Как понять мышление человека. Мышление человека. Как поменять образ мышления

Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека является мышление. Определение данного понятия было дано еще в древности. Этим вопросом интересовались ученые и мыслители во все времена. И на сегодняшний день данное явление нельзя считать полностью изученным.

История изучения мышления

Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение.

Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление - космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы "вспомнить" те знания, которые были "забыты". Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.

Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку - логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая "мыслительная машина".

Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.

Мышление: определение

Процессы, происходящие в головном мозге человека, всегда вызывали повышенный интерес. Поэтому существует немало теорий о том, что такое мышление. Определение напрашивается следующее: это познавательная деятельность, которая осуществляется человеком. Это своего рода способ восприятия и отражения действительности.

Главный результат мыслительной деятельности - это мысль (она может проявляться в виде осознания, понятия, идеи или в прочих формах). При этом не стоит путать данный процесс с ощущением. Мышление, по мнению ученых, присуще только человеку, а вот чувственными восприятиями обладают также животные и более низкие формы организации жизни.

Стоит отметить ряд отличительных особенностей, которыми характеризуется мышление. Определение данного термина дает право говорить о том, что оно позволяет получать информацию о тех явлениях, которые не могут быть восприняты при непосредственном контакте. Таким образом, отмечается взаимосвязь мышления с аналитическими способностями.

Стоит отметить, что способность человека к мышлению проявляется постепенно, по мере развития индивида. Так, при познании человеком норм языка, особенностей окружающей среды и прочих форм жизнедеятельности, оно начинает приобретать все новые формы и глубинные смыслы.

Признаки мышления

Мышление имеет ряд определяющих признаков. Основными считаются следующие:

  • этот процесс позволяет субъекту ориентироваться в межпредметных связях, а также понимать сущность каждого конкретного явления;
  • оно возникает на основе имеющихся теоретических знаний, а также ранее выполняемых практических действий;
  • мыслительный процесс всегда опирается на фундаментальные знания;
  • по мере своего развития мышление может выходить далеко за пределы практической деятельности и имеющихся представлений о тех или иных явлениях.

Основные мыслительные операции

Определение слова "мышление" на первый взгляд не раскрывает всей сущности данного процесса. Чтобы лучше понять его смысл, стоит ознакомиться с основными операциями, которые и раскрывают суть термина:

  • анализ - разделение изучаемого предмета на составляющие;
  • синтез - выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;
  • сравнение - выявление схожих и различных качеств предметов;
  • классификация - выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
  • конкретизация - выделение определенной категории из общей массы;
  • обобщение - объединение предметов и явлений в группы;
  • абстрагирование - изучение конкретного предмета в независимости от других.

Аспекты мышления

На мышление и подход к решению проблем оказывают влияние существенные аспекты, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека. Стоит отметить такие существенные моменты:

  • национальный аспект - это менталитет и специфические традиции, которые исторически заложены в человеке, проживающем в определенной местности;
  • общественно-политические нормы - формируются под давлением социума;
  • личные интересы - субъективный фактор, который может повлиять на окончательное решение проблемного вопроса.

Виды мышления

Как уже упоминалось, еще в античный период данному понятию было дано определение. Виды мышления следующие:

  • абстрактное - подразумевает использование ассоциативных символов;
  • логическое - используются устоявшиеся конструкции и распространенные понятия;
  • абстрактно-логическое - совмещает в себе оперирование символами и стандартными конструкциями;
  • дивергентное - поиск нескольких равноправных ответов на один и тот же вопрос;
  • конвергентное - допускает лишь один единственно правильный путь решения проблемы;
  • практическое - подразумевает выработку целей, планов и алгоритмов;
  • теоретическое - подразумевает познавательную деятельность;
  • творческое - имеет целью создание нового "продукта";
  • критическое - проверка имеющихся данных;
  • пространственное - изучение объекта во всем многообразии его состояний и свойств;
  • интуитивное - быстротечный процесс с отсутствием четко очерченных форм.

Фазы мышления

Исследователи обращают внимание на активный, динамичный характер мышления. Учитывая, что основной его целью является решение проблем, можно выделить такие основные фазы:

  • осознание наличия проблемы (является результатом потока информации, которая обрабатывалась на протяжении определенного периода времени);
  • поиск возможного решения и формирование альтернативных гипотез;
  • всесторонняя проверка гипотез на предмет применимости их в практической деятельности;
  • решение проблемы проявляется в получении ответа на проблемный вопрос и фиксирование его в сознании.

Уровни мышления

Определение впервые заинтересовало Аарона Бека, которого по праву считают отцом когнитивной психологии. Он полагал, что на бессознательном уровне человеком руководят убеждения и устоявшиеся схемы. В связи с этим выделяют такие уровни мышления:

  • произвольные мысли, которые находятся на поверхности сознания (их легко осознавать и контролировать);
  • автоматические мысли - это некоторые стереотипы, которые устоялись как в обществе, так и в сознании человека (в большинстве случаев они закладываются процессе воспитания и обучения);
  • когнитивные убеждения - это сложные конструкции и схемы, которые возникают на бессознательном уровне (они трудно поддаются изменению).

Процесс мышления

Определение процесса мышления гласит, что это набор действий, при помощи которых человек решает те или иные логические задачи. В результате также могут быть получены принципиально новые знания. У данной категории есть следующие отличительные особенности:

  • процесс носит опосредованный характер;
  • опирается на ранее полученные знания;
  • во многом зависит от созерцания окружающей среды, но не сводится к нему;
  • связи между различными категориями находят свое отражение в вербальной форме;
  • имеет практическую значимость.

Качества ума

Определение уровня мышления неразрывно связано с определением К ним относятся следующие:

  • самостоятельность - способность генерировать оригинальные идеи и мысли, не прибегая к помощи окружающих, не пользуясь стандартными схемами и не поддаваясь постороннему влиянию;
  • любознательность - потребность в получении новой информации;
  • быстрота - время, которое проходит с момента осознания проблемы до генерирования окончательного решения;
  • широта - способность применять к решению одной и той же задачи знания из разных отраслей;
  • симультанность - умение смотреть на проблему с разных сторон и генерировать разносторонние пути ее разрешения;
  • глубина - это степень владения той или иной темой, а также понимания сущности ситуации (подразумевает понимание причин тех или иных событий, а также умение предвидеть дальнейший сценарий развития событий);
  • гибкость - умение учитывать специфические условия, в которых возникает проблема, отходя от общепринятых шаблонов и алгоритмов;
  • логичность - установление точной последовательности действий в решении задач;
  • критичность - склонность к тому, чтобы подвергать глубокой оценке каждую из возникающих идей.

