Какие наблюдения вы проводили в природных условиях. Исследовательская работа "наблюдения за народными приметами в природе". Проверьте свои знания

Разделы: Работа с дошкольниками , Экология

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем многие положительные качества личности, такие как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.

Наблюдение – основное средство познания природы. Оно даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. Наблюдение за расстояниями можно проводить с детьми, начиная с младшей группы, так как уже в этом возрасте они учатся устанавливать взаимосвязи в природе, замечают зависимость роста и развития растения от разных условий. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающих их мир. В задачи, которые я запланировала, входит научить их не только смотреть, но и видеть, какие изменения происходят в природе в течение года.

В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Сопоставление имеет место лишь при условии, что образ, отражающий предыдущее состояние объекта, достаточно отчётлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имеющимися в данный момент. Учитывая, что процесс наблюдения растянут во времени (наблюдать можно один раз в неделю), образ предыдущего объекта в представлении ребёнка может оказаться нечётким, и это не позволит осуществить на должном уровне сопоставление и выявить характер произошедших изменений. В результате наблюдений необходимо фиксировать объект природы (рисовать или фотографировать).

В процессе сопоставления рисунков или фотографий у детей формируется представления о росте и развитии растений.

Чтобы увидеть изменения, происходящие с растениями, необходимо проводить наблюдения регулярно. Это одно из условий наблюдений. Важным также являются выбор объекта и содержание наблюдения. Объектом для нашего наблюдения я выбрала овощные культуры. Они быстро растут и набирают массу, и эти изменения хорошо видны детям. Первым овощем, за которым велись наблюдения, был лук, который легко прорастает в комнатных условиях.

Задача этого наблюдения состояла в том, чтобы показать детям влияние света, тепла, влаги и питательных веществ на рост овощей. Наблюдения проходили в 4 этапа.

  • 1 этап. Рассматривали луковицы вместе с детьми. Обратила внимание на то, что у луковицы верхняя часть узкая, а нижняя – широкая, которая называется донцем, на ней растут корешки, она должна быть в земле. Из верхней части растут зелёные перышки, она должна быть над землёй. Показывать детям, как правильно посадить луковицу в землю.
  • 2 этап. Посадка луковиц в землю. Каждый ребёнок брал одну луковицу и сажал её сам в землю. После этого я показывала детям, как полить луковицу водой. При этом объяснила детям, зачем мы полили растения (влага нужна, чтобы лук пророс)
  • 3 этап. На четвёртый день после посадки у луковиц появились маленькие зелёные пёрышки.
  • 4 этап. В процессе дальнейшего наблюдения дети заметили, что перышки лука подросли, стали длиннее на этом этапе необходимо подвести детей к тому, что для роста растений необходимы все условия: влага, свет, тепло.

Чтобы закрепить у детей понятие о том, что всем растениям для роста необходимы три условия: влага, свет и тепло, летом я проводила наблюдение за свеклой.

Задача данного эксперимента состоит в том, чтобы показать детям, что семя живое, из него вырастает новое растение. А так же показать влияние условий (тепло, свет, влага, воздух, питательные вещества) на рост и развитие растений.

  • 1 этап. Рассмотрели семена свеклы, которые намочили водой для проращивания. Через три дня посмотрели с детьми, что же произошло с семенами. Дети увидели маленькие ростки. Сделали вывод, что семечко живое.
  • 2 этап. Проросшие семена посадили в заранее подготовленную землю. После посадки хорошо полили.
  • 3 этап. Через неделю дети увидели, что в земле появились зелёные расточки. Мы вместе с детьми каждый день утром поливали их и наблюдали, что же дальше произойдёт.
  • 4 этап. Затем наблюдения проводились 1 раз в неделю, чтобы лучше были видны изменения в росте. Дети замечали, что у свеклы увеличились в размере листья. Каждый раз после наблюдения с детьми проводила беседу о том, что овощи так быстро растут потому, что они политы, земля взрыхленная, на улице тепло и светло.
  • 5 этап. Заключительный этап наблюдения. Это сравнения рисунков растений на разных этапах. В процессе наблюдений дети не только понимают взаимосвязь роста растений и природных условий, но и начинают более бережно относиться к растениям.

