Матушка Йогиня и Баба Яга. Как светлую Богиню превратили в злую старуху. Конспект "возникновение земледелия и скотоводства" Женщины нашего рода перетирая принесенное из леса

Зачем он это сделал - загадка. Впрочем, Шалев, говоря словами поэта, издавна "ранен женской долей", и все самые симпатичные ему герои его книг - это сильные, высокие, мужественные (и красивые) женщины. Но ни одна из них доселе не получала главного слова в его книгах, где рассказчиками всегда были герои-мужчины, так что, возможно, он просто погашает старую-старую задолженность. Правда, можно думать и иначе. Можно думать, что у героя-рассказчика нового романа есть и другое, более важное назначение, нежели просто быть "голосом женщины". Ибо, закрывая книгу, мы отчетливо ощущаем, что нам рассказали не одну, а две параллельные истории семьи Тавори. Одну - реальную - историю своей семьи рассказала Рута Тавори в интервью, а другую - своего рода "миф семьи Тавори" - она же создала в своих рассказах. И взаимное отражение этих двух параллельных историй в непрерывно чередующихся главах позволяет автору создать мощное движение сюжета, которое до последних страниц держит в напряжении читателей романа, ибо его главная сцена, как уже сказано, отнесена на самый конец.

Но тут мы уже подходим к той границе, за которой предисловие грозит превратиться в пересказ. И, не желая лишать читателя удовольствия прочесть роман и подумать самому, мы лучше последуем примеру мудрой Шахразады: прекратим дозволенные речи и передадим слово самому автору - Руте Тавори, alias Меир Шалев.

Глава первая
Телефонный разговор

Звонит мобильник. Высокий, плотного сложения парень смотрит на высветившийся на экране номер и поворачивается к женщине, с которой обедает.

Мне нужно ответить, - говорит он. - Я мигом обратно.

И направляется к двери, на ходу пытаясь втянуть небольшой животик. Он еще не свыкся с этим приобретением, и живот всякий раз удивляет его заново - то в зеркале, над поясом, то под взглядами подруги, когда он трудится над ее телом.

Я насчитал девять гудков, - отзывается в трубке знакомый голос. - Ты заставляешь себя ждать.

Извини. Я в ресторане, пришлось выйти…

У нас проблема.

Я слушаю.

Я тебе растолкую, осторожно и с умом, а ты постарайся отвечать мне в том же духе.

Помнишь нашу прогулку на природе?

Сегодня утром?

Что я тебе только что сказал? Осторожно и с умом. Никаких дат, никаких дней, никаких часов.

Славная вышла прогулка…

Молчание.

Ты что, не слышишь? Я говорю: славная вышла прогулка…

Нет, я слышал.

Но ты же не ответил!

Потому как ты велел отвечать осторожно и с умом. Так что я мог ответить?

Что это за обороты у тебя - "потому как"?! Как ты позволяешь себе так выражаться? Положено говорить "потому что"!

Что уж тут хорошего. Повтори за мной: "Потому что ты велел".

Парень снова пытается втянуть живот, но тут же расслабляет пояс:

Потому что ты велел. Так что я мог ответить?

Ты мог сказать, согласен ты с тем, что я сказал, или не согласен.

С чем согласен?

Что получилась славная прогулка.

Я согласен. Мы славно погуляли.

Сразу бы так! Ты уже второй раз заставляешь меня ждать. Первый раз с гудками, теперь с ответом.

Впредь не заставляй меня ждать, никогда, ты понял?

Помнишь то место, вроде трона, где мы сидели в конце прогулки?

Слушай, я же сказал тебе: "Осторожно и с умом"! Никаких дат, никаких имен, никаких названий!

Но я ж никого и не называл!

Но ты сказал "харув", не так ли?

Парень осторожно сжимает правую ладонь и смотрит на нее. Ладонь обмотана белым бинтом, и наружу выглядывают только кончики пальцев. Его маленькие, близко посаженные глазки на миг закрываются, но тут же распахиваются снова, словно от внезапного укола боли. Она всегда просыпается, когда припоминают минуту ее рождения. Сейчас я вижу его в своем воображении: он стоит возле ресторана, смотрит вниз, на сапоги, потом чуть приподымает левую ногу и протирает правой брючиной блестящий квадратный носок левого сапога.

