К показателям физической подготовки относятся. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. Вопрос: Кровь состоит из

Тестовые вопросы по физической культуре. 1.Под физической культурой понимается: а - педагогический процесс по физическому совершенствованию человека; б - регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание организма; в - достижения общества, отражающие физическое и духовное развитие человека. 2.Какое из понятий является наиболее емким (включающим все остальные): а - спорт; б - система физического воспитания; в - физическая культура. 3.Процесс, направленный на разностороннее воспитание физических качеств человека, обеспечивающий формирование с детского возраста физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием, называется: а - общей физической подготовкой; б - специальной физической подготовкой; в - гармонической физической подготовкой; г - прикладной физической подготовкой. 4.Состояние организма, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных действий, обозначается как: а - развитие; б - закаленность; в - тренированность; г - подготовленность. 5.К показателям физической подготовленности относятся: а - сила, быстрота, выносливость; б - рост, вес, окружность грудной клетки; в - артериальное давление, пульс; г - частота сердечных сокращений, частота дыхания.6.Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательными и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как: а - тренировка; б - методика; в - система знаний; г - педагогическое воздействие. 7.Какая страна является родиной Олимпийских игр: а - Рим; б - Китай; в - Греция; г - Египет. 8.Где проводились древнегреческие Олимпийские игры: а - в Олимпии; б - в Спарте; в - в Афинах. 9.Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира: а - они имели мировую известность; б - в них принимали участие атлеты со всего мира; в - в период проведения игр прекращались войны; г - они отличались миролюбивым характером соревнований. 10.Олимпийские игры (летние или зимние) проводятся через каждые: а - 5 лет; б - 4 года; в - 2 года; г - 3 года. 11.Зимние игры проводятся: а - в зависимости от решения МОК; б - в третий год празднуемой Олимпиады; в - в течении последнего года празднуемой Олимпиады; г - в течении второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.12.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) предполагает: а - упорядоченный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек; б - регулярное обращение к врачу; в - физическую и интеллектуальную активность; г - рациональное питание и закаливание. 13.Какой фактор играет определяющую роль для состояния здоровья человека: а - образ жизни; б - наследственность; в - климат. 14.При физической работе в душном помещении или одежде, которая плохо пропускает воздух, может возникнуть: а - ожог; б - тепловой удар; в - перегревание; г - солнечный удар. 15.Основными источниками энергии для организма являются: а - белки и минеральные вещества; б - углеводы и жиры; в - жиры и витамины; г - углеводы и белки. 16.Рациональное питание обеспечивает: а - правильный рост и формирование организма; б - сохранение здоровья; в - высокую работоспособность и продление жизни; г - все перечисленное. 17.Физическая работоспособность - это: а - способность человека быстро выполнять работу; б - способность разные по структуре типы работ; в - способность к быстрому восстановлению после работы; г - способность выполнять большой объем работы.18.Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями в сочетании с использованием оздоровительных сил природы, отличаются: а - фагоцитарной устойчивостью; б - бактерицидной устойчивостью; в - специфической устойчивостью; г - не специфической устойчивостью. 19.Что понимается под закаливанием: а - посещение бани, сауны; б - повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды; в - купание, принятие воздушных и солнечных ванн в летнее время; г - укрепление здоровья. 20.К объективным критериям самоконтроля можно отнести: а - самочувствие, аппетит, работоспособность; б - частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию; в - нарушение режима, наличие болевых ощущений. 21.Назовите основные факторы риска в образе жизни людей: а - малая двигательная активность (гипокинезия), психологические стрессы; б - нарушение в питании, переедание, алкоголизм, наркомания, курение; в - все перечисленное. 