Здание фсб. Тайны лубянки и секретной тюрьмы Лубянка 1 что за здание

Пожалуй, немногие дома в Москве испытали столько перестроек и столь радикальную смену внешности, как этот, в прошлом роскошный, а затем столь зловещий дом на углу Большой Лубянки и Лубянской площади… Его современный облик ничем не напоминает о бурном историческом прошлом.

Еще в начале XVIII века на Лубянской площади, в том самом месте, где располагается здание ФСБ, были каменный дом и большой двор мингрельских князей Дадиани. Сразу после войны 1812 года этот участок земли с постройками покупает кригсшталмейстер Федор Семенович Мосолов. По наследству участок переходит к его дочерям, а с 1857 года становится собственностью тамбовского помещика, отставного поручика Семена Николаевича Мосолова. В 1880 году дом переходит в собственность сына Мосолова - титулярного советника, известного гравера и художника Николая Семеновича Мосолова. Человек одинокий, он жил один в огромной квартире главного корпуса, а флигеля и дворовые строения сдавались под различные заведения. Одно занимало Варшавское страховое общество, другое - фотография Мебиуса. Тут же был трактир, гастрономический магазин. В верхних этажах находились меблированные комнаты, занятые постоянными жильцами из бывших тамбовских помещиков, проживавших остатки выкупных денег, полученных при освобождении крестьян. Совсем прожившихся стариков-помещиков Мосолов содержал на свой счет.


Николай Семенович Мосолов -(1847 - 1914) Автопортрет

Сам Н.С. Мосолов был известным коллекционером и гравером-офортистом. Он учился в Петербургской Академии художеств, в Дрездене и Париже, с 1871 года имел звание академика. Страстный поклонник голландского искусства ХVII века, он собирал офорты и рисунки голландских мастеров этого времени. Его обширная коллекция включала в себя работы Рембрандта, Адриана ван Остаде и многих других художников и по своей полноте и качеству считалась одной из первых в Европе. В настоящее время большая часть коллекции Н.С.Мосолова находится в Московском музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Собственные работы Мосолова как офортиста высоко ценились знатоками, отмечались наградами на отечественных и зарубежных выставках. Он гравировал живописные произведения и рисунки Рубенса, Рафаэля, Рембрандта, Мурильо, Веронезе, а также русских художников, своих современников - В.В.Верещагина, Н.Н.Ге, В.Е.Маковского и других.
Подробнее об этом: «Под знаком Рембрандта». Художественное собрание семьи Мосоловых
http://vittasim.livejournal.com/72225.html

В конце ХIХ века на Большой Лубянке многие владения скупались страховыми компаниями под строительство своих контор и дорогих доходных домов. Не случайно, что именно на Лубянку обратило свой взор одно из крупнейших страховых обществ того времени - "Россия", основанное в 1881 году в Санкт-Петербурге.

12 апреля 1894 года была оформлена купчая, согласно которой Мосолов уступал обществу "Россия" за 475 тысяч рублей серебром свое владение общей площадью 1110 квадратных саженей со всеми постройками. Общество "Россия" тут же обратилось к московским властям с просьбой о дозволении снести все находившиеся на участке строения, а на их месте построить новое каменное пятиэтажное здание с квартирами для сдачи внаем. Городские власти не возражали.

На проектирование нового здания был объявлен открытый конкурс, в результате которого лучшим был признан проект архитектора Н.М.Проскурнина, и по нему началось возведение дома (в проекте принимали участие П.К. Бергштрессер и А.А. Гимпель). Затем "Россия" решила купить еще один угловой участок, по Малой Лубянке 2, также выходящий на Лубянскую площадь. Это приобретение породило идею постройки сразу двух домов - в едином стиле на двух участках, разделенных улицей Малая Лубянка. К строительству зданий привлекли академика архитектуры А.В. Иванова (автора гостиниц «Националь» и «Балчуг»), который, совместно с в Н.М.Проскурниным (который был "штатным" архитектором Общества "Россия"), и выполнил поставленную задачу. К 1898 г. большое здание было построено. Крышу его украшали башенки, центральную башенку с часами украшали две женские фигуры, символизировавшие Справедливость и Утешение. Второй дом в четыре этажа был построен вдоль Малой Лубянки в 1897–1900 годах.

Первые два этажа большого дома были полностью отданы под торговлю. Здесь находились магазины - книжный (Наумова), швейных машин (Попова), кроватей (Ярнушкевича), пивная лавка Васильевой и Воронина и другие. На третьем-пятом этажах располагались 20 квартир, по 4-9 комнат каждая. Арендатор такой квартиры платил до 4 тысяч рублей арендной платы в год, в то время как прочие подобные квартиры в Москве стоили вдвое, если не втрое дешевле.

