли. Считали, что она похоронена в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта; были такие, кто был уверен, что Арина Родионовна похоронена на ее родине в Суйде; а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью "Няня Пушкина". Только в 1940 году в архивах нашли, что отпевали няню во Владимирской церкви. Там нашли запись от 31 июля 1828 года "5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков". Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. При входе на него и сегодня можно встретить памятную табличку. Она была установлена в 1977 году:"На этом кладбище похоронена Арина Родионовна няня А.С. Пушкина 1758-1828
"Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя"

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.




Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Стихотворение Зимний вечер А.С.Пушкин написал в 1825 году, в селе Михайловском, куда он был сослан после южной ссылки.

На юге Пушкина окружали яркие картины природы - море, горы, солнце, многочисленные друзья и праздничная атмосфера.

Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. К тому же в Михайловском выяснилось, что родной отец поэта взял на себя функции надсмотрщика, проверяя переписку сына и контролируя каждый его шаг.

В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах.

Примером является стихотворение «Зимний вечер». В стихотворении два героя - лирический герой и старушка - любимая няня поэта, Арина Родионовна, которой и посвящено стихотворение. В стихотворении четыре строфы. каждая из двух четверостиший.

В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита - ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини - старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы - желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений - не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.

Одиночество в Михайловском. так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад. В тишине и покое, на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например, в его описаниях картин природы. Примером является стихотворение Зимнее утро.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Стихотворение Зимнее утро - светлое и радостное, от него веет бодростью и оптимизмом. Впечатление усиливается от того, что все оно построено на контрастах. Стремительное начало стихотворения «Мороз и солнце, день чудесный», нежные поэтические образы красавицы - героини стихотворения, к которой автор обращается с призывом выйти на прогулку, уже создают радостное и светлое настроение. И вдруг, во второй строфе - описание пасмурного вчерашнего вечера. бури за окном, печального настроения героини. Пушкин здесь использует мрачные краски (мутное небо, мгла, бледным пятном сквозь мрачные тучи желтеет луна). И вновь, по контрасту, в третьей строфе - описание блистающего сегодняшнего утра. Яркие и сочные эпитеты (голубые небеса, великолепными коврами, речка блестит и т.д.) создают образ великолепного искрящегося зимнего пейзажа, передают бодрое, веселое настроение. Автор, будто заявляет, никогда не нужно предаваться унынию, невзгоды преходящи, за ними обязательно последуют светлые и радостные дни. Описав прелести природы, герой вновь обращает свой взор на комнату в четвертой строфе стихотворения. Комната эта уже не уныла, как накануне, она озарена золотым, манящим «теплым янтарным светом». Уют и тепло манят остаться дома, но не нужно поддаваться лени. на волю, на свежий воздух! - призывает автор.

Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку "Мне нравится" или "G+1". Нам важно знать ваше мнение!

Рассказал(а):

- Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?! -...