Аналогичную работу хочу продолжать и в будущем. В старших, подготовительных группах, провести циклические наблюдения в течение года. Так, например, наблюдать за изменениями, происходящими с рябиной в разные времена года (весной, летом, осенью, зимой) в зависимости от условий внешней среды. Весной обращать внимание детей на красоту соцветий рябины - сочетание зеленого и белого цвета. Летом следить за появлением маленьких зелёненьких ягод. А осенью необходимо обратить внимание детей на красоту осенней рябины, на яркость её наряда. Зимой обратить внимание на грозди ярко-красных ягод. Зимой дерево спит, ствол стал темнее, потому что прекратилось сокодвижение, на улице сильные морозы. Также можно провести цикл наблюдений за мать-и-мачехой в течение апреля и мая.

Таким образом, можно сказать, что при правильной организации наблюдение становится не только фактором умственного воспитания, но и нравственного: у ребёнка формируется отчетливые представления о закономерностях в росте и развитии растений, понимание взаимосвязи развития растения и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание. Полученные знания позволяют дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать своё поведение по отношению к живому.

Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в черной широкополой шляпе. Он склонился над землей, рассматривая что-то. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский ученый-энтомолог Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги.

Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь (1823-1915). Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчелами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются ученые и любители природы разных стран.

Ж. А. Фабр

Наблюдение - это один из методов, или способов, изучения природы (от греческого слова «методос» - способ, прием).

Без насекомых нельзя представить себе нашу планету

Методом наблюдения пользуются, конечно, не только исследователи насекомых и других животных, но и ученые самых разных специальностей, например астрономы. Недавно, в июле 1994 г., телескопы всего мира были направлены в сторону Юпитера. Произошло событие, какие случаются один раз в тысячу лет. С Юпитером столкнулись обломки кометы, летевшие с огромной скоростью. Ученым удалось тщательно пронаблюдать эту космическую катастрофу. Взрывы от падения кометы во много раз превысили мощность всего накопленного на Земле атомного оружия. Над Юпитером возникли гигантские вихри диаметром до 5000 км, а на самой планете остались «раны» глубиной 150-200 км.

Эксперимент

Но наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты (опыты) . Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба». Это еще один метод изучения природы. При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит. Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз. С помощью экспериментов можно, например, узнать, что бывает с телами при нагревании и охлаждении, какие тела притягиваются магнитом, а какие нет, какие вещества проводят электрический ток, а какие не проводят. Опыты помогают исследовать не только неживые тела, но и растения, животных. Можно, например, установить, как различные удобрения влияют на рост и развитие растений. С помощью опытов изучают поведение животных, их язык, память, сообразительность, способность находить дорогу.

Выяснено, например, что перелетные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звездам. Узнать это помогли очень интересные эксперименты. Осенью и весной птиц содержали в специальной клетке, откуда они могли видеть солнце. Птицы поворачивались в ту сторону, куда они полетели бы, если бы были свободны. Когда с помощью зеркал ученые изменили направление солнечных лучей, как бы передвинули солнце, птицы повернулись вслед за ним. Так было доказано, что они ориентируются по солнцу. Подобные опыты проводили и по ночам. Пока птицы видели ночное небо, они располагались в правильном направлении. Но вот их поместили в планетарий и стали менять расположение звезд на искусственном небе. И птицы, доверившись этому небу, поворачивались совсем не туда. Это означало, что они действительно ориентируются по звездам.

Измерение

Очень часто при изучении природы применяют еще один метод - измерение . Измеряют, к примеру, размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определенных явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер или часы и др. Биологам нередко нужно знать численность животных того или иного вида на какой-нибудь территории. Чтобы это определить, подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнезда на определенном участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.

Оборудование для научных исследований

Увеличительные приборы

Измерительные приборы

Лабораторное оборудование

Проверьте свои знания

  1. Каковы основные методы изучения природы?
  2. Что можно узнать с помощью наблюдений?
  3. Что такое эксперимент?
  4. Какие измерения проводят при изучении природы?
  5. Что можно измерить при помощи секундомера? А с помощью весов?