22.Вероятность травм при занятиях физическими упражнениями снижается, если занимающиеся: а - переоценивают свои возможности; б - следуют указаниям учителя; в - владеют навыками выполнения движений; г - не умеют владеть своими эмоциями. 23.При получении травмы или ухудшении самочувствия на уроке учащийся должен прекратить занятие и поставить в известность: а - учителя, проводящего урок; б - классного руководителя; в - своих сверстников по классу; г - школьного врача.24.Какими показателями характеризуется физическое развитие: а - антропометрическими показателями; б - ростовесовыми показателями, физической подготовленностью; в - телосложением, развитием физических качеств, состоянием здоровья. 25.Формирование человеческого организма заканчивается к: а - 14-15 годам; б - 17-18 годам; в - 19-20 годам; г - 22-25 годам. 26.Главным отличием физических упражнений от других двигательных действий является то, что они: а - строго регламентированы; б - представляют собой игровую деятельность; в - не ориентированы на производство материальных ценностей; г - создают развивающий эффект. 27.Техникой движений принято называть: а - рациональную организацию двигательных действий; б - состав и последовательность движений при выполнении упражнений; в - способ организации движений при выполнении упражнений; г - способ целесообразного решения двигательной задачи. 28.Назовите из предложенного списка неправильно названные физические качества (несколько ответов): а - стойкость; б - гибкость; в - ловкость; г - бодрость; д - выносливость; е - быстрота; ж - сила.29.Это физическое качество проверяют тестом «челночный бег 3 по 10» у учащихся общеобразовательных школ: а - выносливость; б - скоростно-силовые и координационные; в - гибкость. 30.Ловкость - это: а - способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро их перестраивать в соответствии с изменяющимися условиями; б - способность управлять своими движениями в пространстве и времени; в - способность ловко управлять двигательными действиями в зависимости от уровня развития двигательных качеств человека. 31.Быстрота - это: а - способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени; б - способность человека быстро набирать скорость; в - способность человека выполнять упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции. 32.Под гибкостью как физическим качеством понимается: а - комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона; б - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений; в - комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев; г - эластичность мышц и связок. 33.Сила - это: а - способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины и условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц; б - способность противостоять утомлению, вызываемому относительно положительными напряжениями значительной величины; в - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий.34.Под выносливостью как физическим качеством понимается: а - комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки; б - комплекс психофизических свойств человека, определяющий способность противостоять утомлению; в - способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь; г - способность сохранять заданные параметры работы. 35.Нагрузка физических упражнений характеризуется: а - величиной их воздействия на организм; б - напряжением определенных мышечных групп; в - временем и количеством повторений двигательных действий; г - подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием здоровья. 36.Активный отдых - это: а - специфическая подготовка спортсмена к предстоящим соревнованиям; б - двигательная деятельность, снимающая утомление и способствующая восстановлению работоспособности; в - деятельность, направленная на совершенствование двигательного действия в изменяющихся условиях. 37.Подводящие упражнения применяются: а - если обучающийся недостаточно физически развит; б - если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы; в - если необходимо устранять причины возникновения ошибок; г - если применяется метод целостно-аналитического упражнения. 38.Бег на дальние дистанции относится к: а - легкой атлетике; б - спортивным играм; в - спринту; г - бобслею. 39.При беге на длинные дистанции по правилам соревнований применяется: а - низкий старт; б - высокий старт; в - вид старта по желанию бегуна.40.