Классно-урочная система обучения. История возникновения. Признаки классно-урочной системы. Достоинства и недостатки. Классно-урочная система обучения - это что такое Недостатки классно урочной системы

Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.

В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.

В любой образовательной системе есть свои достоинства и недостатки. На наш взгляд, недостатки классно-урочной системы:

    сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;

    ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;

    трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижения в умственном развитии учащихся;

    ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;

    усреднение темпа прохождения учебного материала.

Как мы все знаем, в каждом классе есть дети с разными способностями. Учителям нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Как бы учителя ни старались, это противоречие при классно-урочной системе остается неопределенным. Учитель должен стать наставником, консультантом, организатором учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов.

Достоинствами технологии являются:

    активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;

    возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;

    сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;

    демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

    Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.

    Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.

    Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

Вопрос 3. Типы уроков, их структура (примеры, анализ).

Термин структура латинского происхождения, он означает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение. Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определенное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело, организуют на работу, время распределено четко и рационально.

Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру.

Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.

В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдаются факты, когда урок организационно закончен, а логически и психологически не закончен (не сделан вывод, не сформулировано правило; учащиеся не были активными на уроке, у них не возникло ни вопросов, ни интереса к изучаемому, ни чувства учебного удовлетворения). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.

Представляя законченное целое, каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Поэтому для правильного построения любого урока необходимо осознать всю систему уроков по данной теме и место отдельного урока в данной системе. Это необходимо для того, чтобы видеть перспективу своей деятельности, четко представить логическое содержание, образовательное и воспитательное значение темы в целом и на этом основании определить основную дидактическую цель каждого урока, как будут конкретизированы образовательные и воспитательные задачи темы на каждом уроке.

Определить основную дидактическую цель урока - значит установить, чему в основном он будет посвящен - изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала. Урок может иметь и несколько дидактических целей. В зависимости от того, какая основная дидактическая цель решается на том или ином уроке, структура уроков, а следовательно, и типы уроков будут различны.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков, но общепризнанной классификации нет, Все же большинство дидактов считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков: объединенный, или комбинированный, урок; урок изучения нового; урок закрепления; урок повторения, или повторительно-обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навыков-контрольный, или учетный, урок.

    Объединенный, или комбинированный урок . На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное-на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.

Структура уроков комбинированного типа может быть такой: 1) проверка домашнего задания, 2) подготовка к усвоению новых знаний, 3) объяснение нового материала, 4) закрепление изученного материала, 5) задание на дом.

Возможно и несколько другое расположение составных частей комбинированного урока. Например: 1) изучение нового материала, 2) закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного, 3) задание на дом, 4) подготовительная работа к изучению новой темы.

На уроке комбинированного типа его составные части-повторение или проверка, изучение и закрепление нового - по своему объему и времени представлены более или менее равномерно.

    Урок изучения нового . Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания учащихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, необходимо включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают детей к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала.

Структура данного типа урока такова: 1) повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний, 2) сообщение темы и цели урока, 3) изучение нового материала, 4) проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление, 5) задание на дом.

Возможно и несколько другое расположение составных частей урока: 1) сообщение темы и цели урока, 2) изучение нового материала, 3) задание на дом, 4) проверка понимания учащимися воспринятого материала и его первичное закрепление.

    Урок закрепления , совершенствования и развития знаний, умений и навыков. Данный тип урока особенно характерен для построения учебного процесса в начальных классах. Это объясняется тем, что одной из основных задач начального обучения является: научить учащихся учиться, вооружить их определенными умениями и навыками. По новой программе в отличие от ранее действующей начальный этап формирования навыков иной. Так, например, вычислительные приемы раскрываются на основе осознания учащимися свойств арифметических действий, т. е. теоретические знания являются основой для выработки осознанных умений и навыков. Основное место на уроках данного типа занимает выполнение учащимися различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в определенной системе, основой которой является постепенное нарастание трудностей.

Структура этих уроков, как правило, следующая: 1) сообщение цели предстоящей работы, 2) воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий, 3) выполнение учащимися различных упражнений, задач, 4) проверка выполненных работ, 5) задание на дом (если это необходимо).

С целью развития знаний, умений и навыков на таких уроках иногда включаются элементы нового. С помощью специальных упражнений проводится подготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидактические цели подчиняются основной дидактической цели урока-закреплению изученного.

    Повторительно-обобщающие уроки . Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса.

Структура подобных уроков может быть следующей: 1) вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение изученной темы или тем, сообщает цель и план урока, 2) выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, 3) проверка выполнения работ и восполнение имеющихся пробелов, 4) подведение итогов.

    Контрольные уроки или учетные уроки. Основное место на таких уроках отводится либо письменной проверке - диктанту, сочинению, контрольной работе и т. п., либо устной проверке.

