Социокультурная теория личности (Карен Хорни). Теория хорни Базальная тревога: этиология неврозов

Карен Хорни (1885–1952) - немецко-американский исследователь, практикующий психоаналитик, последователь З. Фрейда Работы Карен Хорни посвящены невротической личности. Она определяет невроз как «психическое расстройство, вызываемое страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций». Одним из критериев определения невроза она считает отклонения от общепринятого в данной культуре образца. Однако, признает К. Хорни, само понятие нормы относительно. Существует определенная вариативность в пределах нормы. Сами нормы различны в разных культурах, для разного времени, сословий, для людей разного возраста и пола. Необходимы социальные и психологические критерии для выделения невротической личности, поскольку можно быть полностью адаптированным к среде и страдать тяжелым неврозом, а можно вести образ жизни, отличный от большинства и не страдать им.

Еще одна особенность невротической личности - ригидность реакций. Она лишена спонтанности, есте-ственности, непосредственности, она не позволяет себе быть самой собой. Невротическую личность от-личает также противоречивость желаний и противоречивый, компромиссный способ решения проблем. Еще одна ее характерная особенность - ее возможности, как правило, больше ее достижений. Одна из причин этого – многочисленные внутренние барьеры. Самыми главными ее характеристиками являются нарушенные отношения к себе и другим людям. Карен Хорни выделяет пять видов отношений людей. Это - отношения любви, привязанности и расположения человека, отношения, связанные с оценкой Я, отношения, связанные с самоутверждением, с агрессией, с сексуальностью. Относительно первой группы отношений невротика характеризует неразборчивый голод на благорасположение и высокую оценку вне зависимости от места, которое занимает данный человек в его жизни. Часто они сами не осознают эту свою особенность, но выдают ее особой чувствительностью к любому отказу. Кроме того, их отличает противоречие между желанием получать любовь и неспособностью ее отдавать. Вторые отношения характеризует чувство неполноценности и несоответствия, которые могут выражаться явно, а могут быть скрыты за компенсаторными потребностями в самовозвеличивании.

Третья группа отношений характеризуется внутренними запретами: например, им трудно попросить кого-либо, сказать «нет», сделать что-либо в своих интересах, высказать мнение или обоснованную критику. Часто они не способны планировать и проявляют пассивность даже в таких важных сферах как выбор спутника жизни и профессии. Ими движут в первую очередь невротические страхи. В группе отношений, связанных с агрессией невротические личности проявляют два противоположных способа поведения: склонность быть агрессивным и, наоборот, чувство, что они постоянно подвергаются обману, унижению, дискриминации. То же наблюдается и в сексуальной сфере, которая у невротиков нарушена. Это либо повышенная активность в этой области, либо запрет на нее. Карен Хорни выделяет два типа неврозов: ситуативные и неврозы характера. Во-первых, как только становится понятной ситуация, вызвавшая временную дезадаптацию, так проблема и благополучно разрешается. Личность в этих случаях сохранна. Во-вторых, существуют сильные барьеры для осознания, их характеризует измененная структура личности. Как правило, неврозы характера берут начало с детства. Ребенок сталкивается с ситуациями, которые в силу своего возраста оказывается не способным разрешить или разрешает ценой невротического развития. Обычно он имеет родителей, которые в силу собственного невроза, не способны ему дать чувства опоры в самом себе, принятия себя. Такие родители могут решать свои проблемы за счет ребенка. Например, свое нереализованное стремление к успеху. Причем на пути к успеху зачастую не учитываются возможности, интересы, способности ребенка.