После переезда в марте 1918 года Советского правительства из Петрограда в Москву в доме 11 по Большой Лубянке (принадлежавшем страховому обществу "Якорь") расположилась Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Что касается домов общества "Россия", то их чекисты облюбовали чуть позже. В соответствии с декретом Совнаркома в декабре 1918 года были ликвидированы все частные страховые общества, в том числе и "Россия", а их имущество и недвижимость национализированы. Первоначально, в мае 1919 года, здание на Лубянке было передано в ведение Московского совета профсоюзов, а затем, буквально через несколько дней, передано ВЧК, которая в течение двух месяцев со скандалом выселила из него всех квартиросъемщиков. В сентябре 1919 года часть дома заняли первые представители Особого отдела Московской ЧК. А через несколько месяцев в его стенах обосновался Центральный аппарат ВЧК.

Кроме двух домов общества "Россия" квартал между Лубянской площадью и Фуркасовским переулком занимало еще несколько зданий, которые тянулись вдоль Фуркасовского переулка. Все вместе строения образовывали в плане обширный квартал, внутри которого стояло еще одно строение -- меблированные комнаты "Империал".

Вот на этот обширный комплекс зданий положили глаз чекисты во главе с Феликсом Дзержинским. Комнаты доходных домов заняли сотни сотрудников. А бывшие нумера "Империал" превратились в знаменитую внутреннюю тюрьму.

С этого времени дома на Лубянке переходят в ведение ВЧК, затем его наследников - ОГПУ, НКВД и МВД (в период объединения ведомств внутренних дел и госбезопасности), НКГБ и МГБ (в период существования отдельных ведомств госбезопасности), а с 1954 г. - КГБ СССР. После 1991 года здесь располагаются главные российские спецслужбы, с 1996 года - ФСБ.

К концу 20-х годов задачи ведомства на Лубянке существенно расширяются, растет и штат, поэтому прямо за зданием общества "Россия" по Большой Лубянке дом 2 расчищается участок, на котором в 1932-1933 годах по проекту архитекторов А.Я. Лангмана и И.Г. Безрукова строится новое здание, выполненное в конструктивистском стиле. Своим главным фасадом новый дом выходит на Фуркасовский переулок, а два его боковых фасада с закругленными углами смотрели на Большую и Малую Лубянку. Новая постройка слилась воедино со старым зданием общества "Россия". Одновременно старое здание было надстроено на два этажа, а внутренняя тюрьма -- на четыре. Проблему прогулки заключенных архитектор Лангман решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Узников поднимали сюда на специальных лифтах или вели лестничными маршами.

С приходом на Лубянку нового наркома Лаврентия Берии начинается новый этап реконструкции. Проектирование работ было поручено одному из самых маститых архитекторов той поры - строителю Мавзолея А.В. Щусеву. У зодчего возникла идея объединить воедино два здания, разделенные Малой Лубянкой, с превращением части Малой Лубянки от Лубянской площади до Фуркасовского переулка во внутренний двор. Проектирование нового здания началось в 1939 году. В январе 1940 года эскизный проект был утверждён Берией.

Но приступить к реконструкции здания помешала война. Работы по перестройке и реконструкции правой части здания и застройке Малой Лубянки были начаты только в 1944 году и завершены в 1947. Левая же часть здания, хотя и была надстроена 2 этажами еще в 1930-х, в общем сохраняла многие исторические детали и общий прежний стиль.

Сталинские репрессии - одна из самых страшных страниц истории XX века. А Лубянка - главный топоним, вызывающий ассоциации с этим мрачным временем. До революции Лубянский квартал занимали страховщики, их доходные и торговые дома. В 1919 году Страховые общества ликвидируют, а их здания переходят к советским органам госбезопасности. Во дворах и подвалах лубянских резиденций в итоге встретили свои последние дни десятки тысяч людей.

Лубянская площадь

Здание ВЧК

Большая Лубянка, 11

Сразу после переезда ВЧК (Всероссийского Чрезвычайного комитета) из Петрограда в Москву в 1918 году, Феликс Дзержинский вместе с соратниками въезжает в здание страховой компании «Якорь». Рабочий кабинет всесильному наркому оборудуют на втором этаже. По легенде, стальной сейф, оставленный в кабинете предыдущими владельцами, спасает Дзержинского от залетевшей в окно гранаты. Якобы и прозвище «Железный» появилось у Феликса после того случая. А чекист «с холодной головой и чистыми руками» в полной мере оправдал это звание. В своей первой штаб-квартире чекисты заседали два года, с 1918 по 1920. Здесь находился двухэтажный полуподвальный зал, где страховое общество хранило свой архив. Чекисты установили там нары и приспособили помещение для расстрелов: из-за толстых стен грохот пальбы на улицу не проникал. В общих камерах размещалось порой до двухсот арестантов одновременно, были также и одиночки, разделенные наскоро сколоченными перегородками из неструганых досок. После переезда Органов на Лубянскую площадь в здании разместилось административно-хозяйственное управление и знаменитая автобаза № 1, там до сих пор находится одна из автобаз МВД.

