Обучение дошкольников грамоте. Обучение дошкольников грамоте Л.Е. Журова Обучение грамоте в детском саду конспекты занятий

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Наталия Сергеевна Варенцова
Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Предисловие

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а - будет ма »).

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Программа

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным1
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под. ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: АПН РСФСР, 1962.

И Л.E. Журовой2
Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Просвещение, 1974.

Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Младшая группа

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Способы освоения звуковой стороны речи задаются взрослым. Воспитатель произносит звукосочетание, выделяя гласный звук голосом. В результате дети овладевают звуковым эталоном произнесения гласных звуков, что, собственно, и подготавливает к интонационному выделению любого звука в слове – способу естественного моделирования речевого звука. Эти упражнения могут использоваться в игровой деятельности при разыгрывании сказочных ситуаций, на занятиях, в самостоятельной деятельности. Значительную роль при этом играет эмоциональная окраска: выразительные движения, интонации, мимика, жесты и т. д.

Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения управлять кистями и пальцами рук способствует развитию произвольности движений, что является общеразвивающей задачей на этом возрастном этапе.

Упражнения для развития движений рук включаются в контекст стихов, потешек, игр. В ходе совместной с воспитателем деятельности дети учатся координировать свои действия. Склонность к подражанию помогает дошкольникам копировать движения взрослого, которые служат своеобразной меркой, помогающей подладить свои движения к образцу (по мнению А. В. Запорожца). Малыш с удовольствием изображает зайчиков, птичек, оленей, черепах, бабочек и др.

При необходимости допустимы дополнительные занятия с детьми, у которых не скоординированы движения рук.

Средняя группа

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму

В процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, так как дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи. Дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка: учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов).

Сначала детей знакомят со звучащим словом, стараясь идентифицировать его с определенным образом предмета, явления, признака и т. п. Например, дошкольники устанавливают, что слово стол соответствует только предмету с этим названием, а слово кукла- кукле, зайчик- зайчику. Другими словами эти предметы и игрушки назвать нельзя.

Дети узнают, что одно и то же слово можно произнести громко и тихо, подобрать слова-«друзья» (мишка – шишка, свечка – печка, ком – бом, тук – лук, лисичка-сестричка, лягушка-квакушка и т. п.), что слова могут звучать похоже и различно.

В этом возрасте дети получают представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков. Термин «слог» (так же как и «звук») не употребляется. Для решения данной задачи детям предлагают специальные дидактические игры, в которых дошкольники делят слова на части, прохлопывая, отстукивая или прошагивая ритмико-слоговую структуру одно-, двух– и трехсложных слов. В подобных упражнениях в качестве вспомогательного средства используются заместители – мелкие фишки, игрушки, наглядно изображающие отдельные части слов. Эти заместители являются прообразом графической записи слогов.

На следующем этапе дети голосом выделяют некоторые согласные звуки: свистящие, шипящие, сонорные и другие (ьи, ж, ч, щ, ц, с – сь, з – зь, р – рь, м – мь), то есть такие звуки, которые можно произнести протяжно. Затем для интонационного выделения голосом дошкольникам предлагают звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (к – кь, д – дь, т – ть). Таким образом, дети осваивают обобщенный способ интонационного выделения звуков в словах, позволяющий вычленить звук любой качественной характеристики.

Параллельно проводится работа по различению на слух твердых и мягких согласных звуков. Детей учат сравнивать слова по звучанию; различать пары звуков по твердости и мягкости и называть их соответственно «старшими» и «младшими братцами» (а не твердыми и мягкими согласными). Ребята легко устанавливают, что «большой мотор» звучит твердо (р-р-р), а «маленький» – мягко (рь-рь-рь), «большой комар» поет– з-з-з, а «маленький»-зь-зь-зь и т. п. Кроме того, для решения данной задачи дети оперируют предметными картинками, группируя их в соответствии с заданными звуками, заключенными в словах-названи-ях (б – бь, л – ль, с – сь и т. д.).

Детей учат определять первый звук в слове, что по сути является началом звукового анализа. Само по себе действие выделения первого звука в слове достаточно конкретно и доступно ребенку четырех лет (в отличие от традиционного понимания позиции звука в слове: начало, середина, конец слова).

В этом возрасте дошкольники успешно подбирают слова на заданные воспитателем звуки, чему способствует их умение вычленять отдельные звуки, а также привлекательность этих заданий (например, педагог предлагает детям положить в мамину сумку вкусные вещи со звуками к и кь и т. п.).