Часто такие родители не чувствительны к индивидуальным особенностям ребенка, придерживаются воспитательных теорий, не имеют четких требований, фрустрируют удовлетворение потребностей ребенка, разрушают его дружбу, ломают его волю. Как правило, они не имеют удовлетворительных эмоциональных и сексуальных отношений с другими людьми, и все свои неудовлетворенные потребности обращают к ребенку, ограничивая его общение вне семьи. Ребенок только первый год или два года испытывает физическую зависимость от родителей, дальше он попадает в зависимость психологическую. Невротические родители отличаются повышенной чувствительностью и малой способностью к равным отношениям. Понятно, что такие тесные условия жизни как в семье могут вызывать ситуации, в которых дети испытывают отрицательные чувства по отношению к родителям, но эти чувства находятся под запретом и вытесняются. Культурная норма – что родители всегда правы- заставляет ребенка принять вину на себя, понижая его самооценку. Болезненная чувствительность, автори-тарность, негибкость невротичных родителей заставляет ребенка приспосабливаться к ним, не позволяя быть самим собой. Страх родителей перед жизнью способствует гиперопеке. Менее самостоятельный и менее умелый ребенок становится и менее уверенным в своих силах. Итак, невротическое развитие личности берет свое начало, как правило, в детстве. Карен Хорни согласна с З. Фрейдом в его оценке влияния ранних отношений с близкими людьми на становление личности. Но ее теория более оптимистична. Она предполагает возможность изменений в личности. Отрицательное влияние родителей может нейтрализовать влияние среды (например, ему может посчастливиться встретить близкого друга, может быть счастливый брак). Сама жизнь часто бывает лучшим лекарем, единственно, что нет гарантии, что ее воздействие будет благотворным. Одна из основных особенностей невротической личности – неустойчивость ее самооценки. Каким бы уверенным ни казалось его поведение, невротик крайне чувствителен к оценке окружающих. Беззащитность невротической личности и ее страх перед жизнью проявился в рисунке, который попросила К.Хорни сделать одну из таких женщин. Когда она рисовала себя, то изобразила маленького голого ребенка, окруженного многочисленными чудищами, протягивающими к ней лапы. Как правило, сама такая личность очень плохо осознает свои особенности. Раздутый, нереальный образ себя, мечты о грядущих успехах помогают ей примириться с жизнью и с собой. Но это очень шаткая основа для самооценки. Чувствуя свою слабость, невротическая личность пытается других заставить взять ответственность за ее жизнь.

Для этого она использует одну из трех стратегий: движение к людям; движение против людей; движение от людей. Если в норме все эти три стратегии имеют место, то невротическая личность в силу своей ригидности делает одну из них способом жизни. Испытывая повышенную потребность в успехе (за которой лежит потребность решить вопрос с принятием себя), такая личность может бросить все силы на его достижение, фрустрируя удовлетворение других своих потребностей. На пути достижения успеха ей могут мешать нацеленность на успех, на себя, а не на дело и многочисленные внутренние барьеры. Невротическая личность не зрела. Эгоцентризм сближает ее с ребенком, сознание собственной исключительности с подростком. Страхи, защитные механизмы, внутренние барьеры, незнание и неприятие себя и других, нарушенные отношения и нарушенная коммуникация стоят на пути приобретения ею зрелости. Где-то в глубине души она понимает свои особенности. Ее раздвоение: для себя и для других, ее защита требуют очень много сил, понижают ее эффективность и возможность быть счастливой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Теория личности Карен Хорни»

Введение

Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Астрология, теология, философия, литература и социальные науки, это некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека.

Развитие теорий и экспериментальных исследований ищут пути реализации более эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета.

Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагается на интуицию, фольклор или здравый смысл. В то же время отношение к «науке о личности» достаточно противоречиво, поскольку ее развитие порождает некоторые естественные опасения. Так, каким бы заманчивым ни казалось нам постигнуть причины, лежащие в основе тех или иных наших поступков, мы в то же время сопротивляемся, когда кто-то другой пытается дать объективную картину нашего поведения, как-то нас характеризовать.

1. Биографический очерк

Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной». В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа - все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

2 . Социокультурная теория личности Карен Хорни , основные концепции и принципы

хорни психология социокультурный женщина

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет «зависть к пенису», являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации. В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.

Базальная тревога: этиология неврозов

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Согласно Хорни, базальная тревога развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в таблице, вместе с соответствующими стилями поведения.

Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1. В любви и одобрении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию

2. В руководящем партнере

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все

3. В четких ограничениях

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим

4. Во власти

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании других

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их

6. В общественном признании

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса

7. В восхищении собой

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

8. В честолюбии

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи

9. В самодостаточности и независимости

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

10. В безупречности и неопровержимости

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви». Потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.

