Архитектура страны фараонов. Древний Египет. Архитектура страны фараонов Архитектура страны фараонов краткое содержание

В местности, где не было и нет леса, в качестве строительного материала использовали необожженный кирпич-сырец, добываемый в долине Нила известняк, песчаник и гранит.

Какова философия архитектуры Древнего Египта?

Дворцы и жилища строились чаще всего из кирпича, а гробницы и захоронения - из камня. И этому есть своя причина.

Жизнь на земле - временна, поэтому рационально строить дома из менее прочного материала, а жизнь после смерти - вечна, следовательно и постройка должна стоять вечно.

Таково было мировосприятие древних египтян.

Из чего были сделаны здания в Египте, которые исчезли, не оставив и следа? Кирпичные дома, дворцы и городские стены рухнули, когда за ними перестали ухаживать, т.к. кирпич формировали из нильской грязи (ила) и соломы, а потом сушили на солнце.

Тайна египетской архитектуры

За исключением пирамид, египетские здания богато украшались картинами, каменной резьбой, иероглифами и объёмными статуями. Эти предметы искусства, величие и красота которых несравненны, рассказывают нам историю фараонов, богов, простых людей и природного мира: растений, птиц и животных.

Как древние египтяне смогли построить свои массивные сооружения с использованием примитивных инструментов, все еще остается загадкой не только архитектуры, но и египетской цивилизации.

Какие гробницы строили древние египтяне?

Погребения в Древнем Египте совершались на западном берегу Нила, где Солнце уходит в подземное царство.

Мастабы — архитектура Раннего царства

Архитектуру Египта в период с 3120 по 2649 годы до р.Х. представляют первые царские усыпальницы, называемые . Они были построены в Абидосе, древнем городе Верхнего Египта.

Представляют из себя усечённые пирамидальные строения, под которыми находятся мумии фараонов, членов их семей или придворных вельмож. Их форма напоминает обычную могилу огромного размера. Они отмечены стелой с начертанными именами.

В мастабах находились помещения для ритуальных предметов, необходимых в загробной жизни, посуды и сосудов для предложения еды и напитков. Здесь же хоронили слуг, наложниц, и других сопровождающих уход из этой жизни.


Мастаба Сешемнефера IV. Плато Гиза

Пирамиды — архитектура Старого Царства

Пирамиды Гиза. Архитектура Старого (или Древнего) Царства Древнего Египта

Были построены как гробницы фараонов с примерной датировкой с 2613 по 2467 до р.Х. Эти архитектурные сооружения стали первым чудом из семи чудес Света. Самая известная — Великая Пирамида в Гизе или пирамида Хеопса.

Долина царей — архитектура Нового Царства

Во время, начиная с 1500 и по 1069 гг. до р.Х. правители и вельможи устраивали свои гробницы в так называемой , предположительно, чтобы предотвратить грабеж своих усыпальниц. Это место ныне признано Юнеско объектом Всемирного Наследия.

Архитектура Древнего Египта: Долина царей. Захоронение Тутанхамона. CC BY-SA 3.0 , Ссылка

Архитектура Древнего Египта: храмы

В течение долгого времени египтяне строили многочисленные храмы вдоль Нила. Два из самых известных — в Карнаке и Луксоре. Эти впечатляющие сооружения, с их огромными колонными залами и пилонными воротами, были построены в честь усопших фараонов и почитаемых местных богов. Храмы были местами, где могли находиться боги и их божественные энергии, отделенные от всего остального в мире.


Архитектура Древнего Египта: храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Арх. Сенмут. Начало XV в. до р.Х.

Согласно легенде, первый храм появился на холме, поднявшемся из первозданного океана Нун. Изначальной формой жизни на этом холме было растение, которое облюбовал сокол, Хорус. Другая версия описывает цветок Лотоса как растение, из которого появилось Солнце. Впрочем, здесь нет противоречия. Потом были созданы люди. В знак благодарности живые существа начали строить храмы для почитания богов.

Так конструкция храма была заложена богами, и каждый последующий храм был копией первого. Жрецы проводили ежедневные ритуальные службы в честь божеств и фараонов, которым были посвящены храмы. В награду боги изливали на землю божественную благодать.


