Конфликты в нашей жизни презентация к уроку на тему. Классный час: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения» Индивидуальные информационные модели конфликта

Цель: сформировать у школьников представление о конфликтах и возможных моделях поведения в них - развитие конфликтной компетентности.

Задачи :

  • осознание конфликта как формы развития взаимоотношений и как проблемы, которую необходимо разрешить;
  • осознание взаимозависимости, формирование чувства безопасности, доверия и взаимной ответственности;
  • формирование установок на альтруистическое поведение; желание оказывать и принимать помощь;
  • развитие способностей вербального выражения чувств поддержки и одобрения;
  • формирование конструктивных моделей управления конфликтами;

Советы тренеру.

Занятие следует начинать с определения сложного и неоднозначного понятия «конфликт». Тренер должен рассказать участникам группы доступным для их возраста языком, что о конфликте мы говорим тогда, когда встречаемся с восприятием несовместимости интересов двух сторон либо с убеждением в том, что их цели не могут быть достигнуты одновременно. Далее рассматриваются основные типы конфликтов - внутриличностный, межличностный (между двумя и более людьми), межгрупповой (между группами - этническими, конфессиональными, профессиональными и т.п.). Как отмечает ведущий отечественный специалист в области психологии конфликтов Н. В. Гришина, теоретическая и практическая части обучения по этой теме четко не разделяются, «теоретические рассуждения снабжаются примерами, на которых часто строится обучение навыкам разрешения конфликтов» .

Школьники должны также осознать, что «конфликты существуют, они правомерны, и избежать их невозможно, так как каждый человек имеет свои собственные интересы, которые он вправе отстаивать» . Чаще всего конфликт благополучно улаживается к обоюдному удовольствию вовлеченных в него сторон без особых обид и вражды. Более того, конфликты имеют положительные свойства: сигнализируя об объективных противоречиях, они являются источником развития как отдельного индивида, так и отношений между людьми. Однако обострение конфликта способно нанести людям, вовлеченным в него, большой ущерб и иметь самые пагубные последствия.

I ЭТАП. Конфликты в нашей жизни

Упражнение «Рука дающая и принимающая».

Цель : осознание взаимозависимости, формирование установок на альтруистическое поведение.

Участники тренинга встают в круг. Желательно, чтобы участников было четное количество (чтобы каждый имел возможность найти себе пару). В противном случае тренер также участвует в этом упражнении.

Тренер показывает ученикам руку, обращенную ладонью вверх («принимающая» рука), а потом - ладонью вниз («дающая» рука) и дает инструкцию ,: «Сейчас каждый из нас должен подумать и решить: что я больше люблю и предпочитаю делать - давать или принимать (подарки, отношение и т.д.). По моему сигналу те, кто больше любит давать, протянут правую руку ладонью вниз, а те, кто больше любит принимать - ладонью вверх. После этого каждый из нас постарается найти дополнительную к своей руку: дающая рука ищет принимающую, а принимающая - дающую. Посмотрим, сколько у нас образуется пар и какие руки останутся без пары. Начали!»

  • - Почему вы выбрали «дающую» или «принимающую» руку?
  • - Легко ли вам удалось найти дополнительную к своей руку?
  • - Какие руки остались без пары (если остались)? Как вы думаете, почему?
  • - Что вы чувствовали, когда нашли (или не нашли) парную руку?

Советы тренеру.

  • - Знаете ли вы, какая группа крови может переливаться всем людям? (Люди с первой группой крови - универсальные доноры.)
  • - Люди с какой группой крови могут принимать кровь любой группы? (Четвертая группа - универсальный реципиент - принимающий.)
  • - Знаете ли вы, какие группы крови имеют люди на нашей планете? Каково процентное соотношение этих групп? (первая группа - 47%, вторая - 41%, третья - 9%, четвертая - 3%).
  • - Как вы думаете, о чем этот факт говорит?

Упражнение «Доверительное падение».

Цель : осознание взаимозависимости, формирование чувства безопасности, доверия и взаимной ответственности.

Инструкция: «Сейчас нам предстоит выполнить упражнение, которое покажет, насколько мы можем доверять группе и насколько группа готова создать чувство безопасности самым смелым из нас. Добровольцам, которые хотят испытать себя в свободном падении на руки группы, предстоит упасть спиной на наши сцепленные руки. Для этого 8-10 человек разделятся на пары и встанут двумя шеренгами напротив друга, крепко соединив руки с партнером напротив. Добровольцы встают спиной к группе ловящих и падают по очереди из вертикального положения, не сгибая ноги в коленях. Падать можно с разной высоты: из положения “стоя на полу”, “стоя на стуле”. Задача группы - принять падающего на крепко сцепленные руки. В момент соприкосновения падающего с руками ловящих, им надо немного опустить руки, “спружинить”, смягчив приземление. Если падающий стартует из положения “стоя на полу”, то ловящим следует присесть. Падающему следует держать руки “по швам”, а всем участникам обязательно снять с рук часы, браслеты, кольца, все, что может травмировать».

Советы тренеру :

  • данное упражнение можно проводить со школьниками старше 13- 14 лет;
  • тренеру необходимо специально подчеркнуть, что он гарантирует безопасность всех участников;
  • важно проследить, чтобы наиболее сильные участники встали в третью, четвертую и пятую пары цепочки, на которые придется наибольшая нагрузка; важно, чтобы пары принимающих не стояли плотно друг к другу;
  • если вы не уверены в физической силе участников, следует встать самому в одну из основных (3-4) пар и помочь подхватить падающего участника;
  • падающий должен стоять максимально близко к цепочке принимающих;
  • следует позволить участникам обсуждать, как лучше сцепить руки, кто куда должен встать и т.п.;
  • следует отнестись с пониманием к тем, кто в последний момент испугается, и не допускать обидных реплик и упреков в адрес отказавшегося со стороны участников группы;
  • после падения одного-двух человек обычно появляется много желающих получить этот опыт, и вы можете дать им эту возможность, подчеркнув важность запоминания своих ощущений и переживаний;
  • желательно запомнить реплики и действия участников, чтобы потом прокомментировать их как форму проявления заботы о падающем, о его безопасности;
  • после окончания упражнения следует обсудить чувства и полученный опыт участников группы (как «ловивших», так и «падавших»). В процессе обсуждения желательно вывести группу на осознание положительных эмоций при преодолении страха, проявления доверия к группе. Важно отметить, что это - взаимный процесс.

Вопросы для обсуждения.

Какие чувства испытывали падающие во время старта, полета, приземления?

Как падающим удалось преодолеть страх? Какие слова они себе говорили?

  • - Как изменилось отношение к группе тех, кто испытал полет?
  • - Какие чувства испытывали ловившие в ожидании падения и после того, как они приняли в свои руки товарища?
  • - Что хочется участникам группы изменить в этом упражнении? (При успешном проведении упражнения группа просит, как правило, дать возможность испытать этот опыт всем желающим, а также увеличить высоту падения.)

Упражнение «Личность в конфликте».

Цель : осознание различий в поведении людей в конфликтных ситуациях.

Материалы : карточки с заданиями (см. Приложение 6), бумага для выполнения заданий.

Группа располагается полукругом, перед ней ставятся стол и стулья.

Тренер предлагает 4-5 участникам группы выйти за дверь и быть готовыми решать несложные арифметические задачи. Условно их можно назвать «математики».

Оставшимся в комнате участникам группы тренер дает следующую инструкцию". «Сейчас ушедшие за дверь ребята будут по одному входить, садиться за стол и решать предложенные задачи. 2-3 человека подойдут к столу и будут организаторами помех, мешая выполнять задания. По моей команде работа закончится, и решавший расскажет нам о своих чувствах во время выполнения задания. Наша задача - внимательно следить за поведением “математиков”, проявлением их эмоциональных состояний, выслушать их рассказы и запомнить их реакции».

Инструкция организаторам помех: «Вам надо встать или сесть рядом с решающим задачу и стараться отвлекать его от работы - шутить, комментировать его действия, громко разговаривать между собой. При этом ни в коем случае не следует оскорблять человека. Уместными могут быть, например, такие фразы: “Да, задачка сложная. Не каждому по зубам”, “Неправильно ты понял, не так все” “Как ты себя чувствуешь?”, “Как спал?”, “Что ел на завтрак?”, “Смотрел ли вчера футбол?”, “Что делаешь после уроков?” “Где купила такую красивую заколку (бант и т.п.)?”».

Инструкция «математикам» (дается за дверью): «Вас но очереди будут приглашать в комнату и предлагать для решения несложные задачи. Условия, в которых вам придется работать, будут не совсем обычными. Ваша задача - выполнить работу и рассказать группе о том, как вы себя чувствовали, решая задачи, что вам помогало и мешало идти к цели, как вы преодолевали помехи». Важно, чтобы работающий ощутил конфликт между желанием решить задачу и необходимостью реагировать на помехи.

Задания (по одному на каждой карточке) тренер выдает «математику». Начинать надо с самых простых задач. Если тренер видит, что задачи успешно решаются, необходимо давать более сложные задачи и при необходимости усиливать давление на «математика». Важно добиться от «математика» проявления реакции на неудачу и помехи. Тренер сам определяет момент, когда следует прекратить выполнение заданий.

После того, как все «математики» закончат выполнение заданий, группа садится в круг и обсуждает их поведение, реакции и рассказы о том, что они чувствовали. Задача тренера вывести участников на осознание того, что в конфликтной ситуации люди ведут себя по-разному и испытывают разные чувства.

Если «математики» вели себя однотипно, можно разделить группу на подгруппы по 3-4 человека и предложить им представить иные варианты поведения людей в подобных ситуациях (например, спросить участников группы, как бы они сами повели себя, оказавшись в роли «математика»).

Затем группа садится в круг, выслушивает результаты работы каждой подгруппы и обсуждает возможные реакции людей на конфликты, особенности самочувствия в конфликтной ситуации.

Вопросы для обсуждения.

- Какие чувства чаще всего испытывали наши «математики», сталкиваясь с помехами при выполнении задания?

Какие чувства обычно возникают у вас в похожих ситуациях?

  • - Какие чувства возникали у вас, когда вы наблюдали ситуации с «математиками»? (желание помочь, сочувствие, злорадство и т.п.)?
  • - Как отличается ваша реакция на конфликт, если в него включены сверстники, учителя, родители?
  • - Как бы вам хотелось вести себя в конфликте? Приведите примеры, достойные подражания.

Советы тренеру.

В группу «математиков» необходимо включать школьников, которые, на ваш взгляд, по-разному поведут себя в конфликтных ситуациях. Ваш выбор должен основываться на результатах наблюдения за участниками на предыдущих занятиях.

В группу «организаторов помех» следует включать активных, инициативных участников.

Можно написать на листе ватмана все выявленные переживания и реакции участников и подвести группу к осознанию многообразия реакций на конфликт.

Следует обязательно поблагодарить всех «математиков», отметив их смелость и важный вклад в исследовательскую работу группы.

Важно в этом упражнении не перейти на анализ способов разрешения конфликтов. Следует ограничиться осознанием наличия различий в поведении людей в конфликтных ситуациях.

Упражнение «Конфликт внутри нас».

Цель : осознание конфликта как проблемы, которую необходимо разрешить, знакомство с различными стратегиями выхода из конфликта, которые могут быть обусловлены различиями между культурами.

Группа делится на подгруппы по этническому признаку, каждая подгруппа получает описание ситуаций из жизни школьников (см. Приложение 7.1).

Тренер дает инструкцию : «В нашей жизни довольно часто возникают ситуации, когда мы стоим перед выбором: как поступить? Сейчас каждый из вас получит описание подобных ситуаций, которые могут происходить в школе, в семье, в общении с друзьями. Сначала каждый участник на отдельном листе напишет, как бы он сам поступил в такой ситуации. Потом в своей подгруппе вы сравните свои ответы, обсудите их и выберите тот ответ, с которым согласны все (или большинство). Если вы не сможете выбрать один ответ, выберите два. Подготовьте объяснения, почему вы выбрали тот или иной ответ. Потом вы представите ваши варианты всей группе, и мы все вместе обсудим их».

Вопросы для обсуждения.

  • - Какие чувства вызвали у вас эти ситуации?
  • - Была ли в вашем опыте сходная ситуация, когда вы колебались (сомневались, «раздваивались») при принятии важного решения?
  • - Считаете ли вы такой внутренний конфликт нормальным?
  • - Что вы чувствовали, когда два разных желания внутри вас вступали в конфликт?
  • - Какие решения вам кажутся наилучшими? Почему?
  • - Есть ли этнокультурные различия в предложенных решениях? Как вы думаете, чем они обусловлены?

Советы тренеру.

Очень важно объяснить школьникам, что часто мы при решении таких конфликтов руководствуемся ложными нормами (например, в случае с Колей - опасениями быть обвиненными в «стукачестве»). Однако когда речь идет о противоправных действиях (избиение одноклассников п т.д.), которые могут причинить вред жизни и здоровью, необходимо привлекать на помощь авторитетных взрослых. Они помогут разрешить конфликт и защитить более слабых. В этом случае выбор в пользу защиты обижаемых более морален и оправдан, чем умалчивание и попытка справиться своими силами (например, дракой). Во многих традиционных культурах распространены обычаи привлечения посредников - более опытных, старших товарищей, родственников, учителей, признанных моральных авторитетов, который необходимо также использовать как очень полезный в подобных случаях. В таких культурах предание публичной огласке недостойного поведения человека способно вызвать стыд как основной регулятор морального поведения.

В случае с Ирой возможно и другое решение - попытка напрямую поговорить с ней, обратиться к ее совести. Если это подействует, никому не рассказывать о ее проступке. В любом случае следует направлять дискуссию так, чтобы урегулирование конфликта происходило в пользу выбора наиболее нравственного решения (наименьший вред для всех участников конфликта, сохранение отношений, моральное развитие личности).

Упражнение «Послание поддержки».

Цель : формирование установок на альтруистическое поведение; развитие навыков вербального выражения поддержки.

Инструкция-. «В жизни каждого из нас бывают трудные минуты, тяжелые переживания. Не всегда рядом оказывается друг или близкие люди, которым можно доверять. А слов одобрения и поддержки порой так не хватает. Пусть каждый из нас представит незнакомого человека, которому сейчас тяжело и напишет ему теплое послание из нескольких предложений. Это не ваш родственник, друг или подруга. Ваши слова должны быть обращены просто к человеку, которому плохо».

Советы тренеру.

Если вы почувствуете, что у участников есть вопросы, можно подсказать им несколько типичных выражений, например, «держись», «не падай духом», «ты справишься» и т.п. Однако следует посоветовать избегать дословного отражения в посланиях этих выражений.

Следует приготовить красивую коробку, в которую участники сложат свои послания (она будет открыта в конце занятия, перед ритуалом прощания).

II ЭТАП. Стратегии урегулирования конфликтов

Упражнение «Стратегии выхода из конфликта».

Цель : сформировать у школьников представление о возможных стратегиях выхода из конфликта.

Тренер рисует на доске или показывает изображенную на ватмане модель, в которой представлены основные стратегии поведения (рис. 10.1), выбираемые участниками конфликта. В ее основе лежит «модель двойной заинтересованности»: заинтересованности в собственном успехе и заинтересованности в успехе другого.

Рис. 10.1.

Тренер делит группу на подгруппы по этническому признаку и дает следующую инструкцию: «Вы должны выбрать животных, которые, с вашей точки зрения, используют ту или иную стратегию выхода из конфликта из данных пяти вариантов. Вспомните уроки биологии, литературы (например, басни). Перерисуйте на лист бумаги модель, которую вы видите на доске, и впишите рядом с каждой стратегией название подходящего, на ваш взгляд, животного.

Затем под руководством тренера группа пытается прийти к единому мнению, вписав в модель, изображенную на доске, названия животных, наиболее соответствующих каждой стратегии (например, сотрудничество - дельфин, избегание - черепаха, компромисс - лиса, соперничество - акула и т.п.).

Однако единство мнений может и не быть достигнуто. В этом случае необходимо обратить внимание школьников на то, что у представителей разных культур одна и та же стратегия поведения участников конфликта может ассоциироваться с разными животными.

И, наконец, детей просят вспомнить реальные конфликтные ситуации, участниками которых они были. «Стиль поведения какого животного ты использовал, когда вступал в конфликт с младшим братом/сестрой, отцом, матерью, учителем, другом, одноклассником? Почему?»

Советы тренеру.

После того, как дети закончат выполнение задания, следует более подробно, но на доступном для того или иного возраста уровне ознакомить обучаемых с проблемой поведения людей в конфликтных ситуациях и со способами выхода из конфликта, которые они используют. Вернувшись к рассмотренной ранее модели, тренер анализирует основные стили поведения, различающиеся в зависимости от ориентации участника конфликта на достижение своих собственных целей и (или) ориентации на достижение цели другой стороной.

Высокий уровень заинтересованности участника конфликта лишь в собственных успехах проявляется в наступательной стратегии соперничества, которая означает любые попытки урегулировать конфликт на своих условиях без учета интересов другой стороны. При этом могут использоваться разные методы: от попыток настоять на своем, уговорить, доказать свою правоту до более «жесткого» давления - угроз, запугивания наказанием и т.п.

Когда высокий уровень заинтересованности в собственных успехах сочетается с высоким уровнем заинтересованности в успехах другой стороны, участник конфликта для его урегулирования прибегает к стратегии сотрудничества. Он встает на путь разрешения проблемы и прилагает усилия, чтобы прийти к взаимовыгодному для двух сторон решению, впрочем, не отказываясь от своих притязаний. Это способ урегулирования конфликтов, при котором участники приходят к решению, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон.

Слабая заинтересованность в собственных успехах в сочетании с сильной заинтересованностью в успехах другой стороны проявляется в стратегии уступок, при которой стороны идут на снижение своих притязаний, приносят в жертву собственные интересы ради интересов других. Однако эта стратегия не всегда означает полную капитуляцию - уступки могут быть и частичными.

Стратегия избегания конфликта свидетельствует о том, что сторону мало волнуют как собственные успехи, так и успехи другой стороны. В этом случае участник конфликта ничего не будет предпринимать в надежде, что все решится само собой.

К этим четырем стратегиям часто добавляют еще одну - стратегию компромисса. Отличие этой стратегии от остальных до настоящего времени не определена достаточно четко: некоторыми авторами она рассматривается как вариант сотрудничества, другие обращают внимание прежде всего на то, что к согласию в этом случае приходят при помощи уступок. Но в любом случае результаты исследований показывают, что компромиссный стиль следует помещать между стратегиями сотрудничества и уступок, от соперничества и избегания он отстоит гораздо дальше. Видимо, стратегия компромисса является результатом сильной заинтересованности одной стороны в успехах другой в сочетании с умеренной заинтересованностью в своих собственных успехах.

Впрочем, достаточно часто стороны конфликта не могут или нс хотят использовать ни одну из перечисленных стратегий. В таких обстоятельствах к управлению конфликтом привлекается третья сторона - посредник. Урегулирование конфликта благодаря вмешательству посредника считается - наряду с сотрудничеством в разрешении проблемы - одной из его конструктивных форм. В последние годы во многих странах уделяется большое внимание подготовке «школьных посредников» - учеников, обученных для помощи спорящим индивидам или группам с целью решения проблемы.

Упражнение «Межкультурный конфликт в школе».

Цель: осознание различий в поведении (своем и других людей) в конфликтных ситуациях и знакомство с различными стратегиями выхода из конфликта, которые могут быть обусловлены различиями между культурами.

Тренер разбивает группу на смешанные по этнокультурному признаку подгруппы (см. Приложение 7.2). Детям дается инструкция’. «В теме “Культурный ассимилятор” приводились потенциально конфликтные ситуации, обусловленные тем, что их герои не знали особенностей другой культуры. Вы учились давать объяснения поведения людей исходя из особенностей их культуры. А сейчас мы с вами попробуем урегулировать конфликты, которые могут возникнуть в межкультурном общении. Сейчас я раздам вам описания одной из ситуаций культурного ассимилятора. Каждая группа должна подобрать наилучший, с ее точки зрения, способ урегулирования конфликта, возникшего между персонажами ситуации, а затем объяснить свой выбор всем нам».

Вопросы для обсуждения.

  • - Какие варианты разрешения конфликта вы предпочли в этом случае? Почему?
  • - Нужен ли посредник в этом конфликте? Если да, то какова его роль?
  • - Какие варианты разрешения конфликта еще возможны? Опишите их сильные и слабые стороны.
  • - Были ли аналогичные конфликты в вашей жизни? Если можно, расскажите о них.
  • - Как вы их разрешали?
  • - Как помогает в разрешении конфликта знание культурных особенностей его участников?

Советы тренеру.

Школьники должны осознать, что представители разных народов могут предпочитать различные стратегии выхода из конфликта, что необходимо учитывать при межличностном взаимодействии. Детям необходимо привести яркие примеры подобных межкультурных различий. Например, можно использовать пример JI. Н. Гумилева о стереотипе поведения, которые продемонстрируют представители разных народов, если в трамвай, в котором они едут, войдет буйный пьяный. Напомним, но мнению Гумилева, грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из вагона», немец начнет звать полицию, татарин предпочтет уклониться от участия в конфликте, а русский может сказать «несколько сакраментальных слов», но скорее всего пожалеет пьяного и усадит его на свое место. Иными словами, грузин продемонстрирует стратегию соперничества, татарин - избегания конфликта, русский пойдет на уступки, а немец прибегнет к помощи посредника.

К настоящему времени проведено множество психологических исследований, результаты которых свидетельствуют, что представители коллективистических культур стремятся либо уклониться от конфликта, либо уступить другой стороне, чтобы поддержать гармонию в группе. Например, в эмпирическом исследовании стратегий выхода из конфликта, проведенном под руководством одного из авторов пособия, было выявлено, что в дружеском общении русские студенты предпочитают пассивные стратегии, отражающие низкий уровень заинтересованности в собственном успехе (уступки и избегание), активным стратегиям, отражающим высокий уровень заинтересованности в собственном успехе (сотрудничество п соперничество). В отличие от них для представителей более индивидуалистической - американской - культуры характерны активные способы разрешения конфликтов: сотрудничество и конкуренция, причем как в деловом, так и в дружеском общении.

В целом в коллективистических культурах, о чем свидетельствуют результаты эмпирических исследований, в большей степени обнаруживается стремление либо учесть интересы другой стороны, либо избежать конфликта. Так, японцы часто стараются использовать обходные пути (попытаться внушить определенные мысли, снискать расположение, произвести впечатление, умиротворить противную сторону).

Впрочем, необходимо учитывать, что отмеченные особенности поведения членов коллективистических культур проявляются при взаимодействии и с представителями своей группы. Если возник конфликт с членами чужой группы, то уйти от него коллективисты не стремятся. В этом случае у них зачастую проявляется даже большая склонность к конкуренции, чем у индивидуалистов.

Обучаемые должны также осознать, что культурно обусловлена и роль посредника. Например, китайцы предпочитают использовать посредничество в большей степени, чем американцы. Китайцы полагают, что посредники, прежде всего влиятельные лица, снимают враждебность, существующую между спорящими, а американцы привыкли рассчитывать на собственные силы. В традиционной русской культуре также придавалось большое значение третьей стороне конфликта, не случайно крылатыми словами стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Забытая деревня»: «Вот приедет барин - барин нас рассудит».

Вместе с тем ход обсуждения должен привести школьников к пониманию того, что любой межличностный конфликт между представителями разных этнических общностей должен и может быть разрешен, причем стремиться необходимо к сотрудничеству, т.е. выработке такого решения проблемы, которое бы объединяло противоположные позиции или, в крайнем случае, к компромиссу между ними.