Ориентация на людей, от людей и против людей

В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип . Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет. Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение. Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины

Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами». Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний. Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство».

Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера» Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с феминистским мировоззрением. Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

Заключение

Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности.

Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, несмотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

Л итература

1. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер «Теории личности» http://www.koob.ru/hjelle_ziegler/

2. Карен Хорни «Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза» http://lib.rus.ec/b/235778 /read

3. Карен Хорни «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление. http://lib.rus.ec/b/170197 /read

4. Карен Хорни «Женская психология» http://lib.rus.ec/b/258208 /read

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предпосылки формирования Карен Хорни как психоаналитика: краткий биографический очерк и этапы творческого становления данного ученого, направления ее исследований и оценка значения наследия. Отношение к комплексу кастрации. Женский мазохизм, его причины.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    Цель психотерапии Хорни. Стратегии межличностного поведения: ориентация "от людей", "против людей" и "к людям". Невротические потребности, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными тревогой.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Типология личности в отечественной психопатологии. Взаимосвязь степени нервозности и типа личности в исследованиях Карен Хорни - мыслителя и основополагающей фигуры феминистского психоанализа. Формирование структуры характера на основе опыта детства.

    реферат , добавлен 12.10.2011

    Теория конфликта Карен Хорни как синтез работ Фрейда и Адлера. Понятие "базисной тревоги", виды невротических проявлений. Стратегии поведения: движение к людям, против них и от них. Культурные факторы возникновения конфликта. Разрешение конфликтов.

    реферат , добавлен 05.02.2009

    Влияние ортодоксального психоанализа Зигмунда Фрейда на взгляды Карен Хорни. Отражение концепций психолога в произведении "Невротическая личность нашего времени": объяснение противоречий культуры и последствий невротизма для определенной личности.

    реферат , добавлен 25.06.2011

    Неофрейдизм как направление в социальной психологии. Основные представители неофрейдизма. Формирование адаптации и развитие направленности личности подростков. Диагностика социально-психологической адаптации. Три типа направленности личности по К. Хорни.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Сущность внутренних конфликтов. Их признаки у нормальной и невротической личности. Взгляды Карен Хорни на природу внутренних конфликтов и конфликтов между полами. Причины возникновения неприязни к партнёру. Расхождение между ожиданиями и осуществлением.

    реферат , добавлен 10.12.2009

    Личность–человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Эрих Фромм. Карен Хорни. Гарри Стек Салливан. Исследования в области шизофрении. Курт Гольдштейн. Конституциальная психология Шелдона.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2007

    Психоаналитическая теория личности по Фрейду. Структура личности. Защитные механизмы личности. Процессы и переживания в психологическом опыте людей. Психологическое здоровье как проявление личностного единства.

    реферат , добавлен 28.06.2007

    Теоретические аспекты исследования психоаналитической концепции К. Хорни. "Новые пути в психоанализе" - системное описание невроза. Обоснование роли культуры в формировании невротических конфликтов и защит; применимость теории Хорни к женской психологии.

Хорни

Структура характера, согласно Хорни (41, 42), формируется на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других - в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни не усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом. По словам Хорни (41, с. 61-62):

«В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной структурах характера. Эти черты, однако, можно истолковать в качестве реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве. В результате неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире, воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять ситуацией по собственному усмотрению...

Таким образом, различие в точках зрения в следующем: человек сжимает губы не из-за напряжения своего сфинктера, но в обоих актах проявляется единая направленность характера - удерживать что бы то ни было и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства».

Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности, обусловленное «базальной тревогой». Последняя возникает в связи с вытесненной жестокостью, хоторая в свою очередь является результатом отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства тревоги ребенок приобретает устойчивые характеристики, становящиеся частью его личности, - так называемые «невротические тенденции». Одна из попыток разрешения конфликта заключается в создании «идеализированного образа»: слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством силы и превосходства. Другая попытка состоит в «экстерна-лизации», более общей разновидности проекции, которая все переживаемые чувства переносит вовне.

Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, - это направленность «к людям», направленность «против людей» и направленность «от людей». При первой направленности признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других. Вторая направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию. Хорни (42) описывает три типа характера или основные установки, анализируя указанные направленности.

