Киевская псалтирь 1397. Книжная миниатюра Руси. Киевская Псалтырь. Отрывок, характеризующий Киевская Псалтирь

Книжкова мініатюра Русі. Київська Псалтир.

Переводы с украинского (местами коряво, прошу извинить).

Історія української культури, т.2. Гл. 2.5. В.С.Александрович - Образотворче та декоративно-ужиткове мистецтво.

Наименее известной страницей истории украинского искусства второй половины XIII - первой половины XV вв является миниатюра рукописных книг. Скромный характер представлений о ней - следствие не только небольшого числа уцелевших памяток: в отличие от других видов искусства, она не нашла отображений в письменных источниках. Рассказывая о многочисленных подношениях церкви князя Владимира Васильковича, Галицко-Волынская летопись ни разу не упоминает о художественном оформлении рукописей. Единственным аутентичным памятником этой среды является частично восстановленная миниатюра с изображением св. Василия Великого и Ефрема Сирина в датированном 1288 г. "Паренесисе" Ефрема Сирина (РНБ) 25 .

Другая иллюминированная рукопись этого периода - "Беседы св. Григория Двоеслова на Евангелие" второй половины XIII в. (РНБ). Кодекс украшает исходная миниатюра "Спас со св. Григорием Двоесловом, Евстахием и двумя ангелами". Построенная по схеме "Моления", композиция с фронтальной фигурой Христа и двумя меньшими, подчиненными ему, простертыми на плоскости фигурами имеет иератический характер. Исходная миниатюра "Бесед" Григория Двоеслова - редкий образец искусства книжной миниатюры. Тематический репертуар украинской иллюминированной рукописной книги имел довольно ограниченный характер и иллюстрациями прежде всего украшались евангельские тексты, поэтому основу репертуара украинской миниатюры составляли изображения авторов канонических Евангелий.

Единственное известное в украинских землях богато иллюстрированное Евангелие до середины XV в. - Лавришевское (Лавришівське) 26 , переписанное, вероятно, на Волыни на стыке XIII - XIV вв. Продолжая практику иллюстрированных портретами евангелистов рукописей, кодекс - вместе с традиционными иллюстрациями - имеет еще 14 миниатюр и подготовительных рисунков к ним, из которых 12 иллюстрируют текст евангельских книг, два - изображения св. Иова и архангела Михаила. Миниатюра с архангелом Михаилом имеет исходный характер и выполнена на отдельном листе перед текстом, поэтому, очевидно, указывает на обстоятельства происхождения кодекса.

Усложненный иконографический вариант миниатюры с евангелистом демонстрирует уникальная уцелевшая иллюстрация Ковровского Евангелия, где изображение Иоанна с Прохором на острове Патмос дополнено не только полуфигурой Христа, но и уникальной для соответствующей иконографии полуфигурой архангела Михаила.

Наиболее известная памятка украинской миниатюры рассматриваемого периода - Киевская псалтырь 1397 г. (РНБ). Она принадлежит к сравнительно небольшой группе богато иллюстрированных псалтырей византийской традиции, а для художественного наследия украинских земель является памяткой уникальной. Ее страницы украшают сотни тесно связанных с текстом миниатюр, которые следуют оригиналу константинопольского императорского скриптория XI в. 27 Такая ориентация свидетельствует не только о вкусах заказчиков,но и об ориентирах украинского искусства княжеской эпохи.

25. Нікалаеў М. Палата кнігапісная. Рукапісная кніга на Беларусі ў X - XVIII стагоддзях. - Мінск, 1993. - С. 26. В более новой литературе выдвинута версия о происхождении из этой же среды еще нескольких иллюстрированных кодексов, но она требует более глубокого исследования: Запаско Я. Скрипторій волинського князя Володимира Васильковича // ЗНТШ - Т. 225. - С. 185 - 193.

26. Его миниатюры детально рассмотрены: Smorąg-Różycka M. Miniatury "Ewangeliarza Ławryszewskiego". Zagadnienie stylu // Folia Historiae Artium. - Kraków, 1992. - T. 28. - S. 13 - 38.