На занятиях по развитию звуковой стороны речи широко используются стихи, считалки, поговорки, потешки, сказки, различные игры, игровые ситуации и приемы, вызывающие интерес у детей этого возраста.

В средней группе увеличивается количество занятий, направленных на развитие движений кистей и пальцев рук, усложняются упражнения, направленные на развитие этих умений.

Эти задания нацелены на развитие координированных движений обеих рук и гибкости мелкой мускулатуры кистей и пальцев. В средней группе не используется условное деление движений на две группы: для рук и для пальцев. Предлагаемые детям упражнения, как правило, сочетают в себе и те и другие движения. Словесное сопровождение движений создает эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.

Дети четырех лет с удовольствием включаются в совместную деятельность по подражанию и «проживанию» ситуаций, предлагаемых взрослым. Они уже лучше, чем раньше, могут управлять своими руками, координировать движения, действовать синхронно обеими руками. В этом возрасте дошкольники уже способны обращать внимание на сверстников и контролировать свои движения и движения других детей.

Старшая группа

В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями.

Развитие фонематической стороны речи. В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами). Вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления, которая используется наравне с хорошо знакомыми детям по средней группе игрушками-заместителями. Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове.

Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и т. п.). При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям несложно догадаться, какой звук «хитрит». Например:


На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.

А. Шибаев

Детям очевидно, что слово лев меняется на слово лес.

Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Сначала детей учат различать гласные и согласные звуки. Дошкольники открывают для себя «волшебные» звуки, которые можно петь, долго тянуть голосом, при произнесении которых воздух свободно выходит изо рта. Это «поющие» (гласные) звуки. Вводится термин «гласный звук» и его обозначение – красная фишка. Чуть позже детей знакомят с делением на твердые и мягкие согласные звуки. Дети отмечают, что эти звуки нельзя пропеть, при их произнесении воздух встречает преграды (язык, зубы, губы). Вводятся понятия «твердые» и «мягкие согласные» и их обозначения – синие и зеленые фишки. При этом дидактический материал (картинки-схемы звукового состава слов, фишки, указки) делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям дошкольного возраста. С его помощью они самостоятельно строят условно-символические модели различной сложности.

В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук.

Графические умения формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов (домики, шалашики, солнышко, цветочки и т. д.) из элементов букв по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети фломастером или цветным карандашом обводят внешние контуры предметов, проводят прямые, замкнутые и прерывистые линии, выполняют штриховку, работают в ограниченном пространстве и с выходом за него.

Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Подготовительная группа

В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В связи с этим программа для подготовительной группы включает три направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.

Развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи. Дети шести лет, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условносимволическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков). Усложненным вариантом работы с моделью является игра-загадка (см. планы занятий для подготовительной группы), в которой дети с помощью логически построенных вопросов и заданной звуковой конструкции слова (модели) отгадывают задуманное воспитателем (ребенком) слово.

В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.

Ознакомление детей со знаковой системой языка. Детей 6–7 лет знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем обучают послоговому и слитному способам чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д.

Сначала детей знакомят со всеми гласными буквами попарно: А – Я, О – Ё, У – Ю, Э – Е, Ы – И и их употреблением после твердых и мягких согласных звуков. Дошкольникам объясняют, что есть заглавные и строчные буквы (большие и маленькие).

На этом этапе детей учат работать со смешанными моделями слов (твердые и мягкие согласные звуки обозначаются соответственно синими и зелеными фишками, а гласные звуки – фишками красного цвета). Это, в свою очередь, создает у детей ориентировку на гласную букву, что помогает им овладеть механизмом позиционного чтения в русском языке (чтение прямых слогов: ма, мя, мо, мё, му, мю и др. зависит от следующей за согласной гласной буквы).

Затем дошкольников учат изменять слова, заменяя гласные буквы в смешанных моделях, где согласные звуки представлены фишками нейтрального цвета (лук – люк – лак). Смысл этого действия заключается в том, чтобы сформировать механизм чтения до знакомства с согласными буквами, избегая тем самым «муки слияния» звуков, то есть побуквенного чтения.

На следующем этапе, когда сформирован механизм чтения, детей продолжают знакомить со знаковой системой языка: последовательно со всеми согласными буквами, обозначающими, как правило, пару звуков (М – м, мь; Н – н, нь; Р – р, рь и т. п.).

