Современные проблемы науки и образования. Современные проблемы науки и образования Три вида взаимодействия, или как мы живем в коллективе

Современной школе нужны руководители нового типа, образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к взаимовыгодному сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу образования. Основная ответственность за подготовку руководителей образовательных учреждений ложится на институты повышения квалификации. Сегодня востребован руководитель мыслящий, гуманный, созидающий, психологически устойчивый и обладающий потребностями в самореализации. Решить эти проблемы помогает акмеология.

Акмеология, будучи наукой, интегрирующей область знаний о достижении человеком вершин своего творчества, образования и профессионализма, изучает те условия и факторы, которые обеспечивают достижения человека в профессиональной деятельности как личности и как зрелого субъекта этой деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.). Изучение развития взрослого человека, вехи его становления на основе гуманистического, акмеологического анализа при рассмотрении человека как субъекта профессионального и жизненного пути, как специалиста и как личности показались нам актуальными. В рамках акмеологии толерантность понимается как неотъемлемая характеристика (показатель) профессиональной зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в рамках «человек - человек».

Изменения в социокультурной ситуации современного общества требуют ориентации руководителей образовательных учреждений на толерантное межличностное взаимодействие, как на базис успешного и эффективного управления. Наличие толерантности у современного руководителя, вынужденного считаться с многообразными изменениями и неоднородными мировоззрениями субъектов педагогического образовательного процесса, обусловлено тем, что руководителю необходимо «учиться находить единство и гармонию, без которых все это многообразие не только не имеет смысла, но и небезопасно для человечества и его будущего».

Вместе с тем, в научном плане толерантность руководителей образовательных учреждений, как «искусство жить в мире непохожих людей и идей» (А.Г. Асмолов), пока не рассматривалась как мировоззренческая и методологическая позиция в управлении.

Трудность процесса управления связана с тем, что руководителям приходится решать многочисленные проблемы «общие для многих, но чуждые природе самого себя». В практике педагогического управления это приводит к диссонансу между теоретическими установками и практическими действиями руководителя в ситуациях управления с различными субъектами делового взаимодействия.

Понятие толерантности хорошо вписываетсявконтекст акмеологии, ибо толерантность – это принятие разного мира, разных людей с разными возможностями и овладеть ею может только человек социально зрелый. Формирование толерантности руководителей образовательных учреждений возможно при целенаправленном системном обучении.

Обучение в ИПК и ППРО ОГПУ организовано так, чтобы на уровне социально-группового сознания были ясно и четко представлены культурные универсали в виде толерантности как культурной и управленческой ценности. Создаются условия, обеспечивающие оптимальность ценностного процесса акмеологического образования, достижение результата, включающего:

  • Сформированность смысловых и мотивационных потребностей формирования толерантности;
  • Наличие устойчивого профессионального интереса в достижении успеха на основе толерантного взаимодействия;
  • Нацеленность на адаптацию и самореализацию в управлении педагогическим коллективом ОУ за счет изменения стиля управления, развития конфликтологической компетенции;
  • Обретение толерантной позиции к проблемам управления.

Для включения слушателей в деятельность по формированию толерантности используются различные технологии, реализующие акмеологический подход в обучении. Акмеологическая технология обучения – это технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии слушателя на основе устойчивой мотивации достижений.

В качестве технологий принято использовать:

  • диалоговое обучение в парах;
  • исследовательско-методологический способ обобщения учебного материала;
  • квази-контроль (самоанализ, самопроверка, самоконтроль);
  • тренинги разных видов и т.д.

Слушателю предоставляется возможность самостоятельно, целенаправленно проектировать свое профессиональное развитие через организацию собственной деятельности обучения, пройдя путь от теоретического понимания смысла толерантности до присвоения его для использования в управленческой деятельности.

Таким образом, необходимо создать особую учебную ситуацию, предрасполагающую к формированию управленческой толерантности, для которой характерно:

  • наличие противоречий между стремлением к профессиональной идентификации и трудностями взаимодействия со значимыми «Другими»;
  • наличие противоречий между стремлением к самоактуализации и несформированностью рефлексивных оценок, самооценки;
  • возможность принятия и присвоения общечеловеческих ценностей в управлении персоналом;
  • открытие смысла обретения самосуществования в профессии.