Подумайте!

  1. Приведите примеры наблюдений, которые вы проводили, изучая природу в начальной школе.
  2. Какие опыты вы проводили в начальной школе на уроках «Окружающего мира»?
  3. Какие увеличительные приборы вы знаете?
  4. Ученые каких специальностей используют для своих наблюдений телескоп? А кто пользуется лупой?
  5. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике?

Природу изучают различными методами. Главные из них - наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Филиппова Вероника

Аннотация

на исследовательскую работу ученицы 3 класса

МБОУ «Троицкая СОШ»

Филипповой Вероники.

Работа Филипповой Вероники «Наблюдение за народными приметами в природе» посвящена приметам по которым можно предсказывать погоду, и как часто оправдывается ожидаемый прогноз.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. По местным признакам люди научились предугадывать погоду не только на ближайшие часы или дни, но и на более длительный срок. Очень хорошо строить прогноз погоды, когда много наблюдений. Поэтому тема сегодня очень важна для рассмотрения.

Вероникой проведена серьёзная работа по исследованию данной темы. Провела социологический опрос среди родителей, учителей, знакомых. Результаты опроса проанализировала и обобщила. Для получения ответов на некоторые вопросы ей пришлось провести наблюдения и сделать выводы.

В своей работе Вероника подробно описывает исследования шаг за шагом и на конкретных примерах показывает решение поставленных задач.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Троицкая средняя общеобразовательная школа

Наблюдение

за народными приметами

в природе

Выполнила: Филиппова Вероника Андреевна

Ученица 3 класса

Руководитель: Шинкевич Любовь Анатольевна

Учитель начальных классов

с. Троицкое, 2016год

Введение……………………………………………………………… 2

Как появились приметы …………………………………………… 3-4

Приметы о погоде…………………………………………………… 5-7

Анкетирование……………………………………………………… 7-8

Практическое применение……………………………………………9-10 Литература…………………………………………………………… 12

Приложение ………………………………………………………… 13

Введение

Человеку всегда важно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на его деятельность и самочувствие. Наблюдая природу в ненастье и солнечным днём, в сумерки и ночью, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы – свидетельства народной мудрости.

Я очень часто слышу от своей бабушки: «Завтра опять мороз», «Скоро пойдёт снег», «Одевайся теплее, будет ветер». И почти всегда её слова сбывались. Мне стало очень интересно, как моя бабушка, не пользуясь интернетом, не слушая прогноза погоды из других источников, точно знает, что будет в ближайшее время.

На мой вопрос бабушка ответила, что она видит и слышит это. Мне стало ещё интересней, и я решила узнать, как она это делает, и научиться сама. Так я познакомилась с первыми приметами о погоде.

«Кошка прячет нос, сворачивается клубочком - к морозу»,

«Дым из труб столбом валит - жди морозной погоды»,

«Комнатные растения «плачут» - к осадкам»,

«Воробьи прячут голову в хвост - к метели, морозу»,

«Синица ближе к дому прилетела – скоро мороз ударит,

«Рябина с урожаем – к суровой зиме».

Этого мне показалось недостаточно, и я решила выяснить, многие ли люди в своей повседневной жизни пользуются народными приметами для предсказания погоды, насколько они им доверяют, и как часто оправдывается ожидаемый прогноз.

Мне стало интересно узнать об этом подробнее, ведь народная метеорология впитала в себя опыт многих поколений и поэтому должна быть особенно мудрой. Я решила проверить, а все ли народные приметы совпадают и можно ли верить народным приметам? По каким народным приметам можно определить погоду зимой.

Цель моего исследования: расширить собственные знания о приметах погоды, оценить степень достоверности народных примет предсказаниям погоды.

Задачи:

  • ознакомиться с литературой, где описываются народные приметы;
  • провести социологический опрос с целью выяснения доверия людей народным приметам ;
  • выбрать четыре приметы о погоде, проверить их фактическое выполнение;
  • провести наблюдения изменений погоды в природе и исследовать соответствие погодных условий народным приметам.