Архитектура Древнего Егмпта: храм Абу Симбел (Абу Симбиль) в честь Рамсеса II. Посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху (прибл. ХI в. до н. э.)

Какие боги были в Древнем Египте?

Древнеегипетская религия была сложной системой политеистических верований и ритуалов (многобожия), которые представляли неотъемлемую часть общества. Она концентрировалась на взаимодействии египтян со многими божествами, которые, как полагают, присутствуют в силах природы и контролируют их.

Какова конструкция дворцов?

Дворцы были резиденциями фараонов и их окружения. Они состояли из комплекса зданий, предназначенных для размещения правительственной штаб-квартиры и храмов. Очень мало сохранилось до наших дней.


Зарисовка изображения на саркофаге главного жреца V-й династии Равера, (Гиза). Хорошо видны дворцовые башни, удлиненные ниши, между ними двери и окна. Ссылка

Дворец делился на две части:

  1. одна для удовлетворения потребностей фараона — жилая,
  2. а другая - служебная или административная.

Дворцы приобрели характерные архитектурные очертания в конце 4-ого тысячелетия до р.Х, которые повторялись в течение большей части 3-его тысячелетия. По существу конструкция представляла прямоугольную структуру из высоких стен, увенчанных башнями. Вершины башен часто украшались богатым карнизом или панелями.

Дворцово-храмовые комплексы

К концу 3-его тысячелетия до рождения Христа дворец превратился во дворцово-храмовый комплекс. И ко второму он стал еще более сложным, с добавлением гипостильного (греч. hypóstylos - поддерживаемый колоннами) зала с гигантскими колоннами, ведущими к тронному залу.

Архитектура Древнего Египта: храм Мединет Абу в Луксоре в честь Рамсеса III (прибл. ХII в. до р.Х.) CC BY-SA 2.5 , Ссылка

Помещения для нужд двора располагались в одной половине дворца, в другой для нужд фараона. Правительственные здания, озера и сады в этих комплексах создавали великолепные условия для жизни правителей Египта.

Самый сохранившийся из таких дворцово-храмовых комплексов находится в Мединет-Абу . Он был построен Рамсесом III в течение двадцатой династии, около 1150 г. до н.э.. Когда фараон приезжал из своей главной резиденции в дельте Нила, то располагался во дворце рядом с храмами для поклонения Рамсесу III и богу Солнца Амону. Также в комплекс входили склады и жилища для жрецов.

Архитектура Древнего Египта

В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий .

Таким образом, архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства.

Характеристики архитектуры Древнего Египта

Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса . Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность - пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит . Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.

Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Ее оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.

Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца - деревня Дейр эль-Медина , Кахун , город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе. Но тот факт, что многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, следствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.

Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, сооружений наиболее сохранившихся . Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Этим приемом пользовались впоследствии греки. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка использовались деревянные скобы в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (Луксорский обелиск)

Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками, раскрашенными разными цветами . Мотивы украшений египетских зданий символичны, так например - скарабей, священный жук, или солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса . Иероглифы использовались не только в декоративных целях, но и чтобы сохранить исторические события, войны, которые велись, богов, которым поклонялись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.

Архитектура Раннего царства

Памятники монументального зодчества практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом в те дни был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести произведение к сфере искусства Раннего царства. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов - «серех», изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Культовые и мемориальные постройки сохранились лучше, чем дворцы: это, прежде всего, святилища, молельни и мастабы . Декорирование святилищ еще сохраняет связь с эпохой деревянного зодчества, в котором использовался орнаментальный мотив тростниковой плетенки.

В период Раннего Царства сложились и такие приемы оформления, как вогнутые карнизы , орнаментальные фризы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проема глубоким уступом.

Многие из традиций храмового зодчества отразились и в стиле мемориальных сооружений, которые были очень важны для древнеегипетской культуры в связи с решающей ролью в ней погребального культа. Погребения I-II династий сосредоточены в районе Мемфиса и Абидоса , ставшими центрами заупокойного культа. С ним связано, с одной стороны, широкое развитие типа гробниц-мастаб , самых характерных построек в зодчестве Древнего Египта. С другой стороны, именно в связи в разработкой мастаб происходит обогащение уточнение содержания культа.