27. Лихачева В. Д. Миниатюры Киевской Псалтири и их византийский источник // Византия и Русь. Памяти В. Д. Лихачевой. - Москва, 1989. - С. 220.

Д.Крвавич, В.Овсійчук, С.Черепанова. Українське мистецтво, ч.2. Навчальне видання. Львів, 2004
3.3 Станкове та монументальне малярство

Київський псалтир.
...Киев в большей степени, нежели Европа, придерживался византийской традиции, и этот творческий процесс питали контакты с Константинополем и Афоном. Признаком этого является миниатюрная иллюминация Киевской Псалтыри (Публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, С.-Петербург). Это гениальное произведение раскрыло уровень художественной культуры Киева и обширных регионов украинских земель, потому что этот творческий отзыв чувствовался и в Галичине. Книгу, "описану в граді Києві", украшает 303 иллюстрации. Тут изображены сцены из Старого Завета, а также, согласно с его пророческим характером, - из Нового Завета. Евангельских тем немного: несколько Богородичных сцен ("Введение в храм", "Встреча Марии с Елизаветой", "Богородица Одигитрия", все, за исключением "Сретения" праздники). Более всего старозаветных, посвященных истории церкви. Миниатюры свободно расположены на полях, эстетически дополняют монолитные текстовые блоки вместе с заставками и инициалами. Иллюстрировали рукопись два выдающихся киевских художника, блестяще владевшие рисунком и обладавшие высоким артистизмом живописной манеры. Их палитра необычайно богата, она вмещает красный, розовый, фиолетовый, светло-лиловый, оранжевый, оливковый, зеленый, синий, голубой, белый, серый и черный цвета. Серым и черным, к слову, рисованы лишь адские силы, черти и входы в пещеры. Все локальные цвета покрыты ассистом - золотыми параллельными линиями. Подбор хроматических элементов осуществлялся в соответствии с иконографическими канонами. Однако неоднократно каноническая ограниченность преодолевалась ради образно-эмоционального содержания, что усиливало колористическое выражение. Цветом в Псалтыри четко выделены два образа: красно-синим - царя Давида, и сине-голубым или серо-фиолетовым - Христа.
Реальность пока еще передана с помощью сложившихся в византийской изобразительной системе приемов: скалистые горки-площадки, условные деревья, архитектурные мотивы. Однако тут уже таится зарождение нового мироощущения, исполненного поэтических настроений. Поэзия реальности выражена прежде всего в миниатюрах батального жанра - два дремающих всадника; Авессалом, преследующий Давида; в сценах бытового характера - беседа Саула с Давидом; совет нечестивцев; строительство храма. Шедеврами являются несколько миниатюр, изображающие танец: "Девы-тимпанщицы, Вениамин и сыны Неффалима", "Танец израильских дев перед Саулом", "Танец пророчицы Мариам", в которых цвет и пластика грациозных фигур подняты до уровня высокой духовности.

Просмотры: 753

Киевская Псалтирь - рукописная лицевая книга конца XIV в. на пергамене большого формата на 229 листах; выдающийся памятник каллиграфии и живописи. Содержит псалмы Давида, а также десять хвалебных песен и молитв из других книг Библии. Написана в 1397 году в Киеве.

Название Киевская Псалтирь получила по месту создания, указанному в послесловии: «В лето 6905 списана бысть книга си[я] Давыда царя повеленьем смиренаго владыкы Михаила рукою грешнаго раба Спиридонья протодиякона. А писана в граде в Киеве»

Текст написан литургическим уставом. Рукопись украшена миниатюрами на полях.

В настоящее время хранится в Российской Национальной Библиотеке в собрании рукописей Общества любителей древней письменности и искусства, без переплёта в виде отдельных тетрадей.