В ходе исследования, я выдвинула гипотезу : « По народным приметам можно предсказывать погоду на следующий день». Я думаю, что в ходе своего исследования я больше узнаю о погоде, о признаках её изменения.

Объект исследования : погода.

Предмет исследования : народные приметы.

Методы исследования : наблюдение, сравнение, анализ.

Как появились приметы?

С древности люди очень часто обращались к народным приметам, доверяя им, потому, что они подсказывали изменения в природе, а от этих изменений зависела хозяйственная деятельность людей. По-другому и не могло быть, ведь раньше никаких метеостанций, определяющих погоду, и специальных приборов, прогнозирующих её, не было. Люди вынуждены были сами наблюдать за движением и формой облаков, их плотностью и цветом, за растениями, поведением животных, основными предсказателями предстоящей погоды были народные приметы: земледельцы и моряки, охотники и рыбаки внимательно присматривались к небу, к облакам, солнцу, луне, звездам, подмечали, как ведут себя птицы и звери, и старались, используя такие наблюдения, построить, прогноз погоды, делать выводы. Эти выводы и ложились в основу народных примет. Предки передавали свои знания потомкам.

По местным признакам люди научились предугадывать погоду не только на ближайшие часы или дни, но и на более длительный срок. Приметы сохранились до нашего времени в трудах учёных и писателей многих стран. Был издан четырёхтомный труд А. С Ермолаева «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах разных народов». В. И Даль также собрал и обобщил большое количество народных примет о погоде в книге «Пословицы русского народа».

Там, где вы живете, вы можете услышать много различных примет погоды. Часть из этих примет может оказаться очень полезной, а другие приметы придется забыть, как не подтвердившиеся. Но всякий раз, прежде чем отказаться от народной приметы, проверьте ее, ведь многие приметы создавались очень наблюдательными людьми.

Очень хорошо строить прогноз погоды, когда много наблюдений, когда об изменении погоды вам подсказывают и облака, и направление ветра, и цвет вечерней зари, и поведение цыплят, и дым, выходящий из трубы. Тогда ошибок будет меньше. Обнаружив какой-то первый признак возможного изменения погоды, постарайтесь поискать и другие признаки такого же возможного изменения. Вспомните для подтверждения своей догадки и научные, и народные приметы погоды, и только тогда ваш прогноз окажется точным и полезным.

Когда под рукой нет источника информации, приметы становятся единственным способом узнать погоду. Примет много. Но нужно твёрдо усвоить, что предсказание погоды становится более или менее надежным, если имеешь элементарные представления о погоде и ее элементах, о климате своей местности. Знать, как меняется температура в течение суток, что такое давление, в чем причина образования ветра и многое другое. Все эти знания помогут предвидеть погоду.

Слово «примета» произошло от глагола «примечать», то есть замечать особенности, закономерности. Народные приметы о погоде - сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления погоды. Существуют приметы, позволяющие предугадать погоду, урожай, помогающие не заблудиться в лесу, найти рыбное место, узнать, будет ли зима холодной, лето - жарким. В коротких, но точных, приметах отразились длительные и пристальные наблюдения людей за различными природными явлениями. Эти наблюдения значительно облегчали жизнь, потому что позволяли довольно успешно предсказывать близкое (а иногда и отдаленное) будущее.

Метеорологи, как правило, считают, что такие приметы как нижеприведенные ничего в себе не несут, кроме как юмор и народный фольклор: «Если собаки много спят и мало едят - будет дождь», «Собаки катаются по земле - быть дождю или снегу». Но такие приметы как: «Сережки на кленах - сей свеклу», «Зацвела фиалка - сей морковь и петрушку», «Если лист березы развернется полностью - можно сажать картофель», являются обоснованными, так как растения реагируют на изменения температуры, влажности в окружающей среде и ведут себя соответствующим образом: начинают цвести какие-то деревья или же цветок раскрывается и начинает издавать более сильный ну и много других признаков указывающих на изменения в природе. Сейчас мы пользуемся метеостанциями , но даже сейчас некоторые метеорологи признают ценность народных примет, которые основаны на наблюдении человека за поведением животных и растений и их реакцией на изменения погоды. Эти сведения имеют большую научную ценность и помогают прогнозировать погоду .