Добро бы ты сказал только "харув" - ладно, Бог с тобой. И даже только "здоровенный" - тоже не страшно. Но сказать "здоровенный харув" - и существительное, и прилагательное вместе - это же все равно что поднести людям готовенькое на тарелочке. Приятного вам аппетита, ешьте на здоровье. Не просто дерево, а харув. Не просто харув, а очень большой харув. И не просто очень большой харув, но очень большой харув в вади. Такое описание весьма сужает поиск. Люди придумали язык, чтобы всем было ясно. Но для нас с тобой все то, что всем ясно, это очень плохо, ты меня понял?

Да. Извини.

Хватит извиняться. Просто прими во внимание.

Хорошо. Теперь к делу. Дело в том, что мы там кое-что забыли.

Ту газовую горелку, на которой ты готовил чай?

Нет, кое-что поважнее.

Ложечку для сахара?

Стали бы мы разговаривать из-за ложечек! Подумай хорошенько и припомни. Хоть один раз используй мозги по назначению. Даже самый крохотный мозг может кое-что сообразить, если его правильно задействовать. Но когда припомнишь, не говори, что это. Скажи только: "Я понял, что ты имеешь в виду".

Сейчас подумаю.

Молчание.

Ты опять заставляешь меня ждать?!

Молчание.

Вспомнил! Я понял, что ты имеешь в виду.

В таком случае съезди туда снова, поищи там, найди это и принеси.

Как срочно?

Если кто-нибудь найдет это раньше нас, будет очень плохо.

Уже несусь, только фонарь прихвачу.

Безнадежный случай, вот что ты такое! Безнадежный случай. Сначала "потому как", теперь "несусь". Несутся только курицы. Люди не несутся, люди едут. Скажи: "Я уже еду". Когда я наконец услышу от тебя хоть одно правильное выражение?

Я уже еду.

И перестань меня раздражать.

Только не вздумай появляться там в такое время с фонарем! Сейчас уже темно. Кто-нибудь может издали заметить твой фонарь. Лучше встань с утра пораньше.

Что значит "с утра"?

Пораньше. На рассвете. И не оставляй машину в нашем обычном месте. Найди другую парковку и пройди чуток пешком, придешь туда с первым светом и сможешь спокойно поискать.

Но она замечает и различия: вместо тех вкусных вещей, которые он брал на их былые прогулки, чтобы побаловать ее на привале, теперь он готовит еду простую и грубую - несколько кусков хлеба, крутые яйца, нечищеные огурцы, баночку сметаны. Ей вдруг вспоминается слово "аскетичный".

Она подмечает и другие детали. Яйца он чистит заранее, тут же на кухне, чтобы осколки скорлупы не остались потом на земле и не выдали его присутствия. Умильные намеки салями, этой постоянной спутницы их прежних прогулок, которая хотела и на этот раз присоединиться к нему, он решительно игнорирует - запах колбасы может привлечь собаку, а за собакой, как правило, появляется ее хозяин. Свой черный кофе, замечает она, он тоже приготовил заранее. И приготовил, и налил в термос. Костер могут увидеть издали, газовая горелка шумит, запах свежесваренного кофе разносится слишком далеко.

Как правило, забеременев, женщина попадала в центр внимания окружающих, особенно сильно это проявлялось в деревнях, где беременность женщины, несмотря на частоту этого явления, при скудности деревенских интересов, составляла своего рода событие. Как только беременность становилась заметной, о ней тут же начинали толковать все соседи, сообщая друг другу, что такая-то «забрюхатела», “понесла“,“стала тяжела“, «ходит на сносях»… Положение женщины во время беременности менялось к лучшему, как правило она освобождалась от тяжёлых работ, но не от работы вообще. В деревнях иногда случалось и так,что женщина начинала рожать за работой в поле, на дворе, на речке во время стирки. Некоторые мужья и вовсе относились к беременным жёнам с полной безучастностью: «Да что сделается от родов бабе? Хоть корова вырасти у ней в пузе – и та выскочит».

