Образ родины в повести гоголя тарас бульба. Образ Родины и героизм ее защитников в повести Гоголя «Тарас Бульба. III. Личностные результаты

Описывая степь, Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи. Из этой особенности гоголевского пейзажа мы и исходим. Гоголь дает описание украинской степи днем, вечером и ночью. После того как описание степи прочитано в классе, предлагаем учащимся выразить своими словами богатство чувств Гоголя, выявить гамму оттенков, передающих его отношение к степи. Приводим некоторые высказывания: “Гоголь любит степь, любуется ее красотой и просторами”; “Гоголь с восхищением рассказывает о том, как величественна и прекрасна степь”; “Гоголь изумляется, удивляется сказочному великолепию степной природы, испытывает восторг перед нею”; “Степь кажется Гоголю невероятно, неправдоподобно красивой”.
Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг – вот какие сильные чувства переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.
В чем же видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение? Так, прочитав описание степи днем, спрашиваем: Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? Значительная часть читателей отвечает: “живопись”; “картину художника-живописца”; “У Гоголя все словно нарисовано. Краски очень яркие. Кажется, словно видишь перед собой большую картину”.
Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?-Буйством красок. Пестрота и яркость красок, их многообразие буквально слепят взор. Основной фон степной поверхности на картине “зелено-золотой”, но по нему “брызнули миллионы разных цветов”. Фиксируем внимание читателей па этом образе: сквозь траву видны “голубые, синие и лиловые волошки”, “желтый дрок” с пирамидальной верхушкой, .”белая кашка”, наливающийся колос пшеницы, белая чайка, “роскошно” купающаяся “в синих волнах воздуха”, мелькающая в вышине черной точкой. И все это сверкает на солнце, залито его живительным светом. Такого количества оттенков цвета природа не знает, и совершенно очевидно, что автор стремился передать здесь в первую очередь не многообразие оттенков цветов, а впечатление (удивительно много, невероятно много!).
Как оке все это перенести на картину? Картину, изображающую степь днем, можно условно разделить как бы на две части: зелено-золотистая поверхность земли – собственно степь – и бездонное, безбрежное небо над нею.
На фоне зелено-золотистого океана, уходящего вдаль, на переднем плане, тщательно выписываем все перечисленные в описании цветы (ведь известны и их названия, и их форма, и их цвет). Здесь же помещаем и куропаток, шныряющих под тонкими корнями пшеницы.
Вообще птиц в степи великое множество. “Тысячу разных птичьих свистов” не передать на картине, но сами птицы выписаны у Гоголя необычайно рельефно. Обращаем внимание читателей на неподвижно стоящих в небе ястребов с распластанными крыльями и устремленными в траву глазами. Мы видим даже направление их взгляда, следовательно, смотрим на них с относительно близкой дистанции.
“Тучу диких гусей” темным пятном все располагают на заднем плане; движутся они “в стороне”, где-то далеко. (Отмечаем попутно, что “туча” гусей, так же как и “тысяча свистов”, передают опять-таки не количество, а впечатление – много! очень много!)
И, наконец, поднимающаяся из травы чайка. Фиксируем на картине два момента: полет птицы и превращение ее в точку где-то далеко в вышине.
А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть, вообще не изображать? Ведь “уже и черных шапок нельзя было видеть: одна только быстрая молния сжимаемой травы показывала бег их”. Предлагаем учащимся объяснить образ – “молния сжимаемой травы”. Образ зрительный, поэтому шестиклассники легко справляются с ним: “Издали движение скачущих в траве казаков кажется зигзагообразным, по форме напоминает молнию. Кроме того, трава, раздвинутая бегущими лошадьми, сжимается со стремительной, молниеносной быстротой”.
Но все справедливо приходят к выводу, что “молнию сжимаемой травы” на картине передать трудно. Лучше взять начало описания, когда “козачьи черные шапки одни мелькали” между колосьями высокой травы, принявшей казаков “в свои зеленые объятия”. После такой предварительной работы словесные картины, рисующие степь днем, обычно бывают удачны. Все вводят в свой рассказ яркие словесные образы, употребляют гоголевские гиперболы. А главное – стремятся передать чувства, настроения, владеющие автором, так отчетливо выраженные в конце описания: “Черт вас возьми, степи, как вы хороши!”
Как преображается степь вечером и ночью, все прослеживают самостоятельно. Они замечают, что в этих описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений (цветы и растения ночью пахнут сильнее, чем днем; звуки ночью слышнее). Поэтому ночная музыка совсем особенная: днем мы не услышим свиста сусликов и трещания кузнечиков. В этих описаниях все сказочно прекрасно, необыкновенно и таинственно. На первом плане здесь не сама картина, а впечатление от картины: степь вечером и ночью великолепна и фантастична.
“Тарас Бульба” является своеобразный синтез реалистического и романтического. Из романтической поэтики к Гоголю пришла повышенная эмоциональность повествования, особенно ярко обнаруживающаяся в картина; природы с их высокой патетикой, мощью и неожиданностью гипербол, блеском метафор.
Примеры гоголевского текста: “вся степь курилась благовонием”; ветерок, “обольстительный, как морские волны”; крик лебедя, “как серебро, отдавался в воздухе”; “красные платки летели по темному небу” (о веренице лебедей, освещенной дальним заревом) и т. д. Все чувствуют красоту и неожиданность этих образов, их эмоциональный подтекст. Затруднение вызывает лишь сравнение крика лебедей с серебром. Предлагается такое объяснение: “Лебедь – красивая, гордая птица, серебро – красивый, благородный металл”. Это сравнение как бы объединяет красоту и благородство звука. В беседе все вспоминают и о том, что во время езды па тройках к дуге средней лошади привязывали серебряный колокольчик, издававший очень красивый звон, мелодичный и чистый. Вспоминаем, что на Руси, отливая колокола для церквей, желая добиться красивого звона, добавляли в металл серебро. чем выше был процент серебра, тем благороднее и чище звон.
В описании украинской степи отчетливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром. Учащимся предлагается доказать это текстуально. Вначале “все три всадника ехали молчаливо”. Тарас думал “о давнем”, вспоминал погибших товарищей, “слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась”. Оста” “душевно был тронут слезами бедной матери, и это только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову”. Андрий, и повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего”, грустил о разлуке с панночкой.
Но простор благоухающей степи, ее необозримые пространства близки и дороги сердцу казаков. Степь – их родина-мать, и, как мать, принимает она несколько опечаленных сыновей “в свои зеленые объятия”, чтобы подбодрить и утешить их, влить в них жизненную силу и энергию. И вот Тарас, отбросив грустные воспоминания, весело окликнул сыновей. Они увидели родную степь, облитую живительным солнечным светом, и все, что “смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы.