Для этого нами применяются следующие акмеологические технологии – рефлексивные технологии и технологии диалоговой интерпретации знаний.
Диалоговость как способ интерпретации знаний способствует формированию управленческого поведения в многомерном пространстве организации, где объективно обусловлена невозможность совпадения точек зрения и позиций субъектов.

Диалоговая интерпретация знания позволяет руководителю избавиться от иллюзии легкого прямолинейного достижения согласия с персоналом, развивает коммуникативные способности, умение рационально использовать интеллектуальный потенциал, стимулирует рефлексию как способ выяснения того, как «Другой» воспринимает позицию «рефлексирующего» и оценивает его личностные особенности.

Эффективность диалоговой интерпретации знаний обеспечивает общение через диалог с опорой на принцип толерантности.

Диалог – особый уровень общения, на котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке «другого», вид общения, для которого характерно отношение к «другому» как равно достойному человеку и стремление к достижению взаимопонимания.

В настроенности человека на диалог, на равноправное общение выражается его толерантность как отказ от претензии на монопольное обладание истиной, признание собственной погрешимости, уважение права «другого» на отличие.

Отличительные особенности диалогического общения – опора на принцип толерантности, предполагающий:

  • равенство позиций взаимодействующих сторон, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга – формируется способность стать на позицию другого;
  • отсутствие оценок, полное принятие партнера, по общению таким, какой он есть, уважение и доверие к нему;
  • наличие у партнеров сходных установок относительно одной и той же ситуации, позволяющий развивать механизм идентификации;
  • особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга, способствующих возникновению спонтанности и развитию эмпатийных переживаний (сочувствие содействие - соучастие);
  • способность участников общения видеть, понимать и активно использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Диалоговость, являясь источником рефлексии, вынуждает в процессе интерпретирования знания мыслить, обдумывая альтернативные варианты, тщательно следить за отбором аргументов, впервые обращаться к тому, что раньше не представлялось значимым. Это приводит к рождению новых смыслов, сопоставлению своего и «другого» опыта, проявлению «самокорректирующей компоненты» (Липман, 1999), которая, будучи включенной в практику, побуждает поиск корректирующих процедур и, следовательно, содействует эффективности деятельности по управлению персоналом.

Слушатель, обученный технологии рефлексии, приобретает способности переконструировать собственную модель управленческого поведения.

Таким образом, формирование управленческой толерантности обеспечивает отказ от профессионального догматизма, нравственной неразборчивости, способствует терпимому отношению к социо-культурному многообразию, присущему любому педагогическому сообществу, становясь основой профессиональной позиции руководителя.

  • ОРГАНИЗАЦИЯ
  • РУКОВОДИТЕЛЬ
  • УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
  • ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Статья посвящена анализу толерантности по отношению к персоналу в современной системе управления.

  • Интеллектуальный потенциал руководителя в процессе управления
  • Типы взаимоотношений в системе: руководитель - подчиненный

Рост социальной неопределенности, разрастание противоречий в экономике, снижение доходов, затруднения при поиске работы делают людей агрессивными. В этих условиях, особенно актуальной становится проблема толерантности. Большую роль в этом играет толерантность руководителя, проявление которой дает возможность сплотить своих подчиненных, настроить их на решение поставленных целей. Можно сказать, что социально-экономическое развитие будет эффективным, если будет основываться на принципах толерантности .

Современный руководитель должен обладать компетентностью, способностью к риску и инновациям, быть эрудированным и высокообразованным. Эти качества во многом обусловливают его толерантное отношение к работникам. Реализуя свой интеллектуальный потенциал, руководитель, тем самым, способствует развитию организации, улучшению качества жизни работников, удовлетворению их потребностей, инициирует инновационные процессы на предприятии. Интеллект руководителя, гибкий ум, дипломатия определяют стабильность, расцвет организации, социально-психологический климат .

Человеческий капитал для организации является главным. Ведь от кадрового состава предприятия зависит успешность его функционирования. Новая система управленческих отношений базируется на необходимости восприятия руководителями человека как главной цели и «меры всех вещей», осознания главного принципа: реальное преимущество предприятия заключается в использовании интеллектуальных способностей своих сотрудников . То есть, толерантность руководителя – это уважительное отношение к своим подчиненным, использование их мнения, знаний, опыта при принятии решений.