Структура данного типа урока близка к структуре уроков двух предыдущих типов. В конце урока, если проверка проводилась в устной форме, учитель, как правило, дает краткую характеристику знаниям, умениям и навыкам учащихся, указывает на достижения, недостатки и пути их преодоления. Если проверка проводилась в письменной форме, то последующий урок посвящается разбору контрольной работы.

Рассмотрение структуры уроков разных типов свидетельствует о том, что в тесной связи с постановкой основной дидактической цели создается структура урока. Она всегда целесообразна, никогда не может и не должна быть постоянной, превращающейся в шаблон.

Классно-урочную систему обучения отличают следующие особенности:

Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

Каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

Постоянное чередование уроков (расписание);

Руководящая роль учителя (педагогическое управление);

Применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная система обучения имеет несомненные достоинства: отличается строгой организационной структурой: регламентированным режимом учебной работы; экономической выгодностью, поскольку учитель работает одновременно с большой группой учащихся и создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, развития и воспитания обучающихся. Вместе с тем эта система организации обучения не лишена недостатков, главные среди которых – ориентация на «среднего» ученика, невозможность систематического разноуровневого обучения и усвоения знаний.

Формы обучения, их многообразие. Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал различных форм обучения (экскурсия, факультатив, домашняя работы и др.). Необходимость применения в школе различных форм обучения.

По образному выражению Н. М. Верзилина, «урок – это солнце, вокруг которого как планеты вращаются все другие формы учебных занятий». Это – консультации, семинары, экскурсии, факультативы, олимпиады, домашняя работа и т.д.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает совместную деятельность класса для реализации учебных задач.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает разделение их на группы для решения одинаковых или разных задач.

Индивидуальная форма организации учебной работы предполагает постановку перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения.

Индивидуально-групповая форма предусматривает работу учителя с учениками разного возраста, уровня подготовки в условиях аудиторного и внеаудиторной обучения.

В настоящее время обучение в рамках классно-урочной системы совершенствуется за счет применения наряду с уроком различных форм организации учебных занятий (факультативов, консультаций, экскурсий, практикумов, лабораторных занятий, олимпиад и т.д.), дифференцированного подхода к учащимся на уроке при выполнении домашних задний, использования современных технологий обучения и т.д.

Дополнительные формы обучения – экскурсии, домашняя работа, дополнительные занятия, факультативы, консультации, кружковая работа, лекции, семинарские занятия.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: 1. по количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. 2. по месту учебы: школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лабораториях) и внешкольные (домашняя работа) формы.

По длительности времени обучения различают: 1. классный урок (40-45 мин.) 2. спаренное занятие (90 мин.) 3. спаренное укороченное занятие (70 мин.) 4. уроки произвольной продолжительности.

Урок как основная форма органически дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса: 1. Домашняя работа учащихся . Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением дидактических задач (закрепления знаний, совершенствование умений и навыков), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.

2. Экскурсия . Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения; экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой; экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством; экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.

3.Дополнительные занятия . Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Дополнительные занятия не должны превышать более чем 2 раза в неделю по полчаса. Перед экзаменами дополнительные занятия дают мало эффекта, а эффективно проводить консультацию.

4. Консультации. С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости.

5. Факультативы . Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы.

6. Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов.

24. Урок – основная форма учебной работы в школе. Условия успешного проведения урока. Причины неудач.

Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения (П. И. Пидкасистый).

Урок является основной формой организации педагогического процесса, так как предполагает не только организацию учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование их потребности в знаниях, мировоззрения, активности, самостоятельности, трудолюбия, дисциплинированности. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения: педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, приемы, средства. Он должен быть законченным в смысловом, временном и организационном отношениях отрезком учебного процесса и представлять собой логическую единицу темы, раздела, курса.

Можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения:

Постоянная группа учащихся;

Четкое время проведения по расписанию;

Обязательность посещения;

Определенный учебной программой объем усваиваемого материала;

Руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;

Последовательность различных видов заданий;

Оптимальное соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Это позволяет говорить о разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. В педагогике существуют различные классификации уроков.

Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих свое научное значение, дал К. Д. Ушинский. Он выделял:

Уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного;

Уроки объяснения и закрепления нового материала;

Уроки устных упражнений;

Уроки письменных упражнений;

Уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Наиболее признанной в современных условиях является классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Г. И. Щукина, В. А. Онищук):

- урок изучения нового учебного материала – основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков – основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков;

Классно-урочная форма характеризуется:

Разделением учеников на классы по критерию возраста и уровня подготовки;

Строгим соответствием заранее разработанному и утвержденному учебному плану;

Регламентированным чередованием и продолжительности занятий, в соответствии с расписанием;

Ведущей и руководящей ролью учителя;

Применением различных форм и видов творческой и познавательной деятельности.

2) основой процесса обучения является урок. Он предусматривает знания и навыки учащихся по одной отдельной теме, предмету;

3) главная деятельность на уроке принадлежит учителю, который руководит работой на уроке, оценивает достижения учащихся и решает вопросы о переводе учеников в следующий класс.

К структурным признакам классно-урочной системы относятся:

1) учебный день;

2) учебная четверть;

3) учебный год;

4) учебные каникулы;

5) расписание уроков.

Урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание урока, цель урока, методы и средства, дидактические элементы урока, деятельность учителя по организации учебной работы.
Глава 2. Достоинства и ограничения классно-урочной системы современных условиях

Классно-урочная система организации обучения является самой популярной и распространенной формой обучения в образовании во многих странах мира, в том числе, и в России. Но, несмотря на то, что данная форма существует уже более 300 лет, в настоящее время многие исследователи ищут альтернативные способы обучения - замену классно-урочной системе. Почему это происходит? Как и любая система, классно-урочная деятельность имеет свои достоинства, но также и недостатки, причем весьма существенные. В современных условиях глобализации образования классно-урочная форма уже не отвечает требованиям времени. Сегодня современное общество требует развитие индивидуальности, творческого мышления, а не стандартных навыков. Новые требования заставляют искать новые все более эффективные формы обучения.



Сначала следует отметить достоинства классно-урочной системы. Структурной единицей классно-урочной деятельности является урок, который длится в среднем 45 минут.

1) Четкая упорядоченность обучения и руководство им учителем.

2) Экономичность - учит один учитель.

3) Возможность применения коллективных форм обучения и взаимообучения.

4) Возможность выдать большое количество материала за относительно небольшой отрезок времени.

5) Поскольку ученический коллектив постоянен по составу, то внутри него возникают личностные отношения. Ученический коллектив - это эффективный инструмент не только обучения, но и воспитания учащихся.

Кроме общеобразовательных организаций, классно-урочная система применяется, как известно, и в средних специальных учебных заведениях, что лишний раз подчеркивает ее популярность.

Теперь отметим недостатки классно-урочной системы:

1) Ориентированность на среднего ученика.

2) Ограниченность использования индивидуального подхода.

3) Единый темп обучения, в результате чего у сильных учащихся происходит задержка творческого развития, а слабые дети испытывают непосильные трудности.

4) Преимущественно словесный характер обучения, а следовательно, ориентированность на память, а не на мышление.

5) Репродуктивный характер упражнений. Дети учатся использовать полученный знания по образцу в аналогичных ситуациях.

6) Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке.

7) Отсутствие индивидуального подхода в обучении.

8) Доминированность роли учителя, его мнения (сужение информационного поля). В условиях глобализации образования, где школа и учитель не является единственным источником знаний - это существенный недостаток.

9) Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти". Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения. А.А. Вербицкий выделяет ряд противоречий традиционного обучения. По его мнению, будущее выступает для учащегося в виде абстрактной, не мотивирующей его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного смысла. Обращение в прошлое лишает учащегося возможности столкновения с неизвестным, с проблемной ситуацией, которая порождает мышление. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. Кроме того, учащийся в процессе обучения получает не целостную картину мира, а лишь ее осколки, которые сам собрать не в состоянии.

Помимо вышесказанного, следует задаться вопросом: как классно-урочная система сможет существовать в условиях всеобщей компьютеризации. В условиях изобилия информации и компьютеризации учащийся должен уметь самостоятельно ориентироваться и выделять нужную для себя информацию. А классно-урочная система с преобладанием роли учителя не способствует развитию таких умений.

Еще к недостаткам следует отнести такой факт, как усвоение учащимися стандартного материала, не имеющего личностного смысла для них. Дети не видят смысла в обучении, а некоторые просто отсиживают урок в надежде, что он когда-нибудь закончится. Отсутствие самореализации, личностного смысла обучения делает это самое обучение скучным для ребенка, не способствуя творческому развитию. Уже не приходится говорить об элементах здоровьесбережения. Если в младших классах на уроках проводятся физминутки, то в старших классах ничего подобного не происходит.

Все перечисленные причины заставляют задуматься над несовершенством классно-урочной системы. Необходимость в классно-урочной организации обучения с каждым днем все меньше. Но ведь инновации стоятся на традициях, поэтому отказ от классно-урочной системы будет выглядеть, как безумие Традиционная классно-урочная система уникальна в том, что она экономична, поэтому она должна претерпеть качественную трансформацию и стать динамической саморазвивающейся системой. А именно динамичные формы организации учебного процесса, организация динамической структуры учебных дисциплин, делать акцент на самостоятельную работу обучающихся. При таком подходе учителя и ученики становятся саморазвивающимися субъектами педагогического процесса.

Одной из попыток решить проблему развития мышления, самостоятельности в добывании знаний - это внедрение федеральных государственных образовательных стандартов с использованием системно-деятельностного подхода, который основан на не усвоении готовых знаний, а на самостоятельной деятельности учащихся с «открытием» нового знания. Обучение на таком материале способствует повышению мотивации учащихся к обучению, а, следовательно, качества обучения. Во ФГОС учитывается тот факт, что информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем переписываются учебники и переучиваются учителя. Поэтому школьникам необходимо научиться самостоятельно их находить и осваивать. Но ФГОС несмотря на свои достоинства, не предъявляет качественно иных требований к классно-урочной системе. Таким образом, отмечается больше недостатков классно-урочной системы, чем достоинств. Но, несмотря на то, что за многие годы было много попыток организовать образование по-иному, лучшей альтернативы пока не существует.

Возможно, что классно-урочная форма со временем претерпит значительные изменения. Будут появляться все новые предложения по модернизации образования. Но это произойдет не так скоро. Смена целой парадигмы обучения - это длительный процесс, который требует, во-первых, нового взгляда на процесс образования, во-вторых, структурных, кадровых и других изменений, а это, в свою очередь, приведет к существенным материальным затратам. Возможно классно-урочная система будет существовать еще долгие годы.

Таким образом, традиционную классно-урочную систему необходимо трансформировать так, чтобы в ней осуществлялась продуктивная творческая деятельность. А инновацией в классно-урочной системе станет – разработка индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на развитие самопроцессов.

Заключение

В настоящее время классно-урочная система является одной из самых распространенных форм обучения в сфере образования многих стран мира. Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал чешский педагог Я.-А. Коменский, который видел в ней не столько педагогически эффективную систему, сколько одно из средств демократизации школьного образования. Существенный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

Классно-урочная система как один из видов традиционного образования несомненно имеет свои достоинства, благодаря чему она просуществовала такое долгое время. Так ее несомненным достоинством является возможность за короткое время передать большой объем информации. Но в первую очередь она в основном ориентирована на усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях, неслучайно ее часто называют «школой памяти». Поэтому данная система далеко не всегда обеспечивает необходимое качество образования и квалифицированную подготовку современного конкурентоспособного работника. Многие исследователи говорят о невозможности реформирования классно-урочной системы, называя ее устаревшей и считая, обучение должно строиться на других принципах и не иметь столько недостатков. Но эта система пока остается ведущей, хотя определенные шаги по ее изменению уже предпринимаются. В условиях быстро меняющегося мира, глобализации и широкого распространения информационных технологий требуются новые подходы к решению данной проблемы. Особенно актуальны эти вопросы в современном российском трансформирующемся обществе.
Таким образом, в условиях глобализации рынка труда становится важным то обстоятельство, что качество и объём содержания отечественных учебных программ должно быть не ниже общепринятых в мире. Только при соблюдении этих условий можно обеспечить конкурентноспособность российского образования в мировом масштабе. Назрела необходимость уделить больше внимания индивидуальному образованию, учитывая интересы школьников, давая им рекомендации и оценивая их результативность. Сейчас важен такой учитель, который научит искать истину, а не дает её в готовом виде, поэтому нельзя готовить детей к будущему только старыми методами.

Литература

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: методическое пособие. – М.: Высшая школа. – 1991. – 207 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. –

3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы совр. дидактики/ Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319с.

4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. М., 1999.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.

7. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990.

8. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с

9. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.

10. Педагогический словарь: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2008.

Существует несколько форм организации обучения:

1) индивидуальная;

2) индивидуально-групповая;

3) коллективная;

4) классно-урочная.

Индивидуальная форма – самая древняя форма организации обучения. Она подразумевала отдельное обучение ребенка на дому, при этом помощь учителя была лишь косвенной. Недостаток внимания педагога является существенным минусом данной формы обучения.

Индивидуально-групповая форма. Суть данного учебного процесса заключается в следующем: учитель занимается с группой учащихся, однако их уровень подготовки различен, поэтому приходится разъяснять материал индивидуально, затрачивая дополнительно время на каждого отдельного ученика, следовательно, данная система была неэкономичной и также не могла удовлетворить всех требований в образовании.

Постепенно стала формироваться концепция коллективного обучения, которая была впервые опробована в братских школах Украины и Белоруссии. Из этой концепции и возникла классно-урочная система обучения, которая была теоретически обоснована чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670). Согласно его научным разработкам можно выделить следующие особенности классно-урочной системы:

1) главную основу системы представляет класс, включающий в себя набор учащихся приблизительно одного возраста и в течение всего времени обучения сохраняющий постоянный состав;

2) основой процесса обучения является урок. Он предусматривает знания и навыки учащихся по одной отдельной теме, предмету;

3) главная деятельность на уроке принадлежит учителю, который руководит работой на уроке, оценивает достижения учащихся и решает вопросы о переводе учеников в следующий класс.