Но расстрелы на углу Варсонофьевского переулка и Большой Лубянки не прекратились. Особенно частыми казни были в пик репрессий, в 1937-1938 годах. Порой из-за нехватки помещений людей расстреливали прямо во внутреннем дворе дома. Трупы несчастных вывозили для захоронения большими партиями на расстрельные полигоны Бутовский или Коммунарку .

Бывшее здание ВЧК

Ольга Ваганова/АиФ

Здание ОГПУ-НКВД-КГБ

Большая Лубянка, д. 2

Бывшее здание страхового общества «Россия» на улице Большая Лубянка стало центральным штабом советских органов госбезопасности и получило название «Большой дом» .

В конце 1919 года часть бывшего дома страхового общества «Россия» занимают работники новой службы — Особого отдела Московской ЧК, а затем весь дом был отдан Центральному аппарату ВЧК. С этого времени дом на Лубянской площади переходил всем его преемникам — ОГПУ, затем НКВД и МВД, НКГБ и МГБ, а с 1954 года - КГБ СССР.

Здесь размещались не только рабочие кабинеты руководителей главного советского репрессивного ведомства, но и одна из внутренних тюрем. Тюрьма располагалась во дворе дома, заключенные прозвали ее «нутрянка». Предназначалась особо секретная «кутузка» для «содержания под стражей наиболее важных контрреволюционеров и шпионов». Среди известных узников Лубянки были Сидней Рейли, Николай Бухарин, Осип Мандельштам, Александр Солженицын , описавший тюрьму в «Архипелаге ГУЛАГ» и «В круге первом», и многие другие.

Как и во всех советских тюрьмах, здесь была продуманная система угнетения заключенного. В камеры арестованных поднимали на грузовом лифте, оглушительно лязгавшим, или вели мрачными лестничными маршами. Проем между лестницами был затянут проволочной сеткой, - чтобы заключенный не мог броситься вниз, покончив жизнь самоубийством. Такой вид «побега» стал обычным делом во времена массовых репрессий. Стены были пустотными, чтобы приговоренные не пользовались тюремным телеграфом. Здесь же в подвалах тюрьмы приводились в исполнение смертные приговоры.

В 20-е годы топоним Лубянка становится нарицательным, а москвичи, правда шепотом, рассказывают друг другу такой анекдот: «На Лубянской площади встречаются два прохожих. Один спрашивает другого: «Скажите, пожалуйста, где здесь находится Госстрах?». Тот ему отвечает: «Где Госстрах - не знаю, а Госужас - вот он», - и кивает в сторону ВЧК». Госстрах тогда находился поблизости, - на Кузнецком мосту.

В конце 20-х - начале 30-х годов дом на Лубянке реконструируют. Сразу за ним выстраивается новое строение, которое своим главным фасадом выходит на Фуркасовский переулок. А Внутренняя тюрьма из-за нехватки мест надстраивается еще на четыре этажа.

Ликвидирована Внутренняя тюрьма была в начале 1960-х годов. Сейчас на ее месте обустроены кабинеты сотрудников ФСБ.

Здание на Лубянке, которое мы видим сегодня, приобрело свой облик в результате завершения реконструкции в 1983 году по проекту известного архитектора Алексея Щусева , построившего Мавзолей. Кстати, часы на фасаде дома были перевезены чекистами из лютеранской кирхи Петра и Павла в Старосадском переулке.

Главное здание ФСБ на Лубянской площади

«Расстрельный дом»

Никольская, 23

В этом особняке на Никольской улице никого не расстреливали, но именно здесь десяткам тысяч невинных граждан были вынесены смертные приговоры. С 1930 по 1950-е годы в этом доме размещалась Военная коллегия Верховного суда СССР , возглавляемая Василием Ульрихом . По собственным отчетам, с 1934 по 1955 год Военной коллегией осуждено 47 549 человек. В годы кульминации Большого террора с 1936 по 1938 годы было осуждено свыше 36 тысяч, из которых к расстрелу было приговорили 31 456 человек. Конечно, это не очень большая часть от общего числа репрессированных по политическим мотивам. Но Военная коллегия в эти годы была центральным звеном механизма репрессий. Именно она на протяжении многих лет выносила приговоры наиболее известным деятелям, будь то артисты, ученые, военные, священнослужители или адвокаты. Среди приговоренных Военной коллегией к расстрелу: писатели Исаак Бабель, Иван Катаев, Борис Пильняк, режиссер Всеволод Мейерхольд, маршал Михаил Тухачевский . Здесь же пала старая гвардия революционеров, члены политбюро: Николай Бухарин, Григорий Зиновьев, Лев Каменев и другие.