Отдельно следует отметить роль толерантности в преодолении конфликтных ситуаций. Они в любом случае возникают в любом коллективе и в рабочем процессе. Толерантность в данном случае вряд ли поможет устранить сам конфликт и ни в коей мере не устранит его причину, но все же позволит перевести его в мирное русло и сконцентрировать усилия членов коллектива на рациональном решении поставленных перед ними задач. То есть для того, чтобы противостоять конфликтам, а в случае невозможности избежать его – минимизировать его последствия, необходимо построение эффективной коммуникации. А для эффективной коммуникации одним из основных условий является толерантность .

Время требует постоянного роста квалификации работников, своевременной ротации и соответствующего непрерывного профессионального развития. Опыт успешных фирм свидетельствует о том, что достижение высоких результатов главным образом обеспечивается за счет выхода на качественно новый уровень в организации работы с персоналом, которого нужно взращивать в самой организации, обеспечивая его качественный профессиональный, интеллектуальный рост, творческую инициативу, формируя корпоративную культуру, соответствующую современным требованиям. То есть, важнейшее средство активизировать интеллектуальный потенциал – это, используя менеджмент, создать такие условия, которые способствовали бы выявлению и развитию способностей и возможностей их раскрытия и использования. Этот процесс предполагает толерантность руководителя, инновационную деятельность руководителя по осуществлению нововведений в управлении, направленную на создание условий для развития и реализации интеллектуального потенциала работников с целью обеспечения развития организации в условиях конкурентной среды .

Таким образом, толерантность в управлении способствует созданию новой модели корпоративной культуры, при которой минимизируются негативные последствия рабочих конфликтов, устанавливаются отношения сотрудничества и взаимопонимания, снижается социальная напряженность, происходит сближение интересов сотрудника и организации. В конечном итоге толерантные отношения способствуют в полной мере раскрыть интеллектуальный потенциал работников и обеспечивают конкурентоспособность организации.

Список литературы

  1. Кузнецова А.Р. Совершенствование системы мотивации персонала // В сборнике: Проблемы экономического, социального и информационного развития современного общества Материалы Всероссийской научного-практической конференции. Под редакцией: А.Р.Кузнецовой, Н.И. Журавленко. 2012. С.188-190.
  2. Кунгурцева Г.Ф Оценка качеств современного руководителя: теоретический подход и эмпирические индикаторы // Социальная политика и социология. – № 8. – 2010. – С. 336-341.
  3. Кунгурцева, Г.Ф Интеллектуальный потенциал как основа современного управления / Г.Ф. Кунгурцева // Социум и власть. – 2011. – №1 – С.46-51.
  4. Гулиев М.А. Политическая толерантность в урегулировании политических конфликтов.- М., 2003.
  5. Семейкин Д.А. Толерантность как фактор эффективной коммуникации.- М., 2009.
  6. Кунгурцева Г.Ф Интеллектуальный потенциал социальной организации: проблемы развития и использования // Социс. – 2014. – № 9. – С. 63-68.

3. Гуров В.Н., Каримов Ф.Ф. Вызов времени: формирование ключевой компетенции «толерантность» у руководителей образовательных организаций // Образование: традиции и инновации. 2015. №3. С. 8-13.

4. Якшигулов Ф.М. Ретроспективный анализ развития законодательства в области защиты прав и достоинств ребенка // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 212-218.

5. Якшигулов Ф.М. Актуальность защиты прав и достоинств ребенка в современной России // Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (76). С. 215-221.

© Каримов Ф.Ф., Якшигулов Ф.М., 2016

Ф.Ф. Каримов

Специалист по УМР кафедры теории и практики управления

ИРО Республики Башкортостан г. Уфа, Российская Федерация

РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ГАРАНТ ПОДГОТОВКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования толерантности и дана схема управленческий цикл руководителя образовательной организации в контексте формирования толерантности.

Ключевые слова

Руководитель образовательной организации, толерантность, формирование толерантности.