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?! - Неожиданно гаркнул Саша в ухо Арине Родионовной.
Старушка от неожиданности подскочила и стукнулась головой о подоконник.
- Б^&дь Сашка! - Заорала она. - Я тебя прибью один раз за шуточки такие!
- Гагага. - весело засмеялся довольный Саша. - А че ты спишь весь день? Давай ебн... эээ... Выпьем с горя. - Поправился он.
- Где же кружка? - язвительно подъеб@ла Арина Родионовна, держась за вскочившую шишку.
- В смысле?
- Я к тому что выжрал ты вчера все. Я говорила - оставь на утро. Куда там...
- Что - вообще ни капли не осталось? - Ошарашено спросил Пушкин.
- Ни капельки. - Отчеканила старушка. - Да и вообще вязать тебе надо. Ты посмотри чего ты пишешь вообще.
- А чего я пишу? - Угрюмо буркнул поэт.
- А того. - Наставительно отрезала Арина. - Сдурел совсем. Из редакции уже три раза звонили, интересовались где ты дурь такую берешь.
- Это они о "Лукоморье" и "Царе Салтане"? - Грустно спросил Саша.
- О нем, родимом. - Ухмыльнулась няня. - "Избушка там на курьих ножках".. Это жеж додуматься еще надо...
- Ой ну не подъ#бывай. - поморщился Пушкин. - Надо же было неведомые дорожки срифмовать с чем-то. Дорожки-ножки. Ножки-куриные. Вот и все.
- Да п%zдец. - хохотнула Арина Родионовна. - Поэт! Тебя же дети в школе учить будут! Они же не уснут ночью, избушку представляя.. Дальше. - Арина уселась поудобнее. - Сколько у тебя "Витязей прекрасных" из моря выходит?
- Тридцать. - Буркнул Саша.
- Ага. - Удовлетворенно кивнула няня. - А в сказке сколько?
- А сколько там? - Поднял голову Пушкин.
- Тридцать Три Богатыря! - Отчеканила няня. - Они у тебя размножаются там, что ли?
Саша опустив голову молчал.
- А в чешуе они у тебя почему? - Допытывалась Арина. - Ты себе вообще эту картину визуально представить можешь? Чего они у тебя вообще в море делали?
- Что хотели то и делали. - Огрызнулся Пушкин. - Жили они там.
- Жи-или. - Передразнила няня. - Х$#во им там жилось наверное. Они чемпионы по задерживанию дыхания, ага?
- Да что ты привязалась? - Обиделся Саша. - Это же сказка. Сказ-ка! Вот и выходят из моря они. По сюжету.
- По какому такому сюжету?? - Изумилась Арина Родионовна. - Это жеж вообще не сказка а п%zдец какой-то! Ладно, закатали в бочку "неведому зверушку" - Допустим! - Хотя это уже само по себе абсурд. - Арина фыркнула. - Детская сказочка блин. "Закатали в бочку и в окиян столкнули". - #бануться. Хорошо хоть не подожгли и Шпагами на попротыкивали.
- Ась? - Вскинулся Пушкин.
- Х#рась. - Осадила няня. - Не надо. Едем дальше по сюжету. - Арина Родионовна кряхтя поднялась и начала расхаживать по комнате. - Приплыл, значит, на остров царь Гвидон... Вот ты Сашенька, поэт. - Няня остановилась и посмотрела на Сашу.
- Ну поэт.. - Угрюмо откликнулся Саша. - И чего?
- Так вот и скажи мне, поэт - Арина гыкнула - Первую на ум приходящую рифму к имени собственному "Гвидон". А?!
Пушкин угрюмо замолчал.
- Неужто "Поклон"? - Язвительно поинтересовалась няня. - А чего ты его сразу Груздецом не назвал? "Вот вам пишет прынц Груздец: Скоро, царь, тебе..."
- Ну няня.. - Заныл Саша. - Ну написалось сдуру так.. Ну чего мне теперь - всю сказку переписывать?!
- Не сдуру, - наставительно сказала няня, - А с перепоя. Едем дальше. - Няня поправила очки. - Белка.
- Ня-яянь.. - Заныл Александр сергеевич.
- Это уже белочка, Товарищи! - Продекламировала Арина Родионовна. - Ты мне скажи, горе ты мое луковое, что это за фантазия больная?! У тебя же в сказке, как в жизни твоей непутевой: Неделю нормально все, потом хоп! - и белочка.
Пушкин угрюмо молчал.
- Ну и баба-лебедь твоя редакцию добила окончательно.
- Ну а с ней-то что не так?? - Изумленно вскинулся Саша. - Так красиво подвел к концу интригу.
- Да охр#неть какая красота. - Арина Родионовна хихикнула. - Ты хоть перечитал, что ты накалякал там? - Няня успокоилась, сделала проникновенное лицо и продекламировала: - "Знай, Близка судьба твоя. Ведь царевна это Ты!" - Арина не сдержалась и заржала уже в полный голос.
- Ой б^&яя... - Саша взялся за голову руками. - Исправить забыл. Дохохмили. - Он злобно зыркнул на няню. - А сказать никак было, не?
- А перечитывать надо, прежде чем отправлять. - наставительно сказала Арина Родионовна. - Ну и последнее. - Старушка окончательно успокоилась и посмотрела Саше в глаза. - Сааш..
- Ась? - буркнул Пушкин.
- Ты в зоопарке был когда-нибудь?
- Ну, был. - Саша недоуменно глянул на няню. - и что?
- А ты Павлина видел там? - еще более проникновенно спросила няня.
- Видел. - Еще не понимая ответил поэт. - а какое это собственно имеет...
- А какая у него походка ты видел? - В голосе няни появились злорадные нотки. - "...А сама-то величава.. Выступает Будто Пава!..." - То есть как курица беременная, ага? - Подытожила Арина Родионовна. - Реально - королева.
Александр Сергеевич застонал и рванулся к дверям.
- Куда ты Саш? - Участливо спросила няня.
- Срочно... Отзывать... Нафиг... Такое... Бежим!.. - Бессвязно выкрикивал Пушкин, дергая дверную ручку.
Арина Родионовна не спеша встала, подошла к Саше и мягко взяла за рукав. - Поздно, Сашуль. - Няня мягко улыбнулась. - Завтра в магазинах города.
Александр Сергеевичь замер и начал судорожно хватать воздух.
- Страна должна знать своих героев в лицо, Александр Сергеевич. - Няня Гыгыкнула. - Идем уже. Выпьем с горя.
- А кру...
- Да оставила я, оставила, весело отмахнулась няня. - Знала жеж, что надо будет. Идем уже. Памятник ты мой, нерукотворный..

