Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в рф на современном этапе. Развитие сестринского дела в современной россии Реформы сестринского дела в рф основные направления

1. Изменения в системе образования, т.е. подготовке и переподготовке :

· внедрение нового образовательного стандарта;

· переход на многоуровневое сестринское образование;

· обучение новым технологиям с позиции новой философии С.Д.

2. Изменения в трудовой сфере:

· повышение престижа профессии - возможность профессионального роста;

· мотивация медсестёр к самостоятельной научно – исследовательской работе;

· пересмотр обязанностей, тарифных сеток, нагрузок, перечня должностей;

· внедрение стандартов сестринской деятельности.

3. Создание нормативно-правовой базы сестринского дела.

В 1994 году создана Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России». Президент - Саркисова Валентина Антоновна. Омская ассоциация представлена более чем 10 000 представителями - одна из самых многочисленных в стране. Президент – Зорина Татьяна Александровна.

Задачи ассоциации:

· активное участие в Государственной политике в здравоохранении;

· поддержка научных исследований в сестринском деле;

· разработка и издание методической литературы;

· управление внедрением новых сестринских технологий;

· осуществление юридической защиты медицинских сестёр;

· отстаивание профессиональных интересов медсестер в системе здравоохранения;

· улучшение условий труда и повышение заработной платы;

· расширение информационного пространства в сестринском деле;

· возрождение традиций сестринского милосердия;

· международное сотрудничество.

Ассоциация медицинских сестер России в течение 10 лет является членом Европейского форума сестринских, акушерских ассоциаций и ВОЗ, а в 2005 году была принята в Международный Совет медицинских сестер. С этого момента Ассоциация принимает активное участие как в формировании глобальной, мировой политики в области сестринского дела, так и реализует стратегические планы политики здравоохранения в России.

1998г. – состоялся 1 Всероссийский съезд средних медицинских работников в Санкт-Петербурге, на котором был одобрен проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ. Внедрена многоуровневая подготовка специалистов сестринского дела – базовый, повышенный, высшее сестринское образование (ВСО).

Современное состояние сестринского дела в Российской Федерации

В настоящее время подготовка медицинских сестер ведется в 453 учреждениях СПО. Внедряются государственные образовательные стандарты нового поколения. Утверждена Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Р.Ф., успешно реализуется Отраслевая программа развития С.Д. в Р.Ф.. Она призвана обеспечить повышение эффективности и усиление роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению.


С каждым годом растет количество экспериментальных площадок по внедрению новых сестринских технологий: сестринский процесс, периоперативный процесси др.

Развивается сеть палат, отделений, больниц сестринского ухода и паллиативной службы.

Расширяется участие сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, службах ухода на дому, в «Школах пациентов» и др.

Возросла активность сестринского персонала в проведении санитарного просвещения населения.

В настоящее время в системе здравоохранения работает более 1 336,1 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность сестринским персоналом составляет 69,7%. Соотношение врач – средний медицинский персонал составляет 1: 2,2 , что ограничивает возможности долечивания, патронажа, реабилитации. Это связано с объективными причинами: низкая заработная плата, уравнительные подходы к оплате труда, низкий уровень социальной защищенности.

Опыт реализации национального проекта «Здоровье» показал, что сестринский персонал (в частности, первичного звена) не всегда соответствует требованиям времени и это касается не только качества предоставляемых услуг, но и взаимоотношений сестер и пациентов.

Здравоохранение как отрасль в последние годы получило мощные финансовые вливания для развития материально-технической базы. Это коснулось и сестринского персонала: сформирован фонд средств малой механизации, что расширяет возможности качественного обслуживания пациентов. Разработаны и утверждены региональные программы развития С.Д. В органах управления введены должности главных специалистов по С.Д. Разработаны программы взаимодействия медицинских образовательных и лечебных учреждений.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА.

Предпосылки, сущность и основные направления

реформы сестринского дела в России.

Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения. областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения н меняющихся условиях окружающей среды.

Известно, что роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а также общим уровнем состояния здоровья того или иного общества. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике.

На протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Развитие сестринских технологий с учетом современной науки а развитых странах привело к резкому отставанию сестринского дела в России.

Предпосылками реформы сестринского дела, его развития являются: негативные медико-демографические процессы. в особенности - снижение рождаемости и старение населения; ухудшение состоянии здоровья населения; хронизация патологических процессов в организме; распространение новых заболеваний. таких как ВИЧ; увеличение стоимости медицинских услуг. Постепенно снижается обеспеченность лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) сестринским персоналом. двухступенчатый метод обслуживания больных (врач, медицинская сестра) привел к снижению профессиональной компетенции медицинских сестер. выполнению не свойственных им функций. Снижается обеспеченность ЛПУ лекарственными средствами, предметами ухода, инструментарием. Увеличивается дисбаланс в соотношении между врачами и медицинскими сестрами. как следствие - ухудшение качества оказываемой помощи н ухода (считается. что оптимальное соотношение между врачами и медицинскими сестрами равно 1:4).

Реформа сестринского дела в России началась в 1993 роду. На международной конференции «Новые сестры для новой России» было принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу. Постановлением Правительства РФ от 05.11.97 г. № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ» предусмотрено осуществление реформы. направленной на повышение качества. доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формировании рыночных отношений.



Сущность реформы сестринского дела заключается в осуществлении необходимых изменении в кадровой политике на основе научно обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров; обеспечении рационального соотношении и партнерства между врачами и сестринским персоналом; возрождении категории младшего медицинского персонала; организации новых видов помощи, связанных не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранении и поддержании индивидуального и общественного здоровья. В настоящее время в России изучается международный опыт. проводятся его глубокий анализ, коррекция и адаптация к социально-экономическим условиям с учетом национальных традиций.

Приказом Министерства здравоохранения РФ № 4 от 9 января 2001 года утверждена отраслевая программа развития сестринского дела в РФ, отражающая сущность реформы сестринского дела. Сестринское дело располагает значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями. Сегодня в России около полутора миллионов средних медицинских работников. Это самая массовая медицинская профессия.

Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:

1. Формирование оптимальных условий для повышения эффективности н усилении роли средних медицинских работников, совершенствование системы управления.