В переводе с греческого «гимнастика» означает: а - гибкий; б - упражняю; в - преодолевающий. 41.XXI зимние Олимпийские игры проходили в: а - Осло; б - Саппоро; в - Сочи; г - Ванкувере. 42.Динамика индивидуального развития человека обусловлена: а - влиянием эндогенных и экзогенных факторов; б - генетикой и наследственностью человека; в - влиянием социальных и экологических факторов; г - двигательной активностью человека. 43.Простейший комплекс ОРУ (обще развивающие упражнения) начинается с упражнения: а - для мышц ног; б - типа потягивания; в - махового характера; г - для мышц шеи. 44.При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать: а - через рот и нос попеременно; б - через рот и нос одновременно; в - только через рот; г - только через нос. 45.Правила баскетбола при ничейном счете в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью: а - 3 минуты; б - 7 минут; в - 5 минут; г - 10 минут.46.Два очка в баскетболе засчитывается при броске в корзину: а - из зоны нападения; б - с любой точки площадки; в - из зоны защиты; г - с любого места внутри трех очковой линии. 47.Правилами волейбола каждой команде во время игры предоставлено максимум...... удара (передачи) для возвращения мяча на сторону соперника (не считая касания на блоке): а - 2; б - 4; в - 3; г - 5. 48.Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей, принято называть: а - гимнастикой; б - соревнованием; в - видом спорта. 49.Основой методики воспитания физических качеств является: а - простота выполнения упражнений; б - постепенное повышение силы воздействия; в - схематичность упражнений; г - продолжительность педагогических воздействий. 50.Назовите способы передвижения человека (несколько ответов): а - ползание; б - лазанье; в - прыжки; г - метание; д - группировка; е - упор.51.Какие основные базовые виды двигательных действий входят в школьную программу физического воспитания (несколько ответов): а - метание дротика; б - ускорения; в - толчок гири; г - подтягивание; д - кувырки; е - стойка на одной руке. 52.Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке: а - вверху - красное, голубое, черное, внизу - желтое и зеленое; б - вверху - зеленое, черное, красное, внизу - голубое и желтое; в - вверху - голубое, черное и красное, внизу - желтое и зеленое; г - вверху - голубое, черное, красное, внизу - зеленое и желтое. 53.Пять олимпийских колец символизируют: а - пять принципов олимпийского движения; б - основные цвета флагов стран-участниц Игр Олимпиады; в - союз континентов и встречу спортсменов на Олимпийских играх; г - повсеместное становление спорта на службу гармонического развития человека. 54.Укажите, кто из выдающихся спортсменов РФ в настоящее время является членом Международного олимпийского комитета (МОК): а - Вячеслав Фетисов; б - Юрий Титов; в - Александр Попов; г - Александр Карелин. 55.Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является: а - биологический возраст; б - календарный возраст; в - скелетный и зубной возраст.56.Систематическое употребление веществ, изменяющих психологическое состояние человека (табака, алкоголя, ингаляторов), специалисты расценивают как: а - асоциальное поведение; б - респективную привычку; в - вредную привычку; г - консеквентное поведение. 57.Игры, проведенные в Москве, были посвящены Олимпиаде: а - 20-ой; б - 21-ой; в - 22-ой; г - 23-ой. 58.Один из способов прыжка в длину в легкой атлетике обозначается как прыжок: а - «с разбега»; б - «перешагиванием»; в - «перекатом»; г - «ножницами». 59.Гиподинамия - это: а - пониженная двигательная активность человека; б - повышенная двигательная активность человека; в - нехватка витаминов в организме; г - чрезмерное питание. 60.Олимпийский девиз, выражающий устремления олимпийского движения, звучит как: а - «Быстрее, выше, сильнее»; б - «Главное не победа, а участие»; в - «О спорт - ты мир!».О т в е т ы: 1 . в 2 . в 3 . а 4 . в 5 . а 6 . б 7 . в 8 . а 9 . в 1 0 . б 1 1 . б 1 2 . в 1 3 . а 1 4 . б 1 5 . б 1 6 . г 1 7 . г 1 8 . г 1 9 . б 2 0 . б 2 1 . в 2 2 . б 2 3 . а 2 4 . а 2 5 . г 2 6 . в 2 7 . а 2 8 . а, г 2 9 . б 3 0 . а 3 1 . а 3 2 . в 3 3 . в 3 4 . б 3 5 . а 3 6 . б 3 7 . б 3 8 . а 3 9 . б 4 0 . б 4 1 . г 4 2 . а 4 3 . б 4 4 . в 4 5 . в 4 6 . г 4 7 . в 4 8 . б 4 9 . б 5 0 . а, б, в 5 1 . б, г, д 5 2 . в 5 3 . в 5 4 . в 5 5 . а 5 6 . в 5 7 . в 5 8 . а 5 9 . а 6 0 . а57.в 58.а 59.а 60.а