Какие методики определения уровня мышления известны?

Исследователи отметили, что мыслительные процессы у разных людей протекают неодинаково. В связи с этим возникает необходимость в такой работе, как определение уровня логического мышления. Стоит отметить, что по данному вопросу разработано достаточно много методик. Наиболее часто используются следующие:

  • "20 слов" - это тест, который помогает выявить способности человека к запоминанию.
  • "Анаграммы" - методика, которая направлена на определение способности к комбинаторному мышлению. Также тест позволяет выявить склонность к коммуникациям.
  • "Выявление существенных признаков" - методика определения мышления, которая призвана выявить умение человека отличать первостепенные и второстепенные явления.
  • "Заучивание слов" - определяет, насколько развиты способности, связанные с запоминанием и воспроизведением информации. Также тест позволяет оценить состояние памяти и концентрации внимания у людей, страдающих психическими заболеваниями.
  • "Количественные отношения" - тест на уровень логического мышления у подростков и взрослых людей. Вывод делается на основании решения 18 задач.
  • "Куб Линка" - это методика, которая направлена на выявление у человека специальных способностей (наблюдательность, склонность к анализу, умение выявлять закономерности и т. д.). Путем решения конструктивных задач можно оценить степень сообразительности человека.
  • "Построение забора" - тест на уровень развития мышления. Выявляется, насколько хорошо испытуемый понимает конечную цель, насколько точно он следует инструкции. Определяющими факторами также считаются темп и координация действий.

Как развить мышление: пошаговая инструкция

Если тест на определение уровня мышления показал неудовлетворительные результаты, не стоит сразу опускать руки. Развить данную способность можно следующим образом:

  • записывайте свои идеи, а также ход решения проблемы (это позволяет задействовать больше отделов головного мозга);
  • обратите внимание на логические игры (самым ярким примером являются шахматы);
  • купите несколько сборников с кроссвордами или головоломками и посвящайте их решению все свободное время;
  • чтобы активизировать мозговую активность, необходим (это может быть неожиданное изменение режима дня, новый способ выполнения привычных действий);
  • физические нагрузки (лучше всего отдать предпочтение танцам, так как они заставляют постоянно думать и запоминать схему движений);
  • займитесь изобразительным искусством, что поможет вам найти новые формы подачи своих идей;
  • заставьте свой мозг усваивать новую информацию (можно начать изучать иностранный язык, посмотреть документальный фильм, прочитать раздел энциклопедии и т. д.);
  • подходите к решению проблем системно, а не хаотично (данный процесс включает установленную последовательность этапов - от осознания проблемы до выработки окончательного решения);
  • не забывайте об отдыхе, ведь чтобы мозг работал наиболее продуктивно, ему нужно давать время на восстановление.

Мышление и психология

Стоит отметить, что в психологии весьма активно изучается данное понятие. Определение мышления простое: совокупность процессов умственной активности, на которых основана познавательная деятельность. С этим термином связывают такие категории, как внимание, ассоциация, восприятие, суждение и прочие. Считается, что мышление - это одна из наивысших функций человеческой психики. Оно рассматривается как опосредованное отражение действительности в обобщенной форме. Суть процесса состоит в выявлении сущностей предметов и явлений и установления взаимосвязей между ними.

Мышление – это умственный и психологический процесс поиска правильного решения, исходя из имеющихся данных о проблеме или задаче, а также возможных путей ее решения с наибольшей выгодой для соискателя или с наименьшими для него затратами.

Этим термином можно назвать и процесс познания окружающего мира в физическом или чувственном плане. Благодаря ему существует воображение, память и речь.

К наукам, изучающим мышление, относятся:

  • Философия: изучает взаимодействие мышления и бытия, а также часто рассматривает его как сознание, дух, или психику;
  • психология интересуется им как причиной появления результатов работы, а также процессом его действия, как оно осуществляется и благодаря чему. В отличие от логики, психология изучает его в том числе в нарушенной и искаженной форме;
  • нейрофизиология изучает механизмы, благодаря которым оно осуществляется;
  • логику интересует только истинное или правильное мышление ();
  • социология изучает это понятие с точки зрения социальных групп;
  • кибернетика интересуется им в рамках искусственного интеллекта.
  • понимание или анализ условий происходящего;
  • решение проблемы или установка цели поиска, а позже связи между известной информацией и неизвестной;
  • построение цепочки целей, которые приведут к решению существующей проблемы;
  • анализ своего способа мышления, поведения или действий (рефлексия) позволяет лицу добиваться поставленных целей и контролировать себя.

Слово «мышление» произошло от слова «мыслить». Благодаря палатализации звуков в южных и восточных языках славянской группы звукосочетание [сл’] превратилось в [шл’]. Изменения произошли в праславянский период.

Какие теории изучают?

В зависимости от понимания и ракурса изучения понятия выделяют следующие теории и школы:

  • Ассоциативная . Психические процессы протекают благодаря ассоциациям, а все, что есть в психике, это чувственные представления, связанные все теми же ассоциациями. Мышление состоит из суждения и умозаключения. Суждение – это ассоциирующиеся представления, умозаключение – это ассоциирующиеся между собой суждения, в результате чего из них возникает третье суждение как вывод.
  • Асоцианистская . Развитием мышления считают процесс накопления ассоциаций, который возникает самопроизвольно.
  • Теория Вюрцбургской школы . Мышлением считали внутренний акт или действие. Считали, что мысль развивается благодаря взаимодействию разных мнений. Оно впервые было выделено в самостоятельную деятельность. По мнению представителей школы, не связано с практической деятельностью, речью и чувственными образами.
  • Логика изучает этотпроцесс с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.
  • В гештальтпсихологии – это внезапный процесс выделения значимых особенностей поставленной задачи.
  • Мышление как рефлексия, созерцание и способ решения задач;
  • Мышление как деятельность;
  • В гуманистической психологии изучаются проблемы самоактуализации и их влияние на мыслительные процессы.
  • Информационно-кибернетическая теория . В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение которых ведет к решению задачи; второе касается отдельного действия, его характера; третье относится к многократному исполнению одних и тех же действий до тех пор, пока не будет получен необходимый результат; четвертое включает совокупность сведений, передаваемых с одной операции на другую в процессе решения задачи.
  • Бихевиоризм рассматривает мышление как научение, образование навыка решения интеллектуальной практической задачи.
  • Теория мотивации изучает связь мышления с возможной мотивацией, которая движет человеком.

