Творческая педагогика. Педагогическое творчество: понятие и основы. Что образует полноценность

Профессиональное мастерство учителя, его индивидуально-творческие поиски, находки, достижения, результаты.

Лапшина Е.В. МБОУ СОШ №39

учитель начальных классов

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
Согласно учебного плана школы на 2013 – 2014 учебный год в начальных классах ведутся занятия внеурочной деятельностью. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей, где уделяется большое внимание развитию творческих способностей детей. На данных занятиях дети могут самовыражаться, часто применяю ролевое проигрывание ситуаций, большое внимание уделяю развитию пластики и координации движений.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад.
В течение нескольких лет одарённость наших учащихся выявляется и оценивается на олимпиадах, турнирах, конференциях, выставках. В этом году впервые ученики моего 1 класса приняли участие в олимпиаде. Хочется отметить, что участие приняли многие желающие, независимо от уровня развития. Поверить в свои силы, создать среду, облегчающую школьникам возможность раскрытия собственного потенциала в этом и заключается, как я считаю работа с одарёнными детьми.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

Исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;

Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- дискуссия;
- игры.

Очень важны:

Предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Как правило, у одаренных детей проявляются:

Высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Направления деятельности по работе с одарёнными детьми:

Организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

Проведение массовых мероприятий внутри объединения;

Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий- -Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы:

Факультатив

Предметная неделя

Ученическая конференция

Кружки, объединения

Организация исследовательской работы

Организация проектной деятельности

Вот некоторые упражнения, которые можно использовать в работе:

Упражнение «Оригинальное использование»

Придумать как можно больше разнообразных осуществимых оригинальных способов использования обычных предметов. Работа выполняется в командах по 4-5 человек, время - 10 минут. Результаты работ представляются по очереди. Выигрывает группа, представившая больше способов. Возможно применение на любом уроке.

Упражнение «Странные отгадки»

Предлагаются общеизвестные загадки, на которые нужно придумать как можно больше вариантов ответов, не совпадающих с «традиционными» отгадками, но при этом не противоречащих условиям загадки, логике, здравому смыслу. Работа проводится в группах по 3-4 человека. Время 10 минут.

Упражнение «Пятистрочия»

Участников просят сочинить пятистрочия на заданную тему.
1 строка – одно слово, обычно существительное, наиболее точно отражающее основную идею.
2 строка – два прилагательных, характеризующих существительное из первой строки.
3 строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия.
4 строка – фраза из любых четырех слов, выражающая отношение автора к происходящему.
5 строка – еще одно любое слово, отражающее общую суть темы стиха.

Упражнение «Рисунок по точкам»

Изобразить на листе 20 точек, расположив их произвольно, но равномерно. Передать лист своему соседу. На том листе, который вам достался, соединить все точки прямыми линиями или дугами таким образом, чтобы получилось целостное, осмысленное изображение.
Упражнение «Рифмовки»
Предлагаем Вам завершить в рифму предложенные фразы, касающиеся прошедшего выступления:
Мы встречались, мы играли, креативность развивали…
Креативность – что за птица….

Упражнение «Что? Откуда? Как?»
Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три опроса:
Что это?
Откуда это взялось?
Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.
Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения - брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо - такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Смысл упражнения
Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Обсуждение
Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Упражнение «Земля круглая»

Упражнение «Противоположности»
Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2- 3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям.
Для работы можно предложить, например, такие ситуации:
Боксер выходит на ринг.
Девушка едет с горки на роликах.
Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.
Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположные ситуации очевидны, а выбирать такие, где противоположности не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков.
Смысл упражнения
Тренировка мышления «от противного» - способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск неочевидных вариантов решения.
Обсуждение
Какой смысл вкладывался в понятие «противоположность» при выполнении этого упражнения? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а в каких сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».

    Развивать творческие способности можно всегда и везде, а не только в специально отведенное время и место;

    Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию;

    У ребенка должны быть все материалы и инструменты для творчества: краски, пластилин, цветная бумага и.т.д.;

    Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка;

    Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска ребенка;

    Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ними в скучные;

    Не старайтесь вбить в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача развитие способностей;

    Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые занятия и упражнения.