В некоторых местах существовало поверье, что роды тем мучительнее и дольше, чем больше народа о них знает. По этой причине, скрытность женщин достигала таких пределов, что они не сообщали о беременности своим мужьям и семейным, пока те не замечали сами. Само наступление родов тоже скрывалось до последнего, лишь в критическую минуту об этом сообщалось самому близкому человеку в семье. По распространённому мнению, есть только два человека, которые могут знать о родах без последствий для роженицы: бабка повитуха и родная мать или свекровь.

Беременной женщине, как олицетворению плодородия, приписывались магические свойства и благотворная сила, с другой стороны, беременность повсюду считалась нечистым временем, т.к в женщине по поверьям в это время присутствуют две души и она близка к границе между жизнью и смертью. «С пузом ходить – смерть на вороту носить». На последних месяцах беременности женщина не могла участвовать в свадебных обрядах, быть крёстной матерью, свахой или дружкой. Участие в похоронном обряде тоже оговаривалось. Считалось, если беременная перейдёт кому-то дорогу, то на того человека обязательно нападут чирьи, если будет присутствовать при чистке колодца, то вода в нём сделается дурной. Много запретов было связано с перешагиванием: запрещалось переступать через оглобли или коромысло, чтобы ребёнок не родился горбатым, через земляные плоды, чтобы не было выкидыша,через острые предметы, чтобы не вызвать тяжёлые роды, запрещалось брать в руки верёвку или вожжи и проходить под ними, чтобы не было обвития пуповины.Нельзя было пинать собак, кошек и свиней, иначе заболят ноги и спина, а у ребёнка будет «щетинка»,“собачья старость» или “кочерга“, по той же причине беременная не должна была мочиться на солому. Не должна находиться на кладбище, подходить к строящемуся дому, выходить из дома после захода солнца. Беременная не должна была заготавливать бельё для ребёнка, т.к считалось, что ребёнок «жить не будет». Не должна есть двойных, сросшихся плодов, т.к могут родиться близнецы. Если беременная при виде падали плюнула, то у ребёнка будет пахнуть изо рта. Запрещалось смотреть на уродов и слепых, чтобы не передать эти недостатки ребёнку.

В крестьянских семьях до родов выбиралось тихое и укромное помещение. Многие роженицы отправлялись рожать в баню, где и проводили первые дни после родов. Некоторые роженицы уходили в баню за несколько дней до родов. Первое время после родов женщины считались существом нечистым «поганым». Во многих местах женщине, до истечения сорока трёх дней после родов, запрещалось ходить в церковь, брать в руки икону, присутствовать на молебне в доме, ходить в амбар, святить хлеб или коров, ходить в гости на праздник, пить освященную воду и т.д. В некоторых местах и члены семейства роженицы тоже считались нечистыми.

Повитуху приглашали в строжайшей тайне, и только при наступлении родовых схваток. При нормальных родах роль повитухи заключалась в том, что она осматривала роженицу, ободряла, готовила к родам, по возможности унимала «бабью муку» - растирала спину, и вводила во влагалище кусочек мыла «для смягчения».

Если же роды продвигались туго, повитуха принимала меры «распаривала» или наоборот охлаждала живот. При этом считалось, что роженицу должно обязательно рвать, для чего её поили рвотным, после этого, потуги должны были пойти сильнее. Чтобы “выправить“ положение ребёнка роженицу часто клали на кадку так, чтобы ноги и голова свешивались, заставляли становиться на четвереньки, скакать с лавки,кувыркаться через голову,плясать на печной заслонке, подвешивали на за ноги на притолоке и т.д. Иногда повитухи заставляли роженицу стоять до самых родов, полагая, что ребёнок свободнее и скорее выйдет, считалось полезным до самых родов таскать роженицу под руки. Вообще, для ускорения затянувшихся родов прибегали к самым разным приёмам. Например, старались испугать роженицу, окатив её холодной водой из ковш, или приглашали постороннего мужика, чтобы он стучал в дверь и ругался на роженицу.

В доме открывали и отмыкали всё, что было заперто. Родственников заставляли набрать в рот воды и через рот повитухи передать эту воду роженице, в церкви распахивали царские врата (при особенно тяжёлых родах). Муж роженицы, а иногда и все домашние расстёгивали и развязывали на себе всё, что только можно.