Мыслительные процессы в философии

Мышление – это отличительная особенность человека от животного, которая позволяет изучать и познавать окружающую среду особым способом. Оно в отличие от ощущений или чувств происходит осознанно.

Психофизиологическая проблема в философии – это проблема соотношения тела и души человека.

Аристотель рассматривал его как единственно эффективный способ познать мир. По его мнению, цель мыслящего человека обобщать знания и двигаться в своих рассуждениях от частного к целому . Философ считал тело и душу человека неразделимыми.

Сократ связывал мышление с нравственным развитием человека. Оно является частью самосовершенствования и познания самого себя в мире. Нравственный человек не может быть не мыслящим.

По мнению Марка Аврелия помимо тела и души у человека также есть разум.

В средневековый период схоласты полагали, что человеческий разум является божьей благодатью. Схоластические взгляды были синтезом античных мыслей и религиозных. Мышление одобрялось только в богоугодных целях, а не для изучения окружающего мира. Философия и другие науки в этот период все больше уступали богословию.

В новом времени мышление и бытие были наиболее важными категориями изучения. Тогда появилась крылатая фраза Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую ». Его теория позже была названа картезианством. Если объяснить ситуацию при помощи разумных суждений нельзя, картезианцы обращались к мифам. По мнению философа, мысль никак не взаимодействует с телом и наоборот. Однако телесное и психическое в человеке связано только благодаря Божественному Провидению.

Спиноза считал психофизиологическую проблему ложной. Мышление и тело, по мнению автора, являются лишь двумя атрибутами одного лица, а не разными материями, как у Декарта.

Вольтер также выступал против декартовской двойственности.

Лейбниц выдвинул теорию психофизиологического параллелизма: две материи не связаны друг с другом и работают параллельно.

Оппонентом картезианцев был Эммануил Кант, он считал, что мышление основано на эксперименте, и разделять эмпиризм и рационализм нельзя. Философ создал типологию мышления, разделив формальное и диалектическое мышление, конкретное и абстрактное, практическое и диалектическое.

В XIX веке Жюль Пуанкаре отрицал априорные знания и возможность человека объективно оценивать происходящее. Любые теории, по его мнению, зависят от типа мышления самого автора.

Немецкий философ Я. Моллешот заявлял о зависимости психических и духовных процессов от физиологической природы человека.

Ученые 50-х XX века рассматривали рефлекторную деятельность и как физиологическую, и как психологическую.

Мышление в психологии

Когнитивная

Мышление связывают с переработкой информации и изучают именно в этом контексте. Его развитие возможно с возникновением символических функций и формированием понятий. К внутренним когнитивным структурам относятся образы и понятия, благодаря им человек имеет возможность изучать окружающий мир, понимать его и применять знания в дальнейшей познавательной деятельности.

Она стремится изучать его, память и восприятие не изолировано. Когнитивная психология разработала огромный арсенал методов и способов, а также разработала массу теоретических моделей, которые способны объяснить некоторые моменты мыслительного процесса.

Клиническая

При изучении учитываются следующие факторы: внешний вид больного, речь, поведение. Достоверный анализ требует изучения каждого его этапа и всего мыслительного хода больного. При контакте с больным важно установить наличие или отсутствие заблуждений, страхов, ложных идей, а также выяснить, какого отношение больного к ним сейчас и ранее, кроме того, необходимо понять, как мышление лица влияет на поведение.

Для анализа мыслительного процесса больных клиническая психология также использует рисунки, схемы, или написанные кому-либо письма.

В патопсихологической диагностике используются следующие приемы для анализа:

  • складывание картинок;
  • понимание художественных текстов;
  • определение последовательности событий и прочие.

Анализ в клинической психологии важен для определения болезни и соответственно курса лечения.

Психоанализ

В психоанализе мышление рассматривается в качестве мотивационного процесса , т. е. его тип и характер связаны с мотивацией лица, но не с активным понимаем своей цели или потребностей, а с глубинной мотивацией. Например, З. Фрейд в своей работе об остроумии и ее отношении к бессознательному утверждал, что остроумие это результат или признак творческого мыслительного процесса, которое возникло из-за неудовлетворенности своих потребностей в прошлом.

Эти процессы связаны либо с глубинными мотивами, либо с мотивами получения желаемого, которые также могут быть глубинными, и поэтому могут человеком и не осознаваться.

Их связь с мотивацией изучалась в психоанализе лишь косвенно. Психоанализ не дает информацию о том, как практически мотивация влияет на организацию и строение этого процесса.

Э. Блэйлеру принадлежит теория аутистического мышления в психоанализе. Автор считает, что аутизм – это форма, при которой у человека доминирует внутренний мир над внешним. Между аутистическим и обычным мыслительными процессами нет четкой разницы, поскольку аутистическое способно проникать в обычное. Аутистические процессы дают выражение скрытым тенденциям и влечениям человека. Для этой формы нет времени, т. к. оно не важно.

Мышление человека, по мнению Э. Блейлера, связано и объясняется аффективными потребностями, опасениями, желаниями или комплексами. Иногда люди бессознательно выбирают определенную форму для защиты от окружающего мира.

Физиология

Мыслительный процесс – это и высшая форма отражения действительности и психологический акт достижения цели. Оно возможно только при наличии мотивации. Умственная деятельность реализуется при помощи речи. В соответствии с нейрофизиологическими и нейропсихологическими исследованиями, предметно-образное мышление существует благодаря правому полушарию большого мозга, а абстрактное и словесно-логическое – левому. Нарушения умственной деятельности возможны при повреждениях в теменно-затылочных и височных отделах левого полушария большого мозга.

Социальная психология

Мышление – это одна из наиболее важных характеристик человека и социума. Его развитие возможно только в обществе и благодаря общению с другими членами этого общества. Его возникновение в социологии – это диалог с сами собой.

Взаимодействие человека с обществом непрерывно влияет на мыслительные процессы. Минимум треть своей жизни люди тратят именно на то, чтобы научиться выживать в социуме. Некоторые ученые полагают, что это период значительно больше и составляет всю жизнь человека.

Социализация человека начинается с самого рождения, когда родители учат его элементарным навыкам, воспитывают в нем какие-то моральные качества, и закладывают в отпрыске какую-то модель поведения в обществе. После человек находится под влиянием своих друзей, одноклассников, а позже супруга, коллег и прочих людей. Влияние общества неизбежно, поскольку, чтобы жить в обществе, необходимо подстраиваться и адаптироваться под общие правила в социуме. Даже при намеренном сопротивлении устоявшихся норм жизни бессознательное влияние на мыслительные процессы человека неизбежно, т.к. человек не живет обособленно в лесу или в пустыне, а живет в социуме.

