Высшие нравственные ценности человека. Нравственные ценности в современном мире Нравственные ценности и принципы

1. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его

взаимодействие с профессиональным долгом.

2. Совесть – форма нравственной самооценки. Значение совести в

профессиональной деятельности юриста.

3. Место нравственного долга и совести в профессиональной

деятельности юриста.


1. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его

взаимодействие с профессиональным долгом

Возрастающее значение нравственности в обществе обусловливает повышение значения этики как науки о морали, различных видов профессиональной этики как направлений, изучающих особенности применения общих принципов и норм морали в определённых профессиональных группах.

Возникновение профессиональной этики обусловлено конкретными социально-экономическими условиями развития общества, материальными и духовными потребностями людей. В качестве первопричины выступило общественное разделение труда, появление различных видов деятельности, профессий.

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы . Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Другое определение морали дает С.А. Комаров: Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т.д. отдельных лиц или учреждений, каким бы высокими правами те не обладали.

Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства.

В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

2. Совесть – форма нравственной самооценки. Значение совести в

профессиональной деятельности юриста

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой .

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда - правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.

3. Место нравственного долга и совести в профессиональной

деятельности юриста

Профессиональная этика обобщает, систематизирует, научно обосновывает принципы, нормы и другие элементы морали, доказывает разумность и прогрессивность одних и подвергает научной критике другие; способствует воспитанию людей, помогает им целенаправленно выработать такие моральные представления, принципы и нормы, чувства, убеждения, идеалы, привычки и качества, которые отвечают задачам их поведения, в том числе и профессионального.

И, наконец, профессиональная этика юриста представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих своё проявление в поведении представителей определённой социальной группы общества - юристов, обусловленных их принадлежностью к данной профессии. Причём, наряду с общими нормами моральных отношений в любой профессиональной деятельности, юридическая этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия профессии юриста.

Ратинов и Зархин утверждают, что «каждая профессия налагает на своих представителей специальные нравственные обязанности, которые дополняют общие моральные принципы, а в некоторых случаях и ограничивают их действие… Судебная этика определяется как учение о специфических нравственных нормах служебной деятельности и внеслужебного поведения профессиональных участников судопроизводства: судей, прокуроров, следователей, адвокатов. Наряду с общими для них положениями, некоторые правила, относящиеся к жизни и деятельности представителей только той или иной юридической профессии, не совпадают» .

Ценности - это общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами. Они не регулируются юридически, но в большинстве своем имеют интерпретацию в сводах закона, а значит, обеспечены нам и государством.

С самых древних времен ученые умы вывели ряд качеств, характеризующих «идеального гражданина». Для него во все времена были свойственны такие нравственные ценности, как мужественность, смелость, великодушие, справедливость, доброта, милосердие. К такому светлому образу (по замыслу древних знатоков) должен стремиться каждый. Конечно, хотеть и соответствовать - это разные вещи. Но мечтать и стремиться к лучшему людям хочется всегда.

Религия

Важной движущей силой во все времена была вера. Мусульманство, христианство, ислам, буддизм - все эти религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать. Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии.

Не убей, не укради, не обмани, не причиняй зла ближнему своему... Для верующего человека - это как руководство к действию. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни.

Воспитание

С самых ранних лет человека, пусть еще даже крохотного, окружает социум со своими правилами и нормами. Именно он с самого детства закладывает нам ту базу, на которой будет происходить формирование нравственных ценностей.

Сначала родители своим собственным примером показывают ребенку, что хорошо, что плохо, что можно и нельзя. Дальше будут влиять на его жизнь учителя, которые, кроме демонстрации собственного примера, в доступной форме доносят до сознания нормы правильного поведения в обществе, показывают границу между добром и злом, объясняют, насколько она бывает тонка.

Подростковый максимализм

В подростковом возрасте часто происходит переоценка. Родители и учителя говорят о том, как нужно делать, но друзья и сверстники считают, что это плохо, а хорошо - совсем другое. Тут и встает вопрос этического выбора: создания своего мировоззрения и определения того, что важно именно для тебя, а чего тебе делать не стоит.