Один восточный мудрец сказал «Ребенок это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью я руководствуюсь воспитывая детей и не забываю, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет – нарисовать радугу, а для другого – целую картину.

Обучение не может быть сведено лишь к приобретению умению и навыков, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве (А. Маслоу, 1999).

Существуют многие факторы, предполагающие творческий подход к самому процессу обучения (изучение непосредственно самих наук, НИР преподавателей и др.). Прямое обучение творчеству не возможно, а возможно лишь создание условий, стимулирующих творческую деятельность. Творческий характер обучения во многом определяется способом получения знания: знание, творчески воссозданное; знание, переоткрытое самим человеком; знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным.

Задача обучения состоит в нахождении такого учебного материала, который вовлекал бы обучаемого в конкретную деятельность, имеющую в его глазах цель (большое значение, интерес). Необходимо найти типичные виды деятельности, результаты которых по настоящему интересуют обучаемых, и которые невозможно выполнять механически. Обучаемый по настоящему учится только тогда, когда осознает роль изучаемых истин в получении результатов важной для него деятельности (Дж. Дьюи, 2000).

В Древней Индии процесс передачи личных творческих качеств учителя не сводился к передачи информации ученику. Творчество связывалось с особым состояние индивидуального сознания. Для этого состояния сознания характерна невыразимость мысли в вербальной форме. Как только мысль обретает словесную форму, она становится фиксированной, стабильной, выходит за пределы индивидуальности, социализируется, тем самым устанавливается предел индивидуального творчества, в ходе которого только и возможно достижение нового смысла и знания.

Познание рассматривается как получение нового знания при творческом акте интуиции. В обучении преследовалась творческая передача качеств учителя ученику. Именно это - творческая личность учителя - и было тем содержанием, которое передавалось от поколения к поколению. Понимание творчества в Восточной культуре тесным образом связано с интуицией, которая иррациональная по своей сути. Каким же образом возможно научить интуиции, а значит и творчеству, и возможно ли это вообще? На Востоке считается, что интуитивные способности лишь в том, чтобы развить их.

Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:

  • - уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему;
  • - стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;
  • - возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), стимулирующих процесс творчества;
  • - формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения;
  • - использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания.

Творчество - одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Наряду с ней существуют и другие мотивы творчества - потребности в самоутверждении, признании другими членами общества и др. Для творчества одаренных людей сам поиск нового, в силу психофизиологических закономерностей, приносит большое удовлетворение. Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется поиск проблем, решений; творческой также является деятельность, которая выводит субъект за рамки существующих парадигм. Превращению деятельности в творческую будет способствовать формирование у субъекта определенных У и Н, способностей творческого характера. Такими творческими У и Н, способностями могут считаться У и Н анализа, сравнения, оценки и самооценки, творческого поиска и критического восприятия. Творчеству обучить трудно, но в силах преподавателя целенаправленно формировать и развивать некоторые У и Н, открывающие дорогу творческому прорыву.

Обучающийся - это человек с чистой душой, открытый новому и неизвестному. Задача преподавателя и состоит в использовании и разработке методики и технологий, направленных на становление и совершенствование творческих У и Н, развитие творческих способностей и, в конечном итоге, на формирование творчески ориентированной личности с учетом результатов диагностики индивидуальных ее особенностей.

Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса:

  • - проблемное обучение,
  • - умение налаживать междисциплинарные связи,
  • - воспитание творческого отношения к изучению дисциплин,
  • - умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал,
  • - развитие у студентов способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации,
  • - умение оценивать практические ситуации.

Педагог непосредственно занимается развитием личности, и в этом деле важно правильно найти подход к каждому человеку, выбрать верное направление. И если искусство, наука и другие виды творческой деятельности подразумевают цель создания чего-то нового и оригинального, то педагогика остается верной главной и единственной цели: максимальное развитие личности. Другое дело, что этого можно достигать разными, в том числе и творческими методами.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

Развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего си творческого начала.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

  • - уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;
  • - уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
  • - эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
  • - высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Выходит, что педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта.