Коллективное бессознательное, в соответствии с работами К.-Г. Юнга, является универсальным и может встречаться повсюду. Это архетипы, которые существовали еще до рождения человека. К архетипам могут относиться схемы поведения, чувств, переживаний, которые можно встретить в мифологических мотивах.

Личное бессознательное – это те черты или элементы личности человека, которые были подавлены в нем благодаря воспитанию. Заставить человека забыть можно воспоминания, болезненные мысли, неосознанные чувства, комплексы.

Можно ли развивать в себе эти навыки?

Развивать навыки мышления можно на протяжении всей жизни. Главное не останавливаться на достигнутом, быть любопытным и не полагаться на бессознательное. Чтобы развивать эти способности, рекомендуется задавать себе правильные вопросы, и находить к своим вопросам другие правильные вопросы, поскольку поиск ответа порождает еще больший поиск ответов. Чем больше человек знает, тем больше он понимает, что еще много не понимает.

Правильные вопросы нужны человеку для фильтрации ненужной информации, которая не приносит никакой пользы и занимает лишь мысли человека и его время. Вовремя заданные вопросы помогают развивать мышление и память.

Для развития важно уметь переключаться с одной информации на другую, а также ощущать взаимосвязь между ними для дальнейшего использования данной информации. Важно оставаться любопытным, вдумчивым и заинтересованным в информации.

- (англ. thinking) - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. М. постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека... Большой психологический словарь

  • мышление - МЫШЛЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, -я; ср. 1. Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное м. Мозг - орган мышления. Развивать м. Абстрактное м. М. человека. Толковый словарь Кузнецова
  • мышление - мы́шление От мы́слить, мысль; -шл- происходит из праслав. -sli̯-. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • МЫШЛЕНИЕ - МЫШЛЕНИЕ - категория, обозначающая процессуаль-ность функционирования сознания (познавательную деятельность) - традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Новейший философский словарь
  • Мышление - Опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности (Рубинштейн С.Л., 1940). М. – это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Толковый словарь психиатрических терминов
  • Мышление - См. Психология. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • мышление - Мы́шл/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  • Мышление - Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различения, суждений и умозаключений, абстракции... Медицинская энциклопедия
  • мышление - мышление, мышление ср. 1. Процесс действия по гл. мыслить 1. 2. Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Толковый словарь Ефремовой
  • мышление - МЫШЛЕНИЕ, я и МЫШЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. мыслить. 2. Высшая ступень познания процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Формы и законы мышления. Толковый словарь Ожегова
  • мышление - сущ., кол-во синонимов: 2 дух 136 мысль 42 Словарь синонимов русского языка
  • Мышление - Опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и даёт возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения. Педагогический терминологический словарь
  • мышление - орф. мышление, -я Орфографический словарь Лопатина
  • Мышление - Процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения (См. Большая советская энциклопедия
  • мышление - М’ЫШЛЕНИЕ, мышленя, мн. нет, ср. 1. Способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Ммышление и сознание - функции человеческого мозга. 2. Действие по гл. мыслить в 1 ·знач. (·книж.). Мышление образами. Толковый словарь Ушакова
  • мышление - МЫШЛЕНИЕ - интуитивное мышление. Один из видов мышления, компонент тактических решений в спорте; характеризуется быстротой нахождения правильного решения проблемы, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. Словарь спортивных терминов
  • МЫШЛЕНИЕ - МЫШЛЕНИЕ - англ. thinking; нем. Denken. Процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п. Социологический словарь
  • мышление - И мышление, -я, ср. 1. Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг - орган мышления. Малый академический словарь
  • МЫШЛЕНИЕ - МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Большой энциклопедический словарь
  • - Способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки. Оно может быть: 1) образным (живость восприятия, единство представления, понятия и оценки, находящее выражение в поэтической речи, в живописи, музыке, архитектуре, кино и т.п. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  • мышление - МЫШЛЕНИЕ - процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Мышление во многом определяет успешность человека в мире, его отношение к жизни и способность решать повседневные задачи достигая максимальной продуктивности при затрате энергии.

    Мышление, что это

    Мышление - это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

    Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

    Формы

    В психологии выделяют основные формы мышления, включающие понятие, суждение и умозаключение:

    1. Понятие формирует представление человека об окружающих явления и предметах, данная форма присуща только словесной речи и позволяет объединять предметы и явления по каким-либо признакам. Понятия подразделяются на конкретные (истинные означающие предмет или явления «дом», «ребенок») и относительные (зависят от восприятия разными людьми, например, что такое добро и зло). Содержание имеющихся понятий раскрываются в речи через суждения.
    2. Суждение - относится к форме, представляющей отрицание или утверждение об окружающем мире или определенном предмете. Образование суждений возможно двумя способами: восприятие понятий, находящихся в тесной взаимосвязи или полученное в виде умозаключения.
    3. Умозаключение представляет формирование нового суждения на основе двух или более существующих изначально. Любое умозаключение формируется как цепочка обоснованных идей. Способность к умозаключению зависит от стадии развития мышления, чем она выше, тем легче человек находит решение при определенной задаче.

    Все умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. В первом случае суждение движется от единичного понятия к общему, а дедуктивное на основе существующих общих происходит обобщение целой группы явлений или суждений в одно общее.

    Методы мышления подразумевают разные уровни, где на каждом этапе достигаются определенные цели: сбор информации, анализ имеющихся данных и умозаключение как руководство к действию или бездействию.

    Процессы

    Процесс мышления - это целенаправленный процесс оперирования понятиями и суждениями на получение результата. Процессу предшествует определенная ситуация (которая по умолчанию и будет условием задачи), далее следует сбор информации, ее анализ.

    В конце цепочки человек приходит к умозаключению, которое подразумевает решение поставленной задачи и поиск выхода из сложившейся ситуации или прогнозирование различных вариантов развития событий.

    Выделяется всего 4 стадии процесса, направленные на нахождение решения:

    1. подготовка;
    2. нахождение решения;
    3. вдохновение к его достижению;
    4. проверка результатов.

    Весь процесс состоит из цепочки вытекающих друг из друга пунктов.

    Начинается процесс с мотивации характеризующейся желанием найти решение. Далее следует сбор информации (исходных данных) их оценка и умозаключение.