Военная коллегия придавала репрессиям видимость законности. Но все дела рассматривались в течение 10-15 минут без участия защиты и возможности обжалования. В годы массового террора большинство приговоров предварительно утверждалось Сталиным и приближенными членами Политбюро по спискам, составленным НКВД. Фактически Военная коллегия не выносила приговор, а только оформляла решение высшего руководства. И дальше уже на бланках с адресом «ул. 25 Октября, д.23» за подписью Ульриха оформлялось предписание на расстрел. На таком же бланке он писал и направление в крематорий на сожжение трупов. Крематорий тогда в Москве был только один, на Донской улице , и работал он без перерыва. Многие москвичи, увидев застеливший небо дым, наивно полагали, что это «стелется туман».

"Расстрельный дом" на Никольской ждет реставрации

Ольга Ваганова/АиФ

Лубянская площадь

В 1926 году Лубянская площадь переименовывается в площадь Дзержинского. А памятник «Железному Феликсу» работы скульптора Евгения Вучетича на этом месте возвели только в 1958 году. Простоял он до 1991 года и был снят после неудавшейся попытки Путча. Снос был санкционирован решением «Моссовета». Демонтированный памятник Дзержинскому переехал в парк «Музеон».

А Соловецкий камень на площади появился в октябре 1990 года. Камень для изготовления мемориала был привезен из мест, где находился лагерь особого назначения (СЛОН). Выбирали его историк Михаил Буторин и главный архитектор Архангельска Геннадий Ляшенко . С Большого Соловецкого острова в Архангельск камень привез грузовой теплоход «Сосновец», затем по железной дороге его доставили в Москву. Ежегодно в День памяти жертв политических репрессий возле памятника проходит акция «Возвращение имен».

Соловецкий камень

Здание спортивного общества «Динамо»

Большая Лубянка, 12

В 1923 году ГПУ учреждает новую ведомственную организацию — пролетарское спортивное общество «Динамо» , призванное совершенствовать физическую и боевую подготовку личного состава органов госбезопасности.

Специально для этой организации на улице Большая Лубянка выстраивается жилое здание — яркий пример авангардной архитектуры 1930-ых годов. Комплекс был спроектирован знаменитым архитектором Иваном Фоминым в соавторстве с Аркадием Лангманом , который выполнял многочисленные строительные заказы для ОГПУ. Его мастерская находилась на верхнем этаже здания, в помещении с круглыми окнами.

А Иван Фомин предлагал следовать в архитектуре принципу «пролетарской классики», он и был автором этого термина. От классики он хотел взять «все самое здоровое», а все сложное и лишнее «переработать в новом духе или ликвидировать». Примером упрощенной классики Фомина стали сдвоенные колонны без капителей, которые можно видеть на фасаде здания «Динамо».

В доме располагались жилые квартиры сотрудников органов госбезопасности, а на первом этаже был знаменитый «40 гастроном» . Магазин славился своим богатым ассортиментом, сравнимым разве что с товарами в «Елисеевском». Даже из других районов на страшную Лубянку приезжали за «пирожками с мясом и яйцом».

Дом общества "Динамо"

Ольга Ваганова/АиФ

Приемная НКВД

Кузнецкий мост, 22

На месте нынешнего серого здания ФСБ на Кузнецком мосту раньше находилась «Приемная НКВД». Здесь в 30-е годы в надежде получить хоть какую-то информацию стояли огромные очереди из тысяч родственников арестованных. Обращаться сюда могли только близкие члены семьи. Справки выдавались через окошечко. Как правило, это были краткие и неутешительные сведения: следствие либо велось, либо было завершено, либо родственника отсылали в справочную Военной коллегии, что могло означать лишь одно - приговор вынесен и, возможно, приведен в исполнение.