Уступчивый тип. Человек с направленностью «к людям» проявляет заметную потребность в любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится прежде всего как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на себя. Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить симпатию и оказать помощь. Стремление к власти и агрессия вытеснены глубоко в бессознательное и на самом деле такому человеку недостает интереса к другим. Эти тенденции должны, конечно, сдерживаться любой ценой в целях сохранения целостности личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.

Агрессивный тип. Человек с направленностью «против людей» предполагает, что все жестоки, и отказывается допускать противоположное. Жизнь представляется ему борьбой за выживание, поэтому его основная потребность - управлять другими. Иногда установка совершенно ясна, но более часто она скрывается за фасадом учтивой вежливости, беспристрастности и товарищества. Этот фасад имеет компоненты искренности, поскольку, пока не стоит вопрос о лидерстве, агрессивный тип может проявлять благосклонность. Особую важность он придает дискуссиям и сам провоцирует споры, чтобы продемонстрировать бдительность и проницательность. В общем этот тип не умеет проигрывать и предпочитает порицать других. Он считает себя сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует эффективно и изобретательно в деловых ситуациях в результате тщательного планирования и напористости. Мягкие стороны своей натуры он с яростью отбрасывает, так как они угрожают целостности образа жизни. Любовь для этого человека играет незначительную роль.

Обособленный тип. Человек с ориентацией на обособление, направленностью «от людей», предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность. Соперничество, престиж, успех не заслуживают его внимания, поскольку препятствуют уединению. Он не любит делиться опытом и очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Тенденцию к подавлению чувств и особую робость обособленный тип испытывает перед привязанностями, которые угрожают стать необходимыми. Сильная потребность чувствовать превосходство возникает у него, чтобы оправдать свою изоляцию. Сексуальные отношения для этого типа иногда невозможны; в лучшем случае он довольствуется преходящими связями. В общем обособленность служит защитой от несовместимых устремлений к любви и агрессивному доминированию. В мягких формах обособленность способствует сохранению целостности личности и безопасности. В некоторой степени она благоприятствует оригинальному мышлению и выражению творческих способностей (прим. 10) .

Из книги Знаменитые случаи из практики психоанализа автора Гринвальд Гарольд

Карен Хорни Карен Хорни (1885 - 1952) вначале практиковала психоанализ в Германии, а затем, после прихода к власти нацистов, эмигрировала в США. Испытывая все большую неудовлетворенность «ортодоксальным» фрейдистским психоанализом, она основала вместе с другими

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Типология Хорни Американский психолог Карен Хорни изучала людей с точки зрения их взаимодействия друг с другом и выделила три типа возможных ориентации: ориентация на людей; ориентация от людей; ориентация против

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Карен Хорни (1885–1952) Женщины, неврозы и альтернатива Фрейду Карен Хорни (урожденная Даниельсен) родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в Германии. Ее отец, капитан корабля, был строгим и чрезвычайно религиозным человеком. Он не обращал на дочь

Из книги Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе автора Колпакова Марианна Юрьевна

Теория тревоги Карен Хорни Работы Карен Хорни, посвященные тревоге, вызывают интерес и пользуются неизменной популярностью. К. Хорни относят к неофрейдистам - создателям немецкий и американский психолог, и последователям направления в психологии, признающего значимую

Из книги Введение в психоанализ автора Соколов Эльмар Владимирович

Раздел 4. КАРЕН ХОРНИ: ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРА.

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Карен Хорни: социокультурная теория личности Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в

Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло Р

Хорни: тревога и ненависть Некоторые терапевты продолжали развивать психоанализ, опираясь на работы Фрейда, но внося в них новые элементы; особенно важны для нас те подходы, в которых проблема тревоги рассматривается в социально-психологическом контексте. Суть подобных

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Невротические нарушения в работе (по мотивам К. Хорни) Я просто не могу не привести здесь изумительные отрывки главы 13 из работы Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени». Эта глава вылечила многих людей. Во многом вылечила она и меня. Она и многократные

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм Карен Хорни (1885–1952) является одной из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе - неофрейдизма. Работы Хорни оказали большое влияние на

автора Фрейджер Роберт

Глава 6. Карен Хорни: гуманистический психоанализ Три этапа научной деятельности Карен Хорни настолько отличаются друг от друга, что разные люди воспринимают ее из-за этого совсем по-разному. В своих основных работах по женской психологии, написанных в 1920-х и начале 1930-х

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Применение теории Хорни в других областях Теории Хорни оправдали себя не только в клинической практике, их также стали использовать в качестве систем интерпретации в других областях науки и культуры. В последние годы их часто применяют при анализе литературных

Из книги Психология господства и подчинения: Хрестоматия автора Чернявская А. Г.

