Работа над сжатым изложением. Тема: сочинение егэ. проблема сострадания, помощи ближнему VI. Домашнее задание

1 вариант рссуждение, 2 вариант по литературе

В нашем мире у каждого из нас есть периоды, когда в жизни наступает чёрная полоса: все вокруг кажутся злыми, агрессивными и недоброжелательными. Поддаваясь влиянию окружающих, человек сам может стать раздражительным, нервным и неправильно реагировать на происходящие события. В такое время каждому необходимо добро – маленький лучик солнца, который осветит душу и подарит понимание и положительные эмоции. И одним из самых важных качеств доброго человека является милосердие.

Милосердие… Какой же смысл таит в себе это простое на первый взгляд слово? Милосердие – это умение отрывать часть себя тем людям, которые в чём-то нуждаются, которым требуется наша помощь.

Судьба может завести каждого в довольно трудную жизненную ситуацию, и когда человек просит о помощи, нужно уметь откликнуться ему и протянуть руку.

Милосердие – это умение помочь человеку в беде, и не просто помочь, а сделать это безвозмездно, не ожидая взамен никакой благодарности. Часто, человек, которому ты даришь добро, может не знать даже твоего имени. Это относится, например, к благотворительным акциям для детей из детских домов, сборам денег на лечение смертельно больных детей и так далее.

Зачем же человеку необходимо такое качество, как милосердие? Не зря говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Во Вселенной существует баланс, и к человеку возвращается абсолютно всё, что он делает в жизни. Никто из нас не застрахован от того, что в жизни может случиться что-то непредсказуемое, когда помощь потребуется нам. В этом случае то добро, которое мы сделали, когда была возможность, обязательно вернётся к нам сторицей.

Главная проблема милосердия заключается в том, что сейчас его, к сожалению, не хватает на всех. Многие люди замкнутые, злые, несдержанные. Они боятся или не хотят делать добро другим, быть открытыми и милосердными. Это совершенно не красит их, а наоборот, отталкивает от них других людей.

Развить в себе милосердие не так и сложно, как кажется. Для этого нужно ловить себя на злых мыслях и сразу же отгонять их. Если вы видите повод для совершения доброго дела, здесь не должно быть вариантов – нужно однозначно сделать его, тем самым делая лучше не только окружающий мир, но и себя.

Сочинение на тему Проблема милосердия (с примерами из литературы)

Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.

Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека ”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился, а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.

Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении - “Война и мир ” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.

Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?

Можно сказать, что милосердие в современном обществе присуще одним из самых сильных духом людей, все потому что на данный момент в мире преобладает равнодушие и жестокость, сопротивляться им и каждый раз, жертвовать чувствами, благами - это удел сильной личности. Милосердие играет важнейшую роль в нашем ритме жизни, потому что оно делает человека человеком. Пройдешь ли Ты мимо равнодушно смотря на того, кто нуждается в Твоей помощи или раскроешь для него своей сердце? Вот, что отличает настоящего человека. Милосердие определяет лучших.

Несомненно, милосердие так много значит не только поэтому, а еще и потому, что без него мир превратится в хаос, где не будет больше взаимопомощи, где править будут равнодушие, алчность, корысть. Милосердие дает нам веру в то, что люди не утратили способность верить друг другу и сочувствовать, быть вместе, один за другого. Милосердие оправдывает звание “Человек”.

Таким образом, из рассуждений выходит то, что милосердие-это жертвенность, доброта, искренность, сочувствие. Это, что должно существовать в людях всегда, как бы не плохо им самим. И в конце концов, милосердие-это то, что спасает нас и то, чем мы можем спасти других.

Несколько интересных сочинений

  • История создания Повестей Белкина Пушкина (замысел, история написания и публикации)

    Замысел написать цикл повестей, ставшими самыми известными прозаическими творениями великого поэта, появился в 1829 году. Однако прямых доказательств этому нет, предположение основано на исследованиях литературоведов.

  • Сочинение тему Парк летом или лето в парке

    Наступило долгожданное лето – в городе стало душно, пыльно и очень жарко. Однако, в любом, даже самом маленьком городке, есть свои оазисы. Это парки и скверы. Забежишь бывает в такое место с палящего солнца и словно попадаешь в другой мир.