Одновременно дети овладевают навыком слогового чтения с помощью пособия «окошечки» (см. с. 24). Овладение этим навыком позволяет воспитателю предлагать детям тексты для чтения, включающие материал разной степени сложности (слоги, слова, предложения, рассказы, пословицы, поговорки и т. д.). С целью проверки понимания прочитанного проводится специальная работа, включающая вопросы воспитателя и задания по пересказу текста. К концу учебного года дети овладевают плавным слоговым и слитным чтением. При этом чтение не является самоцелью. Данная задача решается в широком речевом контексте.

В это же время дети, знакомясь с предложением, учатся делить его на слова и графически изображать на доске и листах бумаги. (|_ _ _.)

Дети анализируют предложения, состоящие из 3–5 слов, включая предлоги и союзы, усваивают правила написания предложений.

Подготовка руки к письму. Возрастные особенности детей шести лет и предыдущая работа в указанном направлении позволяют более детально заниматься развитием графических умений. Дети способны овладеть пишущим инструментом, освоить конфигурацию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В подготовительной группе дети продолжают осваивать графические элементы: они обводят изображения предметов по контуру и штрихуют их, копируют рисунки и дорисовывают фигуры. Затем детей последовательно знакомят с печатными буквами (сначала с гласными, потом с согласными), учат вписывать их в рабочую строку в соответствии с заданными условиями высоты, длины, ширины и количества. Практическая деятельность детей на этом этапе может включать конструирование письменных букв из отдельных элементов. Эти задания развивают воображение и представления о пространственных отношениях.

Графические упражнения, предполагающие изображение письменных букв по точкам, не следует рассматривать как обучение письму. Это – пропедевтика. Именно форма письменных букв дает возможность наиболее эффективно подготовить ребенка к письму (соединить в единый комплекс зрительно-двигательные операции).

* * *

К концу дошкольного возраста дети в результате обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3–5 звуков, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели. Дошкольники могут также проанализировать речевой поток, вычленяя в нем предложения и графически записывая их.

Кроме того, дети овладевают механизмом позиционного чтения, плавным послоговым и слитным способами чтения.

Дошкольники осваивают произвольные движения кистей и пальцев рук, графические умения пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом) в привычной для них прикладной деятельности на основе конструирования. Таким образом, у детей к концу подготовительной группы складывается весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Светлана Агафонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Обучение грамоте в подготовительной группе

Программное содержание :

Учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие,звонкие и глухие согласные звуки; закреплять умение определять место ударения в словах; составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово.

Организационный момент

Повтори чистоговорку

Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока,

Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко.

Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке.

Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку.

Угадай слово, которое заканчивается звуком [к]:

уро., дру., сту., сапо., то., кри., суро.,

вени., шнуро., поро., като., замо.,

брело., зна., кло., трес. .

Игра «Подбери рифму»

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждет.

«Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдет?»

Расскажи, охотник, толком;

Как же справился ты с волком?

Я поймал его.

Забежал он в тот овраг,

Где растет трава-дурман,

Скок – и прямо в мой …. (капкан)

По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет.

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки …. (коса)

В :-Капкан,коса,кот,кролик,капуста-что это?

Д :- Это слова.

В :-Да,это слова. Я хочу напомнить вам, что слова состоят из звуков; есть звуки,которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград.

Как называются такие звуки?

Д :-Гласные.

В :-Какие гласные звуки вы знаете?

Д :-[а],[о],[у],[ы],[и],[э].

В :-Какими фишками эти звуки обозначаются?

Д :-Красными.

В :-Как называются звуки, которые во рту встречают преграды?

Д :-Согласные.

В :-Какие бывают согласные?

Д :-Твердые и мягкие, звонкие и глухие.

В :-Какими фишками обозначаются твердые согласные?

Д :-Синими

В :-Какими фишками обозначаются мягкие согласные?

Д :-Зелеными.

В :-Назовите,какие согласные звуки вы знаете?

В :-Назови его мягкую пару

Д :-Пь

(если ребенок называет мягкий согласный звук, прошу назвать его твердую пару)[л],[ль],[к],[кь]и т. д.

В :-Ребята,а кто помнит,что такое звуковой анализ слова?

Д :-Это поочередное выделение звуков в слове.

Отгадайте загадку

Не куст а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

В :-Что это?

Д :-Книга

В :-Давайте выделим первый звук в слове книга.