В настоящее время наблюдается переход к постиндустриальному обществу, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах деятельности , в том числе в науке и образовании. Данный переход требует от общества проявления толерантности во всех сферах жизнедеятельности. Наблюдаемые волнения в мире наводят на мысль о необходимости толерантности как спасательного круга для всей человеческой цивилизации.

Понимая этот факт, мы задаемся вопросом: почему зная о необходимости формирования толерантности, которая приведет в будущем к благополучию наш социум, большинство руководителей образовательных организаций не предпринимают попыток в сторону улучшения ситуации?

На наш взгляд, существуют три причины данного положения, которые вкратце сводятся к следующему:

во-первых, - заблуждение, которое заключается в мысли, что формирование толерантности не нужно, что толерантность сформируется сама собой;

во-вторых, - обычно применяется ошибочная система в организации управления образовательной организацией, в которой ценность толерантности не представляет интереса ни в коллективе, ни у родителей, ни у детей;

в-третьих, - в школах отсутствует стремления к научному изысканию в контексте формирования ключевой компентенции толерантность;

в-четвертых, методы работы руководителей сводятся к следующей технологии: «инициатива -поощрение», т.е. если нет инициативы в формировании толерантности и нет поощрения в данном вопросе, ничего делаться не будет.

Таким образом, мы приходим к выводу, что необходимо показать руководителям образовательных организаций выгоды, которые могут быть получены при формировании толерантности в коллективе.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Главной выгодой подготовки толерантной личности для руководителя образовательной организации и каждого участника образовательных отношений, по нашему мнению, является повышение конкурентоспособности данной личности на рынке труда (муниципальном, региональном, федеральном, международном). Следует отметить, что интоллерантный, ригидный человек сталкивается с трудностями в процессе своей жизнедеятельности, окружение старается его избегать, ему трудно найти (или поменять) работу из-за склонности к склокам и раздору.

Руководитель образовательной организации работает в контексте следующего образовательного цикла (Рис. 1) :

Управленческий цикл руководителя образовательной организации

1. Планирование

2. Организация работы _^_

3. Мотивация участников образовательных отношений

4. Контроль

Рисунок 1 - Управленческий цикл руководителя образовательной организации

Из данного рисунка мы видим, что руководителю образовательной организации при работе необходимо планирование, организация, мотивация, контроль. Под планированием в контексте толерантности мы понимаем постановку целей и задач (в русле толерантности); определение исходных предпосылок; выявление альтернатив; ввод и исполнение плана. Организация работы в нашем понимании, это упорядочение деятельности руководителя (ответственного) и исполнителя. Под мотивацией участников образовательных отношений мы понимаем стимулирование, мотивирование, побуждение к толерантным отношениям. Контроль в контексте формирования толерантности понимается нами как процедура проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.

Руководитель образовательной организации, по нашему мнению, является гарантом подготовки толерантной личности, так как на него возложена государством ответственность, которая согласно статьи 51 п. 8 Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», «...руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации».

Список использованной литературы

1. Гуров В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / Учебное пособие- М., 2004. - 240 с.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 1998. - 800 с.

3.Постиндустриальное общество [Электронный ресурс]. - URL:

https://m.wikipedia.org/wiki/Постиндустриальное_общество (Дата обращения: 19.01.2016).

4. Каримов Ф.Ф. Формирование толерантной модели руководителей как проблема образовательной организации / В сборнике: Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 197-199.

5. Гуров В.Н., Мазитов Р.Г., Каримов Ф.Ф. К вопросу о формировании толерантной личности ребенка в полиэтнических образовательных социумах башкортостана //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2015, № 7-8. (July-August) "«East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH", 2015. - P. 39 - 42.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

6. Gurov Valery, Ramil Mazitov, Fanis Karimov Formation of core competence "tolerance" in the heads of educational organizations in the process of retraining and advanced training // Oxvord Journal of Scientific Research, 2015, No.1. (9) (January - June). Volume IV. "Oxford University Press", 2015. P. 608 - 614.

7. Gurov Valery, Ramil Mazitov, Fanis Karimov Formation of core competence "tolerance" in the heads of educational organizations in the process of retraining and advanced training // Proceedings of the VII International Academic Congress "Modern World: Politics, Economy, Culture, History, Technology, Science and Education" (Canada, Ottawa, 18-20 March 2015). Volume II. "Ottawa University Press", 2015. - P. 358 - 364.