  • Сочинение Субботний вечер у нас дома 4 класс

    Суббота в нашем доме это как маленький праздник для всей семьи. Все мои одноклассники в субботу отдыхают, но только не я. Меня это никак не тревожит, ведь в субботу я просыпаюсь с отличным настроением.

  • Сочинение по картине Отдых после боя Непринцева 8 класс

    В основу холста «Отдых после боя» была положена поэма «Василий Теркин». Собственно после того как художник прочел эту поэму, он пришел к такому выводу, что напишет чудесный холст на военную тематику.

  • Тема и идея сказа Левша

    Главная тема в повести Лескова «Левша», состоит в том, что в России много мастеровитых и умелых ремесленников, которые всегда готовы к жертве ради блага своей страны и своего народа.

Разделы: Русский язык

Цели:

  1. формирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ
  2. актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения
  3. поэтапная отработка алгоритма написания сочинения
  4. углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля
  5. продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте.

Оборудование урока: презентация (приложение 1), текст статьи С.Львова (приложение 2), "рабочие листы" (приложение 3)

Словарная работа:

publicus – общественный, публичный
сочувствие, сострадание, сопереживание
гуманность, человечность
эгоизм, равнодушие

Ход урока

I. Сообщение целей и задач урока-практикума.

II. Слово учителя.

1. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С. Работа в группах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по статье С.Львова о сострадании. (Тексты розданы всем учащимся).

(Для более успешной работы необходимо назначить консультантов из числа сильных учеников, "дежурных по словарю").

2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.

– Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи .

(Каждая группа выполняет задание, ответы учащихся записываются на доске).

– Укажите языковые особенности публицистического стиля.

3. Словарная работа.

– В "рабочих листах" запишите лексическое значение слов:

("Дежурные по словарю" представляют результаты работы)

– Назовите слова - синонимы, антонимы, продолжите синонимические ряды данных слов. Эта работа пригодится вам во время создания текста.

(Примеры: эгоизм – бессердечие, душевная черствость, нравственная глухота; сострадание – сочувствие, сопереживание, чуткость, отзывчивость, сердечность.)

III. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.

1. Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы (слайд 3).

Первый этап знакомство с алгоритмом.

    1. Формулировка одной из проблем исходного текста
    2. Комментарии по выбранной проблеме
    3. Формулировка позиции автора
    4. Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)
    5. Заключение

– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.

2.Чтение учащимися исходного текста:

(1)Сострадание - активный помощник.

(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5)С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста. (11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13)Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14)Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)Запоздалым раскаянием.

(28)Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29)И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31)К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если её настроить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)

3. Анализ текста.

А) Определение стиля и типа речи.

К какому стилю речи относится данный текст?

– Какой тип речи преобладает? Докажите.

– Назовите грамматические, синтаксические, стилистические особенности текста.

Ученики работают на листах, впоследствии озвучивают результаты анализа.

(текст относится к публицистическому стилю, так как сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования (18-21 предложения); текст насыщен рядами однородных членов, парцеллированными предложениями; стилистика текста отличается сдержанным пафосом, уместным использованием пословиц, метафор, лаконизмом суждений, строгостью в подборе выразительных средств; автор статьи категоричен в своих умозаключениях, что находит выражение и в подборе лексики, и в синтаксисе – предложения чаще всего утвердительные, парцелляция усиливает значимость аргументации; бескомпромиссность суждений подчеркивает твердую авторскую позицию).

Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению.

Б) Нахождение проблемы текста.

Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?

(Из ответов учеников выделяем наиболее значимые и записываем в «рабочих листах»):

  1. как воспитать в человеке умение сострадать.
  2. обладание способностью к сочувствию есть не у каждого человека. Как это влияет на его жизнь?
  3. проблема активного сострадания: сочувствовать – значит помогать реально.

Заостряем внимание учащихся на том, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами.

4. Второй этап - комментарии к исходному тексту (слайд 4).

Каждая группа пишет комментарии только по своей выбранной проблеме.