Присутствие мужа на родах в некоторых местах считалось желательным, в некоторых запрещалось. Действия его иногда носили религиозный характер - он должен был читать молитвы, иногда пассивный – он только расстёгивал на себе всё и переодевался в женское, а иногда муж должен был помогать жене тужиться держа её за плечи, причём он должен был снять с себя штаны или раздеться совсем. В некоторых местах муж брал в руки половой член и приговаривал «Как вошёл, так и выходи». Часто считалось, что муж может облегчит жене муки, если будет кричать и стонать вместе с ней, таким образом он брал часть боли на себя. После родов муж приглашался для того, чтобы «зааминить» промежность, предохраняя её от появления двойни или тройни.

Когда роды наконец заканчивались, и ребёнок появлялся на свет, повитуха заворачивала мальчика в мужскую рубаху, а девочку в полотенце, которое потом вешалось над колыбелькой.Потом перевязывала пуповину или свитыми волосами матери, или льняными нитями, и перерезала пуповину серпом или хлебным ножом, смазывая её деревянным маслом. Если ребёнок рождался «обмершим», его опускали на несколько секунд в холодную воду и били ладонями по ягодицам, а если это не помогало, то делали что-то вроде искусственного дыхания: дули в задний проход, брали ребёнка за ножки и несколько раз опускали вниз головой, вводили в нос гусиное перо, иногда жгли над новорожденным бумагу, читая заклинание, иногда пытались “откричать“ – громко кричали имя отца ребёнка.

Если роды прошли благополучно и ребёнок родился живым и здоровым,приняв его, повитухи приступали к изгнанию последа. Некоторые повитухи «выкликали» детское место, приговаривая «кыс,кыс, кыс», и слегка подёргивали пуповину. В некоторых случаях послед выманивали на сахар, а иногда давали роженице сок из свежего лошадиного кала в количестве двух стаканов. Иногда к пуповине привязывали кочергу, а за другой конец кочерги привязывали собаку, которая таким образом вытягивала детское место. Если послед не выходил через полчаса, это воспринималось как недобрый знак. Если и через час тоже. В этом случае бабки усиленно тянули, и при этом, порой,обрывали пуповину, считая, что в этом случае послед прирос к телу...

С извлечённым последом «постелькой» поступали по–разному. Высушивали и хранили на божнице, используя при лечении болезней или хоронили, причём с соблюдением различных обрядов.
Например, детское место с ломтем чёрного хлеба, яйцом и салом, в лапте с правой ноги, зарывалось в землю, чаще под полом избы, реже под полком бани, во дворе, изредка, в навозе в хлеву или конюшне. Если хотели, чтобы следующим был мальчик, то послед выворачивался, высушивался и хранился на чердаке под святым углом. В некоторых местах от последа отрезали кусок, и потом мать относила его в то место, благодаря которому решится судьба новорожденного, например у лавки – будет торговцем, у церкви – священником. При похоронах последа приговаривали «месту гнить, а ребёнку жить» Если ребёнок рождался в рубашке, то её непременно высушивали и сохраняли, полагая, что она приносит счастье. Её клали в ладанку и носили на шее.

По окончании родов повитуха мыла и чистила младенца, а потом по необходимости правила голову – сжимала, чтобы сделать её более округлой. Исправляла нос, стягивала кривые ноги, если у младенца были припухлые соски, то повитуха высасывала предполагаемое молоко. Чтобы ребёнок был спокоен, повитухи слизывали ребёнку «маковку языком», сплёвывая в левую сторону. Для того, чтобы ребёнок был тих, первый раз его клали на правый бочок, а первое испражнение заворачивали в тряпочку и втыкали в бане под потолок. Купальную воду выливали под рассаду, чтобы ребёнок хорошо рос, чтобы был белотелым, первый раз купали в молодом квасу и коровьем молоке, чтобы был румяным и краснощёким, ягодицы мазали кровью из пуповины. Первую кашу варили на материнском молоке. Чтобы не было прыщей, умывали материнским молоком. Не кормили во время грозы. Мальчиков часто кормили только из правой груди, а девочек из левой. В некоторых местах верили, что в первые три дня молоко матери вредно, а потому давали соску из варёной свеклы и моркови с сахаром, кое где грудь не давали до тех пор, пока младенца не окрестят, и до крестин его кормили сосками из хлеба, баранок и каши. Однако при этом многие крестьянки кормили детей до двух трёх лет, полагая, что в этом случае они не смогут забеременеть.