8. Gurov Valery, Ramil Mazitov, Fanis Karimov Formation of core competence "tolerance" in the heads of educational organizations in the process of retraining and advanced training // Proceedings of the 5th International Academic Congress "Science, Education and Culture in Eurasia and Africa". (France, Paris, 23-25 March 2015). Volume IV. "Paris University Press", 2015. - P. 563 - 570.

© Каримов Ф.Ф., 2016

Л.Р. Кондаурова

руководитель отдела управления персоналом

А.Д. Сиразетдинова и.о. руководителя корпоративного университета, к.т.н.

ПАО «НПО «Андроидная техника», Москва

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Основная задача корпоративного университета любого предприятия -повышение профессиональных компетенций персонала. В организациях, производственная деятельность которых укладывается в типовые направления, широко распространены стандартные методы и методики обучения, частично заимствованные у компаний из стран с более интенсивным развитием экономики. В данном случае роль корпоративного университета компании легко укладывается в схему, представленную на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема работы стандартного корпоративного университета

Инновационное предприятие отличает большое количество сотрудников с несколькими высшими образованиями, магистерскими и учеными степенями (рисунок 2).

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил,

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой не интересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй; и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать. (Е. Евтушенко)

Классный руководитель.

Какое пронзительное стихотворение! Поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внима­ния и понимания со стороны окружающих. Нам не хватает терпимо­сти и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

Что же означает это понятие?

Готовясь к родительскому собранию, я подобрала определение толерантности из различных источников.

Толерантность-

это – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

Это положительное отношение к его инаковости.

– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Термин «толерантность» в разных языках звучит по-разному:

tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.



Определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг,

но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Главная задача общества – воспитание подрастающего поколения в духе толерантности.

Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод:

терпимость к чужим мнениям, прощение, уважение прав,



верованиям, поведению других

сострадание – ТОЛЕРАНТНОСТЬ - сотрудничество,

дух партнёрства принятие другого таким, какой он есть

милосердие уважение человеческого достоинства

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный

2) Работа родителей по группам.

Родители делятся на две группы. Задание для групп:

первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Вывод:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

3. Проведение круглого стола на тему «Толерантность»

Группы родителей берут по одному из высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 5- 7 предложений.

Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

Не делай другому того, от чего больно тебе.

В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям так, как относимся к самим себе.

Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

Классный руководитель: мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.

У толерантности есть своя оборотная сторона: предрассудки, войны, конфликты.

Конфликты стары как мир. Что является причиной конфликта в вашей семье? Это из – за:

вредных привычек

праздности

домашних дел

отношения в семье

Может быть конфликты рождаются в душах людей, в семьях от того, что все люди делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями. Давайте разберём несколько семейных ситуаций.

Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации.