Итак, какой первый звук в слове кккнига?

Д :- [К]

В :-Какой это звук,твердый или мягкий?

Д :-Твердый согласный

В :-Какой фишкой обозначается твердый согласный звук?

Д :-Синей фишкой

В :-Какой второй звук в слове кнннига?

Д :-[нь]

В :-Какой это звук, твердый или мягкий?

Д :-мягкий

В :-Какой фишкой обозначим?

Д :-Зеленой

В :-Какой третий звук в слове книиига?

Д :-[и]

В :-Какой это звук?

Д :-Гласный.

В :-Какой фишкой обозначаем гласные звуки?

Д :-Красной фишкой.

В :-Какой четвертый звук в слове книггга?

Д :-[г]

В :-Какой это звук?

Д :-Твердый

В :-Какой фишкой обозначим?

Д :-Синей.

В :-Какой пятый звук в слове книгааа?

Д :-[а]

В :-какой это звук?

Д :-гласный

В :-Какой фишкой обозначаем?

Д :-Красной.

В :-Какие гласные звуки в слове книга?

Д :-[и],[а].

В :-А теперь давайте попробуем найти ударный гласный звук в этом слове.

Давайте поставим ударение на [а] и произнесем это слово книга.

В :- Вы слышали от кого-нибудь такое слово?

Д :-Нет.

В :-Давайте попробуем поставить ударение на [и] и произнесем слово книга.

В :-Так говорят?

Д :-да,говорят.

В :-Какой мягкий согласный звук в слове?

Д :-[нь]

В :-Какие еще согласные звуки в этом слове?

Д :-[к]и [г].

Физминутка

Кустик гнётся на ветру

И роняет он листву.

Ветерок его качает,

Ветки до земли сгибает.

Лишь затихнет ветерок

Кустик ветками взмахнёт.

Игра «Живая модель слова»

(к доске вызываются 4 детей)

Возьмите с доски фишки, обозначающие звуки в такой последовательности [н],[г],[а],[и],[к].

Нам надо построиться так, чтобы получилось слово книга.

Работа с предложениями

(появляется кукла)

В :- Сегодня к нам пришла в гости кукла Нина.

Какая она?

Д :- Красивая,хорошая,нарядная,милая.

(вызываются к доске2-е детей)

В :-Один ребенок будет куклой Ниной, другой- словом нарядная.

Какие слова обозначают играющие?

Д :- Они обозначают слова Нина и нарядная.

В :-Что у нас получилось?

Д :-Предложение.

В :-А теперь слова поменяются местами.

Какое теперь получилось предложение?

Д :-Нарядная Нина.

В :-А теперь слово нарядная поменяем на слово милая.

В :-Какое первое и какое второе слово?

Какой первый звук в слове милая?

Д :-[мь]

Упражнение на закрепление (индивидуально)

Звуковой анализ слова (лента, ветка, мишка, чашка)

Подведение итогов занятия

Список использованной литературы :

1. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д . Б. Эльконина,Л. Е Журовой,Н. В. Дуровой :Программа . Методические рекомендации. Игры-занятия . Умк. «Обучение дошкольников грамоте » _М.:Школьная Пресса,2011.-192с.

2. Занимательное азбуковедение :материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. /авт. сост. Г. П. Попова,В. И. Усачева. -Волгоград :Учитель,2007.-252с.

3.http://www.moi-detki.ru/detyam/skorogovorki/chistogovorki/1046-chistogovorki_dlya_detey_5_7_let.html

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи» ЦЕЛИ:закрепить и систематизировать знания о звуках; закрепить умение определять место нахождения звука в слове, количество слогов в слове,.

Конспект занятия-викторины по обучению грамоте в подготовительной группе «Буквоцирк» КОНСПЕКТ занятия-викторины в подготовительной группе по обучению грамоте (комплексное). тема:" БУКВОЦИРК". ЦЕЛЬ. -продолжать знакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе МАДОУ «ЦРР – Д/сад№21» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Составила: воспитатель подготовительной группы Старикова.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц, ц» МБДОУ ЦРР детский сад №60 «Ягодка» Село Кулешовка, Азовский район Ростовской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Незнайка» Цель: Закрепить представления детей о слове, обозначающие предмет действие. Закрепить знание о предложении и составлении из 3-х и более.

Анастасия Верхатурцева
Конспект по обучению грамоте в старшей группе по системе Журовой

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Выполнила : Верхатурцева А. О.