Архитектура Древнего царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером , или Менесом , были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе .

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра , продиктовало и основной тип архитектурного сооружения - гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют "временем пирамид", и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.

Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера . Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона (впрочем, этот замысел несколько раз претерпевал существенные изменения). Отказавшись от традиционной формы мастабы , Имхотеп остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).

Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.

Пирамиды в Гизе

Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые еще в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса . При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы . Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.

В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания - солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен , на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе .

Архитектура Среднего царства

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба . Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы - каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец , изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри . К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком ; по центру пандус вел на вторую террасу , где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита . Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта . Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа , из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества - солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью , изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак , незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера , но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Архитектура Нового царства

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы . За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Ворота Луксоркского храма

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов . Вход в храм оформляли пилоном , с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком , построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма - молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух - статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский .

Фасад храма Рамзеса II

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле . Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону , Ра , и Птаху . Малый воздвигли в честь богини Хатор , образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари .

Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей ».

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри . Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II . Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карнаке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I ; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции.

Источники

  • Строительство храмов// Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1975.
  • Исида и Осирис // Немировский А.И. Мифы древности:Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. - М., 2001.
  • Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
  • Надпись Аменхотепа III из Мемнония // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В.В.- М., 1963.
  • Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1976.
  • Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. – Т.1. Искусство древнего мира. - М., 1956.
  • Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. - М., 2000.
  • Кинк Х.А. Древнеегипетский храм - М., 1979.
  • Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. - М., 1976.
  • Матье М.Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.
  • Перепёлкин Ю.А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. – ч. 4.1. – М., 1967.
  • Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. – М., 1976.
  • История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М.Т.,Мальцевой Н.Л. – М., 1984.
  • Шейко В.М., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В. История

художественной культуры. Первобытность. Древний мир.– Харьков, 1998.

  • Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. - М., 1997.
  • Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов. - М., 2002.
  • Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В.М. – Т.1. (А-К) – М., 1991

Существуют страны, которые постоянно притягивают внимание туристов. Вступив на такую землю, начинаешь постигать древнюю историю мира. Это особенно относится к Египту.

Здесь ее важная частица. В стране что ни территория, то интереснейшие артефакты, которым 4000 — 6000 лет.

Представьте, идешь по городу в настоящем времени, а под ногами когда-то был совсем другой полис. Но его поглотили пески. Песок заметал не только города и следы древних цивилизаций. Позже археологи раскапывали пирамиды стометровой вышины, а гигантские статуи фараонов и богов снова увидели солнце. Хотя фараонов больше нет.

От прошлого остались только каменные источники древней истории. Лишь этот строительный природный материал вечен в блоках пирамиды Хеопса, в стенах цитаделей, в усыпальницах живших реальных лиц и мифических божеств. Постройки религиозные и светские в Египте переплелись в комплексах, и поколениям видны лишь в руинах. Ни одного полноценного замка или дворца. Неизвестно, как и в чем жили простые египтяне и египтянки. Тростник, пропитанный глиной и служивший стенами и крышей нехитрого домашнего очага, размылся дождями. Только камни удержались от влаги и наводнений бурного и непредсказуемого на порогах в верховьях Нила и от землетрясений. В папирусах, наверное, были описания жизни древних египтян, как, например, в таком же древнем Вавилоне или Ассирии. Но здесь эти источники письменности были недолговечны, они сгорели, как пылали собрания древнейшей в мире Александрийской библиотеки. Ее фонд частично восстановили, но многое безвозвратно утрачено. Лишь о жизни фараонов-царей и вымышленных божеств известно из пиктограмм на каменных статуях, стенах храмов, в усыпальницах.