Сочинение по литературе на тему: Степь как образ Родины в повести Гоголя “Тарас Бульба”

Другие сочинения:

  1. Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” содержит в себе черты прозы и лирики. Это произведение очень красиво. В нем есть описание жестоких сражений, различных чувств героев. Также в этом произведении встречаются очень красивые и поэтичные картины украинской природы. Во второй Read More ......
  2. Величайший русский писатель Николай Гоголь был родом из Украины. Он любил свой край, интересовался его историей, обычаями и обрядами, увлекался мужественным и вольнолюбивым украинским народом, прославлял его в своих произведениях. С необычной художественной силой и полнотой Н. Гоголь отобразил “историю Read More ......
  3. В повести “Тарас Бульба” Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери. В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих сыновей. “…бледная, худощавая Read More ......
  4. Повесть “Тарас Бульба” – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба” находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе Read More ......
  5. В повести “Тарас Бульба” Н. В. Гоголь прославляет героизм русских людей. Русский критик В. Г. Белинский писал: ” “Тарас Бульба” есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.” А сам Н. В. Гоголь так написал о своем произведении: “Тогда Read More ......
  6. Некоторые важные изменения претерпевает и образ Андрия. Он приобретает ощутимо большую психологическую определенность. Гоголю удается преодолеть прежде присущую образу Андрия известную схематичность и однолинейность. Внутренний мир его переживаний становится более емким, сложным. Его любовь к полячке теперь не только глубже Read More ......
  7. Историческая повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о временах казачества на Руси. Писатель прославляет казаков – смелых воинов, настоящих патриотов, веселых и вольных людей. В центре произведения – образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно Read More ......
  8. Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н. В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет “Тарас Бульба”. При описании событий прошлого Н. В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, Read More ......
Степь как образ Родины в повести Гоголя “Тарас Бульба”

Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя – историческое произведение, повествующее о процветании казачества Запорожской Сечи. Автор восхищается казаками – и смелостью и удальством, юмором и верностью родине.

Центральная тема повести


Патриотизм, пожалуй, центральная тема повести. И главным патриотом выступает знатный казак Тарас Бульба. Он воспитывает двоих сыновей в лучших традициях казачества, с молоком матери они впитывают любовь к родной земле. До последней капельки крови Бульба предан товариществу и ждет того же от своих детей. Жизнь казаков в постоянных переездах, битвах и удалом веселье кажется для него идеальной.

Остап и Андрий – радость и гордость стареющего героя. Едва отучив сыновей в гимназии, Бульба тут же бросает их в омут «настоящей жизни» — везет в Запорожскую Сечь. Во время сражений с поляками сыновья проявляют себя как настоящие воины и Бульба гордится ими.

Предательство Андрия и смерть Остапа

Но судьба поворачивает так, что Андрий влюбляется в полячку и переходит на сторону врага. Этот факт больно ранит Бульбу, но он не показывает вида – сражается еще яростнее и рьянее. Много думает он о поступках сына, пытается хоть как-то оправдать его поступок, но не может.

У него не укладывается в голове, ка можно предать своих, как можно покинуть родину и семью ради плотского увлечения. Андрий отныне – позор для отца, некто без имени и без прошлого, продавший товарищество и землю, которая взрастила его. За столь величайший грех может быть лишь одно наказание – смерть.

Без тени сомнения Тарас своими же руками убивает Андрия – патриотизм одерживает верх над простыми человеческими чувствами. Можно представить, как сильна его любовь к Родине.

Вскоре отец лишается и второго сына – Остапа, обреченного на мучительную гибель на городской площади на глазах зевак. Утратив все, чем он жил, Бульба продолжает сражаться ради мести, борясь с врагами не на жизнь, а насмерть.

Сила духа Тараса Бульбы

Оказавшись в плену у поляков, Тарас под угрозой смерти продолжает помогать казакам. Последние слова Бульбы о величии православной русской веры, о необъятной силе родины восхищают и заставляют содрогнуться. Образ Тараса Бульбы напоминает нам о долге перед родиной, о нашей любви к родной земле, о патриотизме.

Урок литературы 6 класс

Тема. Степь как образ родины в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель деятельности учителя :

Создать условия для развития нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.

Организовать деятельность, направленную на формирование навыка работы с текстом, анализа эпического произведения, выразительного чтения;

Планируемые результаты:

Предметные:

Осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении»,

Распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,

Выразительно воспроизводят текст.

Метапредметные:

Оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;(регулятивные УУД)

Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)

Умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)

Личностные:

Соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,

Осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ;

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Форма урока: Урок-поиск

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент из кинофильма «Тарас Бульба» режиссера В. Бортко, рабочие листы с заданиями для групповой работы.

ХОД УРОКА.

I . Организационный этап. Мотивация учебной деятельности

Видеофрагмент из кинофильма «Тарас Бульба», режиссера Владимира Бортко(2008г.) Прощание с родным хутором, дорога в Запорожскую Сечь.

Беседа:

Определите место эпизода в сюжете?

Куда отправляются герои?