Одним из самых успешных направлений, применяемых в учебно-творческой деятельности, является игровое направление. Давно известно, что самый сложный материал гораздо легче усвоить через игру. В своей деятельности педагог может использовать:

  • 1. Деловые игры. Учащиеся получают определенные ролевые функции и установки, в рамках которых они будут что-то исследовать или обсуждать. Плюсами таких игр является вовлеченность в обсуждение всех участников, совместное сотрудничество.
  • 2. Шутки, загадки, интересные факты. Они помогают создать хороший эмоциональный настрой, в котором материал будет усваиваться быстрее и лучше.
  • 3. Использование фрагментов конусов и соревнований. В такой атмосфере у учащихся наблюдается наиболее высокая эмоциональная готовность к решению учебных задач.
  • 4. «Мозговой штурм» - совместный поиск решения задачи.

В настоящее время актуализированы основные принципы педагогики творчества Торренса:

  • 1. признание ранее непризнанных или неиспользуемых возможностей,
  • 2. уважение желания студента работать самостоятельно,
  • 3. умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности,
  • 4. предоставление студенту свободы выбора области приложения сил и способов достижения цели,
  • 5. индивидуальное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемых,
  • 6. создание условий для конкретного воплощения идей,
  • 7. предоставление возможностей вносить вклад в общее дело группы,
  • 8. поощрение работы над проектами, предложенными самими обучаемыми,
  • 9. исключение какого-либо давления на обучаемых,
  • 10. подчеркивание положительного значения индивидуальных различий,
  • 11. уважение потенциальных возможностей отстающих,
  • 12. демонстрация энтузиазма,
  • 13. создание ситуаций, при которых более успевающие работают со слабоуспевающими студентами,
  • 14. поиск возможных точек соприкосновения идеального с реальным,
  • 15. одобрение результатов деятельности учащихся в какой-либо области с целью побуждения желания испытать себя в других видах деятельности,
  • 16. оказание авторитетной помощи студентам, высказывающим отличное от других мнений, испытывающим давление со стороны своих сверстников (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, 2003).

В словаре С.И. Ожегова термин «творчество» трактуется так: «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей, отсюда творческий – созидательный, самостоятельно созидающий что-нибудь оригинальное».

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью (Большой энциклопедический словарь, 2001).

В современных исследованиях вся педагогическая деятельность рассматривается как одна из разновидностей творчества. Более глубоко проблема педагогического творчества рассматривается в работах В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, В.Ф. Ломова и др.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению бесчисленного множества типовых и нестандартных задач, педагог, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом ситуации, проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач .

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно − при обеспечении постоянной интеллектуальной активности педагога и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений; готовность памяти (овладение большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний); способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность, как способность личности превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

По мнению А.Н. Лука, творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке.

А.А. Дергач, А.А. Исаев считают, что творческая деятельность тренера немыслима без фантазии и воображения, импровизации, интуиции и вдохновения.

Педагогическое творчество тренера, преподавателя проявляется в умении вырабатывать новые способы воздействия на юных спортсменов, находить новые варианты решения педагогических задач в процессе обучения и воспитания.

В.А. Кан-Калик наряду с логико-педагогическим аспектом, отмечает наличие в деятельности педагога коммуникативного творчества (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на занятии, создание новых форм общения в групповой работе детей и т.д.).

Уровни педагогического творчества по мере их усложнения (Дранюк О.И.):

2. Совершенствование, рационализация, модернизация известного в соответствии с возникновением новых педагогических задач.

3. Разработка новых методов, форм, приёмов, средств в их оригинальных сочетаниях.

4. Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, удачная импровизация на основе точного знания и компетентного расчёта.

5. Умение видеть и применять «веер» вариантов решения одной и той же проблемы.

6. Создание новых, высокоэффективных или принципиально новых систем обучения, воспитания и техники исполнения спортивных действий.

Педагогическое творчество само по себе это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до её преобразования составляет суть динамики творчества педагога (А.К. Маркова).