В этом же здании, как ни странно, находилась приемная советских правозащитников. Московский Политический Красный Крест был закрыт в 1922 году, а его преемником стала организация «Помполит» — Помощь политическим заключенным. Ее возглавляла Екатерина Пешкова , первая жена Максима Горького. До 30-х годов организация действительно могла облегчить жизнь политзаключенных: например, направить в ОГПУ ходатайство о досрочном освобождении из политизолятора заболевшего заключенного, о соединении мужа с женой и т. д. Но с 30-х годов «Помполит» превратилась в справочное бюро, помогавшее родственникам арестованных узнать об их судьбе. При Николае Ежове организацию закрыли. Екатерину Пешкову оставили в живых.

В этом здании ФСБ в 20-30-е годы находилась "Приемная НКВД"

Ольга Ваганова/АиФ

Дом Берии

Малая Никитская, 28

В особняке на Малой Никитской улице, построенном в конце XIX века, больше 15 лет проживал глава НКВД Лаврентий Берия. Нарком поселился здесь в конце 1930-х годов, сразу после своего перевода из Грузии в Москву. Дом Берии оброс жуткими легендами и слухами. Ходили слухи, что в подвале этого особняка Берия «устраивал свидания» с женщинами, которых похищали на улицах и привозили сюда на черных «воронках». Кроме того, встречаются упоминания о том, что при ремонте здания в подвале нашли орудия пыток. Эти сведения никак не вяжутся с тем, что в доме на Малой Никитской Берия жил со своей семьей - властной грузинской женой Нино и сыном Серго.

С многочисленными жертвами насилия, которые часто, по совместительству, были тайными агентами НКВД, зловещий нарком, скорее всего, встречался в других местах. Кстати, в последние годы своей жизни Берия неофициально сожительствовал со школьницей, Лялей Дроздовой , которая после ареста наркома дала против него показания.

Бывший особняк Берии на Малой Никитской

Ольга Ваганова/АиФ

Ордынский концлагерь

Большая Ордынка, 17

Этот дом на Большой Ордынке известен как московский адрес Анны Ахматовой. В течение тридцати лет, с 1938 по 1966 год, Ахматова останавливалась здесь у своих друзей Ардовых во время частых визитов в Москву. Мало кто знает, что во дворе этого особняка в 1920 году был размещен женский концлагерь . Заключенных было от трехсот до четырехсот человек, занимались они хозяйственной деятельностью, работали в пошивочных мастерских.

Комиссия при осмотре обнаружила, что «в камерах живут дети десяти-одиннадцати лет, при этом пища дается раз в день, баня бывает раз в полтора-два месяца. В больнице и камерах по вечерам темно».

Окна комнаты, где жила Ахматова, когда бывала в Москве, как раз выходили на стены бывшего концлагеря, который к тому времени был ликвидирован. Знала ли она об этом соседстве, неизвестно.

Табличка на фасаде дома №17 по улице Большая Ордынка

Музей ГУЛАГА

1-й Самотечный пер., 9, с 1

Музей был основан в 2001 году известным историком, публицистом и общественным деятелем Антоном Антоновым-Овсеенко , прошедшим через лагеря как сын «врага народа». Личные вещи Антонова-Овсеенко послужили началом для создания экспозиции Музея. В 2015 году Музей переехал с улицы Петровка в новое здание, увеличив свои площади в четыре раза и расширив коллекцию.

Музей истории ГУЛАГа - единственный в своем роде. Его собрание включает в себя архив документов, писем, воспоминаний бывших узников ГУЛАГа, коллекцию личных вещей, принадлежавших им и связанных с историей пребывания в заключении; коллекцию произведений искусства, созданных художниками, прошедшими ГУЛАГ, и современными авторами, предлагающими свое осмысление этой темы. Вещи, документы, фотографии, «голоса» очевидцев в экспозиции Музея предоставляют зрителям возможность увидеть через призму личных историй людей драматическую историю большой страны. Широту географии выставки подчеркивает карта СССР с нанесенными на нее обозначениями лагерей, лагерных управлений и количеством заключенных, содержащихся здесь в разные периоды истории.

Музей истории ГУЛАГа

Правозащитник Сергей Григорьянц об объекте культурного наследия, поврежденном Петром Павленским.

Правозащитник Сергей Григорьянц, диссидент, бывший политзаключенный, выступал свидетелем защиты на суде по делу акциониста Петра Павленского, обвиненного в повреждении объекта культурного наследия — поджоге дверей здания ФСБ на Лубянке. Поскольку речь шла именно о культурном наследии, Григорьянц в своем выступлении подчеркнул, что, действительно, «здание, которое едва не повредил обвиняемый, является культурным и историческим памятником», и рассказал, в чем именно состоит его культурная и историческая значимость. Предварительный текст выступления Сергея Григорьянца размещен на его сайте. «Артгид», с разрешения автора, публикует фрагмент, посвященный некоторым архитектурным особенностям здания ФСБ.