Тема : повторение и закрепление изученного.

Цель : повторить и закрепить пройденный материал.

Задачи :

1. продолжить учить определять наличие заданного звука в слове;

2. закрепить навыки проведения звукового анализа;

3. совершенствовать навыки автоматизации звука [с] в предложении;

4. продолжить развивать внимание, мышление;

5. продолжить работу над формированием навыков учебной деятельности : усидчивости, умение выполнять задания, данные воспитателем.

Демонстрационный материал : картина – схема слова сова; красные, синие и зеленые фишки; указка; фишки от совы – «за правильный ответ» , «подарок от совы» - раскраски и медали, медали – «звуки» , игра «Что везет самолет» .

Раздаточный материал : карточки для звукового анализа слов; красные, синие и зеленые фишки; предметные картинки.

Ход занятия

1. Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга и гостей улыбкой.

Воспитатель : Сегодня у нас девиз -

«Не просто слушаю, а слышу

Не просто смотрю, а вижу

Думаю и отвечаю-

Все вокруг замечаю».

Воспитатель : А для начала давайте сядем за столы по первому звуку своего имени : «А» , «С» и т. д.

2. Воспитатель : У нас есть еще один гость. Его вы узнаете, когда загадку отгадаете.

Вот со странностями птица -

Посудите, впрямь чудна :

Днём спокойно отоспится,

Ночью - бодрствует она.

Солнца яркого боится.

Ночью - хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о …

Дети : Сове.

Воспитатель : А на чем к нам прилетела сова? Хотите узнать? Для этого нам предстоит выполнить несколько заданий. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку от совы. Когда мы выполним все задания, я покажу вам, на чем она прилетела. А еще мы узнаем, кто был сегодня самым внимательным и старательным . Кто готов, сядет прямо, руки на столе. Молодцы!

3. Воспитатель : Кто догадался, с каким словом мы сегодня будем играть?

Дети : Сова.

Воспитатель : Сколько звуков в этом слове?

Дети : В слове «сова» четыре звука.

Воспитатель : Как вы узнали?

Дети : Под картинкой четыре клеточки.

Воспитатель : Я сейчас прочитаю наше слово, а вы слушайте внимательно (воспитатель читает, синхронно ведя указкой под клеточками) .

Воспитатель : Есения, выйди, прочитай нам еще раз.

Воспитатель : Разберем слово по звукам и поселим их в свои домики. Какие бывают звуки?

Дети : Гласные и согласные.

Воспитатель : А какие согласные звуки бывают?

Дети : Согласные твёрдые и согласные мягкие.

(Звуковой анализ проводят у доски по очереди четыре ребенка) .

Дети :

1. Ссава – первый звук [с] – согласный, твердый

2. Саава – второй звук [а] – гласный

3. Савва – третий звук [в] - согласный, твердый

4. Саваа – четвертый звук [а] – гласный

Воспитатель : Сколько звуков в слове?

Дети : В слове «сова» четыре звука.

Воспитатель : Сколько гласных звуков?

Дети : Два.

Воспитатель : Сколько слогов?

Дети : Два.

Воспитатель : Назовите первый гласный звук.

Дети : [а].

Воспитатель : Назовите первый слог.

Дети : [са].

Воспитатель : Назовите второй гласный звук.

Дети : [а].

Воспитатель : Назовите второй слог.

Дети : [ва].

Воспитатель : Сколько согласных в слове?

Дети : Два.

Воспитатель : Назовите первый согласный звук.

Дети : [с].

Воспитатель : Назовите второй согласный звук.

Дети : [в].

4. Физминутка.

В лесу темно, все спят давно.

(Дети изображают спящих.)

Все птицы спят.

Одна сова не спит, летит.

(Дети делают взмахи руками.)

Совушка - сова, большая голова.

(Изобразить большой круг руками.)

На суку сидит, головой вертит.

(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит, да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

5. Воспитатель : А сейчас поиграем в игру «Живые звуки» , а помощниками будут (вызываются 4 ребенка, одеваются медали – «звуки» ).

Воспитатель : Слушайте внимательно команды, а остальные будут следить, чтобы вы их правильно выполняли.

Вызвать «звуки» : 1-й гласный звук, 2-й гласный звук, 1-й согласный звук, 2-й согласный звук.

Подозвать : [с], 1-й гласный звук, [в], 4-й звук

Задания от детей, сидящих на своих местах.