1. Самый высокий ранг соревнований:
чемпионат мира
Олимпийские игры

2. Наилучшие показатели работоспособности человека характеризуются следующими значениями индекса Руффье:
0,5
0,6
0,7
0,8

3. С увеличением значения индекса Руффье работоспособность:
возрастает
снижается

4. Для развития скоростных качеств используют бег:
спринтерский
спринтерский и с ускорениями

5. Взрывную силу характеризуют тесты:
прыжки в длину и высоту
прыжки в длину и через скакалку
прыжки в длину и челночный бег

6. С увеличением значения весоростового индекса:
возрастает дефицит массы тела
снижается избыток массы тела
возрастает избыток массы тела
снижается дефицит массы тела

7. К показателям функциональной подготовленности, характеризующим физическое состояние, относятся:
вес и рост
артериальное давление и частота сердечных сокращений
сила, выносливость, скорость

8. Если в полдень стать спиной к солнцу, то (впереди, сзади, справа, слев будет:
юг
север
запад
восток

9. Самый быстрый бег:
стайерский
марафонский
спринтерский
трусцой

10. К показателям физического развития относятся:
масса тела
рост
частота сердечных сокращений

11. Физическое развитие весоростовой индекс:
характеризует
не характеризует

12. Для развития общей выносливости используют бег:
спринтерский
стайерский
спринтерский, с ускорениями и повторный бег с максимальной скоростью

13. Физическое развитие человека может быть представлено показателями:
весовыми и ростовыми
весоростовыми и силовыми

14. К тестам функционального состояния относятся:
частота дыхания и сила
сила и частота сердечных сокращений
частота сердечных сокращений и время задержки дыхания

15. К показателям физического развития относятся:
вес и рост
артериальное давление и частота сердечных сокращений
время задержки дыхания и окружность грудной клетки
сила, выносливость, скорость

Другие записи из рубрики

http://dekane.ru/fizicheskaya-kultura-test-1/

Показатели физического развития

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

К соматометрическим показателям относятся :

· Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

· Вес – правильнее говорить «масса тела».

Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.

Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока . согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

рост (см) х объём грудной клетки (см)

http://studopedia.org/1-44908.html

Учебные материалы для студентов

Тест по валеологии. Часть 1

1. Под физической культурой обычно понимают:

а) уровень физической подготовленности населения, обеспечиваемый занятиями физическими упражнениями;

б) часть общей культуры, связанная преимущественно с физическим
воспитанием;

в) массовая форма занятий физическими упражнениями, направленная
на укрепление здоровья населения.

2. Физическое развитие - это

а) процесс воспитания физических качеств человека;

б) процесс овладения двигательными умениями и навыками;

в ) изменение морфо-функциональных свойств организма человека в
течение жизни человека;

3. К показателям, характеризующим физическое развитие человека, относятся:

а ) показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств;

б) показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов;

в) уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных
умений и навыков;

4. К средствам физической культуры относят:

а) физические упражнения;

б)режим труда, сна, питания; санитарно - гигиенические условия;

5. Здоровье можно определить как

а) отсутствие болезней и физических дефектов;

б) качество приспособления организма к условиям внешней среды;

в ) состояние полного физического, душевного и социального
благополучия;

6. Здоровье в большей степени зависит

а) от наследственности,от экологических факторов;

в) от состояния системы здравоохранения;

7. Образ жизни определяется

а) уровнем, качеством и стилем жизни;

б) конституцией человека;

8. Здоровый образ жизни предполагает

а) активно развитую рефлексию; отказ от вредных привычек, культуру общения и сексуального поведения;

б) рациональный двигательный режим, гигиену труда, отдыха и питания;

9. Оптимальный двигательный режим студента

а) характеризует тот уровень движений, который необходим для
нормального функционального состояния организма;

б) должен предостерегать от чрезмерно высоких нагрузок, которые
могут привести к переутомлению, перетренированности, снижению
работоспособности;

10. Физкультурная пауза в большей мере способствует

б) ускоренной врабатываемости организма;

в) эмоциональной и волевой устойчивости;

11. Способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности
при глобальном функционировании мышечной системы называется

а) физической работоспособностью;

в) общей выносливостью;

12. Какое из физических качеств при его чрезмерном развитии
отрицательно влияет на гибкость:

а) наличие системы дополнительных стимулов;

б) ответную реакцию на внешние воздействия;

  1. Самосовершенствование - это процесс, предполагающий

а) самопознание, самоопределение, подражание, самообразование,самовоспитание;

б) самонаблюдение, самосравнение, самоутверждение;

  1. Укажите виды спорта, которые непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

А) синхронное плавание;

16. Основной девиз Олимпийских игр

Б) сильнее, справедливее, честнее;

17.Укажите размеры волейбольной площадки:

18.Количество игроков на площадке во время игры в волейбол:

19. Укажите вид спорта наиболее целесообразный для
совершенствования кардиореспираторной системы

а) водный слалом;

20. Мяч, при игре в волейбол, попавший на боковую линию, считается:

21. Из скольких партий проводится 1игра по волейболу:

22. До скольких очков играется первая партия в волейболе:

23. При касании мячом сетки во время подачи в волейболе, игра:

Б) останавливается с переходом подачи к другой команде;

В) засчитывается спорный мяч

24. Сколько касаний мяча могут произвести игроки одной команды во время одного розыгрыша в волейболе?