  • Актуальность проблемы, которую вы сформулировали
  • Анализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы, вопросно-ответная форма изложения материала и т. д.)
  • К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.)
  • Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность)
  • Какие средства выразительности использует автор (оригинальные метафоры, яркие эпитеты, риторические обращения и т.д.) Комментарии следует писать только по выбранной проблеме (слайд 6)

Каждая группа зачитывает по «рабочим листам» комментарии по выбранным проблемам. Корректировка текстов: что упущено? А что лишнее? Что можно изложить в более обобщенном виде?

Пример комментария:

Проблема действенного сострадания актуальна во все времена. Обращаясь к широкой аудитории, С.Львов безоговорочно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям старого врача. Такому типу личности С.Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. Рано или поздно, считает автор статьи, бесчувственность человека вернется к нему бумерангом («как аукнется – так и откликнется!»).
Бескомпромиссность рассуждений автора оправдана его твердой нравственной позицией. Эгоизм, нравственная глухота, отсутствие сострадания «жестоко мстят за себя», считает публицист.
Используя парцелляцию (24-27 предложения), оценочную лексику (жалким, беспомощным), оригинальную метафору (радиоприемник – человеческая душа), известный прозаик привлекает внимание нас, читателей, к проблеме человеческого равнодушия. Статья призывает всех не оставаться в стороне от человеческого горя. По мнению С.Львова, сострадание должно быть активным.

5. Третий этап работы - нахождение позиции автора (слайд 5).

Читая повторно текст, найдите ключевые слова, фразы, помогающие выявить авторскую позицию. (Выясняем, что их несколько: в 5, 7-8, 28-29 предложениях.)

Учимся обобщать: работаем в группах. Каждая группа выделяет позицию автора по своей проблеме.

Получается следующее:

1 группа: сострадание нужно воспитывать с детства, прежде всего в самом себе.

2 группа: человек, не умеющий сочувствовать другим, нравственно неполноценен. Нравственная глухота может обернуться против него.

3 группа: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова.

6. Четвертый этап урока аргументация (слайд 7).

Начало аргументации может начинаться словами

  • «Я полностью разделяю точку зрения автора…» и далее привести 2 аргумента «за»
  • «Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…» и привести аргументы «за» и «против»
  • «Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …» и привести 2 аргумента «против»
  • Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ -3- ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ АРГУМЕНТ, ВЗЯТЫЙ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников – консультант), и индивидуально.

Примеры аргументов, приведенных учащимися:

  1. одним из ярких примеров активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого "Война и мир" Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Наташа без всякого колебания отдает подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.
  2. самоотверженность, активное сострадание проявила Юлия Вревская, героиня лирической миниатюры И.С.Тургенева "Памяти Ю.Вревской".
  1. Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме
  2. Следите за абзацным членением текста
  3. Избегайте громоздких предложений
  4. Не уверен– не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь
  5. Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)
  6. Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перефразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик
  7. Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным

IV. Подведение итогов урока.

Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?

– Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?

Учащиеся отмечают, что испытывают определенные трудности при написании комментария и подборе аргументов.

– Следующий урок-практикум мы посвятим отработке навыков написания комментария, подбору аргументов. Используя материалы «рабочего листа», подготовьте черновые варианты сочинения-рассуждения на втором часе урока-практикума.

На втором уроке учащиеся, используя информацию слайдов 3-8, создают тексты сочинения-рассуждения. Консультанты и учитель оказывают помощь более слабым учащимся.

V. Создание текста (пример одного из сочинений приводится ниже)

Как научиться одному из самых гуманных качеств – состраданию? Можно ли этому научить? Каким должно быть настоящее сочувствие? Эти проблемы поднимает в своей статье известный публицист С.Львов.

Я остановлюсь на проблеме активного, действенного сострадания.

Актуальность данной проблемы в наши дни бесспорна. Обращаясь к широкой аудитории,

С.Львов со сдержанным пафосом, но, в то же время, бескомпромиссно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям - рассказ о старом враче. Такому типу личности С.Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. Рано или поздно, считает автор статьи, бесчувственность человека вернется бумерангом («как аукнется – так и откликнется!»).