2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели признаются основные принципы первичной медико-социальной помощи (ПМСП). Сегодня еще действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из составляющих элементов является роль медсестры как помощника врача с крайне ограниченной профессиональной самостоятельностью.

3. Внедрение новых технологий в сестринском деле. биоэтических профессиональных подходов, способных удовлетворить потребность населения в доступной медицинской помощи.

4. Усиление профилактической направленности здравоохранения.

5. Проведение системных преобразований в сестринском деле - в области о6разования, научных исследований. практическом здравоохранении, содействие и развитие сестринских ассоциаций.

6. Повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального. Обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.

Основными направлениями реформы сестринского дела, реализации отраслевой программы являются:

1. Нормативно-правовое обеспечение сестринской деятельности, охрана труда в учреждениях здравоохранения.

2. Создание стандартов (протоколов профессиональной сестринской деятельности), их апробации и дальнейшее внедрение в практику.

5. Пересмотр методики оплаты труда специальности «сестринское дело» в зависимости от качества объема выполняемой работы и уровня образовании на основе новых технологий сестринского дела.

Уровни подготовки медицинских сестер а России. Сестринские периодические издания

К 1994 полу в России сформировалась трехуровневая система сестринского образования. Каждому уровню подготовки специалистов соответствует свой Государственный образовательный стандарт (требования к минимуму содержания подготовки по специальности). Дисциплины определит основные исправления

3-й уровень

Высшее сестринское образование (вуз)

2-й уровень (колледж)

1-й уровень (медицинское училище)

Среднее медицинское профессиональное образование

Уровни подготовки медицинских сестер а России

подготовки выпускников. Такая система образования дает возможность среднему медицинскому работнику реализовать себя в различных сферах профессиональной деятельности. Выполняя функции от исполнителей до руководителей. Появление новых должностей дает возможность экономить затраты рабочего времени, например, введение должности «сестры-координатора» позволяет экономить затраты рабочего времени не только палатной старшей медсестры, но и заведующего отделением. Приказом Минздрава России от 26.02.02. №е 65 введена должность главного специалиста по сестринскому делу. Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 году. К 2002 году число российских вузов, в которых открыты факультеты высшего сестринского образовании. составило 34, а общее количество выпускников - свыше 2,5 тысячи менеджеров в области сестринского дела.

Инициатором создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова является ГМ. Перфильева, профессор, декан факультета высшего сестринского образования.

В настоящее время в Российской Федерации выходят новые периодические издания для преподавателей учебных медицинских заведений, практических врачей, медицинских сестер, фельдшеров, акушерок, организаторов и других работников здравоохранения. Это способствует накоплению бесценного опыта по реформированию сестринского дела, изучению и внедрению в практическое здравоохранение инноваций, восполняется существующий дефицит информации.

Периодические издания для средних медицинских работников становятся все более популярными – это:

Научно-практический журнал «Медицинская помощь», выходит с 1998 года;

Журнал «Сестринское дело» вышел в 1995 году;

Журнал «Медицинская сестра», издается с 1999 рода;

Журнал «Сестра милосердия», издается с 2001 года

И другие периодические издания.

Таким образом, создание многоуровневой системы профессионального образования способствует карьерному росту сестринских кадров. повышению престижа профессии,

и является предпосылкой для быстрого развития сестринского дела. профессиональных общественных объединений.

Роль, цели и задачи

К причинам, породившим необходимость реформирования, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестёр, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта.
Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях :
- проведение научных исследований в сестринском деле;
- реформирование сестринского образования;
- реформирование практической деятельности;
- развитие международного сотрудничества;
- самоуправление и консолидация сестринской профессии. Выделим основные события реформирования сестринского дела в России (табл.).
Открытие в 1979 г. первого в стране училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием; проведение в 1986-1988 гг. семинаров и конференций; начавшуюся с 1987 г. аттестацию средних медицинских работников можно считать отправными точками последующих изменений в сестринском деле, и, в первую очередь, в сознании как врачей, так и медсестёр.
В 1988 г. в Вене была созвана I Европейская конференция по сестринскому делу, в итоговых документах которой отмечалась необходимость изменений в подготовке, практике и управлении сестринским обслуживанием.
В рамках принятых в Вене практических рекомендаций на 1988- 2000 гг. Европейское бюро ВОЗ выдвинуло и реализовало следующие приоритетные задачи: разработка учебных материалов по СПИДу для медсестёр; создание, перевод, адаптация к местным условиям и распространение пакета учебных материалов по сестринскому делу (LEMON); развитие лидерства в сестринском деле; подготовка преподавателей и менеджеров; содействие созданию национальных планов развития сестринского дела и т.д.