О чем думает каждый из них? (домашнее задание – сжатый пересказ).

Как раскрывает состояние героев музыкальное сопровождение эпизода?

(музыка напряженная, тревожная, неизвестно, что готовит судьба героям)

Однако очень скоро настроение казаков меняется.

«Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Что вызвало перемену в настроении героев? Выберите из предложенных вариантов и обоснуйте свой выбор: случайная встреча – обращение Тараса Бульбы к сыновьям – дорожные впечатления – окружающая обстановка - происшествие.

Все впечатления связаны со степью, по которой ехали казаки.

II . Целеполагание

Выразительное чтение наизусть описания степи днем, вечером, ночью (сопровождается презентацией)

Составление ассоциативной грозди

СТЕПЬ – простор, широта, безграничность, свежесть, красота, очарование, свобода…

Можно ли предположить, что описание степи несет более значительную нагрузку, чем просто пейзаж? Объясните, в чем отличие значение литературоведческих терминов (работа с терминами «пейзаж», «художественный образ»).

Пейзаж (фр. pays – страна, местность) – описание (изображение) природы в художественном произведении

Художественный образ – картина человеческой жизни, творчески воссозданная автором

Ассоциативный ряд, возникающий при чтении описания степи, многограннный, в нашем представлении возникает картина.

Формулирование темы учениками по ключевым словам: Степь как художественный образ (какой?) формулировка не завершена

Выявление затруднения : этот образ имеет скрытый смысл. Наверное, существует какая-то невидимая связь между казаками, их мыслями, характерами и степью.

Формулирование целей урока (совместно с учениками):

Выяснить, почему степь изменила настроение казаков?

Определить, какую смысловую нагрузку имеет образ степи;

Найти ключевое слово темы урока.

III . Работа по теме:

- Степь влияет на героев: они ее видят. Но незабываемое впечатление описание степи производит и на нас, читателей. Почему?

Работа с эпиграфом:

Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми

красками действительности. Видишь и слышишь их»

(В.Г. Белинский)

Как ответил на наш вопрос великий критик?

Гоголь – величайший мастер слова - изобразил степь так, что мы ее видим, слышим, чувствуем так же, как его герои.

Организация исследовательской деятельности:

Задача: исследовать художественно-изобразительные средства языка Гоголя, зрительные, звуковые и цветообразы, использованные при описании степи; выяснить, какую смысловую нагрузку несет образ степи в повести, составить кластер.

Задания для групп (конкретизация заданий совместно с учениками):

Найти в тексте и выписать средства создания художественного образа степи;

(2 группы работают с тропами и зрительными образами, 2 другие – с цветовыми и звуковыми образами; при представлении результатов принимаются дополнения, создаются условия для взаимопроверки и самооценивания)

Определить значение и цель использования;

Выписать слова, в которых передается отношение автора к степи;

Составить синквейн на основе слова «степь».

Исследовательская работа в группах:

Зрительные образы : пирамидальная верхушка дрока, зонтикообразная кашка, ястребы в небе, чайка, поднимающаяся из травы, вереница лебедей, летевших на север, обитатели степи: куропатки, дикие гуси, пестрые суслики.

Слуховые образы : свист сусликов, трещанье кузнечиков, крик лебедя и диких гусей. Звуки степи звучат как музыка днем, вечером и ночью. Мы их не только представляем, но и слышим (аллитерация свистящих и шипящих звуков): «тысяч ью птич ьих свистов» (ч-с), «ш ныряли куропатки, вытянув ш еи» (ш-ш), «с улики с тановились на з адние лапки и оглаш али с тепь с вистом» (с-ш-с).

Цветообразы : зелено-золотой океан, голубо-синие, лиловые волошки, желтый дрок, белая кашка, синие волны воздуха, изголуба-темное небо, серебряно-розовый свет зарева - цветовая гамма сложная, так как передается «пестрое пространство» степи.