Карен ХОРНИ ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ Базальная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Она означает эмоциональную изоляцию, тем более невыносимую, что она сочетается с чувством внутренней слабости «Я». А это означает ослабление самой

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

К. Хорни (1885–1952) Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в деревушке Бланкенезе близ Гамбурга. Ее отец Берндт Даниэльсен - норвежец, принявший немецкое гражданство, - служил капитаном на трансокеанском лайнере, который курсировал между Гамбургом и Северной Америкой. От

Из книги 50 оттенков боли. Природа женской покорности автора Фрейд Зигмунд

Теория личности Хорни внесла не малый вклад в развитие психологии личности, в рамках данной теории было впервые введено понятие образ Я, ставшее одним из краеугольных камней современной науки. Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, но человек может изменяться и продолжать свое формирование в течение жизни. Эта возможность изменения приводит и к тому, что не существует фатальной обреченности к неврозу, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах и, прежде всего, в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).

Теория личности Хорни исходит из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства , которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни пишет, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Хорни считает, что причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека , подавляющая личность ребенка, враждебная атмосфера или дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Каким же образом такие противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую и психологическую .

Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, в том случае если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. Если же его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека.

Однако если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги является более сложным процессом, так как оно связано с развитием адекватности образа Я. Введение понятия образа Я является одним из важнейших открытий Хорни.

Хорни считала, что существует несколько образов Я: Я-реальное, Я-идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если Я-идеальное отличается от Я-реального, человек не может к себе хорошо относиться и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе у человека, т.е. является основой его невротизации. К неврозу ведет и несовпадение Я-реального и образа Я в глазах других людей, причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким образом, становится ясно, что и пренебрежение, негативное отношение к человеку, так же как и чрезмерное восхищение им, ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с реальным образом Я.

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите , о которой писал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности - Ид и Супер-Эго, а с точки зрения Хорни, психологическая защита направлена на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. привести в соответствие два образа Я. Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

При развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его образа Я. Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы, т.е. человек, добившись признания или восхищения от других, старается получить все больше и больше похвал и признаний, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть, без общения. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза.

Развитие защиты в виде ухода, стремления «от людей» дает возможность человеку игнорировать мнения окружающих, оставшись наедине со своим образом Я. Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности, потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Разочаровавшись в возможности завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть незаметным и не зависимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным. Такой подход приводит человека к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может служить основой развития невроза.

Попытка преодолеть тревогу, навязав свой образ Я силой другим людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у человека развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Те знаки внимания, уважения и покорности, которые они принимают от окружающих, кажутся им все более недостаточными, и в своей тревоге этим людям надо все больше власти и доминирования, которые бы служили доказательством их адекватности.

Функция психотерапии, в теории личности Хорни, помочь человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Надо отметить, что подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии, что и признается большинством исследователей так же как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Заключительные комментарии

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния вза имодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формиро вания личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура ха рактера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.

254 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток . Изучение клинических случаев и на блюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталки вающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополага ющим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она

дискутировала с Фрейдом, -это решающая роль физической анатомии в обус ловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни

полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявле ния о том, что женщинами движет ≪зависть к пенису≫, являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более ши рокой социокультурной ориентации.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных

влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным

неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным

открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Карен Хорни (Karen Homey), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, не подалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко веру ющим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе

своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучали сомнения в сво их достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности.



Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой.

Позднее она призналась: ≪Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной≫ .

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой жен Карен Хорни: социокультурная теория личности 255

Карен Хорни (18854952).

щиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила

Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни

получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В тече ние следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитиче ском институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов де прессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке

самоубийства .

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее

личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа все это при вело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с

мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она рабо тала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподава нием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные

Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психо аналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала

лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхож дение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквали фицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого

она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого

института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три

основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда

относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая

256 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхож дениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания

в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учены ми, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла

ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние

на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюде ния над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали

поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением

влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межлич ностных отношений.

Развитие личности Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для фор мирования структуры и функционирования личности у взрослого .

Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по

вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений

Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейше го развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии

личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности [Ногпеу, 1939]. Удовлетворение

охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни

придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического

выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В дан ном случае основополагающий мотив -быть любимым, желанным и защищен ным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении

этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.

Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем

самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероят нее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родите лей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно

патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей мо гут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сума сбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а так же оказание явного предпочтения его братьям и сестрам [Ногпеу, 1945]. Однако

основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей явля ется развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребе нок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время

испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт

приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате

поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направля ется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психо Карен Хорни: социокультурная теория личности 257

логической защиты, цель которой -подавление враждебных чувств по отноше нию к родителям, чтобы выжить [Ногпеу, 1950, р 18].

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной

возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они про являются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базаль ная тревога, ≪ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциаль но опасного мира≫ [Ногпеу, 1950, р. 18] Базальная тревога -это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности -является одной из осново полагающих концепций Хорни

Базальная тревога: этиология неврозов

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым ком понентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В об щем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощуще ние безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге Соответственно, этио логию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях меж ду ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и Согласно Хорпи, базальная тревога

развивается на основе чувства

одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном

окружении.

(Е. Budd Giay Jeioboam)

258 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться

нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце

концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждо го. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к фор мированию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получив ших название невротических потребностей, или невротических тенденций

Они представлены в табл. 5-3 вместе с соответствующими стиля ми поведения.

Таблица 5-3. Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность

1. В любви и одобрении

2. В руководящем партнере

3. В четких ограничениях

4, Во власти

5. В эксплуатировании других

6. В общественном признании

7. В восхищении собой

8. В честолюбии

9. В самодостаточности и не зависимости 10. В безупречности и неопро вержимости Проявления в поведении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со сто роны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к крити ке, отверганию или недружелюбию

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться

в одиночестве; переоценка любви -убежденность в том, что любовь

может решить все

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное

значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребователь ность, довольствование малым и подчинение другим

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное

отношение к слабости Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть ≪тупым≫ в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их Желание быть объектом восхищения со стороны других; представле ние о себе формируется в зависимости от общественного статуса

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостат ков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны

окружающих

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия;

страх неудачи

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отноше ниях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Карен Хорни: социокультурная теория личности 259

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они по могают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, ис пользует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возмож ных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если

этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потреб ность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает

потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни

поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потреб ность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. ≪Если он

нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви≫ [Ногпеу, 1942, р. 39]. Короче говоря, потребность определен но имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить

ее удовлетворение в способ жизни.

Ориентация на людей, от людей и против людей

В своей книге ≪Наши внутренние конфликты≫ (1945) Хорни разделила список

из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий пред ставляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью дос тижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие

заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жиз ни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешитель ность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому

типу, руководит иррациональное убеждение: ≪Если я уступлю, меня не тронут≫ [Ногпеу, 1937, р. 97].

Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защища ли и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажет ся, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим

поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стра тегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуу мов, которые придерживаются защитной установки: ≪Мне все равно≫. Такие

люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибоч ным убеждением: ≪Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке≫ [Ногпеу, 1937, р. 99].

Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя

увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они

утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным

наслаждениям -они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии

характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

260 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждеб ность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, ис ходя из иллюзорного убеждения: ≪У меня есть власть, никто меня не тронет≫

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь -это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он

рассматривает с позиции: ≪Что я буду от этого иметь?≫, независимо от того, о чем

идет речь -деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враж дебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге

всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на

повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.

Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать дру гих, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных

стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного соци альными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие

стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас.

Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии

конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых

этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у

больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спосо бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сде лать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встаю щие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только

одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из

этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины

Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением

Фрейда в отношении женщин [Ногпеу, 1926]. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают сво их матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение

Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и та ким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подоб ного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчи ны испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность муж чин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к

заключению, что психоанализ был создан ≪мужским гением, и почти все, кто раз вивал идеи психоанализа, были мужчинами≫ [Ногпеу, 1926/1967, р. 54]. Надо

отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала

большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного на правления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, Карен Хорни: социокультурная теория личности 261

чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в кон тексте социокультурных влияний.

Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполно ценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на эконо мической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически

сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не

признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они

признавали мужское ≪превосходство≫. Социальные системы, с их мужским доми нированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несо стоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала ≪переоценку≫ жен щинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилеги ям. ≪В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маску линными -такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобо да, право выбирать партнера≫ [Ногпеу, 1939, р. 108].

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают

многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст

между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной

ролью, как выбор карьеры или достижение других целей [Ногпеу, 1926/1967].

Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо

согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением .

Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отноше ниях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочислен ные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные

исследователи.

Заключительные комментарии

Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяс нение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся опи санием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно

к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу

применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется

также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, не смотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она

много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким обра зом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

262 а Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности РЕЗЮМЕ

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоана литическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эрик сон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику раз вития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как

объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксо на эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирова на на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Значение

социальных и культурных влияний в формировании личности характерно и для

теорий Эриха Фромма и Карен Хорни.

Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универ сальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каж дая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное

развертывание жизненных стадий -результат взаимодействия биологического со зревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосо циальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или

решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психоло гических конфликтов: 1) базальное доверие -базальное недоверие; 2) автоно мия -стыд и сомнение; 3) инициативность -вина; 4) трудолюбие -неполно ценность; 5) эго-идентичность -ролевое смешение; 6) интимность -изоляция;

7) продуктивность -инертность, застой; 8) эго-интеграция -отчаяние. Инди видуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека.

В его психосоциальной теории нашли выражение:

Сильная приверженность принципам холизма, инвайронментализма (преоб ладание влияния социальных факторов) и изменяемости;

ш умеренная приверженность принципам детерминизма, рациональности, объективности, проактивности, гетеростаза и познаваемости.

Исследования, посвященные оценке эмпирической валидности теории Эриксона, рассматривались в аспекте таких понятий и явлений, как формы эго-идентичности, достижение идентичности и способность к интимности. Было отмечено, что теория

Эриксона послужила стимулом для очень небольшого количества исследований.

Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания

поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения под ростков -проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребле ние алкоголя и наркотиков -объяснялись как частичное отражение кризиса

идентичности.

Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уде ляя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов.

Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого

предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчуж денность стали определяющими признаками жизни современного человека. Опре деленной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществля Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни ш 263

благодаря спонтанной активности.

Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключитель но человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стрем лениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность

в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность

в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием

способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого соци альными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы

характера -рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный.

Продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой цель раз вития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд.

Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия опре деляет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим факто ром в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потреб ности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует

удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной

враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная трево га -ощущение беспомощности во враждебном мире -является основой невроза.

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с

целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными

базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на раз личные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни

объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация ≪от людей≫, ≪против людей≫ и ≪к людям≫. У невротиче ской личности обычно преобладает одна из них.

Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису;

она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к

женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также

считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие

своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин.

Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому

доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности жен щины.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Каким образом теория Эриксона модифицирует и/или расширяет психоаналитиче ский подход Фрейда к личности?

2. Согласны ли вы с Эриксоном в том, что главным кризисом в подростковом возрасте

является эго-идентичность-ролевое смешение? Как вы полагаете, вы сами в какой-то

степени испытывали этот кризис? Если да, то как, по-вашему, он мог повлиять на

другие сферы вашей жизни (например, выбор карьеры, отношения с родителями, любов ные отношения)?

264 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности 3. Эриксон утверждает, что достижение эго-идентичности -это борьба на протяжении