И.Ф. Исаев выделил основные черты, присущие педагогическому творчеству:

1. Педагогическое творчество более «регламентировано» во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение замысла, разработка, его реализация и т.д.) между собой жёстко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного к другому. Если в деятельности писателя, художника, учёного допустимы, а часто даже необходимы паузы между этапами творческого акта, то в работе педагога они практически исключены. Педагог ограничен количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела, ограничен временем урока или тренировочного занятия. В ходе занятия часто возникают предполагаемые и не предполагаемые ситуации, требующие квалифицированного решения. Качество решения этих проблем, выбор наилучшего варианта решения тоже зависит от фактора времени.

2. Результаты творческой деятельности педагога не сразу поддаются оценке. В сфере материальной результат деятельности сразу же может быть соотнесен с поставленной целью. Результаты деятельности педагога отсрочены во времени и оцениваются весьма частично и относительно. Это затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе работы, что предполагает необходимость прогнозировать результат.

3. Сопряжённость творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов. Атмосфера творческого поиска в педагогическом коллективе выступает мощным стимулирующим фактором.

4. Проявление творческого педагогического потенциала зависит от методического, технического оснащения учебного процесса.

5. Атмосфера публичного выступления. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности. Реакция аудитории может стимулировать к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.

6. Необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приёмов и нетипичных ситуаций.

Исследования по эвристике дают достаточно полное представление о логике творческого процесса. П.К. Энгельмейер описал три этапа творчества − замысел, план, исполнение. Применительно к педагогической деятельности В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров выделили четыре этапа творчества:

1) возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи;

2) разработка замысла;

3) воплощение педагогического замысла в деятельности;

4) анализ и оценка результатов творчества.

Понимание творческой природы педагогической деятельности создает у педагогов установку на внедрение нового в педагогический процесс, а творческое отношение к профессиональной деятельности обеспечивает максимальную полноту личностной самореализации педагога. Таким образом, педагогическая деятельность, педагогическое творчество и самореализация педагога взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга. Педагогическая деятельность выступает средством самореализации и профессионального самоутверждения. Потребность в творческом самовыражении, в личностной самореализации в процессе профессионально-педагогической деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности педагога.

Постоянный дистанционный конкурс с ускоренным подведением итогов.

Международная ассоциация педагогов приглашает все желающих принять участие в научных мероприятиях через портал дистанционного образования.

Правила участия:
1. В мероприятиях могут принять участие педагоги организаций образования всех видов и типов.

2. Для участия необходимо выбрать тему, зарегистрироваться или авторизоваться в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ, внести данные участника, загрузить работу и копию квитанции о переводе орг.взноса. Каждый участник может принять участие в любом мероприятий.

3. Работы принимаются постоянно. Жюри оценивает работы в течение ДВУХ рабочих дней. После чего результаты можно будет увидеть на странице «Результаты». Дипломы в электронном виде можно будет скачать в личном кабинете сразу же после оценки конкурсной работы. Все выходные документы выдаются только в электронном виде.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

  • После участия в олимпиаде, конкурсе или конференции участники, координаторы и учителя мгновенно получат уникальный наградной материал.
  • Подлинность наградных материалов, можно проверить на главной странице сайта в разделе «Результаты», которая находится в верхней части меню.
  • Сразу после участия в олимпиадах вы сможете увидеть допущенные ошибки в вашем личном кабинете.
  • Лауреаты конкурсов и конференции получают дипломы I, II, III степени. Работы, не занявшие призовые места получат рекомендательные справки от конкурсной комиссии.
  • Данные о результатах участия и контакты участника будут доступны для просмотра сотрудникам ВУЗов в виде специального рейтинга.

НАГРАЖДЕНИЕ:

  • Все участники получат электронный Сертификат, подтверждающий участие в олимпиаде, конкурсе или конференции.
  • Все победители будут награждены электронными Дипломами.