Художественно-изобразительные средства языка:

- эпитеты: девственная пустыня, обольстительный ветерок, неизмеримые волны;

- сравнения: растения как лес; обольстительный, как морские волны, ветерок; крик лебедя, как серебро;

- метафоры : степь – пустыня, океан; красные платки лебедей по темному небу; волны диких растений; звезды - блестящие искры светящихся червей; красные платки лебедей;

- олицетворение : звезды глядели, ветерок дотрагивался до щек;

Представление результатов исследовательской работы с текстом каждой группы (составление кластера).

Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.

Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят глаза. Основной фон степной поверхности – «зелёно-золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Мир степи живёт своими законами. Эта жизнь проявляется во всём: в крике лебедя, в полёте чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звёзд. Автор стремится передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.

Нигде не попадались им деревья, всё та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».

Такое восприятие степи свойственно всем, кто попадает в степь?

IV . Обобщение.

Активизация поиска ключевого слова:

Театрализация (воображаемый монолог француза Дефоржа о своих дорожных впечатлениях – опережающее групповое задание)

«Я ехал сюда три недели. Дикая степь, пыль, жара. Никакого жилья. Ни одного человека не встретишь. Страшно. Опасно, Трава высокая. Что в ней скрывается? Может быть, волки? Ужас! Нет, во Францию, во Францию, во Францию…» (монолог звучит на французском языке).

Почему красоту степи не почувствовал Дефорж? Почему его сердце «не встрепенулось, как птица?»

Дефорж – француз, он не может понять красоты и величия степи, испытывает лишь страх перед дикими просторами и неудобства дорожного путешествия. Восхищение и восторг может испытать только русский человек. (Во французском языке не было слова «степь», оно заимствовано из русского).

Для казаков степь – родная земля, родина , потому это удивительное место на земле вызывает восторг автора и героев. Степь, как мать , принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь – обобщенный образ родины. Ради неё казаки совершают свои подвиги.

V . Рефлексия (определение смысловой доминанты образа степи):

Представление синквейнов с ключевым словом «степь»

Степь Степь

Безбрежная, необъятная Прекрасная, удивительная

Восхищает, удивляет, завораживает Успокаивает, утешает, ласкает

Степь рождает героев Степь – родина для казаков

Родина Мать

Уточнение формулировки темы: Степь как художественный образ родины-матери

Вывод: Степь – мать для героев повести Н.В.Гоголя . Только лишь мужественные, сильные люди, наделённые широтой души и щедростью сердца, могут быть достойными матери-степи.

Домашнее задание.

Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2 главе (по выбору: степь днем, вечером, ночью).

Рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Технологическая карта урока

Предмет Литература_________

Класс 6___________________

Тема Степь как образ родины в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Место урока в системе уроков по данной теме: 2 урок в изучении темы

Цели для ученика:

Распознавать художественные средства в тексте, группировать по значению; извлекать имплицитную информацию;

- выдвигать гипотезы и планировать деятельность;

- высказывать и обосновывать свое мнение;

- осознать понятие «родина» как художественно-эстетический образ.

Цели для учителя:

Создать условия для развития нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести;

Организовать деятельность, направленную на формирование навыка работы с текстом, анализа эпического произведения, выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

Осознают понятия «художественный образ», «пейзаж»;

Находят художественно-изобразительные средства, зрительные и слуховые образы в художественном тексте, объясняют их роль в тексте;

Выразительно воспроизводят текст;

Используют практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с коммуникативной задачей;

Метапредметные:

Оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; (регулятивные УУД);

Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД);

Умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД).

Личностные:

Соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя;

Осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ.

Предварительная подготовка: прочитать 2 главу повести, подготовить сжатый пересказ «Остап и Андрий в бурсе», подготовить выразительное чтение наизусть описания степи днем, вечером и ночью (инд. задания – 3 ученика), представить воображаемый монолог Дефоржа о путешествии в Россию (творческая группа – 3 ученика).