Из одного жилетного кармана…

Жизнь с деньгами может быть и не очень хорошей, но без них она таки очень плоха.

Адам был счастливчик, у него тещи не было.

Если проблема решается деньгами, то это просто затраты, а не проблема.

Нужно два слова услышать перед тем, как одно сказать. Ведь у людей ушей вдвое больше, чем ртов.

Бог хранит от плохих женщин, а хороших берегитесь сами!

Каждому еврею все известно лучше, чем всем остальным.

Бог не может везде поспеть, поэтому он создал матерей.

Не нужно быть сильно сладким, а то съедят... и горьким быть не следует - пожуют и выплюнут.

Опасайтесь коз спереди, лошадей сзади, а дурака - со всех сторон.

Что гости, что рыба - и то и другое через три дня начинает плохо пахнуть.

Знание не занимает много места.

Лучше быть безбородым евреем, чем бородой без еврея.

А теперь из другого!

Надо жить, хоть бы из любопытства.

Глухой услышал, как немой рассказывал, что слепой видел, как хромой бежал…

Бог хранит бедняков, по крайней мере, от слишком дорогих грехов.

Если бы благотворительность ничего не стоила, то все стали бы благодетелями.

Издали все люди выглядят хорошо.

Возможно, яйца и умнее кур, но они быстрее протухают.

Мужчины могли бы сделать больше, если бы женщины меньше говорили.

Иногда промолчать сложнее, чем красиво сказать.

Господи, помоги мне подняться - падать я и сам могу

Если жизнь не улучшается, значит, она ​​будет ухудшаться.

Из самой сладкой любви компот не сготовить.

Когда не за что браться, берись за большую работу.

Из двух зол неудачник (шлимазл) выбирает оба.

Никому не хватает денег, а ума хватает всем.

Лучше всех умеют воспитывать детей бездетные.

Чем от страха, так лучше от смеха умереть.

Опытом люди зовут свои ошибки.

Мудрость не в седых волосах, они говорят только о старости.

Дом на дереве, гроб на дереве, еда из дерева, одежда от дерева… Равновесие маленького мира папуасского племени полностью зависит от деревьев. Короваи как ветви большого растения, корни которого - вера и предки, а ствол - традиции.

Г ЕРОЙ
Силан Синдек

Старейшина клана Синдек, состоящего из нескольких семей. Возраст - около 45 лет, точно не знает. Родился и живет на родовой территории клана, в одноименной деревне в районе Янирума округа Бовен-Дигул. Вместе с женой и двумя дочерьми делит дом на дереве с семьей лидера клана.

К ОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Короваи, или колуфо

Этническая группа папуасов, расселенная в болотистых джунглях в верхнем течении реки Сирет на юго-востоке индонезийской провинции Папуа. Общая численность - около 3000 человек. Говорят на языке короваи, одном из тысячи языков острова Новая Гвинея. Письменность отсутствует. Самоназвание народа - колуфо. Ведут кочевой образ жизни. Строят дома на деревьях на высоте до 50 метров. До 1970-х годов короваи не имели контактов с иными народами, помимо соседних папуасских племен. Исповедуют анимизм. Не используют металлических орудий, практикуют охоту и собирательство. Основу рациона составляет саго.

Мой клан жил в этом лесу еще во времена моего деда. Это место, Синдек, носит имя клана. Мы, люди колуфо, - хозяева леса, а он - наш дом и кормилец. Мы всегда берем только то, что нам нужно для выживания. Нельзя рубить лишнюю пальму или ротанговый куст, если в этом нет необходимости. Нельзя убить еще одно животное, если охота уже состоялась. Лес поделен между кланами, а отдельные территории отданы духам.

Злых духов, как и чужаков, мы называем кваи. Если кваи заходит на нашу территорию, ему несдобровать. Мой лук всегда со мной, он часть меня. Я никогда не выхожу из дома без лука и стрел.