Заместитель директора по ВР ГОУ СОШ №1234 Чарнецкий Сергей Николаевич

Педагогическая толерантность является профессионально важным качеством руководителя общеобразовательной школы Толерантный руководитель добивается большей результативности в своей педагогической деятельности. Толерантность выражается в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере. Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказа от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения особенно важно в современном мире. Понятие толерантность происходит от латинского термина tolerantia, в английском языке оно употребляется в качестве существительного – «терпимость». Некоторые ученые связывают появление термина с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории - Варфоломеевская. Для русского языка слово «толерантность» относительно новое, четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона 1909 года издания дается небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. Однако в последнее время исследователи всё чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Мы предлагаем рассматривать толерантность как способность видеть в другом именно другого – носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, осознание его права быть отличным от меня; как безусловно положительное отношение к такой непохожести, как умение видеть другого «изнутри»; как способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: собственной и другого. Человек должен научиться уважать личность, человека, независимо от его национальности, вероисповедания, ведь самое главное – это уметь понимать друг друга. Пусть твой сосед, коллега…, человек, отличающийся от тебя цветом кожи, образом мысли, имущественным положением, он совсем не обязательно тебе враг. Специфика социальных условий развития и ментальных установок многих взрослых людей определяет отсутствие терпимости к чужому, иным мнениям или верованиям, тенденцию к черно-белому мышлению (кто не с нами - тот против нас) и оценку как проявления беспринципности (и нашим, и вашим). Нетерпимость, ориентированность на отпор угнетателям формировала у части населения биполярное сознание, в котором чужие всегда отождествлялись с опасностью, враждебными намерениями, вызывали настороженность и недоверие... Толерантность персонала является залогом профессионального успеха. К сожалению, реальность такова, что персонал не всегда бывает корректен в работе, в результате чего возникают конфликты, которые являются очень сложным явлением, имеющим психологические, экономические, социальные, этнические, нравственные и иные проявления. При этом практически не раскрывались причины психологические. В психологии хорошо известны особенности сознания: в трудных политических и экономических ситуациях многие склонны искать в качестве виноватых только подчиненных. Обсуждая тему толерантности как способности, качества личности, отметим неприемлемость авторитарной позиции не только в общении педагога с учеником, но и в общении руководителя с подчиненными. Но подчеркнем необходимость развития диалога, сотрудничества, субъект-субъектных отношений. Мастерство взаимодействия с подчиненными, коллегами жизненно необходимо всем. Без этого не может состояться профессиональный руководитель. Коммуникативная неподготовленность и некомпетентность являются причиной того, что хороший предметник не может работать с учащимися и коллективом. Качество работы школы зависит от умения строить отношения с коллегами, устанавливать оптимальные межличностные контакты, основанные на толерантности. В их структуру входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием. Мастерство коммуникативного общения особенно важно в сфере менеджмента системы образования, поскольку оно часто носит иррациональный характер и связано с эмоциональной стороной жизни человека. При формировании толерантности значимо чувствовать и понимать нюансы диалогического общения. По мнению психолога Баклановой Н.К., диалогическое общение подразумевает: умение вслушиваться в собеседника, избегать оценочных суждений, способность видеть ситуацию глазами партнёра по общению, уважение к личности с малых лет, естественность поведения. Именно терпимость считается одним из значимых качеств руководителя. Но всегда ли руководитель толерантен? Толерантный руководитель - это миф или реальность? В широком смысле толерантность – это особое качество, отражающее активную жизненную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальности, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения. В Декларации принципов толерантности подчеркивается: «...Наиболее эффективное средство в предупреждении нетерпимости - воспитание. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения» . Следует признать, что целенаправленное обучение в данном направлении в педвузах не ведется. И поэтому формирование навыков толерантного взаимодействия с различными участниками образовательного процесса осуществляется стихийно. В основе социальной толерантности руководителя лежит особая мотивация, которая проявляется в его готовности принять сотрудника и вообще человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, а также – в отсутствии у него негативных реакций, агрессивности по отношению к индивидуальным особенностям последнего. Под толерантностью руководителя мы понимаем стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Это своего рода активное принятие многообразия, результатом которого становится взаимопонимание, включая помощь, содействие, сотрудничество, разъяснение и диалог. Навык толерантности как характеристики образованного человека способствует спокойному освоению любых знаний, занятий и корректному, бесконфликтному участию в любой коммуникации. Не умение или не желание руководителя понимать, принимать индивидуальность других людей объясняется низким интеллектом и эмоциональной неустойчивостью. Не умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности наблюдается у руководителей эмоционально неустойчивых. Асмолов А.