Тип урока - урок усвоения новых знаний

Оборудование: видеопроектор, экран, слайд-шоу,рабочие листы для работы групп, учебник «Литература» под ред. Г.С. Меркина

Опорные понятия, термины: пейзаж, эпитет, сравнение,

олицетворение, метафора, аллитерация, инверсия

Новые понятия: художественный образ, родина как художественно-эстетический образ

Формы контроля: самоконтроль

Домашнее задание: выучить наизусть (или пересказать близко к тексту) описание степи днем, вечером или ночью (на выбор), рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационно-

мотивационный

Создает условия для включения обучающихся в учебную деятельность;

Предлагает просмотреть фрагмента кинофильма, проводит беседу по содержанию эпизода;

Узнают героев, определяют место эпизода в произведении, соотносят зрительные образы с текстом; Пересказывают сжато содержание текста

Регулятивные: готовность к самообразованию;

Познавательные:

Создание эмоционального фона для восприятия темы;

Коммуникативные:

Умение строить речевое высказывание;

Целеполагание

Создает условия для эстетического восприятия текста произведения, предлагает прослушать выразительное чтение наизусть описания степи.

Создает ситуацию выбора ключевых слов, предлагает выстроить ассоциативный ряд, сопоставить понятия «пейзаж» и «художественный образ»; обозначает проблему, помогает выявить затруднения, подводит к определению цели урока. Совместно с учениками формулирует тему.

Воспринимают на слух художественный текст, вычленяют фрагменты прослушанного текста в тексте 2 главы;

Выбирают и обосновывают вариант ответа из предложенного ряда понятий, составляют ассоциативную гроздь к слову «степь», сопоставляют понятия «пейзаж» и «художественный образ»

Выявляют затруднения в определении смысловой доминанты слова «степь», формулируют тему на основе ключевого понятия «художественный образ», совместно с учителем определяют цель своей деятельности

Познавательные:

Формирование познавательных целей;

Построение логической цепи рассуждения;

Анализ понятий с целью выявления признаков;

Коммуникативные:

Представление конкретного содержания в устном виде;

Регулятивные:

Выявление проблемы;

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

Работа по теме

Организует исследовательскую работу в группах, совместно с учениками определяет продукт исследования и форму его представления

Работают в группах, выбирают лидера, распределяют обязанности, оформляют результаты на демонстрационном листе, представляют результаты

Находят в тексте выписывают и группируют художественно-изобразительные средства, определяют их роль, авторскую позицию, составляют синквейн на основе слова «степь»

Познавательные:

Использование изучающего и просмотрового способов чтения для решения коммуникативной задачи;

Извлечение и обработка необходимой информации из текста;

Анализ с целью выявления признаков, систематизация;

Коммуникативные:

Учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, взаимодействие в группе;

Участие в коллективном обсуждении проблемы;

Построение контекстного монологического высказывания;

Обобщение (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов)


Черт вас возьми, степи, как вы хороши! В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. В описании степи сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. В описании степи сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами.














«…изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы…» «…изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы…»


«Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленою… По небу, из голуба- темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота…» «Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленою… По небу, из голуба- темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота…»




Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Описывая степь, Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи. Из этой особенности гоголевского пейзажа мы и исходим. Гоголь дает описание украинской степи днем, вечером и ночью. После того как описание степи прочитано в классе, предлагаем учащимся выразить своими словами богатство чувств Гоголя, выявить гамму оттенков, передающих его отношение к степи. Приводим некоторые высказывания: «Гоголь любит степь, любуется ее красотой и просторами»; «Гоголь с восхищением рассказывает о том, как величественна и прекрасна степь»; «Гоголь изумляется, удивляется сказочному великолепию степной природы, испытывает восторг перед нею»; «Степь кажется Гоголю невероятно, неправдоподобно красивой».

Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг - вот какие сильные чувства переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.

В чем же видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение? Так, прочитав описание степи днем, спрашиваем: Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? Значительная часть читателей отвечает: «живопись»; «картину художника-живописца»; «У Гоголя все словно нарисовано. Краски очень яркие. Кажется, словно видишь перед собой большую картину».

Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?-Буйством красок. Пестрота и яркость красок, их многообразие буквально слепят взор. Основной фон степной поверхности на картине «зелено-золотой», но по нему «брызнули миллионы разных цветов». Фиксируем внимание читателей па этом образе: сквозь траву видны «голубые, синие и лиловые волошки», «желтый дрок» с пирамидальной верхушкой, .«белая кашка», наливающийся колос пшеницы, белая чайка, «роскошно» купающаяся «в синих волнах воздуха», мелькающая в вышине черной точкой. И все это сверкает на солнце, залито его живительным светом. Такого количества оттенков цвета природа не знает, и совершенно очевидно, что автор стремился передать здесь в первую очередь не многообразие оттенков цветов, а впечатление (удивительно много, невероятно много!).

Как оке все это перенести на картину? Картину, изображающую степь днем, можно условно разделить как бы на две части: зелено-золотистая поверхность земли - собственно степь - и бездонное, безбрежное небо над нею.

На фоне зелено-золотистого океана, уходящего вдаль, на переднем плане, тщательно выписываем все перечисленные в описании цветы (ведь известны и их названия, и их форма, и их цвет). Здесь же помещаем и куропаток, шныряющих под тонкими корнями пшеницы.

Вообще птиц в степи великое множество. «Тысячу разных птичьих свистов» не передать на картине, но сами птицы выписаны у Гоголя необычайно рельефно. Обращаем внимание читателей на неподвижно стоящих в небе ястребов с распластанными крыльями и устремленными в траву глазами. Мы видим даже направление их взгляда, следовательно, смотрим на них с относительно близкой дистанции.

«Тучу диких гусей» темным пятном все располагают на заднем плане; движутся они «в стороне», где-то далеко. (Отмечаем попутно, что «туча» гусей, так же как и «тысяча свистов», передают опять-таки не количество, а впечатление - много! очень много!)

И, наконец, поднимающаяся из травы чайка. Фиксируем на картине два момента: полет птицы и превращение ее в точку где-то далеко в вышине.

А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть, вообще не изображать? Ведь «уже и черных шапок нельзя было видеть: одна только быстрая молния сжимаемой травы показывала бег их». Предлагаем учащимся объяснить образ - «молния сжимаемой травы». Образ зрительный, поэтому шестиклассники легко справляются с ним: «Издали движение скачущих в траве казаков кажется зигзагообразным, по форме напоминает молнию. Кроме того, трава, раздвинутая бегущими лошадьми, сжимается со стремительной, молниеносной быстротой».

Но все справедливо приходят к выводу, что «молнию сжимаемой травы» на картине передать трудно. Лучше взять начало описания, когда «козачьи черные шапки одни мелькали» между колосьями высокой травы, принявшей казаков «в свои зеленые объятия». После такой предварительной работы словесные картины, рисующие степь днем, обычно бывают удачны. Все вводят в свой рассказ яркие словесные образы, употребляют гоголевские гиперболы. А главное - стремятся передать чувства, настроения, владеющие автором, так отчетливо выраженные в конце описания: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Как преображается степь вечером и ночью, все прослеживают самостоятельно. Они замечают, что в этих описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений (цветы и растения ночью пахнут сильнее, чем днем; звуки ночью слышнее). Поэтому ночная музыка совсем особенная: днем мы не услышим свиста сусликов и трещания кузнечиков. В этих описаниях все сказочно прекрасно, необыкновенно и таинственно. На первом плане здесь не сама картина, а впечатление от картины: степь вечером и ночью великолепна и фантастична.

«Тарас Бульба» является своеобразный синтез реалистического и романтического. Из романтической поэтики к Гоголю пришла повышенная эмоциональность повествования, особенно ярко обнаруживающаяся в картина; природы с их высокой патетикой, мощью и неожиданностью гипербол, блеском метафор.