В 1963 году Киевская Псалтирь была реставрирована по образцу реставрации Остромирова Евангелия, производившейся несколькими годами раньше. Она была расшита на отдельные тетради, пергамент очищен от пыли, грязи и восковых пятен, покоробленные листы расправлены путём их увлажнения дистиллированной водой и выдерживания под прессом, небольшие утраченные части пергамента восполнены новыми фрагментами. Поскольку химические реактивы в процессе реставрации не применялись, чернила, которыми написан текст Псалтири, сохранили все оттенки, а краски миниатюр - прежнюю яркость и свежесть.

Оформление

Миниатюры расположены на широких полях листа, по сторонам текста. Одни из миниатюр содержат иллюстрации к ветхозаветным событиям, другие —дают смысловые параллели тексту псалмов, вводя новозаветные сцены и фигуры пер­сонажей церковной истории.

В Киевской Псалтири различаются два художественных почерка. Главным мастером выполнены миниатюры в 23 тетрадях, а его помощником украшено только 6. В иллюстрациях, созданных главным мастером, рисунок всегда точен, фигурки изящные, краски чистые, золото отполировано до блеска, шраффировка лежит густо и плотно. В каждой сцене или отдельно взятой детали виден артистизм исполнения; перо и кисть художника движутся уверенно, свободно, легко. Несмотря на крохотные размеры миниатюр, лики написаны умело и тонко, в зависимости от содержания мастер сообщает им выражение молитвенной сосредоточенности, радости, страдания, стойкости, страха, злобы, величия и меланхолии. Почти воздушными прикосновениями кисти светлой краской намечены освещенные части тела, темной подчеркнуты затенения впадин. Двумя-тремя беглыми мазками художник пишет пряди волос и бороды, зрачки и белки глаз. Созданные им образы, отвечая задаче декоративной отделки кодекса, в то же время обладают индивидуальными характерами, им присущи острота переживания, динамика действия. Миниатюры др. художника написаны старательно, но не отличаются блеском и красочностью. Его палитра тусклая и скучная, звучные тона исчезают: голубой превращается в водянисто-синий, зеленый лишен свежести, красный — нарядной сочности, желтый — прозрачности. Рисунок тоже заметно ухудшается. Эта разница в качестве миниатюр главного мастера и его помощника бросается в глаза прежде всего в композициях на один и тот же сюжет (напр., «Рождество Христово».

Киевская Псалтирь выделяется на фоне русских иллюминированных рукописей конца XIV века виртуозностью исполнения иллюстраций. Главный мастер замечательно владеет рисунком, выбирает красивейшие сочетания красок, использует чисто миниатюрный, каллиграфический стиль; подобно византийским предшественникам, широко применяет прием сокращения какого-либо предмета до однозначного символа: небо изображается в виде крохотного голубоватого сегмента, город — в виде крепости, лес, роща или пустыня — в виде одинокого дерева, земля — в виде узкой полоски желтоватого или изумрудно-зеленого цвета (чаще всего почва и небо совсем не изображаются). Маленькие и словно точеные головки, удлиненные тела, тонкие кисти рук и ступни ног, изящно намеченные драпировки придают фигуркам подчеркнуто изысканный вид. Складки ломкие; позы угловатые, как бы шарнирные, что особенно заметно там, где содержание псалмов требовало от художника передачи движения. Частые изображения крестов, посохов, копий, стрел даны тонкими, едва намеченными линиями; такие миниатюры кажутся хрупкими.

Стремление представить идеальный мир выражено очень сильно, не только в художественной манере, но и в сюжете. Изображая райские сады, художник рисует деревья с гибкими стволами, порхающих диковинных птиц и расхаживающих павлинов с волочащимися по земле разноцветными хвостами. В миниатюрах последовательно сочетаются графическая манера в трактовке драпировок и в четких контурах зданий и горок с отдельными живописными приемами. В ликах, несмотря на их крохотные размеры, ударами светлой краски умело обозначены выпуклые места и тени. Это позволило добиться в отдельных случаях большой психологической выразительности. Хорошо прочитываются выражения печали, мольбы, аскетической отрешенности, импульсивной радости.