Перед ритуалом прощания тренер предлагает участникам сесть в круг на расстоянии друг от друга и дает инструкцию". «Сейчас я открою коробку с посланиями и подойду к каждому из вас, п вы возьмете из коробки любое послание. Если кто-то обнаружит, что он получил собственное послание, молча поднимите руку. Я подойду, и мы сделаем обмен. После прочтения посланий вы можете оставить их себе».

Ритуал прощания.

Инструкция : «Мы все становимся в круг. Первый участник протягивает обе руки вперед, ладонями вверх. При этом он говорит любое краткое пожелание группе. Следующий, стоящий рядом, участник повторяет те же действия и говорит свое пожелание. При этом одна его рука должна соприкасаться с ладонью соседа. Эти действия повторяют все по очереди, пока весь круг не будет замкнут, а руки участников нс образуют соцветие».

Когда круг замкнется, тренер может сказать: «У нас получился общий цветок из наших рук, тепло которых мы ощущаем. Пусть каждый возьмет образ этого живого цветка с собой домой. Его мысленно можно даже в вазу поставить как память о нашей совместной работе».

  • Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000. С. 428.
  • Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995. С. 28.

273.43kb.

  • «Упражняется ли милосердие в нашей жизни?» , 45.56kb.
  • Политические конфликты и кризисы , 185.05kb.
  • Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»

    Классный час "Конфликты в нашей жизни".

    Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

    Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

    познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

    способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

    побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

    Форма проведения: час общения.

    Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта было то, что ……..", "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение".

    Организационный момент

    Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

    Вам понравилась такая игра?

    Уч-ся после выполнения задания расстроены.

    Почему?

    Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

    Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

    Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

    Можно было избежать конфликта? (можно)

    Как? (ответы уч-ся)

    Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»

    Беседа по теме.

    Кл. рук. Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?

    Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.

    Кл.рук. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?

    Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.

    Кл.рук. Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

    Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

    Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.

    Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

    Кл.рук. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

    Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

    А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

    Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

    Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

    Ответы детей:

    Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.

    Кл. рук. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

    А что же такое конфликт?

    Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

    Работа в группах: обсуждение

    Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

    Ответьте на вопросы:

    Кто участвует в конфликте?

    Кто виноват в конфликте?

    Каковы позиции участников конфликта?

    Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

    Ответьте на вопросы:

    Что такое конфликт?

    Почему возник конфликт?

    Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

    Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

    Ответьте на вопрос:

    Благодаря чему удалось избежать конфликта?

    Поговорим о собственном поведении в конфликтной ситуации.

    Прошу детей ответить на вопросы теста.

    «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации(когда ссоритесь)?»

    Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего ваше поведение. Если подобным образом ведете себя

    часто – 3 балла

    от случая к случаю – 2 балла

    редко – 1 бал

    Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

    1.Угрожаю или дерусь

    2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

    3.Ищу компромиссы.

    4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

    5.Избегаю противника.

    6.Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

    7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

    8.Иду на компромисс.

    10.Меняю тему.

    11.Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

    12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

    13.Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

    14/Предлагаю мир.

    15/Пытаюсь обратить все в шутку.

    На доске:


    1

    6

    11

    А

    2

    7

    12

    Б

    3

    8

    13

    В

    4

    9

    14

    Г

    5

    10

    15

    Д

    Подсчитайте количество баллов под номерами…

    Узнайте количество баллов по типам.

    Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

    А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

    Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.

    В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

    Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

    Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

    Делаем выводы из тестирования.

    Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

    Игра практикум.

    Существуют разные способы выхода из конфликта.

    В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

    Разделимся на группы.

    Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

    Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

    Ситуация №1

    Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

    Ситуация №2

    В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

    Ситуация №3

    На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

    Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:

    Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

    Просчитай в уме до десяти.

    Будь мудрее.

    Выяснить причину ссоры, попытайся объяснить о возможных моральных травмах.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Других не зли и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире. А если, что не так – смирись, Будь умнее - улыбнись, Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно: Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно… Омар Хаям

    Cлайд 3

    Конфликт, обычно рассматривается как такое качество взаимодействия между людьми (или элементами самой личности) , которое выражается в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Конфликты – неизбежны в реальной жизни! Избежать конфликтов возможно лишь прекратив общаться с людьми. Конфликт – это нормально!

    Cлайд 4

    Конфликт Играет положительную роль Рассматривается, как отрицательное явление Негативные последствия конфликта – следствия неспособности участников конфликта разрешить вызвавшее его противоречие.

    Cлайд 5

    конфликт Между людьми или группами Внутри самого человека (хочу, надо) Противоречие станет конфликтом, если: Оно станет значимым для нас обоих и будет осознанно («Мне надоело тебя ждать каждый раз») Дальнейшее общение становится невозможным или затруднительным («Я хочу продолжить наше общение, но…») Мы начинаем предпринимать действия для решения этого противоречия («Давай договоримся…»)

    Cлайд 6

    Признаки конфликта Наличие значимых для сторон противоречий; Необходимость их разрешения для эффективного взаимодействия сторон; Действия сторон направленные на преодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов; и т.д. Структура конфликта Предмет конфликта - противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить. Участники конфликта- отдельные люди и группы, которые можно разделить на прямых и косвенных участников.

    Cлайд 7

    Межличностные конфликты Статусно-ролевые (например, конфликт между учителем и учеником, который ведет себя по мнению учителя вызывающе, не уважая его статус) Материальные (например, конфликт из-за кабинета, в котором несколько педагогов хотели бы вести урок) Духовные (возникают как следствие рассогласования жизненных ценностей и смыслов) Направленность конфликтов Горизонтальные, возникающие между лицами, равными по социальному статусу (например, коллегами по работе) Вертикальные, возникающие между лицами не равными по социальному статусу (например, учитель – ученик) Смешанные (например, учитель – родитель)

    Cлайд 8

    Виды педагогических конфликтов Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности. Конфликты поведения, поступков, возникающих по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне уроков. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Понимание – начало согласия. Бенедикт Спиноза

    Cлайд 9

    Характеризуя, педагогические конфликты М. М. Рыбакова отмечает следующие их особенности: Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми; Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель – ученик), чем определяется разное поведение в конфликте; Разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении; Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

    Cлайд 10

    Присутствие других учеников в конфликте делает из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспи – тательный смысл и для них, об этом всегда приходиться помнить учителю; Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика, как форми- рующейся личности; Всякая ошибка учителя в разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; Конфликт в педагогической деятельности легче предупре дить, чем успешно разрешить. Хороший пример – это самая лучшая проповедь. Немецкая пословица

    Cлайд 11

    Способы поведения в конфликтных ситуациях. Ориентирование на себя Ориентирование на других Стили разрешения конфликта сотрудничество избегание компромисс доминирование (конфронтация) уступчивость (сглаживание)

    Cлайд 12

    Способы поведения в конфликтных ситуациях Искажение восприятий и пристрастия Процедуры конкурентности Самое трудное в споре не только защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление. Андре Моруа Тот, кто однажды нарушил доверие – теряет его навсегда. Артур Шопенгауэр

    Cлайд 13

    Эмоциональность Уменьшение коммуникаций Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде. Л. Н. Толстой. Если сказать нужное слово в нужный момент – большое искусство, то промолчать вовремя – искусство еще большее. Франсуа де Ларошфуко Ухудшение понимания основного вопроса конфликта; Жесткие предпочтения (зацикливание на позициях); Преувеличение различий, мотивация сходства.

    Cлайд 14

    Стадии конфликтного взаимодействия Предконфликтная стадия (латентный период) Послеконфликтная стадия Стадия открытого конфликта Переговоры и договоренности относительно степени опас -ности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем; Сбор как можно полной инфор мации о сути и причинах воз -икшей ситуации; Выяснение степени вероят -ности и возможности бескон- фликтного и безболезненного решения обнаруженных проб -ем; Разработка конкретных действий по разрешению предконфликтной ситуации. Внутри открытого периода можно выделить свои внут – ренние этапы, характеризу – ющие различной степенью напряженности: ИНЦИДЕНТ – это случай, который инициирует открытое противоборство сторон; ЭСКОЛАЦИЯ КОНФЛИКТА – Это самая напряженная стадия, на которой происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. ЗАВЕРШЕНИЕ КОНФЛИКТА – это последний этап открытого периода. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультативность продолжения конфликта. Выиграна война, но не мир. Альберт Энштейн

    Cлайд 15

    Ситуации завершения конфликта Способы завершения конфликта Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство. Устранение оппонента или обоих оппонентов противоборства. Очевиднаябесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Устранение объекта конфликта. Обнаружившиеся преобладающее превосходство однойиз сторон и её способность подавитьоппонен- та или навязать ему свою волю. Изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта. Появление в конфликте третьей стороны и еёспособность и желание прекратить противоборство. Участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения. Обращение сторон конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи. Переговоры, как один из наиболее нияконфликта могут быть эффективных способовразреше– использованы в любой ситуации.

    Cлайд 16

    Техника эффективного поведения в конфликте. Противоположное отношение к конфликту – это признание личной ответственности за происходящее, которое сводится к принятию следующих ПРИНЦИПОВ: Только вы ответственны за результаты своих отношений с другими людьми; Если стратегия поведения, которой вы придерживаетесь, не дает желаемого результата, то нет никаких оснований для обвинений другой стороны; Не стоит задаваться вопросом: «Кто виноват в том, что мне плохо?» Не стоит ожидать, что окружающие изменятся или станут другими; Только вы сами знаете свои потребности и отвечаете за их удовлетворение;