Таблица. Основные события эпохи реформирования сестринского дела в России

В 1989 г. Всесоюзное совещание специалистов со средним медицинским образованием обсудило место сестринского персонала в отечественной системе здравоохранения и приняло рекомендации по выполнению решений Венской конференции. Это положило начало процессу, который продолжает идти, несмотря на социально-политические катаклизмы.
Одним из самых значительных периодов в реформировании сестринского дела в России (см. табл. 2-1) можно считать 1993 г. Летом 1993 г. в подмосковном Голицыне была проведена конференция по теории сестринского дела в рамках Международного проекта «Новые сёстры для новой России», осуществляемого Межрегиональной ассоциацией медсестёр России и «World Vision International» при финансовой поддержке Агентства Международного развития США (USAID).
На конференции была сделана попытка понять смысл сестринского дела как профессии, его ценности и дать определение таким категориям, как пациент, здоровье, окружающая среда и само сестринское дело. В обязательный минимум содержания профессиональных программ по специальностям среднего медицинского и фармацевтического персонала понятие «философия сестринского дела» было включено в 1997 г.
В философии сестринского дела в России пациента определяют как человека (индивида), который нуждается в сестринском уходе и получает его. В конце 1993 г. право пациента на получение сестринского ухода было законодательно закреплено Конституцией РФ, статьи 41-42 которой гарантируют гражданину охрану здоровья и медицинскую помощь.
Исходя из неё, приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», которые определяют принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, порядок медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской помощи.
В 1997 г. был принят «Этический кодекс медицинской сестры России», определяющий важнейшие задачи профессиональной деятельности сестры, взаимоотношения сестры с пациентами, с коллегами, с обществом. Впервые появился документ, касающийся непосредственно деятельности сестринского персонала. Впервые в документе, выделившем деятельность сестры из совокупной деятельности других специалистов системы здравоохранения, появилась категория «права пациента», определяющая тем самым качественно новый, субъект-субъектный, уровень взаимоотношений в системе «медсестра-пациент». Подчеркивая «гуманистический человекоцентризм» профессии, Кодекс определяет этические нормы поведения медсестры как профессионально важные качества.
В принятой в том же 1997 г. «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» нет, к сожалению, прямых указаний для сестринских служб, что говорит по-прежнему о недооценке возможностей сестринского персонала в реформировании отрасли, хотя состояние здравоохранения характеризуют как приближающееся к той черте, «за которой следует распад всей системы здравоохранения».
Однако уже Приказ Минздрава РФ от 31.12.97 г. ? 390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации» одну из ведущих ролей в реформе здравоохранения, обеспечении качества, доступности и эффективности системы здравоохранения, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводит специалистам со средним медицинским образованием. Поэтому с целью дальнейшего развития сестринского дела в России, упорядочения обязанностей, ответственности и функций специалистов со средним медицинским образованием было решено разработать Государственную программу развития сестринского дела в России. Также приказом утверждено «Положение о главном специалисте по сестринскому делу органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации».
В 1998 г. состоялся I Всероссийский съезд средних медицинских работников, который одобрил проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ.

Основные задачи программы :
- создание оптимальных условий для развития сестринского дела;
- развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи;
- обеспечение качества сестринской помощи населению;
- повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии;
- обеспечение социальной защищённости персонала;
- совершенствование системы управления сестринскими службами;
- содействие в развитии профессиональных ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела в России.
В октябре 2004 г. состоялся II Всероссийский съезд средних медицинских работников «Качество сестринской помощи - стратегия здравоохранения XXI века», основной задачей которого было формирование конструктивных предложений по развитию сестринского дела, определению места и роли сестринского персонала в реформировании российского здравоохранения. В постановлении съезда отмечена необходимость создания «Концептуальной модели» сестринского дела России, которая должна чётко определить место медицинской сестры в системе здравоохранения.
Более подробно ознакомиться с деятельностью сестринского персонала можно на страницах журналов, выпускаемых в нашей стране: «Медицинская сестра», «Сестринское дело», «Вестник Ассоциации медсестёр России», «Главная медицинская сестра», «Медицинская помощь», «Сестра милосердия», «Фельдшер и акушерка».

Реформирование сестринского образования

В 1991 г. были сделаны первые шаги по реформированию образования: открыты первые колледжи, предоставляющие повышенный уровень образования по специальности «сестринское дело», и первые факультеты высшего сестринского образования (ФВСО) при медицинских академиях и университетах. Стали создавать многоуровневую систему подготовки сестринского персонала (базовый-повышенный-высший).
Приказ Минздрава РФ от 19.08.97 г. № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» вводит в действие номенклатуру 26 специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям указанных специалистов, и, что особенно важно, положения о специалистах, включающие их обязанности, права, квалификационные характеристики, требования к общим и специальным знаниям и умениям.
Приказ Минздрава РФ от 29.08.97 г. № 261 «О введении государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования» вводит стандарты, которые основаны на принципиально новом понимании профессиональной деятельности сестры. С сентября 2002 г. обучение в медицинских училищах и колледжах идёт уже по стандартам второго поколения.
Сейчас в стране насчитывают около 450 медицинских училищ и колледжей и более 30 ФВСО. Базовый уровень готовит медсестёр широкого профиля и сестёр милосердия. Повышенный уровень образования предусмотрен для подготовки специалистов-организаторов сестринского дела или специалистов с углубленной подготовкой в области семейной медицины, социальной помощи, анестезиологии, реаниматологии, неонатологии, восстановительного лечения, онкологической, паллиативной помощи и других.
Для повышения эффективности использования в практическом здравоохранении сестринских кадров следует повсеместно приступить к подготовке младшей медсестры по уходу за больными, тем более, что в ЛПУ есть такие должности. В перечень специальностей начального профессионального образования включена специальность «Сестринское дело», квалификация «младшая медицинская сестра по уходу за больными». Система подготовки специалистов сестринского дела стала четырехуровневой.