В сложных сценах, где сюжет развертывается на фоне природного ландшафта или архитектурных сооружений, продуманно чередуются планы изображений. Но в целом иллюзионистическое начало играет менее значительную роль в системе изобразительных средств, чем колорит. Палитра свежая, радостная; краски почти не смешиваются, а даются в чистом виде: розовая, оранжевая, красная, фиолетовая, лиловая, сиреневая, белая, небесно-голубая, синяя, малахитово-зеленая, оливковая, серая, охры всех оттенков — от ярко-желтой до темно-коричневой, даже черная. Но черный цвет лишен присущей ему мрачности; он имеет глубокий бархатистый тон и не нарушает праздничного характера иллюстраций. Цвет редко дается открытым, в виде локального пятна. Фигурки людей, животных, архитектурные кулисы, скалистые горки и деревья покрыты легкой золотой штриховкой, дематериализующей форму. Тончайшие золотые линии нанесены параллельно, они используются исключительно в декоративных целях. Золото смягчает звучность тонов и позволяет достичь гармонии колорита.

Иллюстриро­ванные Псалтири такого типа создавались в Византии уже в IX в. и стали особенно изысканными в XI в. Московская руко­пись воспроизводит византийский образец, но вносит много сюжетных изменений в духе новой эпохи, например, уделяя по­вышенное внимание фигурам монахов, поскольку монашество пользовалось боль­шим почитанием на Руси в XIV—XV вв. Главное отличие этих миниатюр — красота силуэтов и ритма, выразительность плавных движений, спокойных жес­тов, тихих молитвенных поз, изящных построек и маленьких растений.

При иллюстрациях в Киевской Псалтири много пояснительных надписей — от кратких лигатурных именований Иисуса Христа и царя Давида до обширных текстов, которые сопровождают, например, композицию на сюжет притчи о сладости сего мира. Из 303 миниатюр только 71 не имеет подписей. Такого числа вспомогательных текстов нет больше ни в одной рукописи XIV в. Они важны, чтобы понимать сюжеты иллюстраций и исследовать, как соотносились эти подписи с текстом псалмов, и отыскать литературные источники ряда редких иконографических решений, а также для характеристики русского языка конца XIV в. Все надписи на полях Киевской Псалтири выполнены мелким полууставом — характерным, легко узнаваемым письмом, ведущим свое происхождение от приписок на полях рукописей и письма деловых документов. Оно возникло еще в конце XIII в., но окончательно сформировалось в период второго южнославянского влияния, когда сложились и его специфические признаки: использование большого числа лигатур, подражание греческим буквам, наличие надстрочных знаков, орнаментация, сознательно неодинаковое написание одних и тех же букв; это письмо также отличают особая орфография и пунктуация.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Киевская Псалтирь . 1397 Пергамент Российская национальная библиотека Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Текст написан литургическим уставом . Рукопись украшена миниатюрами на полях.

История

История Киевской Псалтири выясняется по владельческим и другим памятным записям, имеющимся в рукописи, а также по многочисленным, хотя не всегда достоверным известиям о ней в печатной литературе XIX - начала XX века. Её история начинает прослеживаться с момента дарения в Никольскую церковь города Вильно Аврамом Езофовичем Глембицким, где она и хранилась постоянно на протяжении XVI-XVIII веков.

В 1827 году должность настоятеля виленской Никольской церкви получил М. К. Бобровский , который будучи профессором Священного Писания и герменевтики в Виленском университете , регулярно брал пергамент себе домой для изучения и хранения. С конца 20-х годов XIX века Киевская Псалтирь постоянно находилась на дому у М. К. Бобровского. После польского восстания 1831 года, Виленский университет по распоряжению царского правительства был закрыт, а М. К. Бобровскому предложено место настоятеля Шерешевского прихода в Пружанском уезде Гродненской губернии , он, выезжая из Вильно, не вернул рукопись Никольской церкви. Таким образом, М. К. Бобровский стал первым частным владельцем Киевской Псалтири.

