Охотхозяйство из ничего. Охота в россии становится дорогим развлечением для избранных Большая охота проблемы охотхозяйств

охотничье хозяйство, расположенное в Смоленской области в верховьях великой реки Днепр, будет радо считать Вас своим гостем. Охотхозяйство образовано в 2010 году и с тех пор проводит охоты в окрестностях поселка Холм-Жирковский на территории площадью 48 тыс. га. Для гостей построена комфортабельная охотничья база, добраться до которой можно на легковом транспорте по асфальтированной дороге.

Помимо охоты в дикой среде, в определенные законом сроки возможна результативная охота на кабана в огороженном вольере площадью 120 га в котором они содержатся. Кроме того, в охотхозяйстве запущены в эксплуатацию оленья ферма и олений парк, построенные по английским технологиям, на которых мы выращиваем поголовье европейского благородного оленя для продажи в ближайшем будущем. Гостям предлагается экскурсия на ферму и возможность покормить оленей.

Для проведения охот у нас есть все условия: хорошая плотность зверя, техника для доставки охотников к месту охоты в любое время года, включая вездеход на гусеничном ходу. Для загонных охот оборудованы полувышки, для охот на кабана из засидки построены удобные всепогодные вышки.

08.08.2011 | Будущее могло бы быть за коллективными охотхозяйствами... Но его нет

Мирослав Мадейски, Генеральный директор ООО "Охотклуб Дианы" на презентации производимых им кормов и добавок. Фото - Андрей Шалыгин

Мирослав Мадейски: "Написать свое мнение подтолкнул меня факт интервью с Антоном Берсеневым. Наконец-то завершилась баталия по поводу единого государственного охотничьего билета. Поражает то, что один документ, касающийся всех нас, охотников, наша огромная страна обсуждала столько лет. Еще год обсуждалось потом: успеют ли чиновники справиться с подготовкой к выдаче билетов, и, кажется, что еще год все будут заниматься вопросом: смогут ли выдать билеты всем в течение года или нет?!

Этот билет фактически является только подтверждением того, что человек, зарегистрировавшись, вступил в ряды охотников.

Ранг такого билета - нулевой, если учесть, что для его получения не требуется никаких знаний. Скорее всего, охотничьи чиновники не смогли придумать ничего более умного, чем то, что либо заставить охотничьи общества работать, либо разорить их, после того, как у них прекратился поток денег за дань, выплачиваемую за то, чтобы быть охотником. По сути дела вряд ли удастся теперь бесконечно сидеть без дела. Вероятнее всего, все их действия были направлены на то, чтобы ускорить распад существующей постсоветской системы обществ. Господствующая чиновничья схема - изымать у обществ угодья по любому поводу (нарушению) растянула процесс приватизации надолго. И как в таких обстоятельствах обществу не нарушать требований, когда чиновникам всего лишь достаточно урезать ему количество разрешений на добычу копытных, и у общества не будет выручки?! Не будет продажи - будет не за что выполнять биотехнические требования. А как следствие: не будет и у местных охотников стимула работать на общество. Теперь понятно: почему охотничье хозяйство в стране доведено до такого плачевного состояния! И возникает вопрос: для чего нужно было всё разваливать, чтобы теперь строить заново?!

Если усовершенствование законодательства будет подвигаться в таком же направлении, то в будущем в лес будут ходить «обладатели билетов» только лишь водочки попить.

Владельцы частных охотхозяйств, на которых одно время так наезжали все журналы, что, мол, олигархи возьмут угодья, выбьют там всё, что двигается, и бросят, доказали обратное. Великолепно, что руководитель департамента является сторонником частного хозяина в угодьях. Однако, на мой взгляд, перебарщивать не стоит. Почему бы не создать условия для существования всех видов собственности или хозяйственной деятельности? В частных охотхозяйствах - тоже неопределимая проблема: как уменьшить издержки? На хозяина народ будет работать только за деньги. С квалифицированной и ответственной рабочей силой в деревнях проблема. Владельцы так и не сумели найти общий язык с местными охотниками. Противостоянием стало браконьерство и воровство. А, казалось, что так просто можно договориться с местными охотниками, создать бригады, обслуживающие на общественных началах егерские обходы за право охотиться в данных угодьях. Психологический барьер между бедными и богатыми пока очень большой.

Будущее могло бы быть и за коллективными охотхозяйствами , когда, к примеру, у районного общества, не умеющего самостоятельно удержаться на плаву, появился бы спонсор или коллектив спонсоров в качестве новых платежеспособных членов общества, которые получили бы дополнительные права влияния в обмен на материальную и техническую поддержку. Местные охотники выполняли бы текущую биотехническую и охранную работу в свободное от основной работы время, а приезжие позаботились бы о кормах, технике и снаряжении. Для местных охотников могло бы быть развлечением обслуживать приезжих участников коммерческой охоты. И такие общества могли бы работать при минимальных издержках. Но есть одно НО... Эти общества должны стать самостоятельными юридическими лицами и иметь право решать всё за самих себя. А главное: иметь право распоряжаться животными, выращенными за счёт собственного труда и вложенных финансовых средств. В некоторых европейских странах такая система взаимодействия местных и городских охотников работает великолепно, особенно, если в составе имеют какого-нибудь крупного спонсора. Система работает безотказно, потому что одни без других обойтись не могут.