Взглянем на фотографии древних построек Египта (фото и названия)

Каир — столица Египта

Начнем со столицы. Каир сегодня — это величественный мегаполис с древними памятниками. Египтяне по арабской вязи читают его название как «Египет». Точно так же олицетворяли этот город со всей древней страной и на Руси в 15-м — 17-м веках. Это цитадель султана Салаха ад-Дина, мечеть Мухаммеда Али и султана Калауна с ее уникальными в архитектуре и росписи минаретами.

Вдоль автострады стоит реальный памятник того времени — акведук, снабжавший столицу водой круглый год. Это узкая каменная, но не сплошная стена арочного типа. Она возводилась с некоторым наклоном от источника воды к ее потребителям. Чтобы вода шла самотеком. В данном случае этим потребителем была цитадель Каира. В других, гористых, странах, если нужно было пересечь каньон или просто небольшое ущелье, такие арки ставились одна на другую. Есть примеры «четырехэтажного» акведука. Кстати, архитектура древнего изобретения в некоторых европейских странах усовершенствована чуть поздним временем, расширена, и по ней до сих пор курсируют поезда местного назначения.

Три километра своеобразного каирского «водопровода» не разобрали, а оставили как напоминание о древней истории Египта. Из проезжающих автомашин выглядывают с фотоаппаратами туристы, которые делают снимки и увозят на разные континенты частицу памяти о Древнем Египте.

Первый акведук Каира построили 12 столетий назад. Тогда вода требовалась для жителей города аль Катая. Со временем город стерся с земли, оказался заброшен и акведук. Целой осталась только цитадель. В начале 14-го века водопровод начали создавать заново. Вода поступала с Нила в каирский форт. Можно только представить, как огромное колесо кем-то вращалось, захватывало в черепки воду и выливало ее в канал на каменных стенах.

Водный «двигатель» разрушило время, замысел султана Салаха ад-Дина с изолированным от мира городом за крепостными стенами тоже не был реализован. Но настенный водопровод действовал много лет. Трудно сказать, какого качества поступала вода, очищали ли ее, ведь поток Нила всегда мутный от содержащегося там песка.

Невозможно и определить первоначальную длину акведука, ведь русло Нила постоянно мигрировало. Вслед за ним достраивали и арочный воздушный канал. В пятнадцатом веке его протяженность достигла трех с половиной километров. Он действовал еще три столетия. Вода по воздушному каналу сегодня не течет, но акведук по-прежнему стоит в Каире на пересечении двух транспортных артерий – железной дороги и автострады.

На удивление, он находится почти в работоспособном состоянии. Власти Каира решили превратить его в важный туристический атрибут: очистить и восстановить канал, а также механизм подачи на него воды из Нила. Вот будут фотосессии молодых туристов!

Мечеть Мухаммеда Али

Если снаружи мечеть Мухаммеда Али в Каире восхищает архитектурой куполов и минаретов, то внутри просто ошеломляет посетителей величием пространства, украшенного по древнеегипетским традициям. Этот турецкий правитель Египта так полюбил страну, что отказался от протекции своей родины и правил египтянами единолично для их блага. Было сооружено множество новых зданий, религиозных помещений. Архитектура мечети – сочетание стиля подобных константинопольских исламских построек, влияния стамбульской зодческой школы и с определенными отличительными особенностями, характерными для египетских религиозных построек.

Величественный купол поместили на высоте современного семнадцатиэтажного дома. Зал вмещает тысячи молящихся, к тому же в просторном и закрытом по сторонам дворе тоже собираются верующие. Особенность мусульманских мечетей – минареты, иными словами башни (в переводе с арабского «маяк»), с которых служитель созывает верующих на молитву. Здесь минареты очень высокие, – на двадцать пять метров дальше купола. Снаружи и внутри облицовка здания испещрена удивительной резьбой с неповторяющейся орнаменталистикой. Это изобразительное искусство и зародилось в Египте.

Здание построено в каирском форте, где на холме и возвышается над столицей. Удобного места для мечети не найти, – ее минареты видны со всех сторон Каира, несмотря даже на его современные здания.

Луксор

Луксор – это «незаконнорожденное дитя» Древнего Египта. На его месте расцвел и долго существовал город Фивы – столица Древнего Египта в некотором периоде развития (не путать с одноименным древним полисом в Древней Греции). Тех древних артефактов, которые накопились за тысячу лет и находились вокруг Фив, хватило бы не на один город и даже государство.