    Приемы мышления:

    1. анализ - это мысленное «разложение по полочкам». Анализ представляет разложение проблемы на составляющие и вычленение основ;
    2. синтез - это процесс объединения частей в единое целое по определенным признакам. Мысленно устанавливается отношение каждой составляющей к целому. Синтез является противоположностью анализа и представлен обобщением имеющихся деталей в единое целое;
    3. сравнение - это процесс выявления сходства предметов и явлений между собой и их отличий;
    4. классификация представляет разбивку по пунктам формируя определенные классы и подклассы;
    5. обобщение - это выявление общего среди различных предметов или явлений и определение выявленного в одну группу. Обобщение может быть простым (по одному признаку или свойству) или сложным по разным составляющим;
    6. конкретизация позволяет определить суть явления или предмету;
    7. абстрагирование - это противоположность конкретизации, когда создается отвлеченный образ в ходе процесса. На развитие абстрактного восприятия влияют упражнения, требующие творческого подхода.

    Способы развития мышления известны психологам, неврологам и педагогам. Приемы включают решение задач, игры, обучение смотреть под разным углом, тренировку образного и интуитивного мышления через творчество. В развитии важно учитывать индивидуальные особенности мышления.

    Человеку с выраженной склонностью к фантазиям следует больше уделить внимания развитию творческого и неординарного подхода в процессе обработки информации. Напротив, при обладании точности и последовательности следует уделить больше внимания именно в данном направлении.

    Нарушения (расстройства)

    Расстройства мышления - это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.

    Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.

    Формы количественного расстройства:

    • задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей 2-3 года. Лечение назначает невролог.
    • Олигофрения (отставания в умственном развитии характеризуется нарушением развития ребенка с раннего возраста). Ребенка с олигофренией наблюдают невролог и психотерапевт. Целью лечения будет социализация и обучение самообслуживанию.
    • Деменция представлена нарушением психических процессов, проявляющихся во взрослом или переходном возрасте. Наблюдение у психотерапевта.

    Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:

    • Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
    • Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
    • Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
    • Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
    • Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
    • Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
    • Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
    • Фобии (необоснованный страх) . Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
    • Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
    • Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.

    Патология мышления часто провоцирует нарушение эмоционального фона (депрессию, эйфорию, апатию). Любое нарушение мыслительного процесса должно наблюдаться специалистом. При необходимости проводится психокоррекция или медикаментозная терапия. Игнорирование патологии мышления может привести к возникновению стойкой психической патологии и стать причиной серьезных проблем для обществ или больного.

    Диагностика мышления подразумевает определение типа возбуждения мозговой деятельности и особенности мыслительных процессов. Учитывается и умение решать актуальные задачи. Развитие речи и мышления тесно связаны и начинаются с раннего возраста.

    При задержке речевого развития наблюдается и нарушение мыслительной деятельности. Важно вовремя заметить отклонение и начать тренировку мышления, используя доступные приемы развития мышления (игровая, действенная, обучающая).

    Развитие (упражнения для тренировки)

    Развитие мышление начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.

    Скорость и качество становления мыслительных процессов зависит от того, насколько этому вопросу уделяют внимание родители. С ребенком необходимо постоянно заниматься для быстрого формирования и закрепления навыков мыслить.

    Способность формировать мысли побуждает к самообучению и познанию. Развитие мышления происходит непрерывно от рождения до полного угасания в процессе общения. Деятельности, освоении нового в быту формирует подсознание человека. На каждом жизненном этапе оно имеет свои особенности:

    • Для детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Все процессы, направленные на выполнение простейших задач (взять игрушку, открыть коробочку, принести что-то или достать). Ребенок думает, действует, развивается. Этот непрерывный процесс познается в повседневности как через игру, так и через необходимость достижения определенных действий.
    • При овладении речью ребенок учится обобщению и постепенно его мыслительный процесс выходит за рамки наглядно-действенного. Мышление и речь находятся в тесной связи, речь человека способствует развитию абстрактного мышления, способности обобщать предметы и явления, выявлять суть на основе полученных знаний. Речь у взрослых является главным способом передачи опыта и навыков, что значительно облегчает обучение.
    • Расширение речи позволяет выражаться словами, ребенок больше уходит в сторону образного и абстрактного мышления. На этом этапе формируется фантазия. Развиваются творческие способности.
    • Школьники учатся оперировать знаниями, полученными словесно (предметы общего образования). Практическое закрепление опытом отсутствует. Этот этап учит делать выводы на основании логической связи и накопленных знаний о предметах и явлениях. Различные методики школьной программы повышают эффективность и скорость оперирования понятиями и достижения умозаключения в короткие сроки при наличии недостаточных знаний о предмете или явлении.
    • Старшие классы способствуют формированию абстрактного мышления. Изучение и разбор художественной литературы провоцирует развитие мышления и воображения.

    Чем старше становится ребенок, тем больше методов мышления задействованы в ежедневном процессе. Основным средством развития мышления детей является обучение, включающее формирование речи, изучение предметов и явлений путем словесной передачи данных и формирование абстрактного мышления и воображения на основе художественной литературы, творчества (рисование, вязание, вышивка, резьба по дереву).

    Этапы развития мышления напрямую зависят от освоенного раннее и уровня интеллекта. Обычно соответствует возрастным категориям.

    В накоплении понятийной базы выделяется несколько уровней: чем выше уровень развития, тем легче человеку дается обобщение или анализ явлений (или предметов), проще находится решение вопроса:

    • Первый уровень характеризуется способностью обобщить простые понятия, накопленные личным опытом или усвоенные при подаче в словесной форме.
    • Вторая фаза ознаменована расширением понятийного мышления.
    • Третий уровень характеризуется возможностью дать более четкие понятия условий, определить конкретные признаки и подкрепить сказанное конкретными примерами из жизни, подходящими по смыслу и условиям задачи.
    • Четвёртый уровень - это наивысшая ступень понятийного мышления, при котором индивид обладает полными знаниями о предмете или явлении и с легкостью определяет его положение в окружающем мире, с указанием взаимосвязи и отличий.

    Важно! Чем выше уровень познания понятий, тем четче становится суждение и проще достигается умозаключение.

    Виды мышления

    Мышление представляет наивысшую форму познавательной деятельности человека. Благодаря процессам, происходящим на подсознательном и сознательном уровнях, человек формирует понятия об окружающем мире и явлениях. Находит решения поставленных жизнью задач.