Г. в предисловии к сборнику «На пути к толерантному сознанию» рассматривает проблемы формирования нового направления в педагогике, становления педагогики толерантности, которая приходит на смену программам по конфликтологии. Толерантность рассматривается им как социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтническом, межкультурном обществе: «Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость» . Толерантность - это единство в многообразии. Принципами педагогики толерантности являются принцип сотрудничества и ненасилия. Ш.А. Амонашвили является основоположником педагогики сотрудничества, особого подход в воспитании и обучении, в основе которого лежит сотрудничество во всех сферах учебной и внеурочной деятельности – сотрудничество учителей, учащихся, родителей и администрации образовательного учреждения. В ценностной ориентации «педагогики сотрудничества» выделяются следующие личностные установки: принятие ученика, коллегу таким, какой он есть, эмпатическое понимание другого, установка на открытое и доверительное общение с субъектами образовательного процесса, педагогическая гибкость; конфликтологическая грамотность. Эмпатия является эмоциональной составляющей толерантности. Установка на открытое и доверительное общение с субъектами образовательного процесса возникает благодаря способности руководителя отойти от стереотипного восприятия не столько учащихся, коллег, сколько себя, своего статуса. «Педагогика сотрудничества» предполагает рассматривать совместную деятельность субъектов образовательного процесса как общение двух равноправных партнеров, каждый из которых является индивидуальностью. Интолерантность проистекает из убежденности человека в том, что его образ жизни является высшим по отношении в образу жизни других. Интолерантность порождает цепь тяжелых последствий. В основе этих явлений отрицание безусловной ценности человеческой личности. Одним из способов преодоления интолерантности является творческое мышление, отсутствие стереотипности мышления, схематичности и предвзятости руководителя. Формировать толерантность, значит убеждать себя и «другого» в необходимости преодоления интолерантности, преодолевать ее путем глубокого самоанализа и воздержания от любых проявлений интолерантности. Важной сущностью педагогики толерантности является именно диалог. Диалог – является основой творческого мышления. Ценность диалога состоит в том, что он способствует порождению интереса и мотивации обучения. Основанный на равноправии, взаимном доверии, признании самоценности его участников, диалог создает условия для их максимального полного творческого роста. В поведении сотрудничество проявляется следующим образом: контактность, доброжелательность, отсутствие тревожности, мобильность действий, вежливость, терпение, доверительность, социальная активность. Психологическая толерантность руководителя обеспечивает его высокую устойчивость к многочисленным профессиональным стрессам. Чем выше уважение к партнеру, тем выше умение понимать или принимать индивидуальность других людей; умение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров; умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. Тем ниже категоричность или консервативность в оценках людей и стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени – от безразличия к «собственному мнению» сотрудника до откровенного его за «неправильные взгляды». К сожалению, в современной школе ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. Казалось бы, педагог как интеллигентный человек с высшим (как правило) образованием вполне в состоянии осознать и принять сложность и многомерность мира. Профессионально необходимыми проявлениями толерантности руководителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности сотрудники не должны чувствовать и видеть. Неотъемлемое проявление толерантности руководителя – справедливость. Ничто не укрепляет нравственный авторитет руководителя, как его умение быть объективным. Предубеждение, предвзятость, субъективизм руководителя очень вредят образовательному процессу. Отдельно следует отметить такую важную составляющую толерантности в структуре деятельности руководителя, как профессиональный такт - умение строить свои отношения с подчиненными. Выделим особенности уравновешенного педагога. Планы рассмотрений Характеристика уравновешенности человека Физический обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости Аффективный устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью Социальный способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения, в общении не прибегает к манипулированию Интеллектуальный обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем Нравственный обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения, принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм, обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ Личностный оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен и реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе, обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой Напряженными для руководителя могут быть ситуации: 1) взаимоотношения с коллегами, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках. 2) взаимодействия с родителями учащихся, вызванные расхождениями в оценке ученика педагогом и родителями, снижение внимания со стороны родителей к воспитанию детей. Личностные установки и принципы толерантного руководителя включают открытость, доверие, поощрение, принятие, эмпатическое понимание, обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации учителей. В этом случае следует говорить о профессиональной компетентности руководителя, состоящей не только во владении знаниями, умениями управления, но и способности находить оптимальные пути эффективного взаимодействия с подчиненными на основе сотрудничества. Этапы формирования толерантности педагогических работников К сожалению, в отечественной образовательной системе до сих пор нормой является административное давление и практически отсутствует забота об эмоциональном здоровье самого учителя, т.