Следующим владельцем был В.Трембицкий, который купил рукопись у М. К. Бобровского. Но полноправным хозяином стал только в 1848 году, после смерти М. К. Бобровского. Новый хозяин недолго ею владел и в 1861 году скончался сам. Далее история принадлежности Киевской Псалтири немного запутана и неопределённа. Предположительно наследники В. Трембицкого продали её. Но в 1874 году считалась, что она находится у графа А. С. Замойского (1800-1874). Ничего не известно об отношении А. С. Замойского к уникальной славянской рукописи, оказавшейся в его собрании, а равным образом и о том, при каких обстоятельствах совершилась передача Киевской Псалтири из варшавской библиотеки Замойских в собрание её нового владельца, князя П. П. Вяземского (1820-1888). Далее граф С. Д. Шереметьев (1844-1918) выкупает у Вяземского всё рукописное собрание (около 500 рукописей), которое он и преподнёс в дар Обществу любителей древней письменности в 1881 году.

Киевская Псалтирь поступила в ленинградскую Публичную библиотеку вместе со всем собранием Общества любителей древней письменности в 1932 году.

В 1963 году Киевская Псалтирь реставрирована по образцу реставрации Остромирова Евангелия , производившейся несколькими годами раньше. Она была расшита на отдельные тетради, пергамент очищен от пыли, грязи и восковых пятен, покоробленные листы расправлены путём их увлажнения дистиллированной водой и выдерживания под прессом, небольшие утраченные части пергамента восполнены новыми фрагментами. Поскольку химические реактивы в процессе реставрации не применялись, чернила, которыми написан текст Псалтири, сохранили все оттенки, а краски миниатюр - прежнюю яркость и свежесть.

В настоящее время хранится в Российской Национальной Библиотеке в собрании рукописей Общества любителей древней письменности и искусства, без переплёта в виде отдельных тетрадей.

Напишите отзыв о статье "Киевская Псалтирь"

Литература

  • Вздорнов Г. И. Киевская Псалтирь 1397 года. Исследование о Киевской Псалтири: В 2-х томах / Г. И. Вздорнов. - М .: Искусство , 1978. - 634 с. - 25 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Лифшиц А. Л. Об одной графической особенности Киевской Псалтыри 1397 г. // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы ХIV-ХV вв.. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1998. - С. 338-341. (в пер.)

Ссылки

  • . . - отсканированная книга в Президентской библиотеке.

Отрывок, характеризующий Киевская Псалтирь

королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...
– Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север?
Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!!
– О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...
– Скажи, Север, не имеет ли это чего-либо общего с легендой о близнецах, где говорится, что у Христа был брат-близнец? Я об этом читала в нашей библиотеке и всегда хотела знать, было ли это правдой, или всего лишь очередной ложью «святых отцов»?

– Нет, Изидора, Радан не был близнецом Радомира. Это явилось бы нежелательной дополнительной опасностью к и так уже достаточно сложной жизни Христа и Магдалины. Тебе ведь известно, что близнецы связаны слишком тесно нитью своего рождения, и опасность для жизни одного может стать опасностью для другого? – Я кивнула. – Поэтому волхвы никак не могли допустить такой ошибки.
– Значит, всё же, не все в Мэтэоре предали Иисуса?! – обрадовано воскликнула я. – Не все спокойно смотрели, как он шёл на смерть?..
– Ну, конечно же, нет, Изидора!.. Мы бы все ушли, чтобы защитить его. Да не все сумели перешагнуть через свой Долг... Знаю, что ты не веришь мне, но мы все до единого очень любили его... и, конечно же, Магдалину. Просто не все могли забыть свои обязанности и бросить всё из-за одного человека, каким бы особенным он ни был. Ты ведь отдаёшь свою жизнь, чтобы спасти многих? Вот и наши волхвы остались в Мэтэоре, чтобы охранять Священные Знания и учить других одарённых. Такова жизнь, Изидора... И каждый делает её лучше, по мере своих возможностей.
– Скажи, Север, а почему ты называешь Франкских королей – Русами? Разве эти народы имели между собой что-либо общее? Насколько я помню, они всегда звались – Франками?.. А позже красавица Франкия стала Францией. Разве не так?