Очень высокое (которое, конечно, войдет в русскую историю) значение сегодняшнего суда состоит в том, что это первое за 98 лет судебное заседание, где речь идет об отношениях гигантской, известной под разными именами (ЧК, ГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ) организации и русского народа, который здесь представляет художник Петр Павленский. Конечно, Никита Хрущев безуспешно пытался уничтожить КГБ, были проведены десятки судов, в результате которых были расстреляны или осуждены на долгие сроки многие палачи, но эти суды были закрытыми, а сегодня мы впервые присутствуем на открытом публичном суде при всем его небольшом объеме. Будем надеяться, что за ним последуют дальнейшие процессы по типу Нюрнбергского над сотрудниками СС и гестапо.

В августе 1991 года тысячи москвичей пришли на площадь Дзержинского для того, чтобы выразить свое народное отношение к Лубянке, разгромить здание и расправиться с его сотрудниками. Только снос памятника Дзержинскому отвлек внимание тысяч человек и спас сотрудников Лубянки от народного самосуда. Когда примерно через год в одной моей статье в газете «Известия» было об этом упомянуто, генерал КГБ Кандауров замечательно мне ответил: «Вы зря так волновались, Сергей Иванович, о нашей безопасности, у нас было достаточно пулеметов, чтобы защитить себя».

Здания страхового общества «Россия» на Лубянской площади. Начало ХХ века

Теперь я бы хотел предъявить суду четыре фотографии, дополняющие заключение Министерства культуры о значении и некоторых особенностях памятника культуры, который едва не повредил художник Петр Павленский. На первой фотографии два здания страхового общества «Россия», ничем еще не примечательные, где разместилось ЧК после переезда в Москву. На следующей фотографии видим перестроенное второе здание, уже имеющее некоторые специальные особенности.

Лубянская площадь. 1958-1959. Источник: pastvu.com

Господин Петр Павленский и сотрудники Министерства культуры, вероятно, знают, что практически под той дверью, которую пытался повредить Павленский, находились и находятся тюремные камеры. Менее известно, что в глубине здания находится идущая наверх лестница, доходящая прямо до часов на крыше памятника и ведущая в прогулочные дворики для заключенных. Именно они загорожены от остального города странной архитектурной особенностью — трехметровой стеной на крыше. И в этом — в тюрьме, в тюремных двориках, нависающих над столицей России, — и заключено архитектурное и социальное своеобразие этого дома. К концу правления Хрущева Лубянка, как говорили, перестала использоваться как политическая тюрьма. Можно бы думать, что все это ушло в прошлое, но посмотрим на две следующие фотографии реконструкции нашего памятника. На одной из них виден процесс архитектурного объединения двух зданий, производившийся в 1983 году при Андропове.

Здание ФСБ на Лубянской площади в Москве. 2016. Фото: Екатерина Алленова/Артгид

Правозащитник Сергей Григорьянц, диссидент, бывший политзаключенный, выступал свидетелем защиты на суде по , обвиненного в — поджоге дверей здания ФСБ на Лубянке. Поскольку речь шла именно о культурном наследии, Григорьянц в своем выступлении подчеркнул, что, действительно, «здание, которое едва не повредил обвиняемый, является культурным и историческим памятником», и рассказал, в чем именно состоит его культурная и историческая значимость. Предварительный текст выступления Сергея Григорьянца размещен на его сайте . «Артгид», с разрешения автора, публикует фрагмент, посвященный некоторым архитектурным особенностям здания ФСБ.

Очень высокое (которое, конечно, войдет в русскую историю) значение сегодняшнего суда состоит в том, что это первое за 98 лет судебное заседание, где речь идет об отношениях гигантской, известной под разными именами (ЧК, ГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ) организации и русского народа, который здесь представляет художник Петр Павленский. Конечно, Никита Хрущев безуспешно пытался уничтожить КГБ, были проведены десятки судов, в результате которых были расстреляны или осуждены на долгие сроки многие палачи, но эти суды были закрытыми, а сегодня мы впервые присутствуем на открытом публичном суде при всем его небольшом объеме. Будем надеяться, что за ним последуют дальнейшие процессы по типу Нюрнбергского над сотрудниками СС и гестапо.

В августе 1991 года тысячи москвичей пришли на площадь Дзержинского для того, чтобы выразить свое народное отношение к Лубянке, разгромить здание и расправиться с его сотрудниками. Только снос памятника Дзержинскому отвлек внимание тысяч человек и спас сотрудников Лубянки от народного самосуда. Когда примерно через год в одной моей статье в газете «Известия» было об этом упомянуто, генерал КГБ Кандауров замечательно мне ответил: «Вы зря так волновались, Сергей Иванович, о нашей безопасности, у нас было достаточно пулеметов, чтобы защитить себя».