    Все процессы мыслительной деятельности делятся в зависимости от целей и вариации мировоззрения. Способы мышления различны и позволяют находить выход из любой ситуации при разном подходе к решению проблемы. Основные виды мышления человека:

    Критическое мышление

    Используется для оценки найденных в процессе мышления решений относительно возможности их применения на практике. Критическое мышление позволяет выбрать наиболее верный путь решения и оценить реальность его реализации.

    Позитивное мышление

    Представлено принятием удачи и добра. Человек, обладающий позитивным типом мышления, воспринимает всё в радужных тонах, всегда сохраняет веру в лучший исход и возможность найти выход из любой ситуации.

    Абстрактное мышление

    Позволяет отречься от деталей и взглянуть на ситуацию или проблему в целом. Развивать его необходимо с раннего возраста. Выраженное абстрагирование характеризует быстрота мышления и нестандартный подход.

    Особенностью умения абстрагировать можно отметить способность быстро находить суть в незнакомой ситуации, за короткое время собрав всю информацию. Что позволяет находить решение в любой ситуации.

    Логическое мышление

    Это обработка имеющейся информации с уклоном на причинно-следственную связь. В логическом мышлении человек использует уже имеющиеся знания путем обработки их в определенной последовательности.

    Итогом такого мышления будет нахождение наиболее правильного решения при определенной задаче. Оно позволяет сделать выводы, определиться с дальнейшей тактикой и найти решение в ситуации, требующей быстрых действий.

    Когда нет времени и возможности всесторонне изучать предмет и детально разрабатывать тактику решения задачи, логическое мышление позволяет быстро наметить путь разрешения и начать действия незамедлительно.

    Клиповое мышление

    Это особенность восприятия, основанная на формировании суждения на основе коротких ярких образов, выхваченных из контекста. Люди, обладающие клиповым мышлением, способны формировать суждение на основе коротких новостей клипов или отрывков из новостей.

    Присуще современному поколению молодых и позволяет быстро найти интересующую информацию, не вникая в особенности и детали. Оно характеризуется поверхностью и мало информативностью. Недостатком такого типа будет снижение концентрации внимания, неспособностью всесторонне изучать поставленную задачу.

    Креативное мышление

    Позволяет находить решения, не признанные обществом. Отклонение от шаблонов, неординарный подход - это его главные особенности. Благодаря отличному от ожидаемого решению, люди с креативным мышлением находятся в выигрыше при равных условиях с людьми мыслящими шаблонами.

    Оно позволяет людям творческой профессии создавать что-то новое и неповторимое, а бизнесменам находить решения, казалось бы, неразрешимых задач. Люди с креативным мышлением часто имеют и поведенческие отклонения в сравнении с общим принципом.

    Наглядно-образное мышление

    Позволяет быстро получить результат, благодаря мгновенной обработке информации на основе зрительных образов. Образное решение формируется мысленно и доступно людям, способным создавать зрительные картины достаточно полно.

    Данный вид мышления не основан на практических фактах. Тренируется с детского возраста путем запоминания предмета с последующим наиболее полным воссозданием его описания. Наглядно-образное мышление и воображение находятся в тесной связи и легко тренируются в детском возрасте в игровой и творческой деятельности.

    Системное мышление

    Позволяет определить связи разобщенных предметов и явлений. Все элементы находятся во взаимной связи друг с другом. Умение их познавать и воссоздавать позволяет спроецировать результат еще в начале.

    Благодаря системному подходу можно определить различные направления развития событий и выбрать наиболее подходящий или определить совершенную ошибку в действиях и найти решение.

    Человек, обладающий системным мышлением, способен упрощать решение задачи, изучать реальность с различных точек зрения и менять свои убеждения в процессе жизнедеятельности.

    Все это позволяет приспособиться к постоянно меняющемуся окружению и выйти из любой ситуации с наименьшими потерями.

    Пространственное мышление

    Ориентация в пространстве возможна благодаря развитию пространственного мышления. Это способность ориентироваться на месте и воспринимать окружающее как единое целое, воссоздавая в памяти расположение объектов относительно друг друга и самого человека, независимо от точки, в которой он находится. Оно начинает формироваться в возрасте 2-3 лет и может развиваться на протяжении всей жизни.

    Стратегическое мышление

    Это способность индивида заранее спрогнозировать результат активности в определенном направлении (действии) не только личных, но и оппонента. Развитое стратегическое мышление позволяет просчитывать шаги противника и действовать на опережение, достигая. тем самым. высоких результатов.

    Аналитическое мышление

    Это способность получить максимум информации из имеющегося минимального материала посредством анализа каждой составляющей предоставленных данных. Посредством логических умозаключений человек прогнозирует разные варианты при рассмотрении вопроса с нескольких точек зрения, что позволяет найти наиболее оптимальное решение.

    Люди, обладающие аналитическим мышлением, говорят, что они сперва все хорошо обдумают, потом сделают. Пословица «семь раз примерь, один отрежь» является руководством для людей с аналитическим складом ума.

    Творческое мышление

    Характеризуется умением создавать субъективно новое на основе уже существующего. Помимо получения отличного от первоначального явления или объекта творческое мышление позволяет собирать информацию путями, выходящими за рамки шаблонов, что позволяет получить решение задачи быстро и качественно. Оно относится к продуктивной группе и легко развивается в детском возрасте.

    Латеральное мышление

    Позволяет качественно решить задачу, исследовав объект или явления с разных сторон и под разным углом. В латеральном мышлении используется не только накопленный опыт и знания, но и интуитивные способности, иногда идущие вразрез с научными представлениями.

    Опираясь на опыт и собственные чувства, человек может не просто найти выход из ситуации, но и получить удовольствие в ходе решения даже сложных задач. Как правило лица, пользующиеся латеральным мышлением, выбирают творческий подход и неординарный тип решения проблемы что позволяет добиться наивысших результатов.

    Ассоциативное мышление

    Это способность мозга создавать разнообразные яркие образы, связанные с предметом или явлением, что позволяет изучить условия проблемы не только на понятийном ровне, но и подключить эмоциональный фон и чувственный, сформировать собственное отношение к проблеме и наполнить различными красками.

    При развитом ассоциативном мышлении человек способен связывать различные ситуации, не имеющие ничего общего с определенным предметом. Так, например, люди могут связывать какие-то события личной или общественной жизни с какой-либо мелодией или фильмом.

    Благодаря этому человек способен находить нестандартные решения проблемы и создавать что-то качественно новое на основе уже существующего.

    Дивергентное и конвергентное мышление

    Дивергентное характеризуется способностью личности найти множество решений, имея одни исходные данные. Противоположностью является конвергентное - фокусировка на одном варианте развития события с полным отклонением возможности других вариантов решения проблемы.