Киевская Псалтирь

Текст написан литургическим уставом . Рукопись украшена миниатюрами на полях.

История

История Киевской Псалтири выясняется по владельческим и другим памятным записям, имеющимся в рукописи, а также по многочисленным, хотя не всегда достоверным известиям о ней в печатной литературе XIX - начала XX века. Её история начинает прослеживаться с момента дарения в Никольскую церковь города Вильно Аврамом Езофовичем Глембицким, где она и хранилась постоянно на протяжении XVI-XVIII веков.

В 1827 году должность настоятеля виленской Никольской церкви получил М. К. Бобровский , который будучи профессором Священного Писания и герменевтики в Виленском университете , регулярно брал пергамент себе домой для изучения и хранения. С конца 20-х годов XIX века Киевская Псалтирь постоянно находилась на дому у М. К. Бобровского. После польского восстания 1831 года, Виленский университет по распоряжению царского правительства был закрыт, а М. К. Бобровскому предложено место настоятеля Шерешевского прихода в Пружанском уезде Гродненской губернии , он, выезжая из Вильно, не вернул рукопись Никольской церкви. Таким образом, М. К. Бобровский стал первым частным владельцем Киевской Псалтири.

Следующим владельцем был В.Трембицкий, который купил рукопись у М. К. Бобровского. Но полноправным хозяином стал только в 1848 году, после смерти М. К. Бобровского. Новый хозяин недолго ею владел и в 1861 году скончался сам. Далее история принадлежности Киевской Псалтири немного запутана и неопределённа. Предположительно наследники В. Трембицкого продали её. Но в 1874 году считалась, что она находится у графа А. С. Замойского (1800-1874). Ничего не известно об отношении А. С. Замойского к уникальной славянской рукописи, оказавшейся в его собрании, а равным образом и о том, при каких обстоятельствах совершилась передача Киевской Псалтири из варшавской библиотеки Замойских в собрание её нового владельца, князя П. П. Вяземского (1820-1888). Далее граф С. Д. Шереметьев (1844-1918) выкупает у Вяземского всё рукописное собрание (около 500 рукописей), которое он и преподнёс в дар Обществу любителей древней письменности в 1881 году.

Киевская Псалтирь поступила в ленинградскую Публичную библиотеку вместе со всем собранием Общества любителей древней письменности в 1932 году.

В 1963 году Киевская Псалтирь реставрирована по образцу реставрации Остромирова Евангелия , производившейся несколькими годами раньше. Она была расшита на отдельные тетради, пергамент очищен от пыли, грязи и восковых пятен, покоробленные листы расправлены путем их увлажнения дистиллированной водой и выдерживания под прессом, небольшие утраченные части пергамента восполнены новыми фрагментами. Поскольку химические реактивы в процессе реставрации не применялись, чернила, которыми написан текст Псалтири, сохранили все оттенки, а краски миниатюр - прежнюю яркость и свежесть.

В настоящее время хранится в Российской Национальной Библиотеке в собрании рукописей Общества любителей древней письменности и искусства, без переплёта в виде отдельных тетрадей.

Литература

  • Вздорнов Г. И. Киевская Псалтирь 1397 года. Исследование о Киевской Псалтири: В 2-х томах / Г. И. Вздорнов. - М .: Искусство , 1978. - 634 с. - 25 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Лифшиц А. Л. Об одной графической особенности Киевской Псалтыри 1397 г. // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы ХIV-ХV вв.. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1998. - С. 338-341. (в пер.)

Ссылки

  • Киевская Псалтирь 1397 года . Архивировано из первоисточника 30 ноября 2012. - отсканированная книга в Президентской библиотеке.

Wikimedia Foundation . 2010 .