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Музыка Михаила Яковлева
Слова Александра Пушкина

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005

Стихотворение написано в 1825 году, первая публикация - «Северные цветы на 1830 г.». В 1832 году Михаил Яковлев, лицейский приятель Пушкина, положил его на музыку, и его мелодия осталась наиболее популярной. Всего же на стихотворение существуют романсы 45 композиторов, в том числе А.А. Алябьева (1831), Н.С. Титова (1838), А.С. Даргомыжского (1853), Э.Ф. Направника (1879), Н.М. Ладухина, детский хор (1895), В.И. Ребикова (1901), Н.К. Метнера (1907), Ц.А. Кюи (1910), Я.А. Эшпая (1935), Г.В. Свиридова (1935). Входила в репертуар Сергея Лемешева.

Михаил Л. Яковлев (1798-1868)
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (2 листа):



Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

В домике няни Пушкина Арины Родионовны всегда многолюдно

В деревне Кобрино Гатчинского района Ленинградской области находится единственный в мире музей, посвященный крепостной русской женщине — другу великого поэта Арине Родионовне. Он так и называется «Домик няни А. С. Пушкина». Трудно поверить, что несколько лет назад эта чудом сохранившаяся до наших дней избушка чуть не погибла.

Небольшую избу из потемневших от времени бревен, стоящую у самой дороги, в ряду бесчисленных частных хором выделишь не сразу. Домик как домик, только очень старый и очень маленький. Особенно это бросается в глаза по контрасту со стоящими рядом современными коттеджами. Но, прочитав на фасаде надпись «Здесь жила няня Пушкина — Арина Родионовна», вздрагиваешь сердцем — неужели это действительно он?

Вхожу в жилую часть — и меня встречает запах березовых веников и сушеных трав. Да и вообще домик няни совсем не похож на привычный музей. Он — живой. И кажется, что его обитатели просто вышли ненадолго и вот-вот вернутся.

Большую его часть занимает русская печь. Притрагиваюсь — теплая. А из стоящих на ней чугунков вкусно пахнет щами и кашей. Или мне это только кажется? А вот настоящий бабий кут, где стоит полочка с посудой, в том числе и первый русский миксер — мутовка. Этот прелюбопытный предмет представляет собой отрезанную верхушку молодой сосны с несколькими рогатинами. При этом обязательно с нечетным числом. Почему-то считалось, что так мутовка будет лучше сбивать. Тут же можно полюбоваться и на кувшины всех размеров и мастей — вот урыльник, из которого умывались, вот сметанник… Рядом большой стол на десять-двенадцать едоков, а вдоль стен широкие длинные лавки. Ни кроватей, ни пуховиков, ни лоскутных одеял в хозяйстве Арины Родионовны не увидишь. Потому что их у хозяйки не было. Зато к потолку подвешена настоящая люлька, в которой качали младенцев.

Но больше всего в домике няни поражают стены. Они черные, прокопченые — ведь печи тогда топили по-черному.