25.Спорт – это:

А) вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей;

Б ) собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения в этой сфере;

В) специализированный педагогический процесс, построенный на системе физических отношений и направленный на участие в спортивных соревнованиях;

26. Вид спорта – это:

А) конкретное соревновательное упражнение;

Б) специализированная соревновательная деятельность, в которой два или больше соперников стремятся победить друг друга;

В ) исторически сложившийся в ходе развития спорта вид соревновательной деятельности, сформировавшейся как самостоятельное соревнование.

27. Переход игроков по площадке в волейболе производится при:

В) при выигрыше мяча со своей подачи

28. Переход игроков по площадке в волейболе производится:

Б) против часовой стрелки;

В) игроки передней линии меняются местами с игроками задней линии

29. Подача в волейболе подается с:

А ) любой точки свободной зоны, не заступая за лицевую линию;

Б) с середины лицевой линии;

В) в ограниченной зоне лицевой линии

30. В волейболе двойное касание – ошибка игрока при которой:

А) 2 игрока касаются одновременно мяча;

Б ) игрок ударяет мяч дважды или мяч касается различных частей его тела последовательно;

В) мяч ударяется в площадку, затем отбивается игроком

  1. Если во время игры в волейбол игрок касается сетки, то:

А ) игра останавливается с переходом подачи к команде соперника;

Б) разыгрывается спорный мяч;

В) игра продолжается

  1. В волейболе как мяч вводится в игру?

В) 3-мя пасами игроков 1 команды

  1. Обозначьте цифрами расстановку игроков по зонам в волейболе:

http://studystuff.ru/controlnaya/valeology.html

Показатели физической подготовленности

Результатом физической подготовки является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Физическая подготовленность - процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности. Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется 1 и др..

Физическую подготовленность характеризует морфофункциональное состояние организма, и она проявляется, в частности, в физических качествах - выносливости, силе, быстроте, ловкости и гибкости, а также в нейромышечной координации 50,51.

Индивидуальный подход на занятиях физического воспитания должен быть основан на особенностях физической подготовленности индивида. Как правило, в структуре физической подготовленности человека преобладает или недостаточно развито то или иное физическое качество. Наиболее распространено сильное или слабое развитие скоростно-силовых способностей, гибкости, ловкости или выносливости. Реже встречаются люди с равномерным развитием всех физических качеств в структуре физической подготовленности.

В основе индивидуального выбора средств физической культуры (видов спорта или систем физических упражнений) для направленного развития отдельных физических качеств лежит личная мотивация с целью:

Укрепления здоровья, коррекции отдельных недостатков физического развития и телосложения;

Повышения функциональных возможностей организма;

Психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности и овладения необходимыми умениями и навыками;

Достижения наивысших спортивных результатов.

Физическая подготовленность определяется путем измерения максимальной статической, динамической или смешанной работы, которую способен выполнить спортсмен. Критерием физической подготовленности при выполнении различных упражнений служат выраженные в единицах работы (кГм) или мощности (кГм / мин или ватт) эргометрические показатели. Таким показателем может быть, например, выраженная в килограммометрах суммарная работа, которую спортсмен способен выполнять, педалируя до изнеможения на велоэргометре при ступенеобразной повышающейся нагрузке. Другой показатель - максимальная мощность (в килограммометрах в 1 мин. или ваттах), которую испытуемый может удержать при восхождении на ступеньку или работе на велоэргометре в течение, например, 3 мин. В качестве эргометрического показателя может быть использовано время, на протяжении которого обследуемый способен пробежать определенную дистанцию в заданном темпе, не снижая скорости. Поднятый спортсменом вес также является эргометрическим показателем.