Не мистика ли? Египетские Фивы разрушили именно греки. Греческие Фивы уничтожили римляне. В греческом полисе Египта проложили канал, разделив его пополам. Одну часть Фив именовали городом Луксор, другую – деревенькой Карнак.

Луксор получил свою долю памятников при разделе имущества полиса. Новых артефактов в нем не добавилось. Так и зачах бы новоиспеченный полис, если бы в начале 19-го века один англичанин не стал набирать в своем турбюро желающих посетить Египет. И привез их в Луксор. Реклама оказалась хорошей.

Со временем сюда началось настоящее паломничество европейцев. Заинтересовались Луксором и археологи. И по сей день не все земли здесь перекопали, пополняя музеи древностей артефактами. Да и город стал музеем под солнцем.

Луксор разделен на две части. В одной живут и процветают на туристическом бизнесе жители полиса, во второй покоятся тысячелетние кости фараонов, жрецов. В уединение мертвых наибольшие потоки путешественников.

Именно в этой долине археологи отыскали гробницу фараона-мальчика Тутанхамона с несметными богатствами. Хорошо сохранилась и гробница царицы Нефертари. Ее открыли в начале 19-го века, но лишь чуть больше двадцати лет назад сюда стали пускать посетителей. Заходят туристы и в долину, в которой хоронили жен фараонов, детей, жрецов, высшей знати.

Гиза

Мегаполис Гиза сегодня многолюдный, здесь проживают более трех с половиной миллиона человек. Но все древности расположены за его пределами. Самая большая ценность – группа пирамид с перепадом их высот от 62 до 137 метров.

Большинство туристов прибывают сюда с перечнем вопросов, на которые хотят получить хотя бы приблизительные ответы. Вот их часть: как рабы выпиливали огромные каменные блоки (весом до двухсот тонн!); как доставляли их из каменоломен и впихивали на стометровые высоты пирамид; зачем сориентировали высотные гробницы по сторонам света и к таким же сооружениям за тысячи километров за океаном в пустыне Наска (Южная Америка)?

Над разгадкой подобных вопросов веками бьются тысячи археологов, историографов многих стран мира. Древность трудно выдает свои тайны.

Асуан

Асуан (в древности Сиене или Сиена)- самый южный полис Египта и столица древней торговли. Поэтому его старые названия на разных языках обозначают одно – «торг», «рынок».

По нынешним меркам — средний полис. Но в нем расположено чудо 20-го века – одноименная высотная плотина на реке Нил. Это верно. Подобного, с технической точки зрения, сооружения больше нет нигде. Но названное столетие – это завершение работ древнейших мастеров, желавших несколько укротить реку.

Нил протекает через десять африканских стран с юга «черного» континента. Это страны с засухами. Хотя река и занимает среди 171 водной артерии мира второе место, уступая лишь Амазонке, но у него в два раза меньшая водосборная площадь. То, что пополняет расход реки. В Египте в год выпадает 100 литров осадков на квадратный метр. В южном Асуане – всего 1,4 литра. Вот почему так важен Нил для населения.

Плотина, кроме выработки электричества, регулирует водосток: уменьшает наводнения с катастрофическими последствиями для населения береговых долин и экономики страны, увеличивает площадь плодородных массивов. Но цивилизация часто нарушает устоявшиеся нормы. Так, плотина Асуана затопила ряд прибрежных территорий и островов в широкой части Нила, уничтожив достижения архитекторов древности.

Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. Ещё в V в. до н. э. гречес­кий историк Геродот (между 490/480 - около 425 гг. до н. э.) опи­сал впечатления от увиденного там, а философ Платон (428/427- 348/347 гг. до н. э.), высоко ценивший древнеегипетское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам. И в XX в. не осла­бевал интерес к Египту. Вот каким предстаёт он в стихотворении Н.С. Гумилёва «Египет»:

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера...

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода.

К отдалённым платанам цветущим

Ты приходишь, как шёл до тебя

Здесь мудрец, говоря с Присносущим,

Птиц и звёзды навек полюбя...