Короваи делают себе пирсинг, прокалывая нос шипом саговой пальмы. Женщины часто вставляют в прокол элементы костей летучей мыши

Мой дед говорил, что грозные люди асматы приходили сюда от большой реки. Они убивали мужчин и уводили женщин. Колуфо стали строить дома высоко на железных деревьях, чтобы кваи не смогли достать. Незаметно забраться к нам в дом невозможно: лестница крепится к самой крыше, и если враг начнет подниматься, то раскачиваться будет вся конструкция. Кроме того, вокруг дерева мы делаем засеку. Сухие ветки и стволы будут хрустеть под ногами приближающихся кваи. Мы их сразу услышим.

Люди, называющие нас короваями, пришли из-за Большого леса и Большой воды, чтобы уничтожить нашу веру, а вместе с ней и народ колуфо. Предки говорили, что однажды призраки с белой кожей вторгнутся в наши владения. Тогда земля расколется, все вокруг охватит огонь и горы будут падать с небес. Могущественный дух Гинол, создавший наш мир, разрушит его до основания и создаст новый…


Срубить пальму, содрать с нее кору и измельчить древесину - тяжелая мужская работа

Белые люди строят поселения вдоль большой реки. Они рассказывают нам про своих богов и возводят храмы на нашей земле. Они - кваи, им сюда путь заказан. Но многие наши соплеменники, особенно молодые женщины, уходят в их мир в поисках другой жизни.

У меня есть жена и две дочери на выданье. Иметь дочерей - большое счастье. Наши люди нередко враждуют между собой из-за женщин, которых всегда не хватало. Был случай, когда мужчина из одного клана выкрал в соседней деревне 13-летнюю девочку. Ее родители потребовали вернуть дочь. В назначенный срок девочку не вернули, и тогда ее родственники убили похитителя, а его тело принесли в свою деревню и съели.

Предки верили, что отмщение может быть полным только в том случае, если враг не просто убит, но и съеден. Душа заключается в мозге и желудке, а значит, нужно съесть именно их .

В моей деревне о каннибализме давно забыли. Однако у отдельных кланов он еще практикуется. Злой дух, будь то враг или колдун, должен быть уничтожен и съеден. Колуфо верят, что колдуны - кхакхуа - являются причиной смерти здорового человека, если он не старик и не младенец. Кхакхуа поедают человека изнутри и наполняют тело золой, чтобы никто не заметил произошедшего. Иногда умирающий успевает назвать имя приходившего к нему кхакхуа. Колдуном может быть мужчина из того же клана, друг или родственник. Если кхакхуа съел человека, колуфо должны съесть кхакхуа и таким образом уничтожить злого духа.

Есть духи, которых мы почитаем. Это духи наших предков, наши корни. Те, кто умер, обязательно возвращаются. Лидер клана на земле мертвых может отправить умершего обратно на родную землю в теле новорожденного.


Большинство домов строится на высоте 5–10 метров от земли

Чтобы задобрить духов в трудные времена, колуфо приносят в жертву свинью. Это самое дорогое, что у нас есть. Мы не разводим свиней. В лесу мы охотимся на диких кабанов, а их детенышей подбираем. Молочных поросят женщины выкармливают грудью, как своих детей. Потом свиньи фактически становятся членами семьи. Их-то мы и приносим в жертву духам.

Кровь и сало жертвенной свиньи предназначаются духу-создателю Гинолу, а мясо достается колуфо. Ритуал проходит у реки. Женщинам нельзя его видеть. В противном случае жертва не будет принята и беды племени не закончатся. Охотник должен пустить стрелу точно в сердце животного. И два дня после обряда, пока Гинол будет пить стекшую в воду кровь свиньи, никто не смеет входить в реку.

В нашей жизни много запретов. Мужчина и женщина не должны быть вместе слишком часто. Любой дом на дереве обязательно разделен на две половины: мужскую и женскую. Муж и жена не могут вести личные беседы на людях, только в уединении. Интимные места должны быть скрыты. Женщина носит юбку из волокон саговой пальмы, а мужчина надевает на кончик пениса дутамон - маленький чехол из листа дерева. Так делали мой дед и прадед, так делаю я и так будут делать мои дети.

Когда мальчик готовится стать мужчиной, мы ведем его в лес для сакрального надевания дутамона вдали от женских глаз. Дутамон, как и ротанговый пояс в несколько оборотов, - это одежда мужчины колуфо, которую дает лес. Иногда, если дутамон по каким-то причинам неудобен, мужчина колуфо надевает скорлупу ореха. Такой футляр мы называем баяк.