Рекорды трофеев Российской Охоты. Фото - Андрей Шалыгин.

Сейчас с обеих сторон растаптывают общества. Чиновники из «охотнадзора» действуют беспроигрышно: пока общество работает, оставляют себе часть разрешений на отстрел, продавая их, а как только охотхозяйство приходит в упадок, то откат за оформление охотхозяйственного соглашения какому-нибудь толстосуму открывает им пути для решения задач покрупнее, приводя в результате к тому, что регулярно сбираемая дань за норму добычи может вечно им карманы согревать. Пока государство не решит этого вопроса, приняв соответствующий закон, ничего с места не сдвинется. То же самое должно касаться и частных хозяйств. Мода иметь собственное охотхозяйство вскоре пройдёт, потому что любая игрушка со временем надоедает, а в данном случая создает еще и слишком много проблем владельцу, и, являясь очень накладным мероприятием, сильно по карману бьет. Приватизация ещё не закончилась, а сколько уже предложений о продаже угодий!

А это значит, что спонсорская модель ведения охотхозяйства будет актуальной, поскольку оплатить все расходы, связанные с ведением охотхозяйства, смогут себе позволить лишь единицы.

На мой взгляд, увеличение количества госинспекторов для охраны - это ни что иное, как увеличение легальных браконьеров. Если у угодий будет хозяин, то он самостоятельно решит: как их охранять. Важно, чтобы органы правопорядка работали надёжным образом по защите прав собственности гражданина.

Отдельная тема: коммерческое охотхозяйство. Оно должно быть не только окупаемым, но и прибыльным. Пока в стране мало знаний: как такое хозяйство вести. Такое хозяйство близко фермерскому. Необходимо научиться привлекать животных, удерживать их в угодьях, кормить или подкармливать, чтобы поднять иммунитет, увеличить плодовитость самок, а также процент выращенной молодежи и количество особей, выживших зимой, увеличить темп прибавки веса и, наконец, улучшить качество трофеев. Также не обойтись без выработки навыков селекции. Редукцию хищников нужно сделать прибыльной, а не расходной. На мой взгляд, увеличение премии за добычу волка - даст немного. Как не крути, а это всего лишь еще одна возможность коррупционной договоренности.

Знаю, что говорю. Запустили производство и продажу подкормок, кормов и лизунцов почти для всех видов охотничьих животных. Для всех видов охотничьих животных по отдельности разработали отдельные составы минералов и витамин. И что повсеместно слышим в ответ: «У нас всё имеется, потому что мы закупили столько-то и столько-то тонн зерна и соли». Аналогов такого комплексного подхода к кормлению диких животных в мире нет. В США, к примеру, обилие животных существует благодаря применению кормов, раскладываемых специально для животных, хотя в большинстве своем больше в качестве корма всё же используются продукты с истекшим сроком годности, предназначенная для людей. Мы разработали инновационную систему сбалансированных подкормок в дополнение к натуральному корму, которого на безграничных просторах России более, чем достаточно. Пришлось учесть и то, что по всей центральной, восточной и северной частях России умирает сельское хозяйство, исчезают деревушки, потому что стали неконкурентноспособными по отношению к южным областям России, а также - к зарубежным производителям продовольствия. Россию могут прокормить три - четыре южных региона Российской Федерации, если, конечно, заработает современная агротехника. Ведь дикие животные подкармливались на сельскохозяйственных полях растениями с богатым составом микроэлементов, поступающих в них из почвы в результате применения удобрений. Для животных всё это - пища слишком бедная. В таких обстоятельствах именно в России охотничье хозяйство, как отрасль, с экономичной точки зрения может стать конкурентным по отношению к сельскому хозяйству. Только в России дикий зверь не является вредителем на территориях, где почти нет сельского хозяйства. Чтобы вырастить 1 кг мяса дикого животного нужно не более 30% корма, поданного с участием человека, при чём не требуется затрат на огромную инфраструктуру, как в случае с фермами в сельском хозяйстве.

Какие проблемы, заботы у охотничьего дела на сегодняшний день?

В настоящее время принят ряд законов, касающихся охотничьей отрасли, но не очень удачные.

Говорят, плохи охотничьи дела в связи с этими законами?

Рассматривать законы, касающиеся охотничьего хозяйства, можно с разных сторон. Большая часть граждан довольна, так как законы подразумевают без вложений стать охотником (бесплатно, если нет судимости) и потом без особой волокиты получить разрешение на покупку ружья, приобрести путевку за 400 рублей в общедоступное охотхозяйство. Меньшая часть граждан, (по своей воле) сделав то, что делает большая часть, дополнительно вступает в общество охотников, добавляя заботу по уплате членских взносов, отработке получения путевок по ценам, установленным охотопользователем.