Попросить поставить фишки : [с], [в]. Какие это звуки? Какие остались звуки?

Попросить поставить фишки : 4-й звук, 2-й звук.

Воспитатель : Я буду называть звук, а вы убирать фишку со схем (четыре ребенка по очереди называют звук и убирают на доске нужную фишку): первый гласный звук, второй гласный звук, звук [с], звук [в].

6. Воспитатель : Со всеми заданиями вы справились на отлично. (Показ картинки – самолет) . На чем прилетела к нам сова?

Дети : На самолете.

Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Что везет самолет» . Я вам раздам карточки, нужно положить картинку рядом с самолетом и сказать, кого или что везёт самолёт, каждый называет свою картинку. Например : Самолёт везёт сахар.

Воспитатель : Молодцы!

7. Воспитатель : Кому понравилось сегодня играть похлопайте в ладошки! Кому не понравилось сегодня играть потопайте ногами?

Воспитатель : А сейчас подсчитаем фишки и узнаем, кто сегодня был самый внимательный и старательный .

Подсчет фишек. Все дети получают раскраски. Победитель – раскраску и медаль.

Воспитатель : На этом наша игра на сегодня заканчивается. Скажем нашим гостям до свидания!

Дети : До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Утиная история» Образовательная область: «Коммуникация». Интеграция с образовательными областями: «Социализация». «Познание». «Здоровье». Программные.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое) Цель. Закрепление пройденного материала. Задачи. 1. Закрепить у детей понятие о слове; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком.

Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П» Задачи: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ; Развивать фонематический слух;.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук с и С’» Тема:Звук С,СЬ Цели: уточнить и закрепить правильное произношение звуков с,сь, давать характеристику, учить дифференциации звуков с сь,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар. Формировать умение выделять отдельные звуки в.

Методическое обеспечение:

  • «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие /Л.Е.Журова. Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская/ Под ред. Н.В.Дуровой.- M.:Школа Пресс,1998. -144 с. (Дошкольное воспитание и обучение)

Пояснительная записка

В пособии излагаются основы подготовки дошкольников к обучению грамоте, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и соответствуют современным стандартам в дошкольном образовании. Приводятся конспекты занятий в группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе детского сада.

В современном обществе остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, и особенно родители часто склонны решать этот вопрос, «натаскивая» детей 6 лет по программе 1 класса. К сожалению, очень быстро выясняется, что такой путь подготовки ребенка к школе не эффективен: как только кончается запас «школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Данное пособие посвящено одному из вопросов умственного воспитания дошкольников - обучению грамоте на основе теоретических положений, разработанных П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Авторы пособия считают, что подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом они опираются на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4-5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
В основу данной программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой). Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников, являются существенным компонентом этого обучения и соответствуют требованиям ФГОС ДО.

СПЕЦКУРС

«Обучение дошкольников грамоте»

Подготовительная к школе группа

ЗАНЯТИЕ 1

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

1. Воспитатель говорит детям, что в старшей группе они узнали, что слова состоят из звуков. Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград. Спрашивают, как называются такие звуки /гласные/, какие гласные они знают /а, о, у, ы, и, э/, какими фишками обозначаются /красными/.

Воспитатель предлагает вспомнить, как называются звуки, которые во рту встречают преграды /согласные/, сказать, какие бывают согласные /твердые и мягкие/, какими фишками обозначаются /твердые согласные - синими, мягкие согласные – зелеными фишками/ и назвать несколько согласных звуков. Если ребенок называет твердый согласный, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару /например, "п"-"пь","л -"ль"/. Если ребенок называет мягкий согласный звук, воспитатель предлагает назвать его твердую пару /например, кь-к, сь-с/.

2. Звуковой анализ слова "Книга".

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети.

Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно /к, нь, и, г, а/, характеризует их / гласный, твердый или мягкий согласный/ и обозначает соответствующей фишкой. Затем произносит слово с ударением /книга/ и обозначает ударный гласный черной фишкой, которую ставит за красную фишку. В работе ребенка это выглядит так:

Книга – 1-ый звук «к» твердый согласный /ставит синюю фишку в первую клеточку схемы/.

кНига – 2-ой звук «нь», мягкий согласный /ставит зеленую фишку во вторую клеточку схемы/.

кнИга – 3-ий звук «и», гласный /ставит красную фишку/.