Реформирование практической деятельности сестринского дела

Важные направления деятельности сестринского персонала :
- первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу;
- лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного лечения;
- реабилитационная и медико-социальная помощь больным с хроническими заболеваниями, детям, лицам пожилого возраста и инвалидам;
- медико-социальная помощь инкурабельным и умирающим больным (паллиативная помощь).
При этом сестринский персонал в первую очередь должен использовать современные технологии в своей деятельности.
Ряд новых технологий уже внедрён в практическое здравоохранение. Развивают сеть палат, отделений, больниц сестринского ухода и паллиативной помощи (хосписы, кабинеты противоболевой терапии), создают службы сестринской помощи пожилым людям, инвалидам на дому.
Разрабатывают и используют сестринскую документацию по уходу и наблюдению за пациентом. Создают учебно-методические центры по обучению медицинского персонала новой системе организации
сестринского дела, внедрению инновационных технологий с учётом региональных особенностей.
Проводимая в отрасли реструктуризация на основе развития «общеврачебных практик» повышает востребованность медицинских сестёр общей практики. Профессиональная деятельность такой медицинской сестры предусматривает самостоятельный раздел работы с пациентом: проведение доврачебных осмотров, в т.ч. профилактических; выявление и решение в рамках своей компетенции проблем пациента; обеспечение сестринскими услугами больных с наиболее распространёнными заболеваниями, включая диагностические мероприятия и манипуляции (самостоятельно и совместно с врачом); проведение занятий с различными группами пациентов; осуществление приёма пациентов в пределах своей компетенции.
Необходимо расширить участие сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, консультативно-диагностических службах и службах ухода на дому, предоставив им большую самостоятельность.
Особое место в деятельности среднего медицинского персонала занимает профилактическое направление. Перспективными формами профилактической работы служат школы для больных с хроническими заболеваниями. В отдельных регионах уже разработаны сестринские программы по профилактике важнейших инфекционных и неинфекционных заболеваний. В ряде территорий успешно работают школы для пациентов с бронхиальной астмой, гипертонической болезнью, сахарным диабетом, школы планирования семьи.
Работа школ направлена на обучение больных, имеющих хроническую патологию, сберегающим здоровье технологиям, основным принципам рационального питания, медикаментозной и немедикаментозной терапии, методам самоконтроля, профилактике обострений заболевания. Кроме того, в задачу школ входит повышение качества жизни больного.
Управление качеством в здравоохранении предусматривает совершенствование управления деятельности сестринских служб, формирование среды в практическом здравоохранении для работы специалистов сестринского дела новой формации.
Создание системы управления сестринским персоналом влияет на качество оказываемых в лечебном учреждении медицинских услуг. Для оценки этого качества каждое лечебное учреждение традиционно использует показатели государственной статистической отчетности: работа койки, больничная летальность, частота совпадений или расхождений клинических и патолого-анатомических диагнозов и другие. Не стало практикой использование такого широко применяемого в зарубежной медицине показателя, как удовлетворенность пациента качеством предоставленной медицинской помощи. Тем не менее ориентация на потребителя - ключевой принцип системы управления качеством в здравоохранении.
В настоящее время активизирована работа по созданию профессиональных стандартов (протоколов) врачебной и сестринской деятельности, что может позволить обеспечить эффективность и качество оказания медицинских услуг. В 2002 г. были утверждены первые протоколы ведения больных: «Протокол ведения больных. Сердечная недостаточность», «Протокол ведения больных. Пролежни». В 2003 г. были утверждены: «Протокол ведения больных. Чесотка», «Протокол ведения больных. Профилактика тромбоэмболии лёгочной артерии при хирургических и иных инвазивных вмешательствах», «Протокол ведения больных. Гонококковая инфекция», «Протокол ведения больных. Сифилис», «Протокол ведения больных. Дисбактериоз кишечника».
На разной стадии подготовки находятся отраслевые стандарты, касающиеся непосредственно деятельности медсестры: «Внутривенное введение лекарственных препаратов», «Внутримышечное введение лекарственных препаратов», «Подкожное введение лекарственных препаратов», «Уход за сосудистым катетером».

Самоуправление и консолидация сестринской профессии

В 1994 г. была зарегистрирована Межрегиональная ассоциация медсестёр России (МАМС). Её создание говорит о многом, и в первую очередь, о понимании необходимости стратегических перемен в сестринском деле главными и старшими сестрами ЛПУ, о важности объединения усилий для их проведения. Бессменный президент Ассоциации - В.А. Саркисова.
Марша Фаулер (профессор сестринского дела из Калифорнии, США) считает, что задач у сестринской ассоциации много. Необходимо сделать сестринское образование непрерывным; внедрить в повседневную практику принципы Этического кодекса сестринской деятельности; следует создать стандарты общей практики и специализированного ухода, позаботиться о благополучии медсестры, в том числе и в социальном плане; необходимо повысить общественный престиж сестринского дела. Надо стандартизировать процесс лицензирования, сертификации и аккредитации медсестёр, развивать профессиональное общение с помощью СМИ, создавать условия для того, чтобы медсёстры гордились своей профессией. Необходима атмосфера, стимулирующая новаторство. Медсестра должна иметь возможность вносить свои предложения без страха подвергнуться преследованиям. Одна из главных задач сестринской ассоциации - гарантировать права медсестёр. Ассоциация должна стать той организацией, куда каждая медсестра может обратиться в трудную минуту.
Сегодня Ассоциация объединяет более 60 региональных ассоциаций и отделений и около 113 000 медсестёр.
Акушерки в нашей стране объединены в Российскую ассоциацию акушерок (президент Н.А. Джалалян).
Операционные сестры России объединены в МОООМС - Межрегиональную общественную организацию операционных медсестёр (президент О.Г. Позднякова).

Проведение научных исследований в сестринском деле

Развитие и совершенствование основных направлений деятельности сестринского персонала должно сопровождаться научным обеспечением.
Основные задачи научных исследований в сестринском деле: разработка научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела, обоснованных норм, критериев и стандартов сестринской практики, новых форм организации и методов работы сестринского персонала; апробация эффективности экспериментальных моделей сестринской практики и другие.
Первые шаги в этом направлении продемонстрировали высокую востребованность научных исследований в практическом здравоохранении.
Анализ специальной литературы показал, что в области сестринского дела проводят достаточно много исследований. Созданы центры сестринских исследований в Курском медицинском колледже и в Санкт-Петербурге на базе училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием при ЦМСЧ? 122. Сестринские исследования проводят, с одной стороны, врачи в рамках исследований на соискание степени кандидатов или докторов медицинских наук, с другой стороны, мед-сёстры на факультетах ВСО и в медицинских колледжах.
В 1999 г. первой среди выпускников ВСО успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук выпускница ММА им. И.М. Сеченова С. Шляхер. Тема её диссертации - «Научное обоснование организационных и нормативных основ развития стационарзамещающих форм медицинского обеспечения». Вторым кандидатом стала также выпускница ММА Е. Демы-шева (тема диссертации - «Качество сестринской помощи»).
Рассмотрение тематики исследований позволило выделить их следующие направления: исследования свойств и состояний личности будущих сестёр; исследования личностных качеств и особенностей деятельности практикующих сестёр; исследования удовлетворённости пациентов качеством работы медсестёр; исследования состояния здоровья работников здравоохранения; исследования методологических аспектов деятельности; изучение использования рабочего времени медицинскими сёстрами; анализ особенностей психологический помощи пациентам с различной патологией; исследование объективных показателей деятельности сестринских служб лечебных отделений стационара, методов их расчёта и других.
Например, проведённое в 11 субъектах Российской Федерации исследование затрат рабочего времени медицинской сестры в реальных условиях работы ЛПУ показало, что более 30% рабочего времени медсёстры тратят на выполнение вспомогательных работ, не требующих сестринской квалификации. Это значит, что при рациональном использовании медицинских кадров, оптимальной организации их труда возможно высвобождение резерва времени для осуществления основной деятельности сестринского персонала - непосредственного ухода за пациентом.
В то же время в Постановлении II Всероссийского съезда средних медицинских работников (2004 г.) отмечено, что научные исследования в области сестринского дела отсутствуют.