Короваи устраивают очаг прямо в доме. Для этого они выстилают место под костром слоем глины

Женщина, собираясь рожать, должна уйти из дома в лес. Рожать на дереве нельзя. Муж строит ей маленькую хижину в лесу. Спустя месяц после родов женщина с младенцем может вернуться в общий дом. Не каждая возвращается, многие умирают при родах. Еще чаще умирают новорожденные. Если первый ребенок не выжил, то родившемуся после него нужно отрубить фалангу пальца. Это жертва во имя жизни.

Когда колуфо умирает, родственники оплакивают покойника один день, и на следующее утро вся семья покидает дом, оставляя его вместе с запасами еды - духу умершего. Колуфо строят новое жилище в другом месте в пределах родовой территории.


Мы переходим на другую территорию, только когда истощается лес, дающий нам пропитание. Самое важное для колуфо - заросли саговой пальмы на болотах. Она наша кормилица. В добыче саго участвует весь клан. Мужчины каменными топорами долго рубят волокнистый ствол дерева, пока оно не рухнет на землю. Потом ствол, очистив его от коры, измельчают в крошку. После этого за дело берутся женщины. Они промывают древесную массу в воде - в корыте из пальмовых листьев, в результате чего на дне оседает крахмал. Из высушенного саго женщины делают хлеб.

Иногда срубленные пальмы мы целиком оставляем гнить в болоте, чтобы духи послали нам саговых личинок. Если вернуться через три полных луны, в стволе уже будет много больших и мясистых личинок жука-дровосека. Это наше главное лакомство, которое мы в первую очередь предложим гостю.


Личинка жука-дровосека - лучшее угощение

Один раз в году, когда идут большие дожди и пищи достаточно, несколько соседних деревень встречаются на празднике саговых личинок. Для этого строится большой дом на земле. Каждый клан приходит с родовым деревянным щитом, у каждого свой рисунок. Раньше на празднестве собиралось очень много колуфо. Еды хватало на всех. Мы всегда верили: чем пышнее торжество, тем большего благосостояния достигнет наш род и тем больше детей будут рожать наши женщины.

Сейчас семьи колуфо становятся все меньше, все чаще молодежь покидает наш лес, а традиции уходят в прошлое. Если так пойдет и дальше, только старшее поколение колуфо останется на родовой территории и род наш угаснет. И тогда темное пророчество предков сбудется: грянет гром, и Гинол уничтожит наш мир навсегда.

О РИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Папуа, Индонезия

Столица Джаяпура
Площадь провинции Папуа 309 934 км² (1-е место в Индонезии)
Население 3 672 000 чел.
Плотность населения 12 чел/км²
Площадь Индонезии 1 904 569 км² (14-е место в мире)
Население 255 млн чел. (4-е место)
Плотность населения 125 чел/км²

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ дома на деревьях на высоте до 50 метров в деревнях Абоу и Уалуп в районе Янирума; миссионерское поселение Байгон с протестантской церковью и домами на сваях.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА саговая лепешка с личинками жука-дровосека, свинина в саговом листе, запеченная под раскаленными камнями.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ сок «красного фрукта» пандана.
СУВЕНИРЫ нож из кости казуара, каменный топор с ручкой из железного дерева и ротанговой обвязкой, ожерелье из зубов собаки.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Джаяпуры ~11 050 км (от 18 часов полета без учета пересадок)
ВРЕМЯ опережает московское на 6 часов
ВИЗА россиянам не нужна
ВАЛЮТА индонезийская рупия (100 000 IDR ~ 7,5 USD )

  • Развивающая:

Воспитательная:

Основные понятия:

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран

Ход урока:

Актуализация знаний (слайд 1). Учитель:

  • Что вы ели вчера и сегодня?

Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям - земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача:

Мотивация (слайд 2).

Учитель: хронолет, в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.

племя

Изучение нового материала:

Учитель: Племя родовых общин:

Выберите старейшину

Работа в группах

Проблемное задание

Род Бобра

Мотыжное земледелие

Начало:

Слова-помощники:

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Мы научились посуду и одежду.