Так это явное неравенство.

Только неравенство не в дополнительных вложениях (труда, денег), а в сознании и заботливости об охотничьих ресурсах. Большей части гражданам выгодно и спокойно быть охотником, а второй нужна канитель со всеми заботами об охотхозяйстве.

Говорят, членов общества становится меньше?

Это естественный процесс, человек ищет, где легче всё дается.

Но как остановить этот процесс?

Росохотрыболовсоюз внёс ряд предложений в правительство на укрепление охотничьей отрасли. В части уменьшения единовременной платы за долговременное охотхозяйственное соглашение, наделение егерей правом составления протоколов, право обучения охотничьему минимуму при вступлении в охотники, участие общественного союза охотников в делах по защите охотничьих и рыболовных ресурсов. В то же время охотник в праве выбирать, где ему принять участие для охоты: в хозяйстве охотопользователя или в общедоступных охотохозяйствах.

Вы рекордсмен по стажу работы в охотобществе. Как считаете, на сегодня какая форма ведения хозяйства выигрывает, а какая проигрывает?

Я бы назвал три основных формы ведения охотхозяйства:

1) Общественная форма ведения охотхозяйства;

2) Частная форма ведения охотхозяйства;

3) Государственная форма ведения (общедоступные) охотхозяйства.

Но есть ряд проблем для каждой из этих форм. Общественная форма ведения охотхозяйства сильна своей массой, но слаба экономически.

Частная форма сильна экономически, но слаба тем, что охватывает узкий круг охотников.

Государственная форма ведения охотхозяйства брошена государством на выживание и сильна только в нормативно-правовой базе.

Я в последнее время много встречался с учеными, руководителями республиканских, региональных обществ, руководителями предприятий, предпринимателями, теми людьми, которые любят охоту и болеют за ее процветание. Вывод один - необходимо соединить общества охотников (их хозяйства) с частным капиталом посредством обоюдно выгодных договоров.

Есть уже какие-то результаты по данному предложению?

До результата далеко, но первый такой договор заключен между облохотобществом и индивидуальным предпринимателем.

Секрет, с кем именно?

Секрета нет. Это ИП Аблов Н.К. Наш земляк - житель Камызякского района, успешный предприниматель, расчетливый хозяин, районный депутат, любитель охоты, рыбалки.

В чем суть договора?

Облобщество имеет лицензию и заключает охотхозяйственное соглашение на охотугодья с обладминистрацией, а ИП осуществляет единовременную плату (из расчета 10 руб. за 1 га) и обременяется договором на 49 лет ведения хозяйственной деятельности в этих охотугодиях. Облобщество и ИП обоюдно ответственны за ведение охотхозяйства. Охотник не ущемляется в охотугодьях, а ИП имеет возможность создать участок с обслуживанием егеря на особой плате. Но мне лично как-то не очень хочется, чтобы кто-то патроны продавал и т.д. на этом участке. Так что получаются услуги в хозяйстве всех уровней.

В чем выгода для предпринимателя?

У предпринимателя возрастает возможность расширения услуг охоты, рыбалки, растет статус. Правда и забот больше.

И всё же, что у нас плохо в охотничьей отрасли?

Вообще, это несовершенные законы и, если есть они, то громадные проблемы в них. К примеру, Казахстан принял закон, касающийся охоты, но определил роль общественных охоторганизаций и разрешил выдачу единого охотбилета. В Белоруссии егеря получили высокий охранный статус и господдержку. Во многих странах дан серьезный приоритет фермерам, желающим защищать охотничьи и рыболовные ресурсы. Всем давно ясно, что сама по себе охотдеятельность не приносит прибыли.

И к чему пришли?

В Оренбургской области 97% охотников выбыло из общества. Плачевная картина в Калмыкии, Дагестане. В Ставрополье почти нет охотугодий, и вообще кому на руку этот упадок, для меня и для других охотпользователей - загадка.

В Астраханской области настоящий беспорядок в вопросах передвижения и отдыха в дельте Волги, то есть, покоя охотничьим и рыболовным ресурсам нет. Правда, приняты руководством региона ряд перспективных проектов - это природный парк на севере области и ранее - распоряжения о водно-болотных угодьях, имеющих международный ранг. Последнее не работает, а парк только начал действовать. Если руководство парка и райобществ (Ахтубинское, Черноярское, Енотаевское) совместно возьмутся за заботу о сохранности охотничьих и рыболовных ресурсов, конечно, результат будет.

Как вы считаете, астраханское охотобщество не развалится, как в Оренбурге?

Нет. Хотя и в начале меня мои коллеги начальники охотхозяйств сразу не поддержали в вопросе объединения бизнеса и общества, но сейчас ранее принятые договорные условия - обоюдно выгодные и берутся за основу.

Может, есть ещё какой-то скрытый резерв для улучшения охоторыболовной деятельности и сохранности, воспроизводства охотничьих и рыболовных ресурсов?

Да, естественно есть, не просто резерв. Мощная экономическая структура. Туристическая лига, возглавляемая В.А. Поповым.

Как вы видите совместную деятельность на благо природы?

С турфирмами общество имеет взаимные связи по услугам, биотехнике, воспроизводству охотничьих ресурсов много лет. Некоторые турфирмы являются примером рачительного использования охоторыболовных ресурсов.

А конкретно?

Общество охотников заключает договоры с турфирмами на создание участков с обслуживанием егеря. На этих участках ведется усиленная охрана, аншлагируется территория. Выпускается молодняк утки, фазана. Зона покоя значительно выше, чем в других местах охотугодий. Естественно дичи много, и охота лучше.

Этот опыт надо расширять. Но некоторые начальники охотохозяйств - противники таких участков и ревностно относятся к решению о договорах с турфирмами, что, считаю, большой ошибкой.

Выходит, что вы не противник совместной работы на благо природы с турфирмами?

Я считаю, что турфирма напрямую заинтересована в улучшении такого показателя, как добычливость охотника, а она в последнее время ухудшилось.

Турфирм много, а территория одна.

Есть территориальная пропускная способность охотхозяйства (в наших природных условиях, примерно, 60 га на охотника). Фактическая - количество дичи, приходящейся к изъятию. По территории хватит и своим, и приезжим, а вот фактическая пропускная способность страдает.

Облобщество - главный охотопользователь. Не много ли у него территории?

И в чём же дело?

Нужна политическая воля нашего руководства по созданию такой команды, которая определит стратегию того, о чем мы говорим.

Сегодня об охране природы не говорит разве что ленивый. Политики, экологи, руководители крупных добывающих и перерабатывающих предприятий, домохозяйки и даже дети в школе постоянно беспокоятся о защите окружающей среды – лесов, природных ресурсов, земель, дикой природы. В перечень по умолчанию входят и охотничьих богатства нашей планеты, которые требуют не только сохранения существующего поголовья диких зверей, но и разумное управление в этой сфере, возобновление количества тех, которые в отдельных регионах шатается на грани. А ведь здоровая, правильно управляемая популяция дичи может всегда и нескончаемо обеспечивать человека мясом, мехом, пером и пухом, а также давать возможность активно отдыхать – охотиться. Каковы современные тенденции охотничьих хозяйств в мире и в нашей стране – обзор далее.

Сегодня об охране природы не говорит разве что ленивый. Политики, экологи, руководители крупных добывающих и перерабатывающих предприятий, домохозяйки и даже дети в школе постоянно беспокоятся о защите окружающей среды – лесов, природных ресурсов, земель, дикой природы. В перечень по умолчанию входят и охотничьих богатства нашей планеты, которые требуют не только сохранения существующего поголовья диких зверей, но и разумное управление в этой сфере, возобновление количества тех, которые в отдельных регионах шатается на грани. А ведь здоровая, правильно управляемая популяция дичи может всегда и нескончаемо , мехом, пером и пухом, а также давать возможность активно отдыхать – охотиться. Каковы современные тенденции охотничьих хозяйств в мире и в нашей стране – обзор далее.

Мировые тенденции развития охотничьих угодий

Задача сохранения и оздоровления популяции стоят не только перед заинтересованными охотниками и биологами, но и перед обществом в целом.

В некоторых европейских странах ежегодно под колесами автомобилей гибнет больше диких животных, чем от пуль охотников. Пока этот вопрос волнует только экологов и защитников природы – они изучают статистику, наносят на карты самые опасные места, ставят предупреждающие знаки, например, что в этом месте дорогу часто или олени.

Или же дорогу ограждают – но это очень дорогое и непрактичное решение, ведь таким образом перекрываются миграционные пути животных. Также устанавливаются светоотражающие пластины на поворотах, которые предупреждают зверей о приближении опасности. Были также попытки строить специальные туннели под дорогой, но животные в большинстве их игнорируют и идут проторенными путями. Больший успех иммет строительство авиадуков. Но это еще дороже.

Российский дорожный знак «Дикие животные на дороге»

Огромный урон дикой природы приносит хозяйственная деятельность человека – осушение и культивация земель, изменение водного ландшафта, вырубка лесов и добыча полезных ископаемых, постройка промышленных предприятий и транспортной сетки приводят ко все большему ограничению жизненного пространства для диких зверей, которые гибнут от недостатка пищи и стресса.

Способов защиты дикой природы на региональном и государственном уровне пока придумано немного.

Первый – организация заповедников, заказников и парков, где природный комплекс находится под строгой охраной государства и вмешательство человека сведено к минимуму.

Второй вариант – образование охотничьих хозяйств, в который на попечение коллективам (или клубам) охотников отдаются угодья не только с правом охотиться там, но и обязательствами поддерживать их состояние на должном уровне.

Охотничье хозяйство – вещь не новая. Еще египетская знать содержала для развлечения земли с дикими животными. находились под защитой, по меньшей мере, двенадцать столетий. А император Чингизхан в своих владениях ограничил охоту на отдельные виды дичи, когда стало понятно, что земледельцы и воины просто изведут горных баранов и сайгаков на мясо, несмотря на их огромное количество. Американские индейцы имели строгие ограничения на количество убиваемых животных в один сезон в одной местности, чтобы не истощить их запасы и возможности воспроизводства.

Ошибки и проблемы

В желании управлять живыми природными богатствами, человечеством было сделано немало ошибок. Одна из них – уничтожение одного вида животных, которых люди считали , койотов и охрана тех, на кого они охотились. Например, в начале 20-го века в США в районе Йоллоустоунского парка были уничтожены практически все хищные животные, что привело к резкому возрастанию количества . Численность их стала так велика, что это стало бедствием для всего региона. Только за очень холодную зиму 1919/20 г. погибло от холода и голода больше 20 тысяч голов, а еще 4 тысяч вапити были отстреляны охотниками. Потом поголовье волков, медведей и пум было восстановлено и они самостоятельно теперь регулируют количество оленей на должном уровне.

Вторая ошибка – завоз диких животных в местах, где они никогда не жили. Из удачных таких акций по результатам специалисты называют только две: разведение в США и коричневой форели.

Все остальные имели неприятные, а то и трагические последствия для местных экосистем. Например, завезенных в водоемы США карп вытеснил практически все местные, гораздо более ценные виды рыб. Привезенная в Европу из США ондатра тут стала настоящим вредителем, как и серая белка. Когда в Новую Зеландию был завезен , то всего за 10 лет жизни без природных врагов он стал врагом природы этих островов. И правительство бесплатно раздавало охотникам боеприпасы для уничтожения поголовья. Теперь там оленей в природе практически нет – только в специальных хозяйствах. На Ямайку завезли мангустов, чтобы те уничтожали змей, а они заодно съели практически всех сухопутных крабов, которые раньше составляли ощутимую статью экспортного дохода. Теперь ямайское правительство ищет пути, как избавиться от мангустов. В последние десятилетия с такими экспериментами стали намного осторожнее.

Еще одна ошибка в природоохране – когда власти из благих намерений выдают серьезные законы, не посоветовавшись предварительно с биологами и не имея достаточно квалификации в понимании происходящих процессов.

Яркий пример – власти некоторых американских штатов запретили охоту на самок оленей. Вроде цель благородная и протесты охотоведов были проигнорированы. Когда самок перестали отстреливать, популяция начала резко расти и буквально за три года животных стало столько много в данной местности, что ее ресурсов стало на всех не хватать. Голодающие олени стали производить больное потомство, нанесли катастрофический ущерб своему ареалу (которые не могут восстановить уже больше 10 лет), а сама популяция практически вымерла.

Но, тем не менее, поставлено на очень высоком уровне и стабильно обеспечивает максимально возможную добычу охотничьих птиц и зверей без сокращения популяции, а также, полноценное сбережение среды их обитания.

Что изменится в российской охоте в 2015 – 2017 годах

А теперь к отечественным реалиям. По итогам изучения деятельности российского Департамента Охоты при Министерстве природы РФ за 2014 год, данным органом были приняты к рассмотрению и реализации два основных документа, касающихся основных задач и изменений на ближайшие годы российского охотхозяйства.

Получивших рабочие названия «Стратегия развития охотхозяйства на 2015-2017 г.г. и до 2030 года» и «План мероприятий» по реализации этой Стратегии.

Необходимость таких изменений назрела давно – в первую очередь, в связи с абсолютно неэффективным, а порою и незаконным использованием российских охотничьих угодий. Способствующим, в том числе, массовому распространению браконьерства, нецелевому использованию территорий охотничьих баз и прочим действиям, превращающим благородное искусство охоты в способ личной наживы и разворовывание государственных ресурсов.

Учитывая вышесказанное, государство запланировало ряд мер, основными среди которых является отслеживание поголовья зверя из космоса, ликвидацию чёрного рынка пушнины, уничтожение подпольных «лесных» притонов, ресторанов и отелей, оказание поддержки легальным охотникам (с одновременным ужесточением отношения к нелегальным), введение – по западному образцу – номерных бирок для и многое другое.

Отдельной строкой следует упомянуть направление сил и средств на организацию массового вольерного и полувольерного разведения животных.

Ожидаемая реакция

На множество нововведений Департамент ожидает волну критики и негативной реакции – но отнюдь не конструктивной, а связанной с незаинтересованностью многих влиятельных лиц и структур в такого рода изменениях. Причина этого очевидна – потеря огромных барышей и лёгких, никем, по сути, не контролируемых, способов превращение охотничьих угодий в собственные кормушки и места для «интимного отдыха» — как собственного, так и множества «дорогих гостей». Лобби у такого «псевдообщественного» либерального слоя организаций будет серьёзное – однако, при попытке выяснения их корней уже в 2014 году было неоднократно обнаружено, что на поверку ими оказывались наследники различных расформированных учреждений, межведомственных лоббистов, реструктуризированных за долги неясного происхождения и подчинения агентств и пр.