Заведующая музеем «Домик няни А. С. Пушкина» Наталия Клюшина рассказывает, что все экспонаты этого музея — дар жителей окрестных деревень. Так появились детский деревянный ходунок-манежик из Выры, люлька (колыбелька), которую плели в основном из ивовых прутьев или бересты, старая лавка из деревни Куровицы, лапти (есть тут их разновидности — лычики и ступни, кстати, зимой лаптей хватало на десять дней, летом, в страду, на три дня).

Представить обитательницу такого жилища позволит и праздничный наряд — сарафан с белой кофтой, который красуется рядом с прялкой — подарком местной жительницы. «А самый ценный экспонат музея — льняная сумочка-торба. По преданию, это личная вещь Арины Родионовны. Разумеется, она уже ветхая, как и всякая подлинная реликвия», — рассказывает Наталия Клюшина.

Дом жив, пока в нем есть человек

Но самой главный экспонат — это, конечно, сам домик няни Пушкина Арины Родионовы, чудом сохранившийся до наших дней. Известно, что его для Арины Родионовны купили Ганнибалы., когда ее, двадцатилетнюю, выдали замуж за пятнадцатилетнего «мужика». Тут прожила она шестнадцать лет — с 1781 по 1798 год, здесь родила четверых детей. А затем переехала с семьей Пушкиных в Москву. В Кобрине остался жить вместе со своей семьей ее старший сын Егор Федоров.

Символично, но изба няни, самая старая в деревне Кобрино, сохранилась даже во время войны — кругом все горело, а она стояла, не тронутая ни огнем, ни снарядами. Да и после войны, когда домик Арины Родионовны остался без хозяина, он мог сгореть или развалиться. В начале 1950-х избушку спасла добрая женщина. Это была Наталья Михайловна Ныркова, деревенская учительница.

Однажды, побывав в этой избушке и поразившись тому, в каком плачевном состоянии та находится, купила ее. И стала в ней жить. А крыша текла, стены покосились. Но она тут жила, никуда не хотела переезжать, добивалась, чтобы домик сделали музеем. Понимала его ценность. «Дом жив, пока в нем есть человек», — говорила она. И добилась своего — в 1974 году здесь был открыт музей.

Правда, перед этим здесь была проведена тщательная реставрация — дом пришлось поднимать, менять нижние венцы. А сегодня заведующая музеем Наталия Клюшина начинает свой рабочий день с того, что внимательно смотрит на стены — не видно ли где следов работы древоточца. Этот прожорливый жучок особенно любит лакомиться старыми бревнами. Наталья Клюшина рассказывает, что несколько лет тому назад под руководством известного российского реставратора Марка Коляды в домике няни была проведена реставрация. Тогда специалисты «заглянули» внутрь каждого бревна. И обнаружили, что в некоторых из них место древесины уже труха. Древоточцы сделали свое дело и источили старое дерево. «Пришлось вынимать всю эту труху с помощью специальных пылесосов, а затем делать инъекции, заполняя образовавшиеся пустоты сосновыми опилками, замешанными с особым химическим составом-отвердителем», — рассказывает Наталия Клюшина.

Народная тропа не зарастет

А недавно музей «Домик няни поэта» выиграл грант по программе «Сохранение и использование культурного наследия в России». Благодаря средствам из федерального бюджета, на территории музея уже появилась сцена под открытым небом, а сейчас строится многофункциональная игровая зона — подворье Арины Родионовны. По словам Наталии Клюшиной, в этом павильоне можно будет познакомиться с героями сказок Александра Пушкина, побывать на интерактивной экскурсии. Кроме того, в планах музея — засеять земельный участок перед домиком льном. Во-первых, он очень красиво цветет. А во-вторых, будет возможность показать гостям весь процесс производства льняной материи. Как крестьяне его трепали, как потом ткали из него рубашки….

Несмотря на то, что маленький музей — домик няни находится в стороне от шумных городских автотрасс, здесь всегда многолюдно. Наталия Клюшина рассказывает, что за год домик Арины Родионовны посещают 18 — 19 тысяч человек. В последнее время сюда стали часто заглядывать и иностранные туристы. А это значит, что к маленькому и скромному домику в Кобрине всегда будет вести народная тропа.