К структурным признакам классно-урочной системы относятся:

1) учебный день;

2) учебная четверть;

3) учебный год;

4) учебные каникулы;

5) расписание уроков.

Урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса:

2) цель урока;

3) методы и средства;

4) дидактические элементы урока;

5) деятельность учителя по организации учебной работы.

Классно-урочная система существует около трех столетий.

За это время ее подвергли тщательному анализу. Можно отметить следующие позитивные стороны данной системы:

1) экономичность обучения;

2) взаимодействие учащихся и помощь друг другу;

3) четкую структуру урока;

4) доминирующую роль учителя, который грамотно управляет процессом обучения;

5) в процессе индивидуально-коллективного общения между учителем и учениками последние осваивают навыки, знания и развивают способность общения с другими людьми, друг с другом;

6) осуществляется процесс совершенствования педагогического мастерства учителя, происходит двухстороннее развитие;

7) ученика, приобретающего новые знания, и педагога.

В классно-урочной системе существует и ряд недостатков:

1) педагог вынужден часто принимать во внимание индивидуальные способности отдельных учащихся, что тормозит темпы обучения всего класса;

2) единая программа обучения рассчитана на всех и каждого и не всегда учитывает индивидуальные способности учеников, что создает трудности для слаборазвитых учащихся и не поощряет особо одаренных.

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет е большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (Л. А. Бударный).

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладевает основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Классно-урочная форма

Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

Каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

Постоянное чередование уроков (расписание);

Руководящая роль учителя (педагогическое управление);

Применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижаюших ее эффективность; главный среди них - опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Наряду с классно-урочной формой, которая является главной (основной), в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

Требования к уроку

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения урок - законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок - сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок - дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебновоспитательного процесса.

Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

Эффективное использование педагогических средств.

Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся четкое определение образовательных задач каждого урока, рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей, внедрение новейших технологий познавательной деятельности, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока, сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся, обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления, научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей, постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы, воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др., внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебнопознавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, изучение и учет уровня развития познавательных возможностей учащихся, проектирование «зон ближайшего развития», проведение учебных на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии, прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен. Вместе с перечисленными требованиями к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарногигиенические, этические и т. д.

Типы и структуры уроков

Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются следующие типы уроков:

Комбинированные (смешанные);

Изучения новых знаний;

Формирования новых умений;

Обобщения и систематизации изученного;

Контроля и коррекции знаний, умений;

Практического применения знаний, умений (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).

Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: 1) подготовка к усвоению новых знаний; 2) усвоение новых знаний, умений; 3) их закрепление и систематизация; 4) применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного, или смешанного. Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, представлены в табл. 8:

На комбинированном уроке учитель может достичь нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения большого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированных уроков в массовой практике: по некоторым данным, их доля достигает 75-80% общего числа всех проводимых уроков.

Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебновоспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности для приспособления к конкретным условиям. Для учащихся начальной школы его длительность сокращается до 30 мин. с учетом объема произвольного внимания учащихся. Целесообразность 45- минутной длительности урока, интуитивно установленная в древности, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания, они утомляют детей. Кроме своего важного преимущества - возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки: практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. Ведь с того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем материала, изучаемого на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации знаний, умений, контроля и коррекции знаний, умений, применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все эти типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура их состоит обычно из трех частей: организации работы (1-3 мин); главной части - формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т. д. (35-40 мин); подведения итогов и задания на дом (2-3 мин).

В средние века в связи с увеличением обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система, разработанная в 17 в. Я.А.Каменским и описанная им в книге «Великая дидактика». Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на классы (группы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методической стороны все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое. Структурными частями урока были: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения. Я.А.Каменский был против домашних заданий.

Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К.Д.Ушинского – разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию. В каждом уроке Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. 1 часть – осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание целевой установки на интенсивное восприятие материала. Эта часть – «дверь» урока. 2 часть – решение основной задачи и является определяющей, центральной частью урока. 3 часть – подведение итогов проделанной работы и закрепление знаний и навыков.

Дистервег разработал систему принципов и правил обучения, касающееся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Классно-урочная система остается неизменной более 300 лет. Классно-урочная система обучения предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. В рамках урока органично соединить фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения.

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. При массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением.

Урок – это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения:

Постоянная группа учащихся;

Руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них;

Овладение основами изучаемого материала непосредственно на уроке.

Эти признаки отражают сущность урока.

Обязательными элементами уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.

Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечения условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала.

На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей. Определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются их перспективы.

Урок как организационная форма обучения – явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения – образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и в его направленности на творческое развитие сущностных сил и природных задатков учащихся.

Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок не только специально организованная форма познания, но и полноценная в социальном и нравственном отношении общением. Проявлением этой тенденции является:

Использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий и др.),

Элементов проблемности,

Сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм учебной работы,

Увеличение доли кооперировано-групповых и особенно коллективных форм обучения.

Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения; в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, использование этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся.

Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в организационных и сугубо дидактических требованиях.

К 1 группе (организационной) требований относятся:

Целевая установка урока и его общая организационная четкость,

Разнообразие способов организационного построения и проведения уроков,

Рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Дидактические требования сводятся к соблюдению принципов обучения, их единство обеспечивает:

Четкую постановку учебных задач и их последовательное решение;

Оптимальный отбор содержания,

Выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности

Самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя

Урок как основная организационная форма обучения дополняется другими формами: экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия. Лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся.

Вывод. По образному выраженнию Н.А.Верзилина: урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутреннй взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащегося.

Научно-практическая конференция посвященная 360-летию классно-урочной системе, основанной

На тему: «Преимущества и недостатки классно-урочной системы »

Учитель МОУ «СОШ №4» г. Кашира:

1.Общая характеристика классно-урочной системы

Классно-урочная система при всех ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса. Разумное использование в ее рамках элементов других образовательно-воспитательных систем делает классно-урочную систему незаменимой для общеобразовательной школы. Классно-урочная система при массовости охвата воспитанников позволяет обеспечивать организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы, она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением и воспитанием. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и, в свою очередь, учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика.

Классно-урочная система, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и вне учебной работы. Внеучебная работа в структуре педагогического процесса, организуемого школой, занимает особое место. Она во многом способствует совершенствованию собственно учебного процесса, хотя и не всегда проводится в стенах школы. Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями , как правило, на их базе.


Внеклассная и внешкольная работа имеют большое образовательно-воспитательное значение. Они способствуют развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей школьников, открывают дополнительные возможности для формирования таких ценных социально значимых качеств, как общественная активность, самостоятельность, инициативность и др. Главное же их назначение - выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей и подростков в разных отраслях науки и культуры.

Неоспоримым преимуществом классно-урочной системы является возможность в ее рамках органического сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы.

Массовые формы используются главным образом при организации внеучебной работы. Они предполагают участие большинства учащихся или их представителей. Это утренники, школьные вечера, праздники, конкурсы, олимпиады, КВН, конференции, субботники и т. п. Критериями эффективности массовых форм организации педагогического процесса являются количественный охват школьников, четкость и организованность в процессе проведения, активность учащихся и, главное, достижение воспитательно-образовательных целей.

Групповые формы целесообразно подразделять на учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие, которые ниже будут рассмотрены подробно. Групповая внеучебная работа проводится с учащимися одного или разных возрастов, объединенными общностью интересов. Обычно это кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора (предметные кружки, клуб любознательных "Почемучка" и т. п.); совершенствования трудовых умений и навыков и развития технического творчества ("Умелые руки", конструкторский, авиамодельный кружки и т. п.); развития художественных способностей (танцевальный, хоровой кружки, вокальная группа, литературный клуб и т. п.); совершенствования спортивного мастерства и укрепления здоровья (спортивные секции, сборные школы по какому-либо виду спорта и т. п.); активизации общественной деятельности (клуб интернациональной дружбы, клубы "Юный историк", "Прометей" и т. п.). Кружки, клубы, секции объединяют обычно не более 15 - 20 человек, работают по программе, составленной на год или полгода. Показателями эффективности групповых форм организации внеучебной работы являются стабильный состав кружка, секции; заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими.

Основной формой индивидуальной учебной работы являются консультации в сочетании с дополнительными занятиями. В последние годы широкое распространение получает индивидуальная работа с учащимися в форме репетиторства по всем или некоторым учебным предметам. Индивидуальная внеурочная организуется с целью развития способностей, склонностей и дарований отдельных учащихся. Это могут быть занятия художественным чтением, сольное исполнение песен, обучение игре на музыкальном инструменте и т. п. Критерием эффективности индивидуальных форм организации обучения и воспитания являются поступательные позитивные изменения в знаниях, умениях, поведении, отношениях воспитанника, т. е. в личности в целом.

Дополнительное образование (внешкольная образовательно-воспитательная работа), организуемое также через массовые, групповые и индивидуальные формы, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их возраста и интересов. Она осуществляется через дома детского творчества, детские технические, натуралистические, краеведческие станции, музыкальные, спортивные, художественные школы, библиотеки, кружки, клубы, секции при домоуправлениях и т. п.