Для характеристики физической подготовленности можно прибегнуть к различным физиологическим критериям. Физическая подготовленность в большей мере зависит от состояния системы транспорта кислорода. Последнюю, в свою очередь, характеризует максимальное потребление кислорода, или так называемый кислородный потолок. При больших физических нагрузках возможность потребления кислорода зависит от жизненной емкости легких, минутного объема дыхания, коэффициента использования кислорода, диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану, состава крови - количества эритроцитов и гемоглобина, минутного объема кровообращения и уровня использования кислорода в тканях. Одно из важнейших звеньев этой цепи - максимальный сердечный выброс. У нетренированных лиц он достигает 20-25 л., а у отдельно выдающихся спортсменов, у которых выносливость основное качество, даже 40 л. в 1 мин. Отметим, что при мышечном покое минутный объем крови составляет 4-5 л. в 1 мин.

Работу, при которой кислородный запрос не превышает его потребление, называют аэробной. При выполнении интенсивной нагрузки система транспорта кислорода не может обеспечить доставку, соответствующую полному объему запроса. В таких условиях энергопродукция происходит в отсутствии кислорода - анаэробным путем. При этом образуется кислородный долг, который оплачивается после окончания работы.

Одним из главных показателей анаэробных способностей является максимальный кислородный долг, который наряду с кислородным потолком характеризует физическую подготовленность спортсмена. Кроме того, для оценки последней измеряют также силу, быстроту и гибкость 8,23,30,46.

Проблему информации процессов физического воспитания в современных условиях можно решить с помощью методов математической статистики, обеспечивающих реализацию качественно новых методов учебно-педагогической деятельности. Основная задача при этом состоит в создании единой системы сбора и обработки, хранения и использовании информации об этапном, текущем и оперативном состоянии студента. В системе должна использоваться такая информация, которая по своему объему, структуре, модальности и форме представления была бы доступна для восприятия студента, понятна ему. Более того, именно ее отражение в сознании студента должно побуждать мотив к двигательному действию, направленному на построение собственного здоровья и профессиональной подготовленности.

При традиционной организации процесса физического воспитания, ориентированного на одностороннее педагогическое воздействие, где в качестве основного средства выступают лишь возможности педагога, существуют определенные пределы эффективности и функционирования, ограничиваемые этими возможностями в воздействии на сознание студентов, их мотивацию к оздоровительной двигательной деятельности.

Необходимо расширение совокупности компонентов, составляющих обучающую среду процесса физического воспитания, что и позволит расширить возможности реализации дидактических принципов, активизировать сознание студентов, радикальным образом совершенствовать педагогический процесс и тем самым оказывать решающее влияние на эффективность функционирования системы физического воспитания.

Совершенно очевидно, что такая система может быть создана, и эффективно функционировать только на базе комплексного педагогического контроля, а ее применение может быть эффективно, особенно для текущего и оперативного контроля, только с использованием современных технологий.

Применение различных таблиц для перевода результатов в баллы, в килограммы, в проценты и т.д., не решает, но, в некоторой мере поможет выявить индивидуальные способности и уровень физической подготовленности студентов I - IV курсов, стимулировать их к устранению недостатков. Здесь главное, чтобы этапный контроль способствовал формированию стратегии физкультурной активности.47.

Потребность в оценке физической подготовленности людей появилась более 100 лет назад и была связана с призывом на военную службу, профессиональным отбором, обучением в высших учебных заведениях.

Как любой тест, ТФП (тест физической подготовленности), обязан иметь высокую валидность и надежность. Процедура тестирования должна быть стандартизирована. Следовательно, выполнение тестовых упражнений следует строго регламентировать, а их результаты измерять с достаточной точностью.

Если ТФП является элементом систем физического воспитания и образования в России, то в соответствии с этим он должен отвечать требованиям, отражающим правовые, ресурсные (финансы, материально-техническая база, время, необходимое для тестирования, квалификация кадров и т.д.), организационные и другие аспекты функционирования этих систем. Вытекающие из этого требования можно сформулировать так:

1. Число тестовых упражнений - по возможности минимальное;

2. Тестовые упражнения должны быть относительно простыми;

3. Использование сложных технических средств исключается;

4. Выполнение тестовых упражнений не должно приводить к травмам;

5. При тестировании необходимо соблюдать технику безопасности;

6. Тестируемые, одного пола и возраста, относящиеся к основной медицинской группе, тестируются и оцениваются по одному стандарту.

В соответствии с концепцией, принимаемой разработчиками ТФП, формируется еще одна группа требований, регламентирующих следующие вопросы: состав теста, форму оценивания результатов тестирования, нормативы в тестовых упражнениях или испытