Совершенствование региональной молодежной политики города красноярска. Совершенствование механизмов реализации молодежной политики в муниципальном образовании г. Орел Разработка проектных мероприятий п совершенствованию молодежной политики

На протяжении многих лет меня волновала общая обстановка в обществе и особенно молодежи. За последнее время сильнейшим образом пострадало нравственное воспитание, социальная культура и моральное здоровье общества в целом. С каждым годом дети и подростки все сильнее игнорируют книги, классику, искусство, живопись, историю, науку и др. Всему этому дети предпочитают виртуальные игры, отрицательно влияющие на психику, аморальную литературу. Подростки чаще употребляют алкоголь, наркотические вещества. Они становятся зависимыми от различных вредоносных телепередач, вульгарных сериалов и фильмов, все чаще намекающих на интимные вещи, что провоцирует ребят к необдуманным поступкам. В связи с такой обстановкой, я подготовил проект, позволяющий оценить уровень нравственности в современном обществе, предлагающий реальные аспекты развития молодежной политики.

Актуальность . В современном обществе все больше и больше проблем появляется у важнейшей социально-возрастной группы – молодежи. Для решения проблем молодежи созданы специальные учреждения, которые регулярно проводят мероприятия и профилактические работы, направленные на привлечение молодых людей к изучению важных социальных основ общества. Эти познания способны сформировать правильное представление молодежи о жизни. Исследование проведено с целью выяснения эффективности наличия специализированных учреждений в городе Апатиты и предложения альтернатив по развитию молодежной политики города.

Цель . Выяснение эффективности учреждений молодежной политики города Апатиты. Предложение альтернатив по ходу исследования.

Задачи . Изучение основных проблем современной молодежи, определения положительных и отрицательных факторов влияния на подростков.

Гипотеза. Духовно-нравственная проблема общества – проблема номер один, а отсутствие морально-нравственного воспитания подрастающего поколения- ключ всех последующих проблем.

Объект исследования . Молодежь как социально-возрастная группа, специальные и муниципальные учреждения молодежной политики на территории города Апатиты.

Методы исследования . Изучение нормативных документов, изучение прочей литературы. Социологический опрос, опрос должностных лиц с целью получения экспертных оценок и комментариев. Изучение местной прессы и видеоматериалов по теме.

Проблемы современной молодежи.

Как я заметил высшее, молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, межнациональной терпимости и др., а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру , нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. Подростки увлекаются неформальными субкультурами, уходят в них «с головой». В настоящее время существует целый спектр различных субкультур (лат. sub - под и cultura - культура;). Эти субкультуры «гипнотизируют» легко ведомых подростков, подталкивая их на деяния преступного и иного характера. Существует несколько видов субкультур: Музыкальные субкультуры, Арт-субкультуры, Контркультуры и др. Между некоторыми субкультурами существует антагонизм. Это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов. Например, панки и рэперы. Я соглашусь, что некоторые субкультуры не несут вреда, однако ныне наиболее распространенными субкультурами являются радикальные, экстремистские субкультуры, способные на глобальное разрушение. Сильное и углубленное увлечение ценностями таких субкультур ведет к разрушению психики человека, а как следствие – социальный вред, проявленный в той или иной форме.

Понятие молодежи и ее значение в социальной жизни. Государственная молодежная политика. Методология и принципы формирования муниципальной молодежной политики, ее показатели. Анализ состояния среднего и малого предпринимательства и участия в нем молодежи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Сущность, задачи, правовые основы и главные направления развития современной государственной молодежной политики. Организационно-правовая характеристика Управления по делам молодежи Кировской области. Совершенствование реализации молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2015

    Теоретико-методологические основы государственной молодежной политики в России. Оптимизация деятельности Управления по делам молодежи. Сущность, задачи, правовые основы и главные направления развития современной государственной молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2015

    Сущность и нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Процессы реализации молодежной политики на региональном уровне. Деятельность органов государственного управления по реализации молодежной политики в Московской области.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2017

    Характеристика деятельности Управления молодежной политики Министерства региональной политики Новосибирской области. Развитие законодательства о правах молодежи. Совершенствование системы управления государственной собственностью в молодежной политике.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2016

    Специфика социальной структуры молодежи Беларуси. Основные принципы и законодательная база государственной молодежной политики. Процесс политической социализации. Главные направления и задачи современной государственной молодежной политики в Беларуси.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2012

    Страхование от безработицы как эффективное средство социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики. Принципы молодежной политики. Структура профессиональных учебных заведений в Тюменской области. Рекомендации по содействию занятости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2011

    Характеристика молодежи и молодежной политики. Принципы государственной молодежной политики Российской Федерации, возникновение программы "Молодежь России". Недостатки в развитии и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2012

    Молодое поколение в России как объект государственных интересов. Деятельность органов муниципального управления по формированию и реализации молодежной политики, мероприятия по ее совершенствованию (на примере Саянского района Красноярского края).

    Современная государственная поддержка Москвы деятельности молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, осуществляющих поддержку молодежи, оказывается в Мовсквы в следующих формах:

    Размещение социального заказа на выполнение целевых программ в области молодежной политики;

    Целевое финансирование отдельных общественно полезных программ молодежных и детских общественных объединений по их заявкам (государственные гранты);

    Предоставление в соответствии с действующим законодательством льгот по уплате налогов, иных сборов и платежей в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Москвы

    Предоставление компенсаций по оплате коммунальных услуг;

    Предоставление в аренду бесплатно или по ставкам арендной платы, установленным для государственных учреждений социальной сферы Москвы, помещений государственного нежилого фонда Москвы, а также предоставление в пользование имущества, находящегося в собственности Москвы.

    Механизмы государственной поддержки молодежной политики следующие:

    1. Перечень молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, осуществляющих поддержку молодежи, пользующихся государственной поддержкой Москвы и конкретные формы государственной поддержки Москвы определяются на основе специально проводимых ежегодных конкурсов.

    2. Конкурсы проводятся Администрацией Москвы открыто с объявлением об их проведении в средствах массовой информации, привлечением представителей общественности, соответствующих специалистов.

    3. По итогам конкурса формируется Московский городской реестр молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, оказывающих поддержку молодежи, пользующихся государственной поддержкой Москвы, с указанием конкретных форм государственной поддержки Москвы. Реестр рассылается всем ведомствам, отвечающим за исполнение статьи 19 настоящего Закона.



    4. Молодежные и детские общественные объединения, негосударственные организации, оказывающие поддержку молодежи, пользующиеся государственной поддержкой Москвы, учитываются в обязательном порядке при составлении Основных направлений молодежной политики Москвы, разработке целевых программ в области молодежной политики Москвы.

    5. Администрация Москвы формирует и регистрирует единый классификатор информационных баз и банков данных в сфере молодежной политикиМосквы.

    6. Администрация Москвы финансирует деятельность средств массовой информации для детей, подростков и молодежи, включая соответствующие редакции теле- и радиопрограмм Москвы, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели.

    7. Кадровое обеспечение молодежной политики Москвы осуществляется Администрацией Москвы посредством определения потребности в кадрах и выполнения функции заказчика по организации их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

    8. Администрация Москвы определяет перечень проблем для научно-исследовательских работ в области молодежной политики Москвы и выполняет функции заказчика указанных работ.

    9. Организационную основу реализации молодежной политики Москвы составляют соответствующие отраслевые и территориальные органы Администрации Москвы, городской и районные общественные молодежные консультативно-совещательные советы, в состав которых входят граждане и представители организаций, действующих в области молодежной политики.

    Государственная молодежная политика в Москвы финансируется за счет средств:

    Федерального, городского, районных бюджетов и бюджетов муниципальных образований;

    Внебюджетных государственных и негосударственных фондов.

    Совершенствованию финансирования молодежной политики может способствовать привлечение доходов от деятельности структур, входящих в отрасль государственной молодежной политики, благотворительных взносов физических и юридических лиц.

    Также можно выделить следующие пути совершенствования молодежной политики по основным направлениям.

    1. Увеличение государственных грантов, направленных на целевое финансирование отдельных общественно полезных программ молодежных и детских общественных объединений по их заявкам.

    2. Повышение объективности специально проводимых ежегодных конкурсов, на основе которых определяется перечень молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, осуществляющих поддержку молодежи, пользующихся государственной поддержкой Москвы, и конкретные формы государственной поддержки Москвы

    3. Повышении информативности граждан, организации, оказывающих поддержку молодежи, других заинтересованных организаций о проектах документов и решений, а также о планируемых и реализуемых мероприятиях в области молодежной политики Москвы.

    4. Организацию работы волонтерских клубов, где школьники и студенты получают полезные навыки и опыт, учатся проводить профилактические мероприятия, а главное – сами становятся «носителями» здорового образа жизни.

    5. Создание специализированной программы по решению молодежной жилищной проблемы, в рамках программы «Молодежи – доступное жилье»

    Помимо программ по молодежной политике, необходимо создание специальных программ по работе с молодежью на районном и муниципальном уровнях. Такие программы должны носить межведомственный характер, где четко обозначается комплекс мер, выполняемых каждым из ведомств и его ответственность за определенный участок совместной работы.

    В муниципальных образованиях должна усилиться работа по развитию инфраструктуры молодежной политики, увеличиться сеть муниципальных молодежных центров, а также подведомственных органам по делам молодежи социальных служб и подростковых клубов. Это обстоятельство существенно повлияет на структуру финансовых затрат в районных и муниципальных молодежных программах. В тех МО, где у органов по делам молодежи есть подведомственные учреждения, большую долю финансирования программ по реализации молодежной политики составляют статьи расходов на содержание и обеспечение работы этих учреждений, поскольку каждое из них является активным исполнителем многих мероприятий по работе с молодежью, включенных в остальные разделы этих муниципальных программ.

    Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Вместе с тем, при определенных условиях и влиянии политических сил он может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб государству и обществу, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности при формировании ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.

    В тоже время следует отметить устойчивые взгляды на молодежь, как социально пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу, потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной помощи, поддержки со стороны государства, замкнутую в системе своих внутренних, подчас сугубо экономических, интересов и потребностей.

    Государству не всегда удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах.

    Исходя из этого, следует отметить, что новые требования к государственной молодежной политике могут быть сформулированы следующим образом Иконнокова С.Н. Диалектика преемственности поколений/ Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовского. Спб, 1996.- с. 220.:

    «Инициативу молодых - на благо России», что включает в себя: содействие и поддержку развития гражданских инициатив молодежи, стимулирование молодежного самоуправления и активизацию деятельности молодежных и детских общественных объединений.

    «Диверсификация молодежной политики», подразумевает использование дифференцированного подхода к молодежи по социальным и возрастным группам и разработку новых технологий работы с молодежью, исходя из социальных и возрастных различий.

    «Межведомственная кооперация и интеграция», в первую очередь определяет приоритетность государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств и разработку «молодежных разделов» в целевых и инвестиционных программах всех уровней.

    «Доступность социальных учреждений» должна представлять собой интеграцию источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлеченных ресурсов и оснащение учреждений молодежной политики современным оборудованием.

    «Приближение к интересам молодежи» может реализовано посредством перепрофилирования деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи и создания современной инфраструктуры молодежной политики.

    «Ликвидация упущенной выгоды» утверждает принцип долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли.

    «Создание информационного молодежного пространства» должно формироваться с помощью интерактивного взаимодействия государства и молодежи в информационных глобальных сетях силами самой молодежи, создания всероссийского молодежного информационного портала и заключения общественного договора средств массовой коммуникации по всемерному охвату молодежи информацией.

    «Диалог с молодежью» должен происходить посредством организации встреч, «круглых столов» с молодежью, проведения ежегодных фестивалей молодежных инициатив и стимулирования создания общественных объединений в сфере рабочей, сельской, творческой, служащей в силовых структурах и другой молодежи.

    «Толерантность взамен агрессии и насилия» будет возможно только в случае создание системы уличной социальной работы силами старшей молодежи для налаживания каналов взаимодействия с неформальными субкультурами, коррекции и реабилитации.

    Следовательно, можно остановиться на самых важных факторах новых подходов работы с молодежью, которыми является: активность самой молодежи, связанная с расширением потенциальных возможностей в ее социальном становлении; реализация потребностей каждой возрастной группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет); формирование целевых проектов и программ на региональном и федеральном уровнях, подтвержденных нормативной базой, механизмом государственной поддержки, финансовыми средствами. Основой системы работы с молодежью должна стать социально-педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром молодежных и детских общественных объединений) - социальные и возрастные группы молодежи.

    Как мы уже рассматривали выше, основными принципами государственной молодежной политики в первую очередь необходимо, считать ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи и приоритетность государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути. Следовательно, для того, чтобы подтвердить эти доводы, мы остановимся подробнее на приоритетных направлениях государственной молодежной политики и основных механизмах их реализации:

    1. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития.

    2. Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.

    3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.

    4. Государственная поддержка молодых семей.

    5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации.

    6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

    Прежде всего, для реализации основных направлений молодежной политики необходимо создание эффективной системы управления. Построение эффективной системы управления требует регламентации взаимоотношений федеральных органов, регулирующих вопросы государственной молодежной политики, и соответствующих органов субъектов Российской Федерации в части разграничения полномочий, межведомственной координации.

    Сложившаяся практика требует также разграничения полномочий органов управления по организационно-правовым подходам к реализации государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, с одной стороны, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственные кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности Государственная молодежная политика в Российской Федерации. - М.: Логос, 2003.- с.300..

    Особое внимание в новой системе управления государственной молодежной политикой должно быть уделено координации деятельности всех государственных структур и взаимодействию с органами образования, здравоохранения, труда, физической культуры и спорта, обороны, внутренних дел, иными социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью.

    Вторым аспектом, который мы рассмотрим, является совершенствование нормативной правовой базы. В целях существенного совершенствования федеральных нормативных правовых актов в области государственной молодежной политики было бы целесообразно системно осуществить следующие меры.

    1. Проработать вопрос об утверждении в соответствии с законодательством Российской Федерации Концепции и основных направлений реализации государственной молодежной политики Президентом Российской Федерации.

    2. В соответствии с основными обозначенными приоритетами подготовить проект базового федерального закона о государственной поддержке молодежи в Российской Федерации, устанавливающего приоритетные направления и основные механизмы государственной поддержки молодых граждан на этапе социального становления и вхождения в самостоятельную жизнедеятельность.

    Специальная правовая регламентация должна быть проведена в вопросах, недостаточно отработанных в федеральном законодательстве (вопросы кредитования молодых семей, социальной службы для молодежи, поддержки молодежного предпринимательства и др.).

    Законодательством должно предусматриваться решение вопросов, связанных с привлечением внебюджетных источников, созданием благоприятных условий для организаций, реализующих программы поддержки молодежи, способствующие формированию здорового образа жизни; спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на развитие молодого поколения. Одним из приоритетных направлений в реализации государственной молодежной политики можно назвать государственную поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития для этого необходимо расширить доступность образования, повысить его качество и эффективность, разработать долгосрочные меры по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, по поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности. Следует сформировать и реализовать целевые программы и проекты по поддержке общественных объединений, действующих в образовательных учреждениях.

    Крайне важны разработка и реализация федеральных, региональных, местных целевых программ по гражданскому становлению молодежи, ее культурному и физическому развитию, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, а также координация и поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в области военно-патриотического, духовно-нравственного, экологического воспитания, профориентационной работы, потребительского образования, введение в практику конкурсов программ и проектов в данной области. Для поддержки вышеперечисленного необходимо проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей по различным направлениям творческой реализации детей и молодежи, в том числе в области профессиональной, предпринимательской деятельности, а также поддержка и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства. В области охраны здоровья молодых граждан, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни необходима со стороны государства реализация следующих мер: совершенствование мер государственной поддержки и помощи молодым гражданам, в том числе оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение здорового образа жизни молодых граждан, активизация мер по профилактике наркомании и зависимости от наркотических средств и психотропных веществ, по лечению и реабилитации молодых граждан, больных наркоманией, по сохранению психического здоровья молодежи. стимулирование мер по пропаганде здорового образа жизни, по развитию у молодых граждан потребности и обеспечению активных занятий физической культурой и спортом, развитие практики проведения всероссийских, межрегиональных и региональных спортивных соревнований, турниров молодежи по массовым видам спорта. Необходимо расширить систему учреждений социального обслуживания для молодежи и сформировать меры поддержки деятельности детских оздоровительных, образовательных учреждений, экспериментальных площадок в целях внедрения инновационных технологий и методик в области формирования здорового образа жизни, полноценного детского, молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого развития.

    Следующим положением направления государственной молодежной политики является обеспечение экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей - а это прежде всего создание условий для занятости молодежи в том числе разработка и принятие мер по квотированию рабочих мест для молодежи, формирование программ содействия социальной адаптации, повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда и поддержка молодежного предпринимательства.

    Не менее важным, можно считать государственную поддержку молодых семей, осуществлять, которую необходимо посредством разработки и принятие федеральных, региональных, местных целевых программ и проектов по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости молодых родителей и по формированию здорового образа жизни. Прежде всего, для этого необходимо совершенствование законодательства по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (например, по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и др.) Далее рассмотрим следующие аспекты участия государства в молодежной политике- государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, например, с недостатками физического и (или) психического развития, с этой целью необходимо усовершенствование целого ряда мер, в том числе нормативно-правовых оснований поддержки общественных объединений и иных юридических и физических лиц, осуществляющих помощь и поддержку молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Приведем более конкретные примеры существующих программных мер поддержки молодежи и молодежных инициатив на некоторых, мы уже останавливались выше. Ввиду недостаточности ресурсного обеспечения решения крупных задач в сфере государственной молодежной политики необходимо осуществить ряд приоритетных начинаний в области государственной поддержки молодежи и, прежде всего, инициатив самой молодежи в рамках реализации новых элементов Федеральной целевой программы «Молодежь России», разработанных Департаментом по молодежной политике Минобразования России, региональных целевых программ в области государственной молодежной политики Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. №1015. “О федеральной целевой программе “Молодежь России (2001-2005 гг.)”/«Собрание законодательства РФ», 28.10.2001, N 25, ст. 2890.:

    1. подпрограмма федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» - «Государственная поддержка социальных инициатив детей и молодежи». Подпрограмма содержит систему соответствующих мер и включает: разработку нормативных правовых актов в развитие и совершенствование механизма государственного заказа на реализацию детских и молодежных инициатив; создание условий для совершенствования информационного обеспечения общественных инициатив детей и молодежи; разработку и внедрение научного и методического обеспечения общественных инициатив; совершенствование и развитие организационного обеспечения и поддержки общественных инициатив; разработку и внедрение механизмов экономического обеспечения по реализации общественных инициатив, разработку показателей экономической эффективности реализации общественных инициатив; разработку и внедрение механизмов стимулирования и мотивации общественных инициатив детей и молодежи.

    2. Программа содействия занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда, предполагающая: совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей занятость молодежи; развитие финансовых механизмов и технологий, направленных на решение проблем занятости молодежи; распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение решения вопросов занятости молодежи; расширение круга субъектов, содействующих занятости молодежи; формирование экономических механизмов, обеспечивающих функционирование системы содействия трудоустройству молодежи; создание научного обеспечения взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг; формирование в системе профессионального образования сети региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования; разработка механизмов правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда; формирование механизмов для коррекции содержания, форм и методов профессионального образования, перечня специальностей набора государственных образовательных стандартов, основанных на прогнозах взаимосвязанного развития рынков труда и образовательных услуг.

    3. Программа дополнительного ресурсного обеспечения на 2003-2015 годы по теме «Обеспечение жильем молодых семей», предлагающая следующую систему мер: разработку и внедрение в практику субъектов Российской Федерации правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; развитие межведомственных форм планирования и проектирования возможных путей решения жилищной проблемы молодежи;

    создание новых организационно-правовых форм объединения молодежи с целью решения жилищных проблем; координацию и поддержка на конкурсной основе проектов и программ молодежи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах; разработку механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья; создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья; обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.

    Заключение

    Оценивая в целом деятельность государства по формированию молодежной политики в России за последние годы, ее можно характеризовать всего лишь как этап зарождения. К настоящему моменту в стране сложилось положение, когда можно констатировать полное отсутствие молодежной политики со стороны государства.

    Именно поэтому сегодня лишь 10-17% молодых людей из всех опрошенных считают, что Правительство РФ проводит целенаправленную молодежную политику в ряде особо значимых для молодежи сфер жизнедеятельности, а 55-69% считает, что этого не делается.

    Молодежная политика до настоящего времени так и не стала приоритетной политикой государства, а финансирование ее мероприятий практически не осуществляется или осуществляется по остаточному принципу. Большинство решений, постановлений, целевых программ, охватывающих молодежную сферу, носят декларативный или рекомендательный характер. Они напрямую зависят от позиций центральных и местных властей и наличия соответствующих сумм в региональных бюджетах. Положения непосредственно касающиеся государственной молодежной политики, носят краткосрочный и фрагментарный характер. Они не увязаны с единой концепцией решения острых социальных проблем подрастающего поколения в условиях активного реформирования общественной системы и глубокого системного кризиса - как результат этого реформирования. Процесс становления молодежной политики носит характер бесконечных, как правило, плохо подготовленных, экспериментов и отработки отдельных положений, направленных на создание основ молодежной политики.

    К наиболее существенным недостаткам развития и реализации государственной молодежной политики в РФ относится отсутствие:

    Глубокой научной обоснованности государственной молодежной политики на федеральном уровне и методологически единой системы региональных исследований,

    Законодательного закрепления понятия «молодежь» как единой социальной группы по возрастному социально значимому критерию, имеющий легитимный статус как на уровне федерального центра, так и на уровне субъекта РФ,

    Логической взаимосвязи с другими сферами государственной политики, что приводит к искусственной замкнутости молодежной проблематики.

    Следует также признать, что формирование и реализация государственной молодежной политики, активизация законотворческой деятельности в отношении молодежи часто инициируются властными структурами страны по конъюнктурным соображениям - накануне очередных выборов или возможной социально-политической нестабильности.

    Именно этим можно в определенной степени объяснить, что внимание государства и общества к молодежи вообще и к вопросам реализации молодежной политики в частности за последнее десятилетие в России заметно снизилось.

    Назидательно - опекунское отношение к молодым со стороны старшего поколения в духовно-идеологической и воспитательной сферах трансформировалось в последние годы в непонимание и безразличие. Сегодня широко распространяется взгляд на молодежь, как на пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу.

    Подводя итоги, следует сделать вывод, что для активизации государственной молодежной политики необходима реализация следующих комплексных мер.

    1. Дальнейшее развитие системы управления государственной молодежной политикой с учетом межведомственного характера этой сферы.

    Особое внимание должно быть уделено координации деятельности всех государственных структур и взаимодействию с органами образования, здравоохранения, труда, физической культуры и спорта, внутренних дел, иными социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью, а также развитию системы органов по делам молодежи в муниципальных образованиях.

    2. Совершенствование нормативной правовой базы.

    Аудит существующих нормативных правовых актов в сфере государственной молодежной политики с привлечением к этой деятельности общественности.

    3. Укрепление материально-технической базы социальных учреждений, занимающихся проблемами молодежи, проведение активной инвестиционной политики по отношению к молодежи. Актуальной является задача формирования современной инфраструктуры молодежной политики с разветвленной сетью учреждений. Необходимо максимально использовать всю материальную базу учреждений образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта. Целесообразно выработать модели расчетов, учитывающих не только затратную часть, но и прогнозируемый доход от реализации соответствующих государственных мероприятий. С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования.

    4. Осуществление дифференцированного подхода по отношению к различным группам молодежи при реализации государственной молодежной политики.

    5. Совершенствование системы подготовки специалистов, работающих с молодежью. На основе новых принципов работы с молодежью необходимо сформировать современную программу кадрового обеспечения в системе довузовского, вузовского, послевузовского уровней подготовки специалистов для молодежной политики.

    6. Активизация общественной составляющей молодежной политики.

    Необходимо развивать систему взаимодействия с молодежными и детскими общественными организациями, развивать и поддерживать молодежный парламентаризм. Целесообразно определить комплекс мер по поддержке молодежного добровольчества, направленного на повышение молодежной общественной инициативы, активизацию участия молодежи в делах общества, формирование у нее гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

    Новая модель молодежной политики должна строиться на увязке долгосрочных и среднесрочных целей, задач и приоритетов. При этом необходимо обеспечить гибкость, когда при удержании конечной цели могут меняться тактические цели и задачи, т.е. стратегирование, планирование и реализация молодежной политики должны носить скользящий характер.

    В условиях резкого сокращения численности молодежи 14-30 лет долгосрочная и среднесрочная молодежная политика должна обеспечить переход от преимущественно количественных целей и задач (рост охвата, рост включенности, обеспечение доступности и т.п.) к качественным - рост величины человеческого капитала молодежи, повышение продуктивности молодежи как социального субъекта, рост эффективности использования поступающих в молодежную сферу ресурсов (финансовых, кадровых, материальных, информационных). При этом необходимо учитывать различия роли и интересов различных возрастных групп молодежи: 14-16 лет, 17-25 лет, 26-30 лет, т.е. специфику целей и задач развития молодежи на разных стадиях ее жизненного цикла. Вместе с тем молодежная политика должна обеспечить переход молодежи во взрослую жизнь, снимая по возможности естественный конфликт поколений. Это требует более активного участия молодежи в разработке и реализации социальной и экономической политики, включая образовательную политику, политику регулирования рынка труда, политику охраны здоровья населения, культурную политику, пенсионную стратегию, политику охраны окружающей среды и др. Молодежная политика, таким образом, может при принятии адресных программ захватывать по отдельным направлениям как более ранние возраста (в частности, детей 11-12 лет, когда они начинают пробовать курить и потреблять наркотики), так и более старшие (например, 35 лет, когда заканчиваются программы поддержки молодых ученых, писателей, художников, музыкантов, других представителей интеллектуального труда).

    Не менее важным моментом является расширение участия молодежи в управлении экономикой и обществом. В настоящее время значительная часть государственной молодежной политики - это обучение управленческой деятельности, разным практикам и организации досуга, но в то же время не оказывается весомой поддержки самодеятельности и самореализации молодежи в разнообразных формах.