Свобода выбора - одна из гласных свобод человека. Она дана нам природой по факту рождения и даже закреплена законом. Человек сам решает, как ему поступать.

Но свобода одного, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. Именно в подростковом периоде люди чаще всего совершают какие-то ошибки, иногда нарушают законы, пробуют запретное, принимают неправильные решения. Все это так или иначе помогает в становлении личности со своей собственной системой ценностей.

Доброта

Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным - все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. "Добро" кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека.

Для каждого критерии добра свои: для одних отсутствие зла - это уже добро, для других оно заключено в конкретных делах. И то, и другое имеет место, и, по сути, является добром. Также существует больше количество примеров, которые описывают не такие уж хорошие поступки, но они объясняются самыми лучшими намерениями. Порой бывает очень сложно определить тонкую границу между добром и злом.

Люди вокруг

Человек, как известно, существо социальное - одному и скучно, и грустно, и поговорить не с кем. Вокруг нас практически всегда очень много людей, самых разных. Это и наши родители, и люди старшего поколения, и те, кто младше нас. Все эти люди вокруг влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.

Индивиды имеют для нас разную ценность и степень авторитета. К кому-то мы прислушиваемся больше и даже идем за советом, на кого-то стараемся быть похожими. Какие-то люди запоминаются нам поступками, другие - сказанными словами, которые оставляют след, заставляют задуматься.

Так или иначе окружение воздействует на каждого. В ходе исторических изменений в обществе происходят и перемены, которые влияют на нравственные ценности. То, что считалось аморальным пару веков назад, сейчас считается нормой, когда-то «дикие» вещи сегодня - каждодневное явление. Есть и спорные нравственные ценности человека, например, сохранение невинности до замужества.

Безнравственность

Что включает в себя понятие «плохо»? Вроде бы все предельно просто, но в современном мире хорошее и плохое так тесно переплелось и перепуталось, что сложно отличить одно от другого. Некоторые духовно-нравственные ценности кажутся незначительными. Сегодня модно быть сильным и властным, презирать слабость и немощность. Для достижения своих целей люди нередко забывают о дружбе, любви, уважении, взаимовыручке, милосердии и многом другом, что принято считать правильным и добрым.

Конечно, каждый человек сам для себя решает, что хорошо, а что плохо, но в любом случае белое всегда остается белым, а черное - черным. И есть вещи, переступая через которые, мы совершаем безнравственные поступки. И их невозможно оправдать, ссылаясь на тонкие границы между добром и злом.

Нравственные ценностиэто моральные и этические принципы, которые мы считаем правильными и важными. В их числе: любовь к ближнему, сострадательность, честность, порядочность, самообладание, благородство.

Таким образом, от наших моральных ценностей зависит то, как мы себя ведем, какие приоритеты ставим, как относимся к людям, а также какое нравственное руководство даем своим детям.

Однако, несмотря на всю свою значимость, нравственные ценности сегодня в упадке. В сегодняшнем мире всё больший акцент делается на власть и деньги. Считается, что если у тебя есть деньги — у тебя есть всё!

Но разве можно за деньги купить истинную любовь, уважение, сострадательность и доброту?

НРАВСТВЕННЫЙ УПАДОК

В 2017 году исследователями был проведён опрос в котором было опрошено несколько сотен молодых людей с целью узнать, что они думают о нравственных ценностях. Результаты опроса оказались неутешительными, по той причине, что в мышлении и разговорах опрашиваемых практически отсутствовали моральные принципы.

Большинство считали злом изнасилование и убийство. Если же дело не касалось подобных крайностей, они не задумывались, что хорошо, а что плохо, даже когда речь шла о вождении автомобиля в нетрезвом виде, о духовном безразличии или о супру­жеской измене.

Одна девушка высказа­лась так: «Меня не сильно волнует, что пра­вильно, а что нет». Многие придерживаются взгляда: «Делай то, что считаешь нужным. Слушайся своего сердца». Но верен ли та­кой подход?

Хотя человеческое сердце способно ис­кренне любить и сострадать, оно все же «коварно… Этот печальный факт отража­ется на нравственном климате, царящем в современном обществе. Осознание этого должно побудить нас задуматься: присущи ли нам нравственные ориентиры, которых лишены сегодня многие из нас.