Слова-помощники:

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: " Возникновение земледелия и скотоводства" »

Возникновение земледелия и скотоводства.

План урока в 5 классе по истории Древнего мира.

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей.

Задачи:

    Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводство и ремесел для первобытных людей.

    Развивающая: развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин.

Оборудование:

    Компьютер

    Мультимедийный проектор

    Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

    Дидактические раздаточные материалы для работы групп (в конспекте урока в таблице)

    Таблички на столах с названиями «родовых общин»

    Листы самоконтроля (приложение 1)

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. М., Просвещение,2014

    Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.-М., Просвещение, 2012.

Основные даты: около 10 т.л.н.- возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока: урок-игра «Народное собрание»

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения.

Ход урока:

Актуализация знаний (слайд 1). Учитель:

    Что вы ели вчера и сегодня?

    Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

    Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

    Откуда брали пищу самые первые люди?

    Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

Мотивация (слайд 2).

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса машина - хронолет, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давйте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирание племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: Племя Огня (слайд 3) состоит из трех родовых общин: род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов- больше возможности выжить…

Работа в группах:

Проблемное задание

Род Бобра

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова - помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…, поэтому…

Слова-помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логового кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Мы научились посуду и одежду.

1.Сплетенную из веток и обмазанную ___________ корзину, мы поставили в ___________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ____________.

2.Из ______________ животных и волокон ___________ мы научились скручивать _______________. Так мы изобрели __________.

3.Из нитей на_____________ мы изготовили ________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ______________.

Слова-помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 4, 7, 8).

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода- решение тестов.

Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и пристально уточняющее вопросы:

Закрепление: вопросы группам (после отчета «старейшины»)

Земледелие: Что такое земледелие?

1 .Земледелие возникло из: 2 . Найдите лишнее:

А) охоты В земледельческих работах применяли:

Б) собирательство А) мотыгу

В) рыболовства Б) серп

Г) ремесла В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Земледелие возникло: Скотоводство: что такое скотоводство?

А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке 4. Скотоводство возникло из:

Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке А) охоты

В) около 10 тыс.л.н. в Западной Азии Б) собирательства

Г) около 7 тыс.л.н. в Двуречье В) рыболовства

(р-т З.13) Г) ремесла

5. Первое животное, которое приручили 6. Назовите принцип, объединяющий эти

древние люди был(а): понятия:

А) тигр Собирательство и земледелие, охота и

Б) лошадь скотоводство

В) корова А) эти занятия позволили первобытным

Б) собака людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время

с земледелием, охота- со скотоводство

Ремесло: 8. Какое ремеслоне возникло у первобытных

Что такое ремесло? А) изготовление рыцарских доспехов

А) обработка земли Б) гончарство

Б) разведение скота В) прядение

В) изготовление Г) ткачество

Г) продажа товаров

9. Гончарство – это: 10. Выберите неправильный ответ:

А) изготовление нитей Несколько родовых общин, живущих

Б) изготовление глиняной посуды в одной местности:

В) изготовление тканей А) составляли племя

Г) строительство жилищ Б) состояли из больших из семей

В) управлялись советом старейшин

Общий вопрос (слайд 9).

Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

Г) земледелие

Д) ремесла

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

Проверка правильности ответов, выставление и подсчетов баллов. За каждый правильный ответ- 1 балл учащиеся ставят в лис самоконтроля.

Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода путем суммирования отметок (или баллов), у каждого «рода» больше способность выживанию

Учитель: Какие общие выводы вы сделали (слайд 10)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство из охоты

2. На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3. У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

4. Уровень жизни людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

Практическая направленность (слайд 11):

    Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым?(можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.)

    От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т.д.)

Рефлексия: (слайд 12).

    Что на уроке было главным?

    Что было интересным?

    Что нового я узнал на уроке?

    Чему научился?

Домашнее задание:

Список использованной литературы:

    Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод.пособие. –М: Дрофа,2012(некоторые тесты)

    Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания/сост. В.Г.Носков. - М.:Мысль,1990(эпиграф)

    Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. - М.:АРКТИ,2011

Приложение 1.

Лист самоконтроля

Учащегося 5 _____ класса ________________

№ вопроса

В вопросах за каждый правильный ответ – 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

Всего баллов:____________________ Оценка:___________________