Все многообразие форм организации педагогического процесса можно подразделить на основную, дополнительные и вспомогательные.

Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов. Основываясь на многолетнем опыте, педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования. "Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т. е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области - академия".


Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего, каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его "глубины и высоты". Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия () - . Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого.

Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке - это естествознание, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям".

Школа родного языка, по Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий, и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку. Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.

Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, и риторический.

Коменский понимал, что одним из важнейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников, притом в достаточном количестве. Коменский определил и круг требований к учебникам: "Они должны излагать полно, основательно и точно, представляя важнейшую картину вселенной. И чего я особенно желаю и на чем настаиваю - эти книги должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая учащимся путь".

Обобщая информацию передовых ученых, которая существовала в то время, Коменский положил ее в основу своей выдающейся дидактической теории.

2. Достоинства классно-урочной системы

Величайшей заслугой Коменского является открытие им и разработка вопроса о классно-урочной системе занятий. Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы:

    Определенные ежегодные начала учебного курса. Деление на классы. Распределение времени.

Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книги на уроке, хотя они немые учителя. Особенно большое значение имеет на уроке беседа как метод работы. Но беседа должна проводиться умело, так, чтобы учитель "подстрекал" учащихся, ставя перед ними вопросы, возбуждая активность всех учащихся, всех в работу. Во время беседы воспитывается внимание учащихся, они приучаются к слушанию и повторению сказанного учителем.

Это все потом поможет ученикам самостоятельно усваивать материал, а не "корпеть" над ним дома. Урок строится с учетом степени восприимчивости ученика. Учитель должен помнить, что он только слуга природы, а не господин ее. Учитывая характер восприимчивости у ученика, учитель прежде всего дает ученику представление о предмете. Большое значение имеет тон, стиль, отношение к ученикам, внешний вид класса. Все должно способствовать легкому, приятному усвоению материала, возбуждая внимание и мышление учащихся. На уроке должны быть использованы все органы чувств по возможности: зрение, слух, руки. Коменский ратует за рисование, за использование наглядности во всех ее видах и формах, указывая детали техники обращения с наглядными пособиями. Большое значение имеет не только звено восприятия и понимания материала. Коменский разрабатывает вопрос о другом звене урока, о запоминании. Нужно заучивать только то, что хорошо понятно, не нужно утомлять память.

Коменский описал процесс обучения, сформулировал правила, по которым нужно строить занятия в школах, теоретически обосновал их именно (XVII в.). С тех пор и стали нам известны признаки классно-урочной системы. Это: занятия с постоянным составом учащихся; одновременное для всех начало занятий; определенное время их продолжения с перерывами на каникулы; учебный день, начинающийся с утра; изучение материала по правилам: от легкого к трудному, от близкого к далекому. Предлагая свою систему образования, писал, что обучение должно происходить легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости, без принуждения, без больших усилий.

Идеи Коменского упали на благодатную почву. Начиналось бурное развитие промышленности, для работы на фабриках и заводах требовались грамотные люди. Их должно было быть много. Для решения таких задач классно-урочная система подходила идеально. приглашали для организации школьного дела в Англию, Швецию, Венгрию. В России для распространения классно-урочной системы много сделал. Но не стоит думать, что классно-урочная система сразу триумфально вошла во все школы. Были и сбои. Когда пригласили в Венгрию, он встретил там сопротивление и учеников и учителей, и полностью реализовать задуманное ему не удалось.

Прежде всего отметим, что классно-урочная система экономична: в классе 25–30 учеников, а учитель нужен всего один. Деятельность учителя легко нормативно регулировать и контролировать: у него должно быть поурочное планирование, конспект или план урока; темы уроков записываются в классный журнал; ученикам выставляются отметки; урок имеет определенные этапы, на каждый отводится определенное время.

Самому учителю удобно упорядочивать работу учащихся на уроке: он находится перед классом, его видят и слышат все ученики; по его команде встают, садятся, отвечают, выходят к доске. Изложить ученикам определенный объем учебного материала, проверить его усвоение, отработать умения и навыки — все эти задачи в той или иной мере тоже решаются.

Удобнее всего учителю со «средними» учениками: они успевают работать в предложенном темпе; «звезд с неба не хватают», оригинальностью мышления не отличаются, зато добросовестны и трудолюбивы. Но как только среди них встречается нестандартная личность, начинаются трудности. И тут мы плавно переходим к недостаткам классно-урочной системы.