К сожалению, не встретят понимания многие планируемые новшества и в среде простых охотников – что связано с пока во многом неистребимому отношению к охоте (да и не только охоте – а и рыбной ловле, лесному собирательству и прочей добыче даров леса), как именно к браконьерству.

Сутью которого является чистое потребительство – без малейшего беспокойства о восстановлении лесных ресурсов. Будь это поголовье , птицы, рыбы или медленно возобновляемого ресурса не только фауны, но и флоры.

Прекрасно понимая и учитывая эти факторы, государство в целом и Департамент Охоты и Минприроды РФ в частности, тем не менее, будет строго придерживаться выбранного направления кардинального изменения отношения к окружающему нас лесу и его обитателям. А при общении с охотниками и владельцами (нынешними и будущими) охотхозяйств заниматься терпеливым разъяснением проводимой Стратегии и неизбежностью выбранного цивилизационного пути отношения к Природе и Охоте.

Первые изменения в охотхозяйственных соглашениях

  • в первую очередь работа будет направлена на отраслевое устойчивое развитие – включающее меры по увеличению поголовья дикого зверя и птицы, сохранению и приумножению видового разнообразия, устойчивости экосистем и упрощению доступности занятия охотой для рядовых граждан;
  • изменению подвергнется практика долгосрочных (с невозможностью внесения изменений) охотхозяйственных соглашений длительностью действия в 20-40 лет, зачастую приводившая к смассовому нарушению и изменению как качественного, так и территориального состава охотничьих угодий – вплоть до использования этих земель вообще не по прямому назначению;
  • при передаче прав и обязанностей от одного охотпользователя другому приоритетным будет выбор пользователя, настроенного увеличивать численность поголовья животных и осуществлять прочие, полезные для охотхозяйства мероприятия – в противовес нынешней тенденции использования охотничьих земель для сдачи в аренду, незаконного строительства и т.п.;
  • произойдёт значительное снижение административных барьеров для оформления получения в пользование охотничьих угодий, перезаключение договоров, пролонгации сроков и внесение изменений в соглашения.

Гармонизация охотничьего и лесного законодательства

В настоящее время арендатор охотхозяйств осуществляет самые различные (в том числе действительно необходимые) мероприятия по лесозащите – включая охрану участка, обеспечение его противопожарной безопасности, готовит проекты по освоению земли, несёт финансовые затраты – но лес при этом НЕ ИЗМЕНЯЕТ.

Всё это хорошо – но никак не способствует основному предназначению охотхозяйства: увеличению поголовья животных.

Согласно новой Стратегии обязательным будет требование создания вольеров на выделенных участках для разведения и содержания в условиях полувольного существования. При этом правила планируемых биотехнических мероприятий, не наносящих вреда лесу, а также возможности огораживания вольерных участков будут утверждаться ФОИВ.

Одним словом, охотопользователь должен будет превратиться исключительно в создателя и радетеля охотничьего поголовья – а не строителя незаконных отелей, притонов и бань, при этом ещё и не уплачивающих налогов и работающих на карман лоббирующих их существование деятелей, создающих порочный замкнутый круг работы государственной собственности на частного владельца, использующего прорехи в законодательстве.

Совершенствование порядка охотоустройства

Исчезнет и ныне существующая система обустройства охотхозяйств без единых общероссийских требований – при которой в каждом субъекте РФ мероприятия по обустройству придумываются «с потолка».

Мало того, что такие действия зачастую далеки от профессионализма и рационального использования бюджетных средств – они к тому же не являются обязательными для исполнения, и исполнителями их выступают организации, не подлежащие государственной аккредитации. В новом Порядке аккредитация единого образца станет обязательной – так же как и определённый перечень мероприятий по обустройству, обязательных для исполнения на всей территории России.

Упорядочение оборота добычи

Главным в этом направлении станет обязательная практика маркирования добытого зверя или птицы специальными номерными самофиксирующимися пломбами – без которых уже давно невозможна. Такое нововведение позволит пресечь (или, по крайней мере, существенно сократить) множество ныне существующих нарушений. В первую очередь браконьерство, процветание «чёрного рынка», отстрел нескольких животных на 1 разрешение, невыплату налогов, настрел диких животных как «разведённых» и т.д.

Без использования маркировочных пломб охота будет строго воспрещена – с достаточно серьёзными суммами штрафов за нарушение этого требования (до 5 тыс. рублей для физических лиц, до 50 тыс. рублей – для должностных и до 1 млн.рублей – для юридических).