Приметы о погоде.

Мы живем в Сибири. Всем известно, что Сибирь – это место, где несколько месяцев длится зима. Для всех жителей нашей местности обычными явлениями кажутся снегопады, метели, вьюги. Очень красиво, когда идет мягкий пушистый снег. Люди радуются, появлению осенью первого снега, когда вся природа преображается, вокруг становится белым- бело, свежо и чисто. Я очень люблю зиму, потому что мне нравится наблюдать за снежинками, когда они кружатся в воздухе и красиво укрывают землю.

Зиму в народе называют: Зима. Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка.

Зима включает три календарных месяца - декабрь, январь, февраль и составляет 90-91 день (в високосный год). Зима приходит с северо-востока. Метеорологи делят зиму на два периода: мягкая и холодная зима. Зиме присущ камень алмаз, отражающий прозрачность льда, слепящие искры снежинок.

Наблюдения за поведением погоды на протяжении веков сформировали довольно достоверные народные приметы о погоде зимой. Первым делом народ примечает и говорит: «Помни это, что зима – не лето», «Зима лета стоит», «Какова зима – таково и лето, а по нем и урожай», «После большого урожая – суровая зима», «Декабрь-студень – на всю зиму землю застудит». «Декабрь снежный и холодный обещает обильную жатву». «Пройдет декабрь с пасмурным небом – жди урожая, а с ясным – голодного года». «В декабре большой иней, бугры снега и глубоко промерзшая земля – к урожаю», «Сухой декабрь предвещает сухую весну и лето».

В декабре все реже и реже появляется солнышко, а появится, то слабо согревает землю своими косыми лучами. Дни короткие, тусклые, зато ночам, будто конца нет.

Народные приметы о погоде на декабрь.

  • Ветер с севера – к большим морозам.
  • Сова кричит – к морозу.
  • Если ворона кричит на юг – тепла ждет; если на север – к холоду; нос под крыло прячет – к холоду.
  • Дым столбом – к морозу.
  • Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.

«Январь-поволец году начало, зиме середина». Это самый морозный месяц. Недаром существует поговорка: «Январь трещит – лед на реке в просинь красит». Может быть оттого и название его такое – просинец. Новогодье самая пора, разгар зимы. И пусть солнце на лето повернуло, зима все равно на мороз норовит. А снег подваливает и подваливает. Богатый зимний покров искони считают вестником урожая. «Снег глубок – хлеб хорош». «Снег по полях – зерно в закромах». Потому-то и утверждает пословица: «Снег – крестьянское богатство». Январь сухой, снежный да морозный принесет хороший год.

Народные приметы о погоде на январь.

  • В январе белые облака – к морозу.
  • Облака идут против ветра – к снегу.
  • Звезды очень яркие и искрятся – к сильным холодам.
  • Вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
  • Ясная круторогая луна – к стуже.
  • Если стекла на окнах запотели – к теплу.
  • Морозные узоры на стекле ветками вверх – к морозу, наклонились – к оттепели.

На смену лютому январю заступил февраль-вьюговей. Поначалу он почти не отличим от своего предшественника: с такой же стужей, с такими же звездными озорными ночами. В древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», как бы отсекающий год. Называли его еще «межень» – календарная межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» – от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору. И все-таки, пожалуй, самое меткое прозвище февраля – «бокогрей», на солнечной стороне пригревать начинает. Как и все зимние закономерности примет декабря и января, февраль тоже им под стать.

Народные приметы о погоде на февраль.

  • Если воробьи забираются в хворост, вдруг начинают собирать пух и перья и тащат их в свои гнезда, укрытия; с утра пищат синицы – жди усиления мороза.
  • Если 2 февраля предзакатное солнце багряное – будет снегопад.
  • Если 4 февраля метель – вся неделя будет метельная, а если солнечно – быть ранней весне.
  • Птицы сидят на верхушках деревьев – жди холодов, на нижних ветках – к теплу; на мороз около домов поют или роются в снегу – к сырой погоде.
  • Зимой рано запели петухи – к теплу.
  • Собаки катаются – к снегу, а то и к вьюге.
  • Если ночью был иней – днем снег не выпадет.
  • Чистый закат солнца в морозную погоду – морозы и дальше будут.