Нравственные ориентиры можно сравнить с компасом, который, чтобы пра­вильно указывал нам путь, нужно проверять: настроен ли он в соответствии со здравыми мораль­ными ориентирами? Но где можно найти такие ориентиры?

ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ

Только нравственные ценности, могут принести людям истин­ное удовлетворение и счастье. Рассмотрим это на примере таких качеств, как любовь, доброта, щедрость и честность.

  • Любовь к людям . В одной книге отме­чается: «Если вы научились любить, то сча­стье само постучится к вам в дверь». Люди нуждаются в любви. Без нее они не могут быть по-настоящему счастливы. Когда в семье не хватает такой любви, страдают все, особенно дети.

Здесь речь идет не о чувственной любви и не о сентиментальности, а о любви, осно­ванной на принципах. Именно она побуж­дает нас бескорыстно оказывать помощь незнакомым людям.

Не обошла тему любви и Библия. В ней говорится: «Любовь долготерпима и добра. Любовь не ревнива, не хвастлива, она не превозносится, не ведет себя неприлично, не ищет своего, не раз­дражается, не ведет счет обидам, не раду­ется неправедности, а радуется истине, все переносит… все стойко претерпевает».

Острая потребность в «глобальной этике»

В одном журнале отмечалось, что выживание человечества «может зависеть от принятия людьми глобальной этики. Вероятно, самым общепризнан­ным универсальным нравствен­ным законом является „золотое правило», которое звучит так: «Во всем поступайте с людь­ми так, как хотите, чтобы они по­ступали с вами».

Коварный враг любви - материализм, или представление о том, что материаль­ные блага и удовольствия обладают наи­большей ценностью в жизни. Как ни удиви­тельно, но научные исследования не раз показывали: когда человек достигает до­вольно скромного уровня благосостояния, дальнейшее обогащение уже не делает его счастливее. Люди, ориентированные на накопительство, по сути, копят в себе разочарование, ведь любя­щий богатство - никогда им не насытится.

  • Доброта и щедрость . В материалах одного научно-исследовательского центра при Калифорнийском университете в Бер­кли (США) отмечалось: «Разве не чудесно было бы зайти в магазин и купить счастье на всю жизнь? И это не такая уж нелепая идея, как может показаться. Но при од­ном условии: если мы покупаем что-то для других». Почему? Потому что мы стано­вимся счастливее не тогда, когда получа­ем, а когда даем. Оказывается, человек испытывает больше счастья от того, что даёт другим, а не от того, что получает сам.

Часто самая лучшая форма дарения, которая приносит наибольшую радость - это когда мы отдаем самих себя, свое вре­мя и силы, помогая другим. Нравственные ценности делают нас лучше.

Наиболее известные постулаты нравственных ценностей:

«Люби своего ближнего, как самого себя».

«Никому не воздавайте злом за зло».

«Великодушно прощайте друг друга, если у кого-то есть причина жаловаться на другого».

«Корень всего злого - любовь к деньгам».

Писателю Чарльзу Уорнеру принадлежат слова: «Один из прекраснейших законов бытия заключается в том, что, искренне помогая другому, ты всегда помогаешь себе».

  • Честность . Это качество лежит в осно­ве любого цивилизованного общества. Не­честность же порождает страх, недоверие и подрывает общественные устои.

На самом деле истинная чест­ность, как и другие рассмотренные нами качества - это свойство характера. Чест­ный человек честен при любых обстоятель­ствах, независимо от того, выгодно это ему или нет.

Напоследок, хотелось бы вам пожелать множить в себе нравственные ценности, ведь не от денег, а именно от нравственных ценностей зависит, каким наш мир будет не только сегодня, но и завтра, а следовательно, какое наследие мы оставим нашим детям.


Введение

Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность

Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека

Религия и ее роль в современном мире

Заключение

Список использованной литературы

Введение

С момента формирования общества начали свое существование нравственные ценности. Они определяли жизнедеятельность человека, его положение и отношения в общине.