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕДЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОХОТНИКОВ В ИХ РЕШЕНИИ

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕДЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ОХОТНИКОВ В ИХ РЕШЕНИИ (К ДИСКУССИИ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ МОООИР СИБИРИ)

© 2009 Г. Ю.Е. ВАШУКЕВИЧ, А.П. ГАНЗЕВИЧ

ФГОУ ВПО ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ, Г. ИРКУТСК

Сибирский федеральный округ, безусловно, является важнейшим округом России с точки зрения охотничьего хозяйства. Имея на своей территории 31% общероссийских охотничьих угодий, он занимает первое место в стране по объемам добычи и заготовкам дикой пушнины и мяса диких копытных животных, составляющих основу товарного производства отечественного охотничьего хозяйства. В охотничьих угодьях округа обитает 150 тыс. лосей, полмиллиона северных, более 100 тыс. благородных оленей и 20 тыс. снежных баранов. Тайга округа - родной дом для 40 тыс. медведей и 600 тыс. соболей. Количество мелких пушных животных и пернатой дичи исчисляется миллионами. Только по официальным данным, ежегодно на данной территории добывается до 40 тыс. оленей разных видов, более 100 тыс. соболей, около тысячи медведей. Экспортная выручка от реализации шкурок соболей в отдельные годы достигала одного миллиарда рублей. Армия зарегистрированных охотников насчитывает в своих рядах без малого 500 тыс. человек (20% всех охотников России).

Исторически сложилось так, что охотничье хозяйство Сибири развивалось как промыслово-товарное. Сеть промысловых государственных, кооперативных и коллективных хозяйств, где успешно работали тысячи профессиональных (штатных) и десятки тысяч сезонных охотников, обеспечивала государство ценной экспортной пушниной, разнообразной мясо-дичной продукцией, дикорастущими ягодами, грибами и орехами. Любительская охота, игравшая второстепенное значение, проводилась в основном в низкопродуктивных угодьях, прилегающих к населенным пунктам. Традиционно охотники-любители являлись членами общественных организаций: Росохотрыболовсоюз, Динамо, Всеармейское военно-охотничье общество.
Современность внесла жесткие коррективы в систему охотничьего хозяйства страны в целом и Сибири в частности. То, что происходит на протяжении последних двадцати лет, можно смело охарактеризовать, как развал охотничьей индустрии. Не вдаваясь в дискуссию по поводу причин произошедшего (об этом много уже сказано) и помня о том, что целью создания и функционирования общественной организации охотников является удовлетворение потребности ее членов в охоте, следует четко обозначить некоторые проблемы, которые требуют оперативного решения.

1. НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ОХОТУ.
Закон об охоте (или об охоте и охотничьем хозяйстве) до сих пор не принят. Это, пожалуй, самый долго разрабатываемый законопроект новейшей истории. Титаническими усилиями Департамента охотничьего хозяйства МСХ, Росо-хотрыболовсоюза и всей охотничьей общественности очередной проект закона прошел первое чтение в Государственной Думе. После шквала критики, предложений и корректировок он должен быть вынесен на второе чтение в Государственную Думу, и наша главная задача - довести этот процесс, который длится более 16-ти лет, до логического завершения в 2009 году. В противном случае, несогласованность ныне существующего лесного, водного и природоохранного законодательства не позволит гражданам России полноценно реализовать свое законное право на охоту.
В этой связи особо следует остановиться на охране охотничьих угодий. Как известно из мировой практики, высокоорганизованное охотничье хозяйство существует там, где системно решаются три основных задачи:
- эффективная охрана охотничьих животных и мест их обитания;
- достоверный учет численности и определение на его основе нормативов изъятия диких животных в соответствии со структурой популяции и стоящими перед охотпользова-телем задачами;
- организация охот в строгом соответствии с установленными нормативами добычи.
В случае, если эти задачи решаются в комплексе, разумно дополнительно развивать систему мероприятий, направленных на создание благоприятных кормовых и защитных условий для охотничьих животных.
Анализ сложившейся в Сибири ситуации с охраной угодий позволяет говорить о ее фактической неэффективности. Наиболее уязвлены при этом, как ни странно, в первую очередь, охотничьи угодья, составляющие так называемый го-сохотрезерв, то есть угодья не закрепленные за конкретными охотпользователями. В отдельных субъектах СФО такие угодья составляют более половины территорий, пригодных для охоты. В условиях, когда штатные работники охотничьих хозяйств лишены права составления протокола на нарушителей охоты, институт общественных инспекторов расформирован, а площадь, подконтрольная охотинспектору, наделенному соответствующими полномочиями, исчисляется сотнями тысяч, а часто и миллионами гектар охотничьих угодий - наказать браконьера просто некому. По этой причине, массовыми явлениями стала охота «из под фары», круглогодичная добыча животных, массовый отстрел копытных и пр. АКСИОМА ГЛАСИТ - ДИЧЬ ДОЛЖЕН ОХРАНЯТЬ ОХОТНИК (ОХОТПОЛЬЗОВАТЕЛЬ). Только тот, кто заинтересован в наличии дичи в угодьях на протяжении длительного периода, будет реально о ней заботиться. При этом очень важно, чтобы помимо государственного, существовал и общественный контроль над охотником. Другими словами, охотник должен быть нравственно подотчетен своим товарищам по охотничьей организации (клубу), его деятельность обязана соответствовать принятым в организации коллективным нормам и правилам. Исходя из сказанного, следует в обязательном порядке наделять общественные организации, а через них их членов, дополнительными полномочиями по пресечению браконьерства.
2. НЕДОСТАТОЧНЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСОВЫХ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ ПО МАССОВЫМ ОБЪЕКТАМ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ОХОТЫ.
Ведение современного охотничьего хозяйства требует значительных вложений. Это средства на охрану угодий, проведение учетных и охотхозяйственных мероприятий, формирование материально-технической базы, организацию комплекса биотехнических мероприятий, оборудование угодий и организацию территории, дичеразведение, полувольное содержание и прочее. Целевые вложения позволяют значительно повысить плотности населения охотничьих животных, поддерживать их численность на оптимальном уровне, улучшать трофейные качества объектов охоты, концентрировать животных в нужное время и в нужном месте, другими словами, гарантировать охотнику желаемый результат. В настоящее время это особо актуально по наиболее востребованным охотниками-любителями видам. В Сибири это, в первую очередь, дикие копытные, состояние популяций которых вызывает наибольшую обеспокоенность.
Изучение отечественного и мирового опыта позволяет говорить о том, что у общественных организаций есть всё необходимое для интенсификации ведения охотничьего хозяйства. Если предположить, что каждый из 400 тыс. сибирских охотников даже в форме трудового участия отработает три дня на родное охотхозяйство, то, по самым скромным подсчетам (200 руб. в день), это трудоучастие «выльется» в 240 млн. рублей дополнительных средств. И это только одна статья дохода. Добавьте сюда членские взносы, доходы от профильной торговли, безвозмездные пожертвования, возможности привлечения административного ресурса, доходы от оказания услуг в охотхозяйствах - и мы получим цифру, в десятки раз превышающую современный уровень вложений.
3. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА ОХОТНИКОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ, НЕДОСТАТОК СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ОХОТЫ.
Формальное отношение к подготовке и сдаче охотничьего минимума приводит к отсутствию у многих новоявленных охотников-любителей элементарных знаний биологии охотничьих животных, правил охоты, собаководства, охотничьей этики и правил обращения с охотничьим оружием. Часто приходится быть свидетелем того, что такое незнание приводит к непредумышленному браконьерству. Только после того, как зверь или птица отстреляны, начинается определение его видовой принадлежности, пола и возраста. Горе-охотники с удивлением узнают о том, что глухаря нельзя стрелять из «мелкашки», а на кабаргу ставить петли. Крайне мало «спецов», которые на расстоянии 50-ти метров в ноябре месяце отличат самца косули от самки. Все бы ничего, если бы срабатывал принцип «не уверен - не стреляй», но дело как раз в том, что в подавляющем большинстве случаев стреляют. Это еще и вопрос культуры, цивилизованности охотника. А ее без знаний не бывает. Роль общественных организаций в этом вопросе определяющая. Кроме того, что к вопросам приема экзаменов по охотничьему минимуму следует подходить ответственно, в их руках такой важный механизм, как коллективный пример и (или) общественное порицание. Создание в первичной организации атмосферы истинных охотничьих ценностей, регулярные семинары и круглые столы по обмену опытом между охотниками, изучение мировых тенденций в развитии охоты позволят решать проблему просвещения охотников-любителей. Сюда, конечно, следует добавить и собственные средства массовой информации, и формирование системы пропаганды охраны природы и цивилизованной охоты.

4. ПОДМЕНА ЦЕЛЕЙ И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОХОТНИКОВ.
Повторимся: целью деятельности любой общественной организации охотников и рыболовов должно являться удовлетворение потребности ее членов в охоте. Иными словами, организация должна максимально способствовать охотнику-любителю в реализации его законного права на охоту. Все остальное является вторичным. Когда руководитель какого-либо общества ставит перед собой цель максимально увеличить доходы организации за счет добычи товарной продукции, торговли или охотничьего туризма, есть вероятность того, что это со временем перерастет в цель ее деятельности. Рядовые охотники обязаны постоянно ощущать полезность объединения, в которое они входят. Они должны быть регулярно информированы о том, каким образом руководство общества отстаивает их законные интересы и что в этом направлении достигнуто. Рост доходов оправдан в том случае, если они (эти доходы) направляются на реализацию уставных целей организации.
Кроме названных выше основных проблем, существует целый ряд вопросов, решением которых должна заниматься общественная организация охотников. Это развитие собаководства, борьба с хищниками, организация трофейной охоты и сферы услуг для охотников, стрелковый и специфический спорт, внедрение инновационных разработок в охотничье хозяйство, рыболовство и многое другое.
Главное не забывать, что общественные организации охотников создаются ради самих охотников и именно они (а не охотничьи угодья или животные) являются основным объектом приложения коллективных усилий.