Примеры гоголевского текста: «вся степь курилась благовонием»; ветерок, «обольстительный, как морские волны»; крик лебедя, «как серебро, отдавался в воздухе»; «красные платки летели по темному небу» (о веренице лебедей, освещенной дальним заревом) и т. д. Все чувствуют красоту и неожиданность этих образов, их эмоциональный подтекст. Затруднение вызывает лишь сравнение крика лебедей с серебром. Предлагается такое объяснение: «Лебедь- красивая, гордая птица, серебро - красивый, благородный металл». Это сравнение как бы объединяет красоту и благородство звука. В беседе все вспоминают и о том, что во время езды па тройках к дуге средней лошади привязывали серебряный колокольчик, издававший очень красивый звон, мелодичный и чистый. Вспоминаем, что на Руси, отливая колокола для церквей, желая добиться красивого звона, добавляли в металл серебро. чем выше был процент серебра, тем благороднее и чище звон.

В описании украинской степи отчетливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром. Учащимся предлагается доказать это текстуально. Вначале «все три всадника ехали молчаливо». Тарас думал «о давнем», вспоминал погибших товарищей, «слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась». Оста» «душевно был тронут слезами бедной матери, и это только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову». Андрий, и повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего», грустил о разлуке с панночкой.

Но простор благоухающей степи, ее необозримые пространства близки и дороги сердцу казаков. Степь - их родина-мать, и, как мать, принимает она несколько опечаленных сыновей «в свои зелёные объятия», чтобы подбодрить и утешить их, влить в них жизненную силу и энергию. И вот Тарас, отбросив грустные воспоминания, весело окликнул сыновей. Они увидели родную степь, облитую живительным солнечным светом, и все, что «смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы.

Каждое лето в садах, лугах, полях и даже на клумбах можно увидеть тихонько качающиеся на ветру головки ромашек. Многие любят эти цветы с солнечно-желтой серединкой и белыми продолговатыми лепестками, придающими ромашке вид маленького нарядного зонтика. Садовые ромашки, которые растут на даче у моей бабушки, крупные и высокие, с длинным стеблем и резными зелеными листьями. Из них получаются очень красивые букеты. Срезанные ромашки, поставленные дома в вазу с водой, могут простоять очень долго. А есть ромашки совсем другие - мелкие, низкорослые, невзрачные. Пройдешь мимо - и не заметишь, а зря

Иван Сергеевич Тургенев - величайший русский классик, которого называли «певцом дворянских гнезд». Писатель в черновой рукописи пометил, что «Дворянское Гнездо», задуманное в 1856 году, «вылилось» в роман в 1858 году. Новое произведение писателя не осталось незамеченным. Восторг перед романом был единодушным. «Дворянское гнездо», по признанию автора, имело самый большой успех, который когда-либо выпадал писателю на долю. В произведении читателей, критиков покоряла «светлая поэзия, разлитая в каждом звуке этого романа». Одной из главных тем романа являются чувства и переживания главных персонаж

Радость трубите всеми голосами! Мы все на земле солдаты одной, жизнь созидающей рати. В. Маяковский. Революция. В советском литературоведении Владимир Маяковский считался «адептом» социалистической революции, поэтом, который полностью принял переворот 1917 года и добровольно посвятил свой талант «правому делу трудящихся». Сейчас мы понимаем, что, наверное, все не так однозначно и прямолинейно было во взглядах великого поэта. Однако, действительно, в его творчестве очень большое место занимают произведения, посвященные Октябрьской революции. В литературу Маяковский в

ОсеньОсень - позитивное настроение, но и в то же время легкая грусть. Даже тоска иногда. Самые цветные сны, самые честные разговоры, самые легкие воспоминания. Дожди. Много дождей, лучших в мире собеседников и приятелей. Туманы. В голове и на улице. И температура воздуха что надо. Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Для своей работы взяла осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Берёзы и тополя покрыла она лимонной желтизной. А листы осинок и клёна разрумянила,