Свобода для человека не вовсе времена принадлежала ему, были периоды, когда веками человек оставался подневольным. Да и в наше время человек зависит от законов, устоев общества и традиций. Он должен нести ответственность за свои действия, ведь если он не будет отдавать себе отчет в содеянном это приведет к последствиям, о которых он будет жалеть.

Как было бы прекрасно, если добро и красота шли рука об руку, но в наши дни это не всегда так.

Религия все также как в древние времена имеет огромное значение в современном мире. Она объединяет миллионы людей, дает им надежду в трудную минуту, формирует нравственные нормы поведения людей. Но есть и негативный аспект: на фоне религиозных разногласий возникают конфликты между людьми разных вероисповеданий.

1. Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность


К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования.

Ценности, обеспечивающие жизнь человека - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения в обществе.

Правила нравственности содержались в мифологических и религиозных системах любого общества. И нравственные ценности были неразрывно связаны с религиозными системами.

В античности появляются самостоятельные этические учения, за рамками религиозно-мифологических систем, важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм и стоицизм. Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно. Неморальное поведение трактуется как незнание

Гедонистическая этика представляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античной философии она представлена учением Эпикура. В обыденном языке мы используем название «циники» для тех, кто пренебрегает моральными ценностями. «Циниками», или киниками, в античной философии называли философскую школу, представители которой подвергали сомнению нравственные правила поведения. Стоицизм - учение, последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, учили равнодушию к судьбе и стойкости. Христианство предложило систему моральных ценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к Богу и "приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская и этическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности.

В XVIII в. идею о том, что главной категорией нравственности является долг, развивал Эммануил Кант. Он сформулировал «категорический императив» - моральный закон, которому должны подчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства».

Нравственные ценности играют огромную роль в жизни человека. Например, пообещав кому-то что-либо нельзя не выполнить обещание т.к. в глазах этого человека ты становишься ненадежным человеком, на которого нельзя положиться, а это противоречит нравственным ценностям.

Родные, друзья, близкие и те кто нас окружают - это общество. И поэтому нужно дорожить их любовью, доверием, и дружбой, а не соблюдая хотя бы основных нравственных правил поведения мы просто не сможем существовать.

Важнейшим условием моральности индивида является его свобода, возможность нравственного самоопределения. Без этого о моральности, как особом механизме регуляции человеческих отношений, не может быть и речи. Если мы ничего не выбираем по своей собственной воле - мы не свободны. Однако в полный рост тема свободы как выбора становится в христианстве, которое связывает со свободным решением человека его движение по пути добра или зла. Христианство исходит из того, что воля человека свободна, то есть она сама делает выбор, не являясь простым следствием неких детерминирующих ее причин. Человек может либо принять протянутую ему руку Христа, либо уклониться от божественной помощи и поддержки, избрав другой путь.

Если отвергнуть механистическое понимание социокультурных законов, при котором человеческая жизнь представляет собой жесткую цепь накрепко связанных друг с другом звеньев, то обнаружится, что законы общества и повседневной жизни - это законы-тенденции. Они являются статистическими, то есть действуют только на большом массиве событий и ситуаций. На уровне и бытия, и быта господствуют вероятностные отношения, которые в рамках тенденции дают возможность выбирать. Почти каждая житейская ситуация имеет целый ряд альтернатив, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку. Свобода воли из возможности выбора может и должна перейти в действительность выбора - воплотиться в поступке, в позиции, в манере поведения.

Человеческая воля имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит от некоторых условий:

Условие 1. Для реализации свободного выбора должны отсутствовать внешнее принуждение и запрет. Если человек в прямом смысле слова скован цепями, находится под прямой угрозой смерти, принципиально ограничен в своих возможностях и не может действовать по своему усмотрению - он не выбирает и не свободен, по крайней мере в практическом отношении.

Условие 2. Для того чтобы свободный выбор состоялся, нужны сознательность и рефлексия, способность увидеть наличные варианты и остановиться на одном из них. На мой взгляд, осознанность - необходимый момент свободного выбора, его неустранимый атрибут. Если человек выбирает спонтанно, по принципу «не могу иначе», то в 99% случаях выбор его будет ошибочным и не принесет ему ничего хорошего.