    Развитие дивергентного мышления позволяет подобрать множество вариантов решения проблемы, выходящих за рамки общепринятых, и выбрать наиболее оптимальный путь действий, способный быстро привести к желаемому результату при наименьшей затрате энергии и средств.

    Нестандартное мышление

    Позволяет находить необычный вариант решения проблемы в любой ситуации. Главная ценность такого вида мышления заключается в способности найти выход из «безвыходной ситуации» когда стандартные методы не работают.

    Саногенное и патогенное мышление

    Саногенное (здоровое) направленно на оздоровление, патогенное же наоборот ведет к болезням в силу своего разрушительного влияния. Патогенный вид определяется склонностью человека прокручивать негативную ситуацию множество раз спустя время, что приводит к возникновению отрицательных эмоций (гнев, обида, злость, безысходность). Лица с патогенным типом склоны винить себя в случившемся и постоянно страдать, прокручивая плохую ситуацию.

    Обладатели саногенного мировоззрения способны абстрагироваться от негатива и создавать комфортный эмоциональный фон, они не зависят от стрессовых ситуаций.

    Рациональное и иррациональное мышление

    Представлены двумя противоположностями. Первый тип основан на строгом следовании логике и имеет четкую структуру, что позволяет находить решение большинства жизненных ситуаций.

    Второй тип характеризуется обрывочными суждениями при отсутствии четкого мыслительного процесса.

    Люди с иррациональным мышлением перескакивают с одного на другое, позволяя мыслям двигаться хаотично. Рационально мыслящий человек всегда всё тщательно обдумывает, выбирает наиболее логически выверенный путь решения проблемы. Иррационалисты же напротив полагаются на чувства и эмоции.

    Понятийное мышление

    Формируется у детей школьного возраста и заключается в формировании неких истин, не требующих доказательств. Понятийное мышление исключает возможность рассмотрения предмета или явления под разными углами в силу формирования определенного клише. Оно исключает инакомыслие и творческий подход в решении проблемы.

    Научное мышление

    Представляет собой стремление к познанию сути предмета или первопричины явления. Характеризуется системностью, требует сбора доказательной базы и носит объективный характер. Его преимущество в способности изучать процессы окружающего мира и использовать полученный результат во благо общества или себя.

    Стереотипное мышление

    Представлено склонностью оценки событий и явлений по общепринятым стандартам без включения логики или творчества. Оно позволяет социализироваться, однако убивает в человеке индивидуальность и делает его не только предсказуемым, но и легко внушаемым.

    Развитие мышления и воображения - это главный метод борьбы со стереотипностью и формирования способности самостоятельно решать задачи и находить выход из ситуаций. Снижает эффективность процесса из-за неумения действовать в ситуациях, не описанных в инструкции.

    Когнитивное мышление

    Характеризуется высоким уровнем развития всех видов процессов мыслительной деятельности что позволяет собрать и проанализировать информацию, оценить все под различным углом, применить логический подход и при этом действовать интуитивно и на основании эмоций.

    Такой тип мышления позволяет решать множество задач, используя наиболее эффективный метод при учете всех факторов ситуации (или явления) в соответствии с зависимыми и независимыми развитиями событий.

    6. Мышление

    1. Понятие о мышлении.

    2. Виды мышления, формы мышления.

    3. Операции мышления.

    4. Индивидуальные особенности мышления.

    5. Особенности творческого мышления.

    6. Развитие мышления.

    1. Ответы на многие познавательные вопросы человек не может получить путем непосредственного взаимодействия с окружающим миром.

    В этом случае задачи решаются косвенным путем при помощи мыслительных действий или процессов мышления.

    Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.

    Отметим отличительные черты мышления :

    1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;

    2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.

    3) опосредованно отражает окружающий мир.

    Например, о наличии инфекции в организме судят по повышению температуры тела.

    К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

    а) если непосредственное познание невозможно, так как наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют, например, человек не воспринимает ультразвук, инфракрасное излучение, рентгеновские лучи;

    б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например, археологические и палеонтологические раскопки;

    в) если непосредственное познание нецелесообразно, например, нет смысла выходить на улицу, чтобы узнать температуру воздуха, более рационально посмотреть на показания градусника за окном или прослушать прогноз погоды;

    4) активно функционирует в условиях проблемной ситуации;

    5) расширяет границы познания; благодаря интеллекту человек преодолел земное притяжение, спустился на дно океана и т. д.;

    6) позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения.

    Итак, мышление позволяет опосредованно, отвлеченно и обобщенно познавать окружающую действительность.

    2. Мышление классифицируется по различным основаниям.

    Назовем наиболее часто используемые классификации видов мышления.

    По характеру решаемых задач выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи. По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки).

    В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое).

    По форме мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое .

    Остановимся подробнее на последней классификации, как одной из наиболее часто применяемых, особенно в возрастной и педагогической психологии, психологии личности.

    Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий.

    Часто применяется в быту, например, чтобы понять, для чего предназначены кнопки на магнитофоне, мы часто начинаем последовательно на них нажимать.

    Эта форма мышления является наиболее элементарной, раньше других возникает в процессе онтогенеза и является основой для формирования более сложных видов мышления.

    Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов.

    Однако образы мышления отличаются от образов восприятия своей обобщенностью и отвлеченностью в образах мышления отражены только наиболее важные и существенные свойства.

    Словесно-логическое мышление – это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений.

    Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием.

    Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные.

    Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д.

    В процессе мышления человек рассуждает.

    Суждения отражают существующие между предметами, явлениями, их свойствами связи.

    Суждения подразделяются на общие, частные, единичные.

    Общие суждения содержат утвердительную или отрицательную информацию обо всех предметах и явлениях («у детей высокая переключаемость внимания»).

    Частные – только о части предметов и явлений, включенных в понятие («дети этого класса хорошо танцуют»).

    Единичные – речь идет об индивидуальном понятии («Витя Иванов хорошо рисует»).

    Как правило, в ходе рассуждения делаются какие-то выводы, тем самым создавая новые суждения.

    Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением.

    Если умозаключение делается от единичного, частного суждения к общему, то это есть индукция.

    Обратный процесс, когда единичный вывод формулируется на основе общего суждения, называется дедукцией.

    Пример индукции: лису можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.

    Лиса – животное.

    Животное можно убить ядом кураре.

    Пример дедукции: животное можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.

    Заяц – животное.

    Зайца можно убить ядом кураре.