    Cлайд 17

    Конкретизация рассуждений облегчает понимание. Неизвестный автор Активные реакции Уточните собственные потребности: Что меня именно не устраивает? – Меня беспокоит… Что в данной ситуации мне необходимо? – Необходимо… Что бы мне хотелось? – Хочу… Сообщите о том, что вам нужно: ПРАВИЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ: Мне необходимо услышать ответ на вопрос, чтобы оценить уровень знаний; Назовите мне, пожалуйста, критерии оценки качества моей работы. Приступайте к переговорам. Основная цель переговоров – вовлечение оппонента в решении проблемы. На этом этапе важно соблюдать правила слушания: Больше слушайте, меньше говорите сами; Демонстрируйте интерес к мнению оппонента; Держите паузу; (1. подчеркивает внимательное отношение к чужому мнению; 2. Возможность разобраться в своих переживаниях, оценить, насколько предложенное решение учитывает интересы обоих сторон;) Ультиматум. (цель – дать понять: если ваши предложения по совместному решению проблемы не найдут понимания, вы будете решать ее сами, руководствуясь только своими интересами). Правила поведения педагога в «трудной» ситуации Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес. Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя: Чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков; Резкая критика; Повторяющиеся упреки; Решительное установление границ разговора; Упреки. Обсудите поступок позже. Позвольте ученику «сохранить лицо» Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

    Видимо, без конфликтов в нашей жизни прожить нельзя. Время от времени мы конфликтуем с родными, с коллегами, с друзьями и начальством. Вряд ли существуют в природе абсолютно бесконфликтные люди, потому что даже постоянно поступаться собственными интересами не сможет даже самый компромиссный человек.

    Само слово «конфликт» (от лат. conflictus - столкновение), означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзные разногласия, приводящие к острым спорам, к борьбе и противостоянию.

    Рассматривается конфликт и как обострение противоречий, процесс или ситуация, в которой одна из сторон находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противостоящие собственным.

    Конфликт определяется его участниками, условиями возникновения, действиями и исходом, то есть конечным результатом. Существует даже наука – конфликтология, и актуальность ее постоянно возрастает.

    Как разобраться в конфликтных ситуациях, предотвратить развитие конфликта, предвидеть его? Умение обходить конфликты служит залогом ровных и счастливых отношений в семье, с детьми, доброжелательной атмосферы на работе, залогом крепкой дружбы.

    Неконфликтные люди умеют сглаживать неловкие моменты, отделять в отношениях главное от второстепенного, ценить в людях их лучшие качества и не зацикливаться на отдельных недостатках. Они в каждой ситуации ищут самый оптимальный выход, а не виновников случившегося, умеют анализировать и делать выводы, чтобы не создавать повторно аналогичных конфликтных ситуаций.

    Конфликтные люди делятся на две категории. К первой категории относятся те, кто готов мгновенно «вспыхнуть» по любому поводу. Однако они, как правило, быстро и «отходят», ведь чем ярче горит факел, тем быстрее он выгорает. Такие люди незлопамятны и весьма открыты в проявлении своих эмоций.

    Ко второй категории относятся люди сдержанные, хорошо контролирующие проявление своих эмоций. В конфликтной ситуации они оперируют фактами, логическими выкладками, чрезвычайно убедительны. Но, преследуя свои интересны, они могут прибегнуть к угрозам, шантажу. Такие люди почти не прощают обид, правда, открыто предупреждают об этом. Для разрешения конфликта в свою пользу они идут до конца и, чаще всего, побеждают, хотя иногда с большими потерями. Для общения с такими людьми требуются немалые душевные силы.

    У любого конфликта есть свои предвестники, сигнализирующие о надвигающейся опасности. Вот самые характерные предконфликтные признаки:

    При встрече ваш собеседник, партнер, друг отводит глаза, избегает прямых взглядов.

    Он увеличивает дистанцию комфортного общения, избегает рукопожатий, принимает «закрытые» позы - держит некоторую дистанцию.

    Ваш собеседник выбирает формальные, общие темы для разговора (погода, работа и пр.).

    Ваш знакомый, коллега иди друг нарушает сроки возврата долга, опаздывает на встречи или вовсе избегает их.

    При общении у вашего собеседника, коллеги, знакомого тон становится все более жестким и сдержанным, заметно меняются интонации.

    При расставании ваш собеседник испытывает явное облегчение.

    При появлении таких признаков можно еще успеть предупредить конфликт, уклониться от него или же дистанцироваться для определения своих позиций и выбора оптимальной модели поведения.

    Внимательность при общении позволит вам самим выбирать, а не следовать навязанной тактике и чужому давлению. И еще, если конфликт можно предотвратить, спокойно выяснив отношения и разрешив проблемы в совещательном тоне, нужно обязательно найти способ сделать это. Особенно это важно в отношениях с близкими людьми.

    Но не стоит постоянно сдерживать в себе негативные эмоции – они обязательно проявятся. Поэтому не стоит доводить дело до конфликта. Близких людей нужно беречь!