Бывает, что человек, не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желает отказаться от решения. Устраниться. «Залечь на дно». Оставить проблему другим. Однако это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать - тоже поступок.

Не оказать помощь - промолчать, закрыть глаза - это тоже свободное решение. В не меньшей степени данное положение относится в выбору между равноправными ценностями. Если ты не выбрал - значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чаще всего знают, кто сможет решить вопрос «за них» и каким именно образом. Поэтому уклонение от выбора - не более чем самообман.

Ответственность - оборотная сторона свободы, ее « alter ego » - второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное им.

Вести себя ответственно - значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий, понимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и на других. Это значит предвидеть (чувствовать, схватывать) последствия каждого своего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий. Ответственное поведение в этом смысле - это поведение разумное и в хорошем смысле слова расчетливое - поведение того, кому не все равно, что будет с ним и с другими. Ответственность означает также способность правильно понять нужды как других людей, так и свои собственные. Мы ответственно ведем себя по отношению к другим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбе о помощи, поддержать в случае необходимости, когда утверждаем их бытие и способствуем их развитию. Равнодушие, как и попытка «ломать другого через колено», - это всегда безответственное отношение к нему. То же касается отношения к самому себе. Быть ответственным за себя означает и заботу о своем сохранении и развитии, и разумное умение руководить собственным поведением, не давая воли иррациональным страстям.

Первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек был связан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выборе говорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственным за то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не мог поступать сообразно своей воле.

Вторым важнейшим условием полноты моральной ответственности человека является преднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, что хотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принесли другим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, что непреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее не снимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга - он также испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдает такого случайного убийцу или накажет его лишь за халатность в обращении с оружием - то есть за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздо выше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед, часто вовсе «без вины виноватые», переживают весь груз ответственности за случившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, это происходит потому, что нам трудно утешиться ролью «игрушки судьбы» и «орудия рока». Всегда возникает вопрос: «Почему именно я, а не другой?» Мы не желаем быть простым средством даже в руках Провидения, напряженно ищем скрытый собственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужой жизненной истории, и эта «личностная интерпретация» случившегося заставляет нас чувствовать ответственность.

Ответственному поведению противостоит безответственное - это поступки «на авось», действия, которые совершаются кое-как, без учета последствий для себя и для других. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием или с избыточной самоуверенностью, а часто - и с тем и с другим. Когда человек безответственно совершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степени неопределенности, ибо последствия необдуманного, случайного, слепого выбора оказываются непредсказуемы. Вероятно, они могут быть пагубны для всех, кто втянут в конкретную ситуацию. При безответственном поведении индивид не испытывает чувства тревоги, напряжения, свойственного ответственности, не концентрирует своего внимания на том деле, за которое взялся. Он полагает, что «нелегкая вывезет», и часто ошибается.

И вот здесь вступает в силу второе понимание ответственности, речь идет о той ответственности, которую «несут». «Нести ответственность» - значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. В свою очередь, безответственность означает в этом контексте попытку свалить последствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за собственную трусость, неразумность или безудержное удальство. Жан-Поль Сартр, полагавший человека существом абсолютно свободным в выборе, усматривал одну-единственную моральную норму, которой должны с необходимостью подчиняться люди, - это ответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобретать собственную мораль - самую странную и причудливую, можешь быть сверх меры добр или безудержно жесток - это дело твоего выбора. Однако при этом ты должен принять на себя и только на себя все последствия своего поведения. Если ты говоришь, что тебя заставили, принудили, соблазнили или заморочили, - ты лжешь, потому что последнее решение принимает всегда сам человек. Боль, презрение, изгнание, разорение свободно выбирающий индивид должен так же принять, как любовь, богатство или славу, потому что всякий результат - результат его свободного выбора, и ни одна душа в мире не несет ответственности за твои собственные поступки.

2. Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. И соответственно многим, мягко говоря, не нравится безобразное и низменное. Однако наивно-интуитивное понимание мира красоты недостаточно для уверенного ориентирования в нем. Здесь, как обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое "эстетикос" означает "относящееся к чувству". Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Основатель эстетики Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство - как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизирует категорию красоты, ибо она более конкретна, включает в явном виде элементы сопоставления: нечто не просто красиво, а очень красиво, прекрасно и максимально далеко отстоит от безобразного, антипода прекрасного. Подчеркивая своеобразие эстетического восприятия, Кант характеризовал его как "целесообразность без цели". Эстетическое суждение не заинтересовано в чем-то другом, оно обладает самостоятельной ценностью. В жизни человека эстетическое начало имеет свою особую нишу.

Где и как существует эстетическое? Самый простой ответ на этот вопрос таков: эстетическое, а сюда входит и красота, - это свойство предмета. Такой ответ с позиций понимания знакового, символического характера эстетического является довольно наивным. Будучи включенным в процесс символизации, эстетическое объединяет, связывает субъект с объектом, духовное с телесным. Ошибаются как "природники", считающие эстетические свойства принадлежащими объектам, так и те, кто сводит эстетическое к восприятиям индивида. Тайна эстетического состоит в удивительной согласованности "лица" предмета с внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем эстетическом отношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешним окружением.

Ценностный характер эстетического особенно ярко проявляется в соотношении в нем прекрасного с безобразным, причем они далеко не равнозначны. Человек стремится не к безобразному и низменному, а к прекрасному и возвышенному. Лишите мир эстетически положительного, и вы потеряете значительно больше, чем половину чувственного восприятия.

В стремлении преумножить и развить мир прежде всего прекрасного, красивого человек обращается к искусству. Искусство, как уже отмечалось, есть воплощение красоты, что, разумеется, предполагает сотворение последней.

Выражать красоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в случае музыки - звуки, которые извлекаются музыкантами посредством музыкальных инструментов. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты. Красивыми являются и чувства, если они ведут к положительно ценностным переживаниям. Примеров тому не счесть, от любви Ромео и Джульетты до мужества воина, защищающего родину.

Для конструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различие между, с одной стороны, произведением искусства и, с другой стороны, техническим артефактом, т.е. техническим изделием или устройством. Греческое "технэ" означает искусство, мастерство. Как художник, так и техник являются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит в его полезности для человека. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническое изделие является и произведением искусства, но это имеет место далеко не всегда. Вместе с тем всякий технических артефакт не выпадает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полезность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, но желательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования предметов, в том числе техники. Слово "дизайн" английского происхождения и весьма удачно отражает суть технической эстетики. Оно состоит из корневой основы "зайн" (знак, символ) и префикса "ди" (отделение). Дизайнер осуществляет разнообразную символическую деятельность. Он переводит свой духовный мир в технические знаки, актуальные для пользователей техникой. Для дизайнера техника - это не просто железки, а символ красоты, прекрасного. По словам Л.Н.Толстого "Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий". И я, пожалуй, соглашусь с этим мнением, так как добро представляет собой духовное состояние человека при котором он не обращает внимание на какие-то внешние факторы влияющие на него, а руководствуется веянием души и сердца. Это может проявляться и в его работе, и в общении с людьми, поступках и мыслях.

Красота же в основном проявляется какими-то внешними факторами. Возьмем, например девушек, которые озабочены лишь своим внешним видом, они часами проводят время в салонах красоты, заняты различными процедурами, но за этой маской «куклы» - пусто. Нет ничего интересного, общение с ними не доставит никаких впечатлений и не вызовет никаких эмоций. Вы скажете, что человек должен быть прекрасен и душой и телом, и я с этим согласен, но в этом случае прекрасным становятся внешние данные, а внутренний мир отсутствует. Это противостояние добра и красоты, по моему мнению, будет всегда.

3. Религия и ее роль в современном мире


Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование искусственного (теоретического, художественного или другого) «мира», в отличие от мира реального, жизненного, предметного,- черта всех форм его духовного освоения людьми. Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир музыки». Специфика религии - в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам, с их личным творчеством. То и другое - обязательные «полюса», условия жизни религиозного сознания.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они - продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют большое число приверженцев в разных странах. Религия - социально организованная (и организующая) вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.

Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оно истолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем религия - определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Идейное содержание и общественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческим переменам, переосмыслению. Какова же их самая общая суть?

Исследования показывают, что в фантастических религиозных представлениях об одушевленных силах, непомерно превосходящих силы человеческие, «естественные», отражено постоянное вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных и общественных процессов, несущих в себе черты случайности, катастрофичности. Таинственные силы природы и истории (рока, судьбы) осмысливались как «высшие силы». Религия развивалась на почве сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил, как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. В представлениях о «высших силах» причудливо сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. От кошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам.

Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога - высшего существа, достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. По аналогии с отношениями «отец - сын» и другими бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека. Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желание умилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным их почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилением этого момента связано развитие в рамках религиозного сознания - на высших его ступенях - этических представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение к божеству нередка придает вере светлый, радостный характер, способствуя формированию высоких общечеловеческих ценностей.

Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды и между разными группами людей одной веры. Но это, повторяем, не дает оснований однозначно оценивать социально-политическую роль религиозных взглядов вообще.

Религия - явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическими закономерностями развития общества. Общественные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу. Сегодня, при всей уязвимости идей сверхъестественного мирового начала в свете достижений науки, при всей фантастичности форм, в которых выражается религиозное мировоззрение, влияние религиозных идей на общественное сознание разных стран и регионов все еще очень велико.

Это в значительной мере связано с тем, что «человеческий мир» религий по-своему отражает огромный реальный жизненный опыт человечества, храпит систему эмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни, нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного. Возведя на пьедестал духовно-ценностную сторону жизни людей, религиозное сознание способствовало развитию духовности человека, этого и в самом деле «сверхприродного» в известном смысле аспекта человеческого бытия. Он социален и потому не улавливается посредством природных, «естественных» объяснений. Кроме того, он связан с идеальной стороной культуры, с человеческой субъективностью и потому не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабее поддается рационально-теоретическому толкованию, регулированию.

Можно сделать вывод, что религия была и остается важнейшим фактором формирования морально устойчивого и гуманного общества. Ведь религия дает человеку понять, что такое хорошо и что такое плохо; почтение к предкам и уважение к родителям.


Заключение

Ценности, обеспечивающие жизнь человека - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения в обществе. Этими правилами и должен руководствоваться человек в своей жизни.

Важнейшим условием моральности индивида является его свобода. . Если мы ничего не выбираем по своей собственной воле - мы не свободны. Однако в полный рост свободными мы не будем, так как мы зависим от нравственных общественных устоев и законодательства. Ну конечно ответственность за свои поступки должна быть заложена в человеке с детства, без нее не будет личности как таковой.

Эстетическое - метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим характеристикам жизни и искусства.

Добро лежит внутри человека. Добро должно совершенствовать мир, делать его лучше, ведь чем больше добра мы делаем тем больше оно к нам возвращается. Но если добро и красота объединятся наша жизнь заблистает всеми красками жизни.

Ну и в заключении скажу о религии. Она держит наши умы, поступки в определенных нравственных рамках, учит уважать родителей и почтенно относиться в старшим. В наши дни это не всегда так, но все-таки в своем большинстве мы стараемся держаться этим нравственным рамкам.


Список использованной литературы

1. Лавриненко В.Н., Ратникова В.Т. «Философия». - М.: Юнити-Дана, 2004. 356-360стр.

2. Спирин А.Г. «Философия». - М.: Гардарики, 2004. 279-283 стр.

3. Рычков А.К. «Философия». - М.: Владос, 2004. 173-175 стр.

4. Гучилов Н.Ф. «Философия». - СПб.: Питер, 2004. 298-301 стр.

5. Кохановский В.П. «Философия». - Ростов на Дону: Феникс, 2005. 340-342 стр.

6. Губин В.Д. «Философия». - М.: Проспект, 2007. 184-187 стр.

7. Алексеев П.В., А.В.Панин «Философии». - Проспект, 2008. 365-367 стр.

8. Разин А.В. «Философия». - М.: Гардарики, 2006. 304-307 стр.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.