Здания страхового общества «Россия» на Лубянской площади. Начало ХХ века

Теперь я бы хотел предъявить суду четыре фотографии, дополняющие заключение Министерства культуры о значении и некоторых особенностях памятника культуры, который едва не повредил художник Петр Павленский. На первой фотографии два здания страхового общества «Россия», ничем еще не примечательные, где разместилось ЧК после переезда в Москву. На следующей фотографии видим перестроенное второе здание, уже имеющее некоторые специальные особенности.

Лубянская площадь. 1958-1959. Источник: pastvu.com

Господин Петр Павленский и сотрудники Министерства культуры, вероятно, знают, что практически под той дверью, которую пытался повредить Павленский, находились и находятся тюремные камеры. Менее известно, что в глубине здания находится идущая наверх лестница, доходящая прямо до часов на крыше памятника и ведущая в прогулочные дворики для заключенных. Именно они загорожены от остального города странной архитектурной особенностью — трехметровой стеной на крыше. И в этом — в тюрьме, в тюремных двориках, нависающих над столицей России, — и заключено архитектурное и социальное своеобразие этого дома. К концу правления Хрущева Лубянка, как говорили, перестала использоваться как политическая тюрьма. Можно бы думать, что все это ушло в прошлое, но посмотрим на две следующие фотографии реконструкции нашего памятника. На одной из них виден процесс архитектурного объединения двух зданий, производившийся в 1983 году при Андропове.

При Екатерине II на смену ей пришла Тайная экспедиция Розыскных тайных дел. Там разбирали дела по оскорблению царствующих особ, чеканке фальшивой монеты и преступления против государства.

В 1870-х годах дом на Лубянке выкупил богатый тамбовский помещик и гравер-офортист Николай Мосолов.Будучи одиноким человеком, он жил в огромной квартире главного корпуса, а флигеля и дворовые строения сдавал в аренду Варшавскому страховому обществу, трактирам и магазинам. На верхних этажах находились меблированные комнаты. Их занимали бывшие тамбовские помещики, проживавшие остатки «выкупных» от освобожденных ими крестьян. А совсем обедневших помещиков владелец содержал за свой счет. В 1894 Мосолов продал все свои владения страховому обществу «Россия».

Желая окупить затраты, общество обратилось к властям за разрешением построить новый каменный четырех- или пятиэтажный доходный дом со множеством квартир.

В удовлетворение этого ходатайства управа намерена перенести водоразбор Лубянской площади на Шиповский проезд. От этой переноски водоразбора улучшится вид площади и не будет на ней никогда не пересыхающей грязи.

Городские власти дали добро. В конкурсе на строительство нового здания победил проект Н.М. Проскурнина, но его пришлось исправить, так как страховое общество «Россия» купило еще один участок земли. Тогда появилась идея построить на этих участках, разделенных Малой Лубянкой, сразу 2 зданий в одном стиле. Работы поручили опытному архитектору А.В. Иванову (автору проекта гостиницы »).

В 1898 году первое здание было готово. Крышу его украсили башенки, а центральную (с часами) венчали две стилизованные женские фигуры - символы Справедливости и Утешения. Второе здание в четыре этажа построили вдоль Малой в 1897-1900 годах.

В декабре 1918 года частные страховые общества ликвидировали, а их имущество национализировали. Дом страхового общества «Россия» на Лубянке хотели отдать Московскому совету профсоюзов, но в него въехали представители НКВД РСФСР.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

В сентябре 1919 часть этого дома заняли работники новой службы - Особого отдела Московской ЧК. Затем и весь дом вместе с расположенными внутри квартала меблированными комнатами «Империал» отдали Центральному аппарату ВЧК. Комнаты доходных домов заняли сотни сотрудников, а бывшие нумера «Империал» превратились в печально знаменитую внутреннюю тюрьму. С этого времени дом на Лубянской площади постоянно занимали спецслужбы - ОГПУ, НКВД и МВД, НКГБ, МГБ и КГБ СССР. С 1996 года здесь работает ФСБ.

К концу 1920-х ведомству стало тесно на Лубянке, поэтому за зданием общества «Россия» по проекту А.Я. Лангмана и И.Г. Безрукова возвели здание в конструктивистском стиле. Новая постройка слилась воедино со старым зданием, которое надстроили на 2 этажа.