3. Недостатки классно-урочной системы

За годы своей я провела и посетила более тысячи уроков. И вот что приходилось наблюдать. Урок ведет замечательный учитель литературы, и просто удовольствие слышать, как ученики анализируют тексты, выявляют скрытые смыслы, поднимаются до высот литературоведческих суждений. Но вдруг … встречаемся с откровенно скучающим взглядом ученика; он постоянно смотрит на часы — с нетерпением ждет окончания урока. Уникальный случай? Нет, каждый учитель назовет не одного такого ученика. Может быть, эти дети неспособны к умственному усилию, ленивые? Но вы бы видели, как горели глаза того самого скучавшего мальчишки, когда на перемене он показывал одноклассникам собранную из деталей «Лего» искусственную руку — ее пальцы сжимались, захватывали конфету и угощали девочек.

А упорядоченность урока часто превращается в рутину. Как много в школе откровенно скучных уроков! Напишет учитель номера примеров и задач из учебника и усядется за стол; лишь изредка пройдет по классу, чтобы проконтролировать исполнение. А как происходит общение? Сидят ученики друг за другом, перед глазами — спины одноклассников. Общаться можно только с учителем, но это общение особое. Совсем не то, когда два человека свободно обмениваются информацией, выражают свое отношение к чему-то, вместе ищут ответ на вопрос. Вопрос учителя предполагает конкретный ответ, и ученик старается дать именно этот ответ. Налицо командно-административное управление познанием.

Условия жизни стремительно меняются. Многое из того, что будет изучаться на уроке, нынешние дети сами узнают раньше. Из интернета, например. В школе для них главным становится научиться ориентироваться в потоках информации, обрушивающейся со всех сторон. Но классно-урочная система дает и здесь сбой. Сегодня эту ее функцию уже перехватывает дистанционное обучение. Человек теперь может не только учиться, но и получать аттестат о , не выходя из дома.

Школа должна перестраиваться. Пока этот процесс идет очень медленно. Инертность хороша, когда она тормозит непродуманные реформы образования, а консервативность — когда сохраняет традиции, связь поколений. Но сейчас иной случай: между потребностями в образовании и реальным школьным образованием все нарастают и нарастают противоречия. Что же это за новая система? Очевидно, больше ориентированная на деятельность. Дающая знания о том, как надо делать, и опыт «делания». С приоритетом индивидуальной деятельности ученика, работы в группе над проектом, взаимодействия со специалистами по решаемым проблемам. С новыми функциями учителя: он не столько ведет за собой ученика, сколько помогает ему идти самостоятельно. Обучение в классе уступит место обучению в информационно-образовательной среде, где присутствуют два равноправных партнера: учитель и ученик. Конечно, в силу жизненного опыта и профессиональной подготовки лидерство будет принадлежать учителю. Как и функция организации процесса обучения — в силу статуса учителя как госслужащего.

Останутся ли в такой системе обучения уроки? Скорее всего, да. Но они займут свой строго определенный объем времени и будут выполнять свои, ограниченные функции. Ведь для того чтобы самостоятельно учить себя, ребенку нужны определенные систематизированные знания и умения — основы, контуры картины мира. Человек должен понимать, что есть естественные науки, которые изучают объекты живой и неживой природы; есть математика, имеющая дело с такими , как числа и отношения между ними, есть науки об обществе. А есть искусство, художественные произведения, в которых творец выражает себя, свое представление о мире и отношение к нему. Это тем более необходимо, что индивидуальная картина мира у современного человека представляет собой хаотичное нагромождение, переплетение разнообразных сведений, полученных из самых различных источников, по образному выражению А. Моля — «войлок». И задачей учителя становится систематизация, упорядочение этих сведений в головах учащихся.

Информационно-образовательная среда позволит ученику взаимодействовать со специалистами в различных областях знаний, на расстоянии участвовать в обсуждении проблем и не ходить в школу ежедневно — с педагогом он сможет общаться с помощью компьютера. Это совсем другая система обучения. Но когда это будет? Ответить очень сложно. Классно-урочная система — самая экономичная из всех. А какие нужны средства, чтобы перейти на обучение детей в информационно-образовательной среде? Колоссальные. Так что когда-нибудь классно-урочная система, конечно, будет заменена другой системой обучения, но только в весьма отдаленном времени.

В настоящее время классно-урочную систему совершенствуют, дополняя уроки учеников, используя дискуссии, групповую работу, практикумы. Выполнение учителем функций консультанта в рамках учащихся — из того же разряда новшеств. Элементы лекционно-семинарской системы в старших классах, самостоятельная работа школьников с различными источниками информации, в том числе электронными; обучение и обучение по индивидуальным учебным планам в группах переменного состава. Все это — направления модернизации классно-урочной системы.

Можно сказать, что классно-урочная система сейчас не совсем та, что во времена. Дальнейшее ее развитие приведет к новым изменениям, трансформации и интеграции с другими системами. Но вряд ли можно ожидать полного и безоговорочного отказа от тех дидактических принципов, что были сформулированы еще в «Великой дидактике» Яном Амосом Коменским.