Известный прозаик, используя парцелляцию (24-27 предложения), оценочную лексику (жалким, беспомощным), оригинальную метафору (радиоприемник – человеческая душа), привлекает внимание нас, читателей, к проблеме безнравственности человеческого равнодушия. Статья призывает всех не оставаться в стороне от человеческого горя.

И я не могу не согласиться с ним. На самом деле, со-страдание, со-чувствие, со-переживание – слова одного порядка. Со – значит вместе, заодно, сообща преодолевать жизненные невзгоды с теми, кто в этом остро нуждается. Ты сильнее и можешь подставить свое плечо более слабому - разве не в этом смысл человеческого со-существования? Иначе жизнь превратится в существование (ты просто ешь, спишь, все остальное тебя не касается).

Недавно мне довелось прочитать воспоминания современников об Антоне Павловиче Чехове. Благороднейшая личность… Он никогда не оставался в стороне от человеческого горя. Самоотверженная работа во время эпидемии холеры, строительство лечебниц для простых крестьян, школ для крестьянских детей, постоянная забота о многочисленных родственниках, обо всех, кто обращался к знаменитому писателю, – это ли не пример действенного сострадания?!

Чеховский герой, врач Дымов из рассказа "Попрыгунья", спасает больного дифтерией ребенка ценой собственной жизни.

Много ли в нашей жизни таких людей? По своему, пусть небольшому, опыту знаю, что сейчас большинству присущи эгоизм, душевная черствость, равнодушие. Не случайно в наши дни сленговое слово «пофигизм» отражает жизненную позицию современной молодежи, не лучшей ее части. Люди порой живут по принципу" Моя хата с краю – ничего не знаю". Иначе, как объяснить тот факт, известный мне из телепередачи: дочь выгоняет родную мать из дома, обрекает на бродяжничество и спокойно говорит об этом с журналистами. Женщина, подарившая этому существу жизнь, медленно умирает от начавшейся гангрены… Дочь не испытывает ни сострадания, ни угрызений совести. Кто научит такого человека милосердию? И как можно считать такого человека Человеком?

Я думаю, ответа на этот вопрос нет. Все начинается с детства…

VI. Домашнее задание.

Доработать черновой вариант созданного в «рабочих листах» текста, учитывая все замечания и рекомендации. Установить логические связи между частями сочинения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Сострадание - активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей се­мьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и са­мим равнодушным? С самого детства воспитывать - прежде всего са­мого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способно­стью наделенным или тревожно ощутившим в себе не­достаток ее, людям, воспитавшим в себе талант добро­ты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как пра­вило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это на­рушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. На мою долю недавно выпало счастье познако­миться со старым мудрым врачом. Он нередко появ­ляется в своем отделении в выходные дни и в празд­ники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который ни­когда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощ­ным встречает он такое испытание. Эгоизм, черст­вость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. I Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности. (По С. Львову)

4 слайд

Описание слайда:

Сострадание - активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей се­мьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и са­мим равнодушным? Сострадание - активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей се­мьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и са­мим равнодушным? Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способно­стью наделенным или тревожно ощутившим в себе не­достаток ее, людям, воспитавшим в себе талант добро­ты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как пра­вило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это на­рушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способно­стью наделенным или тревожно ощутившим в себе не­достаток ее, людям, воспитавшим в себе талант добро­ты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как пра­вило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это на­рушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

5 слайд

Описание слайда:

На мою долю недавно выпало счастье познако­миться со старым мудрым врачом. Он нередко появ­ляется в своем отделении в выходные дни и в празд­ники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который ни­когда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощ­ным встречает он такое испытание. Эгоизм, черст­вость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. I На мою долю недавно выпало счастье познако­миться со старым мудрым врачом. Он нередко появ­ляется в своем отделении в выходные дни и в празд­ники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который ни­когда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощ­ным встречает он такое испытание. Эгоизм, черст­вость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием.