Это взор благосклонной Изиды

Иль мерцанье встающей луны?

Но опомнись! Растут пирамиды

Пред тобою, черны и страшны.

На седые от мха их уступы

Ночевать прилетают орлы,

А в глубинах покоятся трупы,

Незнакомые с тленьем, средь мглы.

Сфинкс улёгся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни,

О которых не ведаешь ты...

Искусство Египта начинает отсчёт времени с IV тысячелетия до н. э. (додинастический период) и проходит следующие этапы раз­вития: Древнее царство (XXXII-XXI вв. до н. э.), Среднее царст­во (XXI-XVI вв. до н. э.), Новое царство (XVI-XI вв. до н. э.), Позднее царство (XI в. - 332 г. до н. э.).

За этот длительный период в Египте были созданы величествен­ные пирамиды, охраняемые загадочными сфинксами, грандиозные храмовые комплексы, раскинувшиеся в долинах Нила и вырублен­ные в скалах, многочисленные каменные обелиски, устремлённые к небу. Здесь был изобретён папирус - первый материал для письма, заложены основы геометрии, впервые измерен объём полушария и найдена площадь круга, сутки разделены на 24 часа, установлена роль кровеносной системы в организме человека.

Египет прошёл свой неповторимый и самобытный путь, обуслов­ленный религиозно-мифологическими представлениями, в частности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона.

Особенности религии сформировали и совершенно уникальный стиль архитектуры. Египтяне считали, что земные жилища челове­ка временны, а потому на них не стоит тратить прочных материа­лов. Зато храмы богов и гробницы фараонов возводились из камня и роскошно украшались, так как строились на века.

2.1. ПИРАМИДЫ - «ЖИЛИЩА ВЕЧНОСТИ» ФАРАОНОВ

Древнее царство называют самым великим периодом в истории египетской цивилизации. Именно в это время утвердились первые гражданские и религиозные законы, родилась иероглифическая письменность; в Гизе началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина. Греческий историк Геродот так рас­сказывает об этом:

Хеопс оставил после себя грандиозное произведение: свою пи­рамиду... Хеопс... приказал всем египтянам работать на него. Одним было приказано перетаскивать к Нилу камни, выломан­ные в карьерах Арабских гор; другие должны были нагружать их на суда для перевозки через реку и тащить их к Ливийским горам. На стройке постоянно находились сто тысяч рабочих, ко­торые сменялись каждые три месяца.

Они уже потратили десять лет на прокладку дороги, по которой пе­ретаскивали камни, но это ещё было ничто по сравнению со стро­ительством самой пирамиды... Сама пирамида потребовала 20 лет работы. Она квадратная. Каждая её сторона равна 146,26 м и такого же размера её высота. Камни отполированы и тща­тельно пригнаны, каждый из них не меньше 9,24 м».

Четыре века спустя после Геродота, в I в. до н. э., пирамиды были названы одним из семи чудес света. И сегодня они поража­ют своим величием. Поговорка «Все боится времени, но время боит­ся пирамид» до сих пор не утратила своего значения. Находясь ря­дом с ними, нельзя не испытывать удивления и трепета. Обходя пирамиду кругом, человек проделывает путь в один километр, её высота равняется приблизительно высоте 50-этажного дома. До строительства в 1889 г. парижской Эйфелевой башни самая боль­шая из пирамид - Хеопса - была самым высоким сооружением на земле!

Пирамида Хеопса имела вначале 146 м высоты, теперь она до­стигает лишь 137 м, а на месте её вершины образовалась площадка шириной в 10 м. Грани пирамиды обращены к четырём сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей. Где-то посередине одной из сторон находился ка­мень, сдвинув который можно было попасть через длинный изви­листый коридор в саркофаг - «жилище вечности» фараона.

Время сохранило для нас некоторые имена строителей и архи­текторов пирамид. Имхотеп - архитектор пирамиды Джосера, один из высших сановников фараона, был известен и как крупней­ший учёный Древнего Египта. О нём сложено множество легенд, его труды пристально изучались на протяжении тысячелетий. Он был врачом, астрономом и магом, ему, смертному, оказывали почести наравне с божествами. Известно и имя архитектора пирамиды Хеоп­са - это Хемиун.