книГа – 4-ый звук «г», твердый согласный /ставит синюю фишку/.

книгА – 5-ый звук «а», гласный /ставит красную фишку/.

кнИИИга – ударный гласный звук «и» /ставит чернуюфишку/.

При проведении звукового анализа слова необходимо следить за тем, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой по схеме, а затем соответственно обозначен фишкой.

Вопросы и задания детям:

Какие гласные в слове "Книга"? /и, а/.

Какой ударный гласный звук? /и/.

Произнесите слово с ударением /книиига/.

Переставьте ударение /черную фишку/ на звук «а», как теперь будет звучать слово? /книгааа/. Снова поставьте ударение верно.

Какой мягкий согласный звук в слове? /нь/

Какой 2-о1 твердый согласный? /г/

Какой твердый согласный звук? /к/

Игра с заданиями:

1. Вызвать 4 детей, предложить им взять с доски фишки, обозначающие звуки, в последующей последовательности: нь, г, а, и, к и построить слово «книга».

2. Подозвать /в сторону/: 1-ый гласный, 2-ой гласный, мягкий согласный, 2-ой твердый согласный, 1-ый твердый согласный и построить слово «книга».

3. Задание звукам дают дети.

Приведем примерные задания: назвать слово со своим звуком /звук может быть в начале, середине или конце слова/, назвать пару своего звука, найти игрушку, в названии которой есть заданный звук, назови слово, в котором твой звук – ударный.

4. Работа с предложением.

Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что ее зовут Нина. Дети рассматривают куклу и говорят, какая она /красивая большая, нарядная, любимая, хорошая и т.д./ Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом «Нина» /дает ему куклу/, другой слово – «нарядная». Предлагает им встать рядом, обращается по очереди к детям и спрашивает, какие они обозначают слова /»Нина», «нарядная»/. Детям группы предлагается сказать, что получится, если произнести эти слова друг за другом /»Нина нарядная»/. Воспитатель объясняет, что получилось предложение «Нина Нарядная». Дети-слова меняются местами, получается новое предложение «Нарядная Нина», называют 1-ое, 2-ое слово. Вызывается ребенок, который обозначает слово «милая», а слово «нарядная» садится на место и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /Милая Нина/ и называют 1-ое, 2-ое слово.

Задание детям-словам: выйдет слово «Нина», слово «милая» подойдет к слову «Нина», чтобы получилось предложение «Нина милая». Слово «Нина» похлопает в ладоши. Слово «милая» назовет 1-звук этого слова /мь/.

ЗАНЯТИЕ 2

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепит умение определять место ударного гласного звука в слове. Учить составлять предложение из двух слов, называть слова по порядку. Продолжать учить называть слова с заданными звуками.

Материал демонстрационный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, мишка, мяч, фишки или мелкие игрушки.

Материал раздаточный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике, указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Звуковой анализ слова «газета». Воспитатель предупреждает детей, что у доски это слово будет выкладывать тот, кто первым разберет его за столом. Вызванный ребенок интонационно выделяет, называет, характеризует звуки и обозначает их фишками, читает слово с ударением

Игра с заданиями:

1) На игру вызывается ребенок, который отгадает «загадку» воспитателя. Какой 2-й твердый согласный? /т/. Какой 1-й твердый согласный? /г/. Какой мягкий согласный? /зь/. Какой 3-ий гласный? /а/. Какой 1-й гласный? /а/. Какой второй гласный? /е/. Дети выстраивают слово «газета».

2) Назвать: 3-й звук слова, 6-й звук, 4-й звук, 2-й звук, 5-й звук.

3) Задания звукам дают дети.

2. Игра «Назови пару». Воспитатель называет твердый согласный звук /например, «р»/. Тот ребенок, которому бросит мяч, должен назвать мягкий согласный – пару загаданного звука /рь/ и перебросить мяч воспитателю. После того, как в игре примет участие половина детей, воспитатель меняет задание: называет мягкие согласные звуки а дети – их твердые пары.

В игре должны принять участие все дети. Игра проводится в быстром темпе. Во время игры дети находятся за столами.

3. Работа над предложением. Воспитатель показывает детям мишку, предлагает рассмотреть его и сказать, какой он. Дети подбирают различные определения /например, хороший, плюшевый, маленький, любимый, косолапый, и т.д./ К доске выходят двое детей. Один обозначает слово «мишка» /воспитатель дает ему мишку/, другой – слово «пушистый». Воспитатель предлагает построить предложение «Мишка пушистый» /дети проверяют выполнение задания/.