6 слайд

Описание слайда:

Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности. Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности. (По С. Львову)

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Родился человек. Но кто знает, что будет из него? Понятие человека вообще так без­гранично, что на такой вопрос отвечать невозможно. Из ребёнка может выйти великий ху­дожник, великий мыслитель, великий деятель, может выйти Аристотель, Колумб или Шек­спир - словом, один из тех людей, которых называют благодетелями человечества. Может, разумеется, выйти не только простой, обыкновенный человек, но даже и человек совершенно ничтожный. От каких же причин всё это зависит? На этот вопрос обыкновенно отвечают, не запи­наясь: от воспитания, от обстоятельств частной жизни - словом, от всевозможных влияний, только не от самого человека. Но жестоко ошибаются те, кто дальше такого взгляда ничего не видит. Не из обстоятельств чаще всего проистекает величие и достоинство человека. Это подтверждает ежедневный опыт. Часто, несмотря на все хлопоты родителей, наставле­ния, наказания, награды не производят желаемого действия: книги не дают мыслей, картины природы не дают ощущений, и, вообще, все возможные действия на питомца не рождают его самодеятельности, а нередко даже мешают её развитию. Совершенно ясно, что каждый человек может развиваться только тогда, когда разви­вает сам себя. Воспитание, образование не производят развития, а только дают ему возмож­ность; они открывают пути, но не ведут по ним. Идти вперед в своем развитии человек мо­жет только на собственных ногах, в карете ехать нельзя. Никто не сможет воспитать челове­ка, если она сама себя не воспитывает. Наша родина представляет нам много примеров самобытного развития. Даже до по­следнего времени большая часть наших замечательных людей - самоучки, люди, получив­шие в окружающей среде только слабое указание, слабый толчок и сами создавшие свою деятельность. Вспомните Ломоносова, бегущего за обозом рыбы в Москву. Вот образец мно­гих наших деятелей.

Текст

Сострадание – активный помощник.

Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помощь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

…кажется, что им хорошо. Они не наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием.

Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.

(По С.Львову)

Сочинение№1

Показателями цивилизованности любого государства являются важнейшие проявления нравственности: сочувствие, сострадание, содействие. К сожалению, современное общество лишено этих чувств. Мы слишком заняты своими повседневными делами, чтобы видеть чужое горе. А вокруг столько нуждающихся: неизлечимо больных, одиноких, полуголодных! Невольно вспоминаются слова Бруно Ясинского: «Бойся равнодушных! Они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия на Земле существуют предательства и убийства!» Это заметил публицист С.Львов и решил заставить читателя всерьез задуматься над проблемой –как помочь равнодушным и тем, кто страдает от их равнодушия?

Автор считает, что сострадание – активный помощник и воспитывать в человеке талант доброты и сочувствия необходимо с самого детства. Бесспорно его мнение о том, что воспитывать прежде всего самого себя отзываться на чужую беду и спешить на помощь.

Да, воспитание сострадания, сочувствия, чуткости – необходимость настоятельная. Но как это делать? Думаю, надо воспитывать с помощью литературы. Живое чувство сострадания и милосердия пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Прямой призыв к сочувствию звучит в рассказе «Муму». Глубокое сострадание вызывает у читателей Самсон Вырин, герой повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Несомненно, литература воспитывает нравственные качества. Но этого недостаточно. Оригинальный метод воспитания сочувствия предлагает ученый-медик. Сотрудники его лаборатории работают в поликлинике, чтоб видеть, как страдают больные. Это заставляет молодых исследователей работать с утроенной энергией, поскольку от их усилий зависит конкретная человеческая жизнь. А в древнем Вавилоне больного выносили на площадь. Каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто посочувствовать ему. Этот факт показывает, что уже в древности люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания.

Помните, что «сострадание есть высочайшая форма человеческого состояния».

Любите окружающих, заботьтесь о них, активно помогайте им! (Ф.Достоевский)

Сочинение№2

Известно, что зрячий не может понять состояние слепого, здоровый- больного, богатый- работающего в бюджетной сфере, который еле сводит концы с концами, свободный человек – заключенного. Почему? В чем суть истинного понимания поступков другого человека? Вот такой сложный вопрос поднимается в данном тексте.

Бесспорно мнение автора о том, что подлинное понимание невозможно без «вчувствования», без желания встать на место другого и его глазами посмотреть на происходящее. И с позиции Варвары Петровны он убеждает нас в том, что жестокость, властность крепостницы - это страшное последствие крепостного права.