    Несмотря на все многообразие видов мышления в реальности они не существуют изолированно друг от друга.

    3. Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

    Назовем наиболее значимые из них.

    Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

    Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

    Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними.

    Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств.

    Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам.

    Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим.

    Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

    4. Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

    Подробнее остановимся на их рассмотрении.

    Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

    Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

    Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

    Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

    Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

    Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

    Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы.

    Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

    Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

    Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

    Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

    Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

    5. Вопрос о психологической природе творчества до сих пор остается открытым.

    В настоящее время ответить на этот вопрос можно лишь частично.

    Дж. Гилфорд полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием четырех особенностей:

    1) оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

    По словам исследователя, творческая личность всегда имеет собственный взгляд на все происходящее;

    2) семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможностьи его нового использования, расширять функциональное применение на практике;

    3) образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

    4) семантическая, спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

    Условия, влияющие на творческий процесс :

    1) успешный в прошлом опыт может тормозить нахождение новых, более рациональных способов решения задач;

    2) если нахождение правильного решения далось с большим трудом, то возвращение к этому способу в дальнейшем будет более вероятным, если даже он и не достаточно эффективен;

    3) стереотипность мышления, которая возникает в силу первых двух условий, можно преодолеть, если на некоторое время отложить решение, а затем вернуться к нему с твердым намерением искать новые пути;

    4) частые неудачи тормозят творческий процесс, может сформироваться мотив избегания неудач, когда человек боится начинать что-то новое из-за возможных разочарований;

    5) для успешного протекания творческого процесса необходима должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой.

    Нахождение оптимальной мотивации и оптимального уровня эмоционального возбуждения – это процесс индивидуальный.

    Качества, препятствующие развитию творческого мышления:

    1) склонность к конформизму, т. е. к стремлению следовать чужому мнению, отказываясь от собственного, боязнь оказаться «белой вороной»;

    2) боязнь показаться чрезмерно критичным и даже агрессивным в неприятии чужого мнения;

    3) боязнь отмщения со стороны того, чье мнение отрицается;

    4) завышенная оценка собственных достижений, идей;

    5) высокая личностная тревожность;

    6) чрезмерная критичность мышления, которая не позволяет сосредоточиться на выработке продуктивных идей, так как все силы уходят на критику других мнений.

    Понятие «творчество» тесно связано с понятием «интеллект», под которым подразумевается наличие у человека общих умственных способностей, благодаря чему он успешно справляется с разнообразными задачами.

    Наличие творческого мышления – важный показатель интеллекта человека, для его формирования необходимо придерживаться определенной линии воспитания.

    6. Существуют следующие пути развития мышления:

    1) необходимо следовать принципу: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать»;

    2) мышление развивается в процессе овладения знаниями.

    В качестве источников знания могут выступать: книги, СМИ, школа, и т. д;

    3) любой вид мышления начинается с вопроса, а значит, следует учиться умению задавать вопросы по каждому событию, с которым имеешь дело;

    4) полезно развивать умение замечать новое в привычном, видеть предмет или явление с различных сторон;

    5) следует тренировать гибкость ума, чему способствуют игры на сообразительность, решение ребусов, логических загадок;

    6) важный прием, развивающий мышление, – это сравнение близких понятий;

    7) следует помнить о неразрывной связи между мышлением и речью, а это значит, что для лучшего понимания надо попробовать изложить материал другому человеку;

    8) развитию мышления также способствует использование письменной речи, поэтому полезно написание сочинения, ведение дневника;

    9) для развития мышления полезны дискуссии, свободное изложение прочитанного, решение парадоксальных задач.

    Итак, развитие мышления возможно при желании человека овладевать новыми знаниями, стремлении в достижении творческих и профессиональных высот.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

    МЫШЛЕНИЕ Мышление – познавательный процесс установления закономерностей, взаимосвязей явлений окружающей действительности. Оно формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, затем приобретает характер

    Из книги Биология познания автора Матурана Умберто

    Мышление (1)Я полагаю, что в нервной системе, детерминированной состоянием, нейрофизиологический процесс, состоящий в том, что нервная система взаимодействует с некоторыми из своих собственных внутренних состояний, как если бы они были независимыми сущностями,

    Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

    4.5. Мышление Понятие мышления. Познание окружающего мира идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин).Ощущения, восприятие, память – это первая, присущая

    Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

    6. Мышление 1. Понятие о мышлении.2. Виды мышления, формы мышления.3. Операции мышления.4. Индивидуальные особенности мышления.5. Особенности творческого мышления.6. Развитие мышления.1. Ответы на многие познавательные вопросы человек не может получить путем

    Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

    Мышление В этой области категоризация предполагает: 1) наличие исключительно стереотипных проблем, и/или 2) использование исключительно стереотипных техник для решения этих проблем, и/или 3) наличие набора готовых решений и ответов. Эти три тенденции практически

    Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

    МЫШЛЕНИЕ Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.Мышление как

    автора Левенталь Елена

    МЫШЛЕНИЕ Мозг циклотимика обладает удивительным талантом к восприятию реальности. Как великий стратег, он видит вехи жизни, ее стремительность и краткость. И, как великий тактик, он подмечает каждую мелочь, каждый блик солнца, так же как и каждый оттенок патологии,

    Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

    МЫШЛЕНИЕ Представителям этого характера далеко до изощренного интеллекта шизоида, тонкого и умного астеника, сверкающего циклотимика, на лету усваивающего информацию и мгновенно ее анализирующего. Мышление эпилептоида более неповоротливо.Однако здоровый подросток

    Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

    МЫШЛЕНИЕ Особенностями мышления эпилептоида являются невысокий интеллект, отсутствие гибкости, трудность переключения, замедленность мыслительных процессов, легкость образования сверхценных идей.Психика его достаточно неповоротлива, ригидна. Она словно вырублена из

    Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

    МЫШЛЕНИЕ Удивительные особенности мышления шизоида, причудливость его интеллектуальных процессов нашли свое отражение в произведениях литературы, искусства, в религиозных и философских построениях, в научных открытиях. Порождения его мышления сформировали целый

    Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

    МЫШЛЕНИЕ Астеник обладает блестящими интеллектуальными способностями. Но как часто его интеллект вовлечен в нелепую борьбу, которую ведут с сознанием две армии - суперэго (социальные нормы) и подсознание.Победа сознания и его освобождение приводят к раскрепощению и

    Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

    Мышление О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый. Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет? Ф.

    Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

    Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

    Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и

    Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

    27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –

    Из книги Ум человека автора Торсунов Олег Геннадьевич