Мир примет бесконечно разнообразен, предсказывать погоду можно по различным признакам. Приметы являются исключительно народным фольклором и не претендуют на полную достоверность.

Социологический опрос. Результаты анкетирования.

Я решила провести опрос среди родителей, учителей, знакомых, родных. (Приложение 2)

Результаты проанализировала и обобщила в нижеприведённой таблице.

1. Верите ли Вы в приметы погоды?

Да- 20 человек

Нет- 0

2. Сколько Вы можете назвать примет, относящихся к погоде?

1-5 примет - 12 человек

5-10 примет - 8 человек

3. Всегда ли сбываются эти приметы?

Да- 13 человек

Нет- 1 человек

Иногда- 6 человек

4. Откуда Вы узнали об этих приметах?

От бабушки- 12 человек

В семье - 6 человек

Из жизни – 2 человека

5. Пользуются ли в вашей семье народными приметами для определения погоды?

Да- 6 человек

Нет- 4

Иногда- 10 человек

Данные таблицы представлены на диаграммах.

1. Верите ли Вы в приметы погоды?

3. Всегда ли сбываются эти приметы?

5. Пользуются ли в вашей семье народными приметами для определения погоды?

Сколько Вы можете назвать примет, относящихся к погоде?

Откуда Вы узнали об этих приметах?

Вывод: Проведенный опрос среди учителей, родителей, родных, знакомых показал, что верят в приметы большинство опрошенных, хотя, по их мнению, сбываются они не всегда. Большинство может назвать более 10 примет, о которых узнали в семье, либо от бабушки. Пользуются люди приметами для предсказания погоды редко или иногда.

Я взяла под наблюдение несколько доступных примет для определения погоды на ближайшее время и в течение двух недель следила за погодой и за своей домашней кошкой. Наблюдения и прогнозы народных примет совпали. Перед морозом моя кошка сворачивается клубочком, прячет мордочку в шерсть и ложится ближе к печи, а перед теплом она лежит, раскинув лапы, на полу или диване.

Вывод: поведение моей кошки подтвердило народную примету.

Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие. «Погодные» приметы разнообразны.

Методика исследовательской части работы.

Исследование № 1 к примете : «Дрова в печи плохо разгораются и дымят-к оттепели»

Наблюдение за горением дров в печи проводилось с 15 января по 22 января 2016 года одновременно с измерением температуры воздуха на улице. Температура воздуха на улице понижалась с -32 0 С до -37 0 С тяга была хорошая, дрова в топке печи горели ровно, ярко, полностью сгорали независимо от того сухие они были или сырые (фото № 1 и №2 приложение 2). При повышении температуры воздуха до -16 0 С днем наблюдается плохая тяга, дрова разгораются с трудом, печь начала выбрасывать дым в квартиру (фото №3,№4).

Проанализировав и сопоставив результаты проведённых наблюдений и измерений можно сделать следующий вывод: по тяге в печи, по горению дров можно судить об изменении температуры воздуха на улице. Народная примета «Дрова в печи плохо разгораются и дымят - к оттепели» подтверждается наблюдениями.

Исследование № 2 к приметам: « Дым "столбом" из трубы зимой к морозу» по поведению дыма действительно можно предсказать устойчивую морозную погоду (фото №5,№6,№7).

Исследование № 3 к примете: «Морозные узоры на стекле ветками вверх – к морозу, наклонились – к оттепели ».

Наблюдение снежных узоров проводилось с 15 января по 22 января. На фото 8 (Приложение №6) снежные стрелы бегут вверх, причудливо переплетаясь. Обратившись к таблице 3, увидим, что температура понижается с -32 0 С до -37 0 С. На фото 9 очень хорошо видно, что большинство ветвей узора направлены вниз и по таблице видим, что температура повышается с -33 0 С до - 16 0 С.