Развитие международного сотрудничества

В 1899 г. создан Международный совет медсестёр (МСМ). Сегодня это самое крупное объединение специалистов в области здраво-
охранения: в нём состоят более 12 млн медсестёр из 125 стран мира. Тесное сотрудничество российских медсестёр и МСМ началось лишь в 1999 г. Тогда российские медсёстры в качестве гостей участвовали в международной конференции, посвященной 100-летию Международного совета медсестёр.
В 1971 г. МСМ принял решение отмечать 12 мая - день рождения основоположницы сестринского дела Флоренс Найтингейл, как Международный день медсестёр. Начиная с 1988 г., каждый Международный день медсестёр имеет свою определённую тему. Знакомство с темами и обширным материалом, который предоставляет МСМ ежегодно в преддверии Международного дня на своём сайте http:// www.icn.ch, позволяет оценить тот круг проблем, которые привлекают медицинскую общественность, и в первую очередь медсестёр всего мира.
Вот некоторые темы последних лет
:
- 2001 г. - «Объединим усилия против насилия»;
- 2002 г. - «Забота о семьях»;
- 2003 г. - «Борьба с несправедливостью по отношению к больным СПИДом»;
- 2004 г. - «Нищета и здоровье»;
- 2005 г. - «Медсёстры за безопасность пациентов: против поддельных и нестандартных лекарств».
Отрадно отметить, что российские медсёстры с недавних пор также отмечают свой профессиональный праздник вместе с медсёстрами всего мира.
В 2005 г. российские медсёстры были приняты в члены Международного совета медсестёр.
Также российские медсёстры активно сотрудничают со второй по величине Международной организацией медицинских сестёр - Почётным обществом Sigma Teta Tay International (STTI). Общество было основано в 1922 г. шестью медсёстрами-студентками из штата Индиана (США). Студентки решили создать организацию, которая через распространение знаний по сестринскому делу будет способствовать улучшению здоровья населения в мире. Сейчас STTI объединяет более 250 000 медсестёр, которые живут и работают в 90 странах мира. Ежегодно организация затрачивает более 650 000 долларов на исследовательские программы.
Энергично развивают сотрудничество российские медсёстры со своими шведскими коллегами. В рамках российско-шведского проекта при поддержке Ассоциации работников здравоохранения Швеции более 2000 российских медсестёр из 15 регионов страны приняли участие в семинарах по лидерству «Смелое начало».
Вместе с канадскими российские медсёстры участвовали в образовательном проекте в области здравоохранения «Health Education Link Project» (HELP). Сейчас успешно осуществляют проект РОКСИ - Российско-канадская сестринская инициатива. Цель проекта: содействие Министерству здравоохранения и социального развития и Российской ассоциации медицинских сестёр (РАМС) в создании механизмов обеспечения качества сестринской помощи - образовательных стандартов для системы постдипломной подготовки, современных протоколов и моделей организации сестринской помощи.
Таких примеров можно привести немало. Сотрудничество развивается как на общероссийском уровне, так и на региональном, и даже между отдельными учебными заведениями. Например, Сергиево-Посадское училище Московской области сотрудничает с сестринским колледжем немецкого города Фульда (побратима Сергиева Посада).
С целью организации и развития международных отношений в 1995 г. на базе ФВСО ММА им. И.М. Сеченова был создан сотрудничающий с ВОЗ Центр по сестринскому делу и акушерству (первый директор - проф. Г.М. Перфильева).
В мае 1998 г. мировым сообществом принята программа «Здоровье для всех в XXI столетии», определившая важнейшие приоритеты здравоохранения на первые два десятилетия XXI в. На основе глобальной политики ВОЗ Европейский региональный комитет определил свою региональную политику «ЗДОРОВЬЕ-XXI», которая базируется на трёх фундаментальных ценностях:
- здоровье как основополагающее право человека;
- справедливость в отношении здоровья и солидарность в действиях, как между странами, так и всего общества в этом процессе;
- ответственность отдельных лиц, групп населения и организаций за непрерывное развитие здравоохранения, а также их участие в этом процессе.
При этом здоровье определяют как право всех людей и необходимое условие для благополучия, высокого качества жизни и устойчивого экономического развития. И его охрану воспринимают не как исключительную ответственность служб здравоохранения, а как задачу всех ведомств и отраслей, негосударственных организаций, а также отдельных лиц и групп населения.
На II Европейской конференции ВОЗ по сестринскому делу и акушерству (Мюнхен, 2000) была принята Клятва медсестёр и акушерок, приверженцев политики «ЗДОРОВЬЕ-XXI». В ней такие слова:
«Придерживаясь принципов политики «ЗДОРОВЬЕ-XXI», обязуюсь использовать свои знания, опыт и гуманистическое отношение к людям на благо охраны здоровья общества. Моя высшая цель заключается в том, чтобы, работая совместно с общественностью, улучшить здоровье населения и обеспечить права каждого человека на надлежащие лечебно-профилактическую помощь и уход. Совместно с коллегами-медсестрами и акушерками и в сотрудничестве с другими медицинскими работниками и общественностью я буду постоянно прилагать все усилия для пропаганды здорового образа жизни и создания здоровых условий на местах работы и проживания населения. Критерием эффективности моей работы будет более высокий уровень здоровья отдельных лиц, семей и населения. Оказывая помощь и обеспечивая профессиональный уход за больными, я всегда буду руководствоваться высокими идеалами сострадания и нравственности».