е. то, что можно было бы назвать «гигиеной учительского труда». А это, в свою очередь, – к эмоциональному выгоранию, а в дальнейшем и к почти неизбежной профессиональной деформации значительной части учителей. Развивая в себе способность толерантности, руководитель должен учитывать факторы не только вербальной коммуникации. Мало обладать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду работника его внутреннее состояние. Успех профессионального взаимодействия часто зависит от проницательности руководителя, его чуткого внимания к жестам, интонации, речи, позе и другим средствам невербальной передачи информации. Анализ качественных сторон толерантности даёт основание констатировать её детерминационную обусловленность с эмоционально-чувственной стороной процесса общения. Скрытый смысл сказанного, отраженный невербальными средствами коммуникации, понимается глубже руководителями с развитой эмпатией. Поэтому толерантность тесно связана с эмпатийным общением. В этой связи следует отметить, что толерантность представляет собой не только внешнее проявление терпимости и понимания, но и чуткое, неподдельно-искреннее отношение к человеку. Подчеркнём, что формирование толерантности связано с непрерывным самосовершенствованием руководителя менеджера, наращиванием им профессионального и коммуникативного мастерства, развитием своих собственных внутренних, человеческих качеств. Толерантность руководителя требует соблюдения некоторых основных принципов: - в общении с представителями разных национальностей должен проявлять к ним доброжелательность, терпение; - относиться к своим работникам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других; - поощрения должны способствовать развитию работника, стимулировать повышение производительности; - процесс труда невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни. Демократический стиль управления предполагает:  учёт интересов всех (без исключения) членов коллектива;  формирование паритетных отношений вместо административно-командных;  принятие коллективом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;  готовность администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками образовательного процесса;  готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела;  переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным. Толерантность как необходимое качество демократического мышления в современной России требует разработки методов и приёмов формирования установок толерантного сознания у российских граждан. Толерантность персонала является преимуществом для любого коллектива. В любых коллективах необходимо проводить: занятия для персонала по толерантности; диагностику толерантности; тренинги для работодателей и персонала. Именно школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на разные точки зрения ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому нужно принимать людей такими, какие они есть, терпимо относится к самобытности, уметь разрешать конфликты. Толерантная культура позволяет человеку сохранять психическое здоровье, лучше разбираться в себе, своих проблемах, выходить из психологических кризисов, стрессов и конфликтных ситуаций и помогать окружающим людям, создавая психологические комфортные условия для жизни и профессиональной деятельности. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Коммуникативная толерантность заметна в тех случаях, когда человек не видит ярких различий между собой и партнёром либо не испытывает негативных эмоций по поводу этих различий. Интолерантность свидетельствует об оценке происходящего только со своих позиций, что приводит к раздражению и неприятию различий других, показывает негибкость ума и препятствует достойному выходу из затруднительных ситуаций, что создает личностный дискомфорт в общении и в работе. Только люди, лишенные высокомерия, предрассудков и предубеждений в отношении других народов, религий, полов, поколений, обладают толерантностью, способны свободно, сдержанно и ответственно выражать собственные суждения, позиции, мнения, не нанося вреда окружающим. Только через толерантное отношение к людям, через принятие многообразия, которое проявляется во всем, через отсутствие доминирования одной позиции человек может получить истинное удовольствие от общения и жизни, процесса совершенствования и развития, преобразования мира в сторону единения, а не разобщенности. Приложение №1

Глоссарий

Эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание) постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер.

Толерантность в социологии (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Интолерантность (лат. into-lerantia - непереносимость, нетерпимость) – нетерпимость.

Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

Литература:

 Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.

 Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе СПб.: Каро, 2007 – 128с.

 Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.,Вербум -М, 2003, 168с.

 Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001. - 304 с.

 Алексеева Е.В., Братченко С.Л. Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе. - СПб.: СПбАППО, 2003. с. 165-172.

 Попова Н.Н. Толерантность как личностный компонент профессиональной культуры учителя//журнал Сибирский учитель №2 (32) 2004

 На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. 255с.

 Левченко Е.Г. Особенности проявления толерантности в структуре деятельности учителя // http://festival.1september.ru/articles/313155/

 Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной толерантности учителя Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 1 (45). Серия: Психология;

 Антонова Л.И., Рюмина-Македонова Н.В., Цветкова Н.А. Осознание семантики понятия «толерантность» старшими школьниками // Вопросы гуманитарных наук, №2, 2006

 Борисова Л.А., Андреева Т.Л., Борисова О.А. Культура мира и образование: учимся жить вместе. Учебно-методическое пособие. Чебоксары,:ЧГПУ им И.Я.Яковлева, 2007.-143с.