Проанализировав результаты проведённых наблюдений и измерений можно сделать следующий вывод: по снежным узорам на окнах можно судить об изменении температуры воздуха на улице. Народная примета о морозных узорах на окне подтверждается наблюдениями.

Исследование № 4 к примете: « Ясная заря зимой - к морозу».

С 15 января 2016 года по 22 января 2016 года наблюдала вечернюю зарю. Заря каждый вечер была светлой, небо безоблачное (фото № 10, 11 приложение №7). Всю неделю стояли трескучие морозы. Только 21 января при заходе солнца наблюдала оранжевое небо (фото №12). По результатам наблюдений можно сделать вывод, что по цвету зари можно предсказать изменения погоды.

Ясная заря зимой - к морозу. Звезды сильно блестят: зимой - к морозу, летом к жаре.

Учитывая мои личные наблюдения можно сделать следующий вывод, что большая часть народных примет действительно сбываются. И чуть меньшая часть примет не сбылась. Моя гипотеза подтвердилась: большая часть примет сбывается. Верить или не верить народным приметам – это право каждого человека.

Заключение

Исходя из задач данной работы, я провела наблюдения за изменениями погоды, измеряла температуру, наблюдала за тем, какие узоры рисует на стекле мороз, как они меняются с изменением температуры на улице. Я также провела наблюдения, в результате которых получила подтверждение народным приметам, как горят дрова в печи, идет дым из трубы, по цвету зари. Моё исследование доставило мне огромное удовольствие. Я предполагала, что изменения в погоде можно предсказать, пользуясь народными приметами. В результате своих наблюдений я в этом убедилась.

Было очень интересно общаться с разными людьми. Работая с разными информационными источниками, я узнала много нового. Я стала внимательней. А сколько может подсказать внимательному человеку природа! Например, какая будет сегодня погода? И какой она будет завтра. Я обязательно продолжу изучать другие приметы, чтобы составлять более точные прогнозы.

Мои наблюдения за живой природой помогли мне выяснить, что и сегодня, в условиях современного климата, народные приметы о погоде, собираемые веками, можно использовать в повседневной жизни. Они ещё работают!

Я думаю, что тема « Наблюдение за народными приметами в природе» очень обширна, и в своей работе я затронула лишь небольшую ее часть, рассмотрев несколько примет только на зиму. Старайтесь наблюдать различные приметы. Сколько красивого вы увидите, сколько полезного вы узнаете!
Да только такую Бог тебя создал:
Холодком да ветром, видно, закалял,
Ну цвети черёмуха, мы уж подождём,
Только подари нам аромат шальной.

Чтоб дарить охапками девушкам тебя,
Старым вспомнить юность, мимо проходя.
На тебя, любуясь, соловейка сел,
Захмелев от запаха, песнь свою запел.

Но пройдёт неделя - зацветёт сирень,
Хмурая погода сразу уйдёт в тень:
Сирень любит солнце, с ним она цветёт,
Ветерок подует - запах разнесёт.

За сиренью почки распускает дуб,
Вновь с его листвою холода придут,
А в дубовой роще тишь да благодать.
Мы опять потерпим, нам не привыкать.

Аромат весенний! Нет его нежней,
Над сиренью кружит снова толстый шмель,
Птицы свои песни начнут распевать,
Русская природа может удивлять!

Лидия Феоктистова

Литература

Переведенное репринтное воспроизведение издания 1916 года

4.Материалы фестиваля исследовательских работ «Портфолио -2007-2011»

5.Энциклопедия для детей «Аванта+ 1999»

6.Энциклопедия «Что есть что?», «Природа», изд. «Слово», 1994г.

Мир окружающей нас природы просто кишит разными тайнами и загадками. Учёные столетиями ищут ответы и пытаются объяснить порой но даже самым лучшим умам человечества до сих пор не поддаются некоторые удивительные явления природы.

Порой складывается впечатление, что непонятные вспышки в небе, спонтанно двигающиеся камни не подразумевают под собой ничего особенного. Но, вникая в загадочные проявления, наблюдаемые на нашей планете, понимаешь, что дать ответ на многие вопросы невозможно. Природа тщательно скрывает свои секреты, а люди выдвигают все новые гипотезы, пытаясь разгадать их.