Назвать 1-е, 2-е слово, затем дети-слова меняютсяместами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /»Пушистый мишка»/. Вызывается ребенок, который означает слово «косолапый», а слово «пушистый» садится на место. 2-3 детей произносят предложение, которое получилось после замены слов /«Косолапый мишка»/., затем называется 1-е, 2-е слово.

4. Игра «Назовите слова». Воспитатель предлагает назвать слова со звуком «н» /например, носки, санки, карандаш, сон/, затем слова со звуком «нь» /например, небо, коньки, конь/. За каждое слово ребенок получает фишку или мелкую игрушку. В конце игры определяется победитель, т.е. ребенок который назвал больше всего слов.

ЗАНЯТИЕ 3.

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомит с гласными буквами «а», «А». Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./, фишки-игрушки, мяч, зайка.

Материал раздаточный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./.

Ход занятия.

1. Игра в кругу с мячом: «Назови ударный гласный звук». Воспитатель произносит слово с ударением и бросает ребенку мяч. Тот, поймав мяч, называет ударный гласный звук и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

2. Звуковой анализ слова «кран» /у доски слово разбирают по очереди 4 детей и выкладывают фишки на доске без схемы, за столами дети разбирают слова без схем/.

Вопросы к детям после анализа слова:

Какие согласные звуки в слове «кран» ? /к, р, н/. Какой гласный звук в слове? /а/.

Воспитатель обращает внимание детей, что звук «а» стоит после твердого согласного звука «р» и объясняет, что звук «а» обозначается буквой «а». Дети рассматривают его и заменяют красную фишку на букву. Затем воспитатель напоминает, что если в слове один гласный звук, то он ударный.

3. Звуковой анализ слова «Алена». У доски слово разбирают 5 детей и обозначают все звуки фишками.

Вопросы к детям после анализа слова: Какие гласные звуки в слове «Алена»? /а, о, а/. Что обозначает это слово? /имя девочки/. Воспитатель объясняет, что имена пишутся с заглавной буквы и знакомит детей с буквой «А», после чего первая красная фишка заменяется буквой «А». Воспитатель предлагает детям сказать, после какого согласного звука слышится третий гласный звук /после тв.согл.звука «н»/ и заменить красную фишку звук «а». После замены фишек буквами дети читают слово, определяют ударный гласный звук.

4. Работа над предложением: Воспитатель берет зайца, выполняет с ним разные движения /заяц пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/, а дети называют, что делает заяц /пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/. Затем к доске выходят двое детей. Один обозначает слово «заяц», другой – слово «пляшет», а все дети называют 1-е, 2-е слово. Играющие меняются местами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось. /»Пляшет заяц»/. Затем вызывается другой ребенок, который обозначает другое действие, а дети определяют, какое предложение получилось.

5. Игра «Назовите слова». Воспитатель выставляет на доске зеленую, красную, синюю фишки и предлагает детям называть слова по этой модели /лиса, пила, река, мясо и т.п./ Если ребенок назвал слово неверно, воспитатель читает его слово по модели и указывает ему на ошибку. В конце игры определяется победитель.

ЗАНЯТИЕ 4.

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный звук. Познакомить с гласными буквами «я», «Я» и правилами написания «Я» после мягких согласных звуков. Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка, фишки-игрушки, лиса.

Материал раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка.

Ход занятия.

1. Работа над предложением.

Воспитатель берет игрушечную лису и выполняет с ней различные упражнения. Дети составляют предложения из 2-х слов о действиях лисы /лиса бегает, лиса танцует и т.д./ Затем к доске вызываются двое детей. Один означает слово «лиса», другой – слово «бегает». Им предлагается построить предложение «Бегает лиса», а дети группы называют 1-е и 2-е слова. Играющие меняются местами и 1-2 детей говорят, какое предложение получилось /»Лиса бегает»/. Предложения составляются о 3-4 действиях лисы.

2. Звуковой анализ слов.

Каждому ребенку, в зависимости от степени его подготовленности, дается индивидуальное задание выложить слово за столом. Предлагаемые слова: мак, шар, луна, рыба, шапка, санки, липа, банка, шалаш, книга, работа, машина. Звук «а» дети обозначают буквой «а», а все остальные – соответствующими фишками. После того, как воспитатель проверит правильность выполнения задания, дети слова не убирают.