    Между тем сокращение численности молодежи и, одновременно, сокращение численности трудовых ресурсов требует активного вовлечения молодежи в сложные типы деятельности и, в том числе, в управление сложными процессами. Необходимо создание условий для участия молодежи в принятии управленческих решений и их реализации, имея в виду не только вопросы, касающиеся их собственной жизни и работы, а широкий диапазон социальных и экономических проблем развития общества, в целях принятия молодежью реальной ответственности за будущее страны. Это, в свою очередь, предполагает стимулирование инициативы молодых и формирование различных инструментов поддержки молодежных инициатив.

    Повышение человеческого капитала молодежи предполагает рост качества формального, неформального и внесистемного (и не формального) образования, а также обеспечение доступности качественного образования для молодежи из сельской местности и отдаленных территорий.

    Кроме того, повышение качества человеческого капитала молодежи требует сохранения и наращивания здоровья молодого поколения. Это предполагает новые подходы в молодежной политике к охране здоровья молодежи.

    Еще одним направлением молодежной политики должно стать создание условий для эффективного трудоустройства молодежи. При том, что численность молодежи значительно сокращается к 2025 г., рынок труда будет еще достаточно хорошо обеспечен трудовыми ресурсами: реальная численность пенсионеров практически во всех регионах России будет уступать численности молодежи). Тем не менее необходимость построения специальной системы трудоустройства молодежи, назревшая уже в настоящее время, должна быть реализована в среднесрочной перспективе (не позднее 2018 г.) В 2025 г. указанная система должна работать в каждом регионе. Это позволит сформировать систему поддержки первого трудоустройства молодежи, оканчивающей учреждения среднего профессионального и высшего образования. Но, главное, они должны стать реальными партнерами работодателей в формировании эффективного механизма первого.

    Во многом это аналогично смене модели строительства жилья: практика, когда сдавалось готовое жилье, которое затем с трудом приспосабливалось к жизни конкретной семьи, сменяется практикой, когда сдаются "голые стены", которые затем конкретная семья обустраивает по своему вкусу и возможностям. При этом, конечно же, находятся семьи (индивиды), которые хотят заранее выбрать готовую квартиру из нескольких вариантов обустройства. В рамках молодежной политики будут и те, кто предпочитает из голых стен создать собственный вариант, и те, кто захочет выбрать из нескольких предлагаемых вариантов.

    "Самостоятельное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды: индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д. Оно может относиться к различным формам альтернативного образования, таким как - самообучение, молодежная работа, участие в молодежных движениях, волонтерское движение, СМИ (включая телевидение, видеоигры, журналы и т.д.), музеи, библиотеки, зоопарки и т.д.".

    Трудоустройство молодых рабочих и специалистов, и во многом именно этим структурам работодатели смогли бы передать функции, с одной стороны, "доводки" молодых рабочих и специалистов до уровня, требуемого на конкретном предприятии или в организации, а с другой поиска нужных работодателю молодых работников и их психологической подготовки к первому месту работы. Соответственно, должны быть выработаны новые принципы взаимодействия трех сторон: бизнеса - выпускников вузов (самих вузов) и молодежных структур по подбору молодых кадров.

    Не менее важной задачей государственной молодежной политики является профилактика правонарушений, которые в молодежной среде, несмотря на заметное снижение, все же остаются на достаточно высоком уровне, составляя 55% от общего числа выявленных преступлений.

    Важнейшей задачей государственной молодежной политики является обеспечение включенности молодых людей в процессы формирования политики государства в различных сферах и обеспечение участия молодежи в подготовке и реализации управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления. При этом, прежде всего, необходимо обеспечить участие молодежи в выработке и реализации государственной молодежной политики. Эти задачи должны решаться, прежде всего, через организацию взаимодействия государственных и муниципальных структур с молодежными общественными объединениями и системную поддержку их инициатив. Недостаточная вовлеченность молодежи в процесс социальных и политических действий способствует размыванию российской самоидентификации молодежи. К моменту достижения возраста максимальной трудовой активности они не считают себя связанными со своей страной обязательствами по личному участию в решении ее проблем, не связывают эти проблемы с собой, часто ищут возможности для самореализации вне России, не имеют со своей страной социального контракта и не считают себя ей ничем обязанными. Это стимулирует отток конкурентоспособных молодых людей из России и серьезные потери человеческого капитала страны. Таким образом, в новых условиях задачи молодежной политики носят масштабный и разнообразный характер. Они требуют как адекватного ресурсного обеспечения, так и повсеместного повышения квалификации работников, занятых работой с молодежью.