Сегодня мы рассмотрим физические явления в живой природе, которые заставят вас по-новому взглянуть на окружающий мир.

Физические явления

Каждое тело состоит из определенных веществ, но обратите внимание на то, что различные действия влияют по-разному на одни и те же тела. К примеру, при разрыве бумаги пополам бумага останется бумагой. А вот если её поджечь, то от неё останется пепел.

Когда меняется размер, форма, состояние, но вещество остается прежним и не трансформируется в другое, такие явления называют физическими. Они могут быть разными.

Явления природы, примеры которых мы можем наблюдать в обычной жизни, бывают:

  • Механические . Движение облаков по небу, полёт самолета, падение яблока.
  • Тепловые . Вызванные переменой температур. В ходе этого меняются характеристики тела. Если нагреть лёд, то он станет водой, которая трансформируется в пар.
  • Электрические . Наверняка при быстром снятии с себя шерстяной одежды вы хоть раз слышали специфический треск, схожий на электрический разряд. А если будете всё это делать в темной комнате, то ещё сможете понаблюдать искры. Предметы, которые после трения начинают притягивать более легкие тела, называются наэлектризованными. Северное сияние, молния во время грозы - яркие примеры
  • Световые . Тела, излучающие свет, называют Сюда можно отнести Солнце, лампы и даже представителей животного мира: некоторые виды глубинных рыб и светлячки.

Физические явления природы, примеры которых мы рассмотрели выше, успешно используются людьми в повседневной жизни. Но есть и такие, которые по сей день будоражат умы ученых и вызывают всеобщее восхищение.

Северное сияние

Пожалуй, это по праву носит статус самого романтического. Высоко в небе образуются разноцветные реки, которые покрывают нескончаемое количество ярких звёзд.

Если хотите насладиться этой красотой, то лучше всего делать это в северной части Финляндии (Лапландия). Существовало поверье, что причина возникновения - гнев верховных богов. Но большей популярностью пользовалась легенда народа саама о сказочном лисе, который ударял своим хвостом по заснеженным равнинам, из-за чего цветные искры взмывались в высь и озаряли ночное небо.

Облака в форме труб

Такое явление природы может любого человека надолго затянуть в состояние релакса, вдохновения, иллюзий. Такие ощущения создаются за счет формы больших труб, меняющих свой оттенок.

Увидеть его можно в тех местах, где начинает образовываться грозовой фронт. Это явление природы чаще всего наблюдается в странах с тропическим климатом.

Камни, которые двигаются в Долине Смерти

Встречаются различные явления природы, примеры которых вполне объяснимы с научной точки зрения. Но есть такие, которые не поддаются человеческой логике. Одной из загадок природы считаются Это явление можно наблюдать в американском национальном парке, именуемом Долиной Смерти. Многие ученые пытаются объяснить передвижение сильными ветрами, которые часто встречаются в пустынной местности, и наличием льда, так как именно зимой движение камней становилось интенсивней.

Во время исследований ученые произвели наблюдения за 30 камнями, вес которых составлял не более 25 кг. За семь лет 28 каменных глыб из 30 переместились на 200 метров от начальной точки.

Какими бы ни были догадки ученых, однозначного ответа относительно этого явления у них нет.

Шаровые молнии

Появляющийся после грозы или во время неё, называется шаровой молнией. Есть предположение, что Николе Тесле удалось создать в условиях своей лаборатории шаровую молнию. Он так и написал о том, что не видел ничего подобного в природе (речь шла об огненных шарах), но он разобрался, как они формируются, и даже сумел воссоздать это явление.

Ученые современности не смогли достичь подобных результатов. А некоторые даже ставят под сомнение существование этого явления как такового.

Мы рассмотрели только некоторые явления природы, примеры которых показывают, как удивителен и загадочен наш окружающий мир. Сколько еще неизведанного и интересного нам предстоит узнать в процессе развития и совершенствования науки. Как много открытий нас ждет впереди?