В целях поощрения педагогов за результаты их творческой деятельности в рамках научно-практических мероприятий утверждены критерий для награждения правами Президента Международной ассоциации педагогов:

  • педагоги, подготовившие более 5 учеников для участия в олимпиаде по одному предмету в рамках одного участия (в одной заявке) , получают благодарственные письма.
  • поощряются благодарственными письмами педагоги, принявшие участия в двух научно-практических конференциях по разным тематикам.
  • поощряются благодарственными письмами педагоги, принявшие участия в двух творческих мероприятиях по разным тематикам.

СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ УЧАСТНИКОВ

Служба поддержки участников работает с 10:00 до 18:00.

Уважаемые участники! При обращений просим указывать номер заявки и раскрыть содержание вашего вопроса.

Это у меня хорошо получается

Слайд 1.

Здравствуйте, дорогие друзья.

Мечтал ли я когда-нибудь о педагогической карьере, оканчивая институт? – Нет, даже мысли такой не было. Закончив АСОУ, факультет психологии, я искал себя на разных поприщах, в основном – в коммерции. После – попробовал реализоваться в педагогике, и вот уже второй год я работаю в Кривандинской средней школе психологом и преподаю в шестом классе. Попутно получаю второе высшее в Орехово-Зуевском пединституте, на биологическом факультете.

Слайд 2.

Первые уроки давались тяжело, потому что всё было новое: дети, школа, роль учителя. Ведь я не так давно сидел за партой перед преподавателем, а теперь сам должен заинтересовать предметом детей, организовать урок грамотно, а главное – добиться результата. А ещё эти новые образовательные стандарты, которые требуют учить по-новому: опираться на сотрудничество учителя и ученика, воспитывать самостоятельность школьников в учёбе, использовать проекты, проблемное обучение. Прибавить к этому рабочие программы, планирование, конспекты уроков – всё виделось будто в забытье. Со временем конспекты вместо 10 страниц, где было прописано каждое слово стали уменьшаться, и я стал спокойнее вести занятия. Налаживались деловые отношения с учениками, я смелее спрашивал и оценивал знания.

Слайд 3.

Тем не менее, до сих пор я нервничаю перед тем как зайти в класс: как пойдёт урок? Какое настроение у детей? Смогу ли получить результат? Как наладить дисциплину? Всё это, по-моему, – повод собраться, продолжать пробовать новое, экспериментировать и зарабатывать опыт, которого часто так не хватает.

Находки.

После первых уроков, тогда ещё в пятом классе, я обнаружил несколько важных проблем: ребята не умеют работать в команде, выделять главное в потоке информации, не могут полноценно формулировать свои мысли. Имея под руками справочники и интернет, они оказываются беспомощны в поиске нужных ответов. У них низкая учебная мотивация, они избегают трудностей, не умеют взаимодействовать с педагогом. Поэтому я решил использовать некоторые современные методы педагогики, опираясь на формулу «проблема-приём-результат».

Слайд 4

Первая проблема – умение работать в команде. В этом коротком определении скрыто множество ключевых умений: нужно понятно формулировать мысль, держать себя в руках, оценивать себя и других по способностям, принимать коллективные решения, работать на результат.

Для этого я использую игровые элементы, такие как командные игры и викторины. Урок выстраивается так, что дети сами учат друг друга новому с поддержкой и комментариями учителя: делятся на команды, получают текст, готовят иллюстрацию и сообщение по этому тексту, а остальные дают оценку с помощью бланков таким сторонам выступления как «наглядность», «доступность» и «полнота». Викторины проходят в разных видах, например, так: каждый ученик из команды получает листок, на котором написано несколько понятий, например: «зона деления» или «двудольное растение». Затем обладатель листка должен доступно и полно описать явление или термин, чтобы его компаньон назвал это словосочетание. После чего тот, кто угадывал, объясняет слова со своего листочка следующему. Такая игра не всегда получается на отлично, потому что детям бывает тяжело разобраться с терминами, даже если они их понимают. Но знание терминологии в моём предмете важно.

Слайд 5

Вторая проблема – слабые когнитивные навыки (память, внимание, умение работать с информацией).

Мир перестал быть текстовым, он стал мультимедийным, а биология, химия и физика – те науки, где без наглядности тяжело. Я стараюсь сделать уроки биологии максимально информативными, чтобы дети понимали термины и процессы, видели их на картинках. Чтобы легче запомнить и понять, нужно на это посмотреть. Так же, мы на уроке смотрим короткий видеофрагмент по теме, а ребята задают вопросы к фильму. После этого пытаются на них ответить.

Слайд 6

Недавно я начал использовать упрощённые мыслительные карты, идея которых принадлежит британскому психологу Тони Бьюзену. Задача такая: создать план ответа на вопрос и сделать иллюстрации. Пока это получается с трудом, поэтому часто на уроке, при работе с учителем, текстом или видео, ученик заполняет свою карту, например, на ней имеются термины или схемы, которые нужно расшифровать, или текст с пропущенными предложениями. Я думаю, что скоро мои ученики смогут создавать собственные MindMaps в их классическом виде. И будут собирать свои карты в сундучок знаний. Я планирую допустить их использование в самостоятельных заданиях, но ограничить при выполнении контрольных тестов по темам.

В результате материал систематизируется, легче запоминается. Не нужно зубрить малопонятный текст, который нужен будет только для контрольной или устного ответа – материал является рабочим. Учащиеся учатся выделять главное, структурировать свои знания. Развивают память и внимание.

Слайд 7

Третья проблема – низкая учебная мотивация.

Для работы в этом направлении я применяю проектно-исследовательскую деятельность.

Дети сами стремятся выполнить проект. Бывает, берут не по той теме, которую проходим. Например, в прошлом учебном году школьник, услышав о том, что птицы – прямые потомки динозавров, захотел сделать об этом презентацию. В этом году дети готовили свои сообщения на темы «Видоизменения корней», «Разнообразие плодов». Ребята рассказывали одноклассникам о жизни гигантских мангровых зарослей, корнях акации и баньяна. А так же о разных формах плодов и методах их распространения.

Так же, мы сделали с детьми один большой проект, а именно собрали гербарий растений из школьного сада. Класс группами занимался им: одни дети искали, выбирали и обрезали части растений, другие определяли их вместе со мной, третьи – оформляли растения на листы и делали к ним подписи. Во-первых, у нас появился наглядный материал, собранный своими руками на весь курс. Во-вторых, было интересно во внеурочное время не торопясь рассказывать о том, что знаешь о лекарственных травах и ботанике. В-третьих, у каждого ученика есть собственный гербарий, продукт командного труда.

Тем самым дети стремятся получить знания о нашем мире, понимают, что биология – это не сухая наука с формулами, а живая область знаний, где для каждого припрятано множество открытий.

Все эти методы работают на несколько проблем, то есть формы работы взаимодополняются. Я планирую продолжать эксперименты. Искать интересные методы и внедрять их в свою работу.

Слайд 8.

Хочется сказать и о проблемах – плохо получается рефлексия и самооценка, дети с трудом отзываются о своих чувствах, стесняются. Часто не могут выделить переживания от урока из всех впечатлений за день, от своего настроения. Не всегда искренне в оценке своей работы на уроке.

Я испытываю трудности с планированием времени: не всегда успеваю пройти задуманное за урок – приходиться поджимать и переносить материал, бывает и наоборот – остаётся время.

Мотивационный момент с постановкой цели получается не всегда, особенно с темами курса, имеющими узкую специализацию.

Слайд 9.

Игра. Каждому участнику даётся листок с двумя словами (всего 5).

    Бензоколонка, ракета;

    Растение, Хищник;

    Расстояние, спортсмен;

    Праздник, лекарство;

    Кондиционер, черепаха;

    Стихи, звук.

Слайд 10.

Подводя итоги, хочу сказать, что горжусь работой учителя. Я вижу, сколько мне предстоит понять, принять, чему научиться, чтобы стать настоящим учителем – примером, другом, соратником. Мне нравится выбранное мною поприще и хочется идти по нему до конца, чтобы дети учились с радостью и имели больше возможностей выбирать будущее. Спасибо за внимание!