Прочитав текст, я понял: оценивая поступки других, мы часто не вникаем в суть их проблемы, рассуждаем со своей колокольни. Отсюда – холодные отношения, а иногда и враждебные, во избежание неправильных выводов и вытекающих из них конфликтных ситуаций, прислушиваемся к мнению великого критика Д.Писарева: «Чтоб понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение» Ему вторит В.Познер, известный журналист, телеведущий, полиглот. Он настоятельно советует: «Общаясь с людьми, старайтесь слезть со своей колокольни и залезть на колокольню чужую».

В связи с этим хочу напомнить, что состояние учеников, сдающих ЕГЭ, сможет понять только тот учитель, тот инспектор, который сядет рядом и в поте лица будет писать сочинение – рассуждение. Кому-то этот пример покажется банальным, неуместным, но я глубоко уверен: чтоб оценить наши работы, надо побывать «в нашей коже». Ведь порой ошибки, допущенные в работе, - результат волнения, стресса. В родных стенах было бы гораздо легче сдавать…

Посмотреть на происходящее глазами другого человека, «вчувствоваться» - занятие тоже трудное. Но, согласитесь, если хотим вынести справедливое решение, это единственный правильный путь. По-другому нельзя!

Сочинение №3

Можно ли воспитать чувство сострадания? Как влияет на жизнь человека наличие или отсутствие у него способности к сочувствию? Каким должно быть настоящее сочувствие? Вот те вопросы, которые заинтересовали автора статьи.

Равнодушным и страдающим от равнодушия С. Львов советует с детства воспитывать в себе и в окружающих доброту и сочувствие. Духовно слепых, опираясь на многолетние наблюдения мудрого врача, .. предупреждает: эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. В лучшем случае - запоздалым раскаянием, а в худшем - полным одиночеством. Для большей убедительности приводит народную мудрость: как аукнется, так и откликнется. Мне кажется, в авторе слились воедино качества людей по меньшей мере 3-х профессий: философа, психолога и педагога.

В наше меркантильное время проблемы, поставленные Львовым, звучат особенно остро. Случаи из жизни, публикации газет - журналов говорят в пользу его позиции.

Я уверен в одном. Как бы ни изменялся мир, какие бы катаклизмы ни сотрясали общество, всегда будут существовать люди, умеющие превращать сочувствие в содействие. Ярким примером служит Альфред Зиганшин, руководитель центра геронтологии, что находится в поселке Шемордан. Сострадание, сочувствие, содействие - вот те три правила на "с", которыми руководствуется опытный врач. За помощью к нему едут даже из Германии.

Одесское телевидение сняло фильм о подвиге уникального жителя г. Казани А. Галимзянова. Он, не зная сна и покоя, выдерживая жалобы и бесконечные проверки, всей семьей выращивал быков и все вырученные деньги перечислял на счета детских домов Казани и Иванова. Вот чья душа настроена "на волну высокой человечности "!

Следовательно, сострадание, содействие - "активный

помощник" человека.

(1)Сострадание- активный помощник.

(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5)С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7)Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста. (11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13)Но даже если правило это нарушится и если окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14)... кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!

(18)На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19)Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20)Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21)Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22)Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)3апоздалым раскаянием.

(28)Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29)И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30)Содействием. (31)К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33)Если её настроить на волну высокой человечности.

Львов Сергей Львович (1922-1981) - прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

Основные проблемы:

1. Проблема воспитания сострадания (Нужно ли воспитывать в человеке способность к сочувствию?)

2. Проблема способности человека к сочувствию (Как влияет на жизнь человека способность сочувствовать и отсутствие у него такой способности? Нужна ли человеку способность к состраданию?)

3. Проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку (Какая связь существует между сочувствием и содействием?)

1. Талант доброты, сочувствия необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.

2. Человек, который никогда никому не сострадал, оказывается не защищённым от собственных бед и может остаться в одиночестве.

3. Человек, обладающий способностью к сочувствию, сумеет понять боль другого человека и услышать его безмолвную просьбу о помощи, и тогда сочувствие станет содействием.