    Основные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу. Конечной целью государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу является сохранение человеческого капитала молодежи и создание условий для его дальнейшего роста.

    В связи с этим в среднесрочной и долгосрочной перспективе в сфере молодежной политики должны быть решены следующие задачи (до 2025):

    Образование:

    обеспечение доступности качественного образования для молодежи на всех его уровнях;

    создание условий широкого вовлечения молодежи 14-30 лет в неформальное (дополнительное) и внесистемное (самостоятельное) образование, стимулирование молодежи к получению неформального и самостоятельного образования;

    обеспечение возможности выбора образовательной траектории из множества образовательных траекторий и гибкой ее смены (создание консультационных служб для молодежи по выстраиванию образовательной карьеры и ее корректировке);

    обеспечение условий для самообразования молодежи, стимулирование образовательной активности молодых, организация доступа к лучшим лекциям, семинарам, проведение мастер - классов в режиме удаленного доступа;

    создание информационных систем поддержки для молодежи в поиске необходимых образовательных ресурсов;

    вовлечение молодежи в непрерывное профессиональное образование, позволяющее гибко реагировать на изменение потребностей национального и глобального рынка труда;

    сертификация знаний и компетенций, полученных самостоятельно;

    организация широкого обмена образовательными ресурсами, формирование открытых банков лекций, семинаров и мастер-классов выдающихся ученых и практиков;

    поддержка академической мобильности молодежи при получении ею высшего образования в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре (докторантуре);

    поддержка получения различными группами молодежи правовых, экономических и управленческих знаний, необходимых для их профессиональной и гражданской деятельности.

    Здоровый образ жизни:

    разработка программ и проектов по пропаганде здорового образа жизни, притягательных для молодежи (с учетом возрастных и психологических особенностей различных групп молодежи);

    профилактика потребления наркотиков, алкоголя, психотропных средств, табакокурения;

    мониторинг здоровья молодежи с выделением возрастных групп 14-16, 17 - 19, 20-25,26-30 лет;

    поддержка здоровья детей в молодых семьях, профилактика наследственных заболеваний.

    Трудоустройство:

    создание системы трудоустройства молодежи в соответствии с ее интересами, полученным образованием, возможностями самореализации;

    обеспечение гибкой смены трудовых траекторий в зависимости от потребностей экономики и социальной сферы, а также личных интересов молодого работника;

    создание условий для роста трудовой мобильности молодежи, наиболее полного использования ее трудового потенциала;

    поддержка молодых ученых, в том числе их участия в научных обменах, научных семинарах, конференциях, симпозиумах в России и за рубежом;

    развитие разнообразных практик поддержки молодежи в решении их жилищных проблем (например, поддержка аренды жилья, возрождение практики молодежных жилищных кооперативов).

    Профилактика правонарушений:

    обеспечение комплексного подхода к профилактике правонарушений молодежи (учет положения в семье молодого человека, его состояния здоровья, потребления наркотиков или психотропных средств, курения, показателей учебной деятельности (если учится), работы (если работает) и т.п.).

    Общественная деятельность:

    • - поддержка молодежных движений и объединений;
    • - обеспечение развития гражданственности, ответственности за свою страну, семью, свое дело.

    Приоритеты долгосрочной молодежной политики:

    • - качественное образование молодежи;
    • - повышение производительности труда молодежи до среднеевропейского уровня;
    • - трудоустройство молодежи в соответствии с ее интересами и полученным образованием;
    • - здоровый образ жизни молодежи;
    • - уважение к закону;
    • - уважение к другим народам и национальностям, этносам;
    • - уважение к другим религиям, культурам, традициям.

    Для обеспечения решений поставленных задач в долгосрочной перспективе необходимо:

    обеспечить преемственность государственной молодежной политики в средне - и долгосрочной перспективах;

    существенно увеличить финансирование государственной молодежной политики для адекватного ресурсного обеспечения стоящих перед ней задач;

    обеспечить рост представительства молодежи в политической жизни страны;

    обеспечить поддержку молодых людей при выборе ими образовательной и карьерной траекторий;

    повысить вовлеченность молодежи в систему непрерывного образования, участие в неформальном и информальном образовании, обеспечив постоянное наращивание молодыми людьми профессиональных и социальных компетенций;

    обеспечить поддержку национальной и культурной самоиндентификации молодежи;

    обеспечить поддержку трудоустройства молодежи, в том числе за счет организации трудовой миграции молодых людей;

    создать систему популяризации здорового образа жизни для молодежи с учетом возрастных особенностей, образующих ее групп.