В 1939 году Лаврентий Берия поручил А.В. Щусеву разработать проект реконструкции дома на Лубянке. Архитектор предложил объединить здания, разделенные Малой Лубянкой, и устроить в них внутренний двор. Строительству помешала война, поэтому реконструкция правой части здания завершилась лишь в 1947 году. Левая часть сохраняла вид XIX века до 1983 года.

В 1961 закрыли внутреннюю тюрьму Лубянки. Последним ее арестантом стал американский летчик-шпион Гарри Фрэнсис Пауэрс. Затем часть тюрьмы перестроили в столовую, а из остальных камер сделали кабинеты для сотрудников КГБ.

В годы массовых политических репрессий слово » вызывало страх: именно сюда привозили подозреваемых в преступлениях против советской власти. Их судьбы вершили в подвалах Лубянки, а на крышах, по легенде, в ожидании своей участи прогуливались заключенные. Из-за этого в Москве в 1930-е шутили, что самое высокое здание - дом 2 на Лубянской площади, так как с его крыши видно Сибирь и Колыму.

В этой тюрьме подозреваемые находились только во время суда. При этом номера камерам были присвоены вразнобой, и заключенные не понимали, где они находятся. В стенах были пустоты, поэтому возможности перестукиваться «на азбуке Морзе» у подозреваемых не было. А за глаза это здание называли «проклятый дом», и даже шутили, что «был Госстрах, а стал Госужас».

Говорят, что... ...когда в Москве 16 октября 1941 года ввели осадное положение, в Куйбышев (запасную столицу), отправились эшелоны Наркомата внутренних дел СССР. Вывозили не только имущество и сотрудников, но и важных политических заключенных.
...обер-секретарем Тайной экспедиции был Степан Шешковский. Его боялись и ненавидели, называли «вездесущим». Он создал такую агентурную сеть и систему допроса, что мог в любое время доложить Екатерине I о поступках и замыслах ее подданных. Допрос проходил в комнате с иконами, и во время стонов подсудимых Шешковский читал молитвы. В кабинете стояло особое кресло: как только гость усаживался в него, тайный механизм защелкивался, и пленник не мог освободиться. По знаку Шешковского кресло опускали под пол, только голова и плечи оставались наверху. Слуги снимали кресло, обнажали наказываемые части и усердно секли. Исполнители не видели, кого наказывали. После унизительной экзекуции гость выкладывал все, что требовалось. Но нашелся человек, сумевший отомстить. Он силой усадил Шешковского в кресло, захлопнул его, и кресло с хозяином провалилось. Слуги выполнили свою работу на славу, а слух о конфузе обер-секретаря облетел всю Россию.
...при сносе «дома ужасов» в начале XX века нашли мрачные подвалы Лубянки со скелетами на цепях и каменными мешками с останками узников.
...Николай Ежов, услышав подозрительные шорохи, стрелял из нагана в темные углы кабинета. Когда его арестовали, то обнаружили пулевые отверстия в полу и на стенах.
...Генрих Ягода был врагом суеверий, но и он, тайком от подчиненных, разбрызгивал на пол и на стены кабинетов изготовленную им лично отраву. Еще в 1933-1934 годах Ягода, в прошлом фармацевт, организовал в ОГПУ-НКВД секретную лабораторию по производству ядов для устранения «врагов народа». На Лубянке создавали яды, приводящие к быстрой смерти с имитацией симптомов других болезней. Говорили, что за несколько часов до ареста Ягоде послышался тихий голос: «Бей свои склянки, они тебе уже не понадобятся». После ареста в кабинете обнаружили много стеклянных осколков.
...Лаврентий Берия показывал себя несгибаемым атеистом. Таинственные стоны, вздохи и шорохи не смущали наркома. В таких случаях он читал стихи или громко пел.
...с генералом Виктором Авакумовым у нечистой силы установились панибратские отношения. Он любил по ночам выпивать у себя в кабинете и всегда оставлял в шкафу недопитую бутылку водки или коньяка. Утром бутылка, разумеется, была пуста.
...Феликса Дзержинского называли «железным» не из-за стойкости. В его кабинете стоял большой стальной сейф. Однажды работу первого чекиста прервала влетевшая в окно граната. Дзержинский выскочил из-за стола и скрылся в сейфе. Взрыв выбил стекла, повредил мебель и стены, а сейфу вреда не причинил.
...странные явления происходят и сегодня: то непонятные тени ползают по стенам, то не своим голосом звонит телефон, то бумаги оказываются не в той папке. А иногда здесь можно увидеть призраки замученных и тайно погребенных арестантов. Ушедшие в запас сотрудники рассказывают, как некоторые их бывшие коллеги тайком обрызгивали кабинет спиртом или святой водой.