Назначение пирамид двойственно. С одной стороны, они долж­ны были принять и скрыть тело умершего царя, избавить его от тле­на. С другой - вечно славить могущество фараона и напоминать о его существовании всем грядущим народам. Всякий, кто прибли­жался к этим рукотворным горам, испытывал чувство подавленнос­ти их мощью, осознавал собственную ничтожность.

В непосредственной близости от пирамиды Хеопса стоят гробни­цы других фараонов, его потомков: сына и внука. Гробницы сориентированы по частям света и предназначены для усопшего фа­раона, как бы повторяющего движение бога Солнца по небосводу с востока на запад, перпендикулярно течению Нила. В настоящее время пирамида Хефрена - единственная, сохранившая полиро­ванную облицовку. Её высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, её вершина находится на том же уровне. Меньшая из них - пирамида Микерина - едва достигает 66 м в высоту. Её окружают ещё меньшие пирамиды-спутницы, слу­жащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.

Архитектура страны фараонов


Искусство Египта начинает отсчет времени с IV тысячелетия до н.э. (додинастический период) и проходит следующие этапы развития: Древнее царство (XXXII-XXI вв. до н. э.); Среднее царство (XXI-XVI вв. до н. э.); Новое царство (XVI-XI вв. до н. э.); Позднее царство (XI-332 г. до н. э.) Этапы развития искусства Египта


Древнее царство называют самым великим периодом в истории египетской цивилизации. Именно в это время в Гизе началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина. В I в. до н. э. пирамиды были названы одним из семи чудес света. Поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» до сих пор не утратила своего значения. Пирамиды – «жилища вечности» фараонов


Пирамида Хеопса Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р. Хр.). Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской стены, то пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком. Ее высота составляла 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. На таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира


Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса была сложена из 2 300 000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причем каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа. Известно имя архитектора пирамиды – Хемиун. Пирамида Хеопса


Пирамида Хеопса Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей Где-то посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный коридор в саркофаг – «жилище вечности» фараона.


Пирамида Джосера Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. Архитектор пирамиды Имхотеп – один из высших сановников фараона, ученый, врач, астроном и маг.


Пирамида Хефрена Она на 8 м ниже пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне. Она менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки.


Пирамида Хефрена Вблизи от пирамиды Хефрена поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой Хефрена в традиционном царском платке.


Едва достигает в высоту 66 м. Ее окружают еще меньшие пирамиды-спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников. Пирамида Микерина


Всесторонне продумывалось и строительство заупокойных храмов в честь богов. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который строился несколько столетий. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств


Храм Амона в Карнаке Хорошо сохранился до нашего времени. Самый просторный в мире храм с колоннами. Гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира, имеет 102 м в ширину и 53 м в длину. 34 колонны 23-метровой высоты в верхней части имеют окружность около 15 м. Состоит из более чем сотни помещений, дворов, аллей, переходов, огромных статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков. Потолки были раскрашены в темно-синий цвет с желтыми звездами и парящими коршунами. Два пилона составляли фасад здания.


Храм Амона-Ра в Луксоре Главное украшение – колоннада имеет 260 метров в длину. Перед фасадом стояли два обелиска и 6 огромных статуй фараона. Один обелиск ныне украшает площадь Согласия в Париже. Храмы в Карнаке и Луксоре соединены дорогой, охраняемой сфинксами.


Долина царей На левом берегу Нила расположена Долина, где находятся 40 гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров. В начале XI в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут.


Храм царицы Хатшепсут. Храм состоял из трех широких террас, поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Гробница уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м. Зодчий Сенмут.


Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества Последнему великому фараону Египта Рамсесу II принесло славу строительство храмового комплекса в Абу-Симбеле – 2 высеченных в скалах храма, малый и большой. Большой посвящен богу Амону-Ра, богу Птаху, богу Гору и самому Рамсесу. Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм и освещает левое плечо Амона-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не падает на Птаха – бога тьмы.