ВЫВОДЫ

- Возросла роль сестринского персонала в реализации государственных гарантий медицинской помощи гражданам РФ, обеспечивающей потребность населения в профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной и паллиативной помощи.
- Создана многоуровневая система подготовки сестринского персонала (начальный-базовый-повышенный-высший). В стране насчитывается около 450 медицинских училищ и колледжей и более 30 факультетов ВСО. В то же время система подготовки специалистов не соответствует потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли.
- Принята философия сестринского дела России; разработан Этический кодекс медицинской сестры России, определяющий как права медсестры, так и пациента.
- Проводят экспериментальную работу по внедрению современных организационных форм и технологий сестринской деятельности. Активизирована работа по созданию профессиональных стандартов врачебной и сестринской деятельности, что позволяет обеспечивать эффективность и качество оказания медицинских услуг.
- Продолжается рост числа общественных сестринских организаций. Зарегистрированы и активно работают: Российская ассоциация медицинских сестёр, Российская ассоциация акушерок, Межрегиональная общественная организация операционных медсестёр и другие.
- Расширяется международное сотрудничество российских медсестёр как на общероссийском уровне, так и на местном.
- В тоже время фундаментальные исследования в области сестринского дела практически отсутствуют.
- Отсутствует концептуальная модель сестринского дела, позволяющая определить границы компетенции среднего медицинского персонала и его место в сегодняшней системе здравоохранения.

Основы сестринского дела: учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. Островская И.В., Широкова Н.В

Сестринское дело является важнейшей составной час­тью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и об­щественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды.

Роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а так же общим уровнем состояния здоровья того или ино­го общества. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике.

На протяжении нескольких десятилетий в России воп­росам сестринского дела не уделялось должного внима­ния. Развитие сестринских технологий с учетом современ­ной науки в развитых странах привело к отстава­нию сестринского дела в России.

Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции "Новые сест­ры для новой России" была принята философия сестринс­кого дела, положившая начало этому процессу. Постанов­лением Правительства РФ от 05.11.97 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и меди­цинской науки в РФ" предусмотрено осуществление ре­формы, направленной на повышение качества, доступнос­ти и экономической эффективности медицинской помощи населения в условиях формирования рыночных отноше­ний.

Сущность реформы заключается в осуществлении не­обходимых изменений в кадровой политике на основе на­учно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, обеспечения рацио­нального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом, возрождению категории младшего медицинского персонала, организации новых видов помо­щи, связанных не только с болезнями или патологически­ми состояниями, но и с проблемами сохранения и поддер­жания индивидуального и общественного здоровья. В на­стоящее время в нашей стране изучается международный опыт, проводится его анализ, коррекция и адап­тация к социально-экономическим условиям с учетом тра­диций народов Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения РФ N 4 от 9 января 2001 года утверждена отраслевая программа раз­вития сестринского дела в РФ, отражающая сущность ре­формы сестринского дела. Сестринское дело располагает значительными кадровыми ресурсами и реальными потен­циальными возможностями. Сегодня в России около 1,5 млн. средних медицинских работников. Это самая массо­вая медицинская профессия.

Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:

1. Формирование оптимальных условий для повыше­ния эффективности и усиления роли средних меди­цинских работников, совершенствование системы управления.

2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели отражаются ос­новные принципы первичной медико-социальной по­мощи (ПМСП). Еще сегодня действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из составля­ющих элементов является роль медсестры как по­мощника врача с крайне ограниченной профессио­нальной самостоятельностью.

3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических, профессиональных подходов, способ­ных удовлетворить потребность населения в доступ­ной медицинской помощи;

4. Усиление профилактической направленности здра­воохранения.

5. Проведение системных преобразований в сестринском деле -- в области образования, научных исследовани­ях, практическом здравоохранении, содействие в создании и раз­витие профессиональных сестринских ассоциаций.

6. Повышение статуса сестринского персонала как про­фессионального, так и социального, обеспечение со­циальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.

Подготовку специалистов сестринского дела и внедрение сестринского процесса в лечебно-профилактические учреждения относят к первоочередным задачам органов здравоохранения. Для рационального и эффективного использования имеющегося кадрового потенциала важное значение в сложившейся ситуации приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.

В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации разработана Государственная программа развития сестринского дела. Программа была разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года N 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации".

Определены следующие направления развития и совершенствования деятельности сестринского персонала:

первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу;

лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного стационарного лечения и ухода;

реабилитационная помощи и медико-социальная помощь хроническим больным, старикам и инвалидам;

медико-социальная помощь инкурабельным больным и умирающим.

Задачи реформирования сестринского дела определяются установленными направлениями развития профессии, а именно:

повышение роли сестер в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев и т.д.,

обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными, расширение участия сестринского персонала в новых формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и др.

В связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интенсивности лечебно-диагностического процесса важное значение приобретает профилизация деятельности и рациональное использование сестринского персонала. Возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающей мониторинг состояния пациентов, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.

Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре и распространение практики ведения планов сестринского ухода и документирование деятельности сестер. Особое внимание планируется уделить формированию административно-управленческого направления сестринского дела, так как определяющая роль в организации всех направлений деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб различных уровней.

Сделаны первые шаги в совершенствовании управления сестринскими службами. Введена новая номенклатурная единица - главный специалист по сестринскому делу органа управления здравоохранения субъектов Федерации. Вводится должность заместителя главного врача по работе с сестринскими кадрами, в крупных ЛПУ - несколько должностей главных сестер, а также такая новая единица, как сестра-преподаватель.

Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом ставят на повестку дня задачу реорганизации системы планирования и распределения кадрового потенциала. Эта реорганизация позволит изменить соотношение врач/сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами. С целью обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующий качество предоставляемых населению медицинских услуг, выдвигается задача создания эффективной системы сертификации и аттестации.

Реформирование здравоохранения не могло не затронуть систему медицинского и фармацевтического образования. От того, по какому руслу пойдут реформы образования, каково будет их наполнение, зависит, какими будут выпуски специалистов с медицинским образованием в 21 веке. Главной целью реформы образования является подготовка совершенно нового поколения специалистов, хорошо знающих свое дело, ориентированных на достижение высоких результатов в охране здоровья населения, воспитанных в духе лучших традиций и достижений отечественной и мировой культуры, способных работать в условиях рыночной экономики и демократического общества.

Принятые в последние годы законы и постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента России по вопросам здравоохранения и образования выдвигают требования повышения качества базовой и последипломной подготовки кадров.

Профессиональное образование. Профессиональный рост специалистов со средним медицинским образованием может способствовать подъему престижа в обществе. Отсюда особое место в условиях реформы здравоохранения занимает система дополнительного профессионального образования.

Минздраву России, одному из немногих ведомств, удалось не только сохранить систему повышения квалификации, но и дать определенный импульс для ее развития. В связи с выходом приказа Минздрава России от 19.08.97 N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" был пересмотрен перечень направлений дополнительного профессионального образования, новый перечень был утвержден приказом Минздрава России от 05.06.98 N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием".

Перед системой профессионального образования стоит задача обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг. Важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению является развитие государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров. Система включает четыре профессионально-образовательных уровня, каждому из которых соответствует обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки по специальности:

базовый уровень в колледжах и училищах;

повышенный уровень в колледжах;

высшее сестринское образование в вузах;

послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспирантура).

Высшее образование. Особое место в условиях реформы здравоохранения и повышения престижа сестринской специальности как в отрасли, так и в обществе в целом занимает высшее сестринское образование. Решение всех вопросов по реформированию системы подготовки сестринских кадров осуществлялось на основе предложений практического здравоохранения. В 1995 г. впервые в России двухмиллионное звено медицинских работников пополнилось новыми молодыми специалистами - медицинскими сестрами с высшим образованием. В том же году в России защищена первая докторская диссертация по проблемам подготовки сестринских кадров, эту работу выполнила декан факультета высшего сестринского образования Медицинской академии им. И.М. Сеченова Г.М. Перфильева.

Однако потребность практического здравоохранения в использовании сестринского потенциала реализуется не полностью, так как остается несовершенной правовая основа деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты. В качестве приоритетного направления развития медицинской науки Министерство здравоохранения Российской Федерации рассматривает развитие научных исследований в области сестринского дела и смежных с ним дисциплинах.

Научные исследования призваны обеспечить практику новейшими разработками и идеями. Отсутствие системных научных исследований в области сестринского дела не позволяет, в частности, дать обоснованных рекомендаций по рациональному использованию кадровых ресурсов.

Таким образом, можно заключить, что среди направлений реформирования сестринского дела в России четко наметились те моменты, которые были предложены ВОЗ еще в 70-е годы и по неизвестным причинам не приняты в нашей стране, а именно:

Сестринский процесс,

Многоуровневая подготовка специалистов,

Менеджмент,

Сестринские исследования.

Домрачев Е.О. Лекция.

ЛЕКЦИЯ №2.

Тема:"Философия сестринского дела".

Философия (от греч. люблю и мудрость, любовь к муд­рости) -- это форма духовной деятельности человека, в ко­торой находят свое отражение вопросы целостной карти­ны мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Из философии мы заимствуем формы мышления, другие философские катего­рии (причина, сущность и т. д), без которых не может обой­тись ни одна наука.

Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринс­ком общении все чаще появлялись новые термины, кото­рые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсужда­ются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.

На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля - 14 августа 1993 года в Голицино, вводятся новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной до­говоренности, философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях:

1. Пациент.

2. Сестра, сестринское дело.

3. Окружающая среда.

4. Здоровье.

Пациент -- человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.

Сестра -- специалист с профессиональным образовани­ем, разделяющая философию сестринского дела и имею­щая право на сестринскую работу.

Сестринское дело -- часть медицинского ухода за паци­ентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здо­ровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.

Окружающая среда -- совокупность природных, соци­альных, психологических и духовных факторов и показа­телей, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Здоровье -- динамическая гармония личности с окру­жающей средой, достигнутая посредством адаптации, сред­ство жизни.

Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам чело­века. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.

Эти принципы предусматривают ответственность сест­ры перед обществом, пациентом и ответственность обще­ства перед медицинской сестрой. Общество обязано при­знавать важную роль сестринского дела в системе здраво­охранения, регламентировать, поощрять его через изда­ния законодательных актов.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсест­ры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы с пациентом.

Сестра, разделяющая принятую философию, принима­ет на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем):

говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства дру­гих; держать слово; быть преданной; уважать право паци­ента на самостоятельность.

Согласно теории сестринской философии цели, к кото­рым стремится сестра, т.е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами):

профес­сионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; неза­висимость; человеческое достоинство; забота (уход).

Философия сестринского дела определяет и личные ка­чества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра -- добродетели, определяющие что является доб­ром, а что злом в людях: знание; умение; сострадание.

Этические принципы определяют Этический Кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры. Этичес­кий Кодекс медсестер России принят на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу в июне 1996 г., рассмотрен Этическим комитетом России и одобрен Минз­дравом в апреле 1997 года, вступил в действие. Прези­дентом Ассоциации медсестер России является Валентина Саркисова, г.Санкт-Петербург.

Цель сестринского дела - укрепление, сохранение здоровья и предотвращение заболеваний, планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации с учетом всех составляющих здоровья для обеспечения максимальной физической, психической и социальной независимости человека от болезни и окружающих. Цель современного сестринского дела - так организовать сестринскую помощь, включить в план своей работы такие мероприятия и так выполнить их, чтобы, несмотря на болезнь, человек и его семья смогли реализовать себя, повысить качество жизни.

На медицинскую сестру возложены четыре служебные функции или задачи.

Первая: состоит в обеспечении и руководстве сестринской помощью, будь то содействие, профилактика, лечение, реабилитация или поддержка отдельных лиц, семей или группы. Эти функции наиболее эффективны, если они осуществляются, как серия логических шагов, известных в качестве процедуры сестринского дела.

Из этого следует: "пациентом" медицинской сестры являются не только конкретный человек, но семья и группы людей, а сестринская помощь эффективна и безопасна.

Второй функцией является обучение больных, клиентов и персонала медико-санитарной помощи.

Для успешного выполнения плана сестринской помощи медицинская сестра должна привлечь человека, семью и близких ему людей к активному участию в сестринском процессе. Она должна оценить уровень их знаний, желание к сотрудничеству, возможности и условия для обучения.

Таким образом, медицинская сестра, выполняя вторую - обучающую функцию, выступает как учитель человека, семьи, групп людей принципам и соблюдению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, приемам само и взаимопомощи. Как главная или старшая медицинская сестра она обучает других медицинских сестер новым методам сестринской помощи. Соблюдение медицинской сестрой принципов этики, не унижения достоинства тех, кого она обучает, является важным условием достижения положительного результата задач обучения.

Третья функция медицинской сестры - работа в качестве эффективного члена бригады медико-санитарной помощи.

Сотрудничество с больным, семьей, родственниками, персоналом своего подразделения при передаче смены, дежурства, при обсуждении состояния и проблем больного - важный компонент эффективной и безопасной сестринской помощи. Необходимо сотрудничество и с другими учреждениями и службами, например, социально-психологической помощи. Так, медицинские сестры больницы и поликлиники могут обсуждать план сестринской помощи при выписке больного домой, целесообразность подключения к выполнению плана социального работника, психолога и работника коммунальных служб, что способствует преемственности в работе, её качеству и безопасности.

Четвертой функцией является развитие практики сестринского дела, что предполагает:

научные исследования,

использование новых методов работы,

расширение знаний, развитие практики сестринского дела и образования, определение наиболее актуальных направлений научных исследований,

использование при проведении научных исследований принятых культурных, этических и профессиональных стандартов.

Направлениями исследований могут быть:

проблемы физические, психические и социальные, связанные со здоровьем человека, его семьи и группы лиц;

вопросы организации, планирования и работы служб сестринской помощи, рационального использования ресурсов здравоохранения, положения медицинских сестер в обществе;

научное обоснование необходимости внедрения в практику новых методов и технологий сестринской помощи, программ и учебных планов многоуровневой системы подготовки специалистов сестринского дела;

разработка стандартов и нормативов сестринской практики и образования, что поможет научно обосновать критерии точности диагностики проблем пациента, сестринских диагнозов, качества и эффективности работы медицинской сестры и сестринской службы.

Cестринская деонтология

Сестринская деонтология -- наука о долге сестры перед паци­ентом и обществом, ее профессиональном поведении, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А.П. Чехов писал: "Профессия медика -- подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это".

Сестре и врачу доверяется самое дорогое -- жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответствен­ность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством. К сожалению, и сейчас встре­чаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого. Эти явления недопустимы. Надо помнить: интере­сы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональ­ной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и оценить изменения в физи­ческом и психическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную стабильность.

Культуру поведения сестры можно разделить на два вида:

1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблю­дение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль­тура речи, соответствующий внешний вид.

Основными качествами сестры, при­чем качествами именно его внутренней культуры, явля­ются:

Скромность -- простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

Справедливость -- самая высокая добродетель медицин­ского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два нача­ла справедливости это: "Никому не вредить и приносить пользу обществу".

Честность -- должна соответствовать всем делам меди­цинского работника, стать основой его по­вседневных помыслов и стремлений.

Доброта -- неотъемлемое качество внутренней культу­ры хорошего человека.

Хороший человек -- это прежде всего такой человек, который относится доброжелательно к окружающим его людям, понимает их горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, помогает и сло­вом, и делом.

Что такое внешняя культура сестры?

1. Внешний вид. Основное требование к одежде -- чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие смен­ной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают личность сестры, степень ее заботы, внимания к пациенту. "Ме­дикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одеж­ду, ибо все это приятно для больных" (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгое исполнение профессиональных обязаннос­тей. Не будет доверия у пациента к сестре, у которой взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медсестра должна держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь сестры должна быть четкой, негромкой, умеренно эмоциональной, веж­ливой. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: "бабулька", "голубушка". Нередко приходится слышать, как о пациенте гово­рят: "диабетик", "язвенник", "астматик", так говорить неэтично.

Бывает, что речь медицинских работников пересыпана мод­ными, жаргонными словами, примитивна, пациент не про­никается доверием к ним. Такие издержки речевой куль­туры как бы отгораживают сестру от пациента, отодвигают на задний план личность паци­ента, его индивидуальность, у пациента вызывают нега­тивную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтоло­гии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этичес­ком кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

2. Сострадание.

3. Доброжелательность.

4. Бескорыстие.

5. Трудолюбие.

На протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Развитие сестринских технологий с учётом современной науки в развитых странах привело к резкому отставанию сестринского дела в России.

Предпосылками реформы сестринского дела являются:

1) негативные медико-демографические процессы;

2) ухудшение состояния здоровья населения;

3) хронизация патологических процессов в организме;

4) распространение новых заболеваний, таких как ВИЧ;

5) увеличение стоимости медицинских услуг.

6) снижение обеспеченности ЛПУ сестринским персоналом;

7) двухступенчатый метод обслуживания больных привёл к снижению профкомпетентности медсестёри выполнению не свойственных им функций;

8) снижение обеспеченности ЛПУ лекарственными средствами, предметами ухода, инструментарием;

9) увеличение дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и как следствие - ухудшение качества обслуживания (оптимальным считается соотношение между врачами и сестрам равно 1:4).

Реформа сестринского дела в России началась в 1993 году. На международной конференции «Новые сестры для новой России» была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу. 5 ноября 1997 г. постановлением Правительства была одобрена "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", в соответствии с которой развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи.

Сущность реформы СД заключается в осуществлении необходимых изменений в кадровой политике на основе научно обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров;обеспечения рационального соотношения врач-сестра; возрождение категории младшего медицинского персонала; организации новых видов помощи, связанных с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.

Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:

1) формирование условий для повышения эффективности и усиления роли средних медработников, совершенствование системы управления.

2) создание новой концептуальной модели сестринского дела.

3) внедрение новых технологий в сестринском деле.

4) усиление профилактической направленности здравоохранения.

5) проведение системных преобразований в СД – в области образования, научных исследованиях, практическом здравоохранении, содействие и развитие профессиональных сестринских ассоциаций.

6) повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального, обеспечение социальной защищённости специалистов сестринского дела.

Основные направления реформы СД, реализации отраслевой программы:

1. Нормативно-правовое обеспечение сестринской деятельности, охрана труда в учреждениях здравоохранения.

2. Создание стандартов (протоколов профессиональной сестринской деятельности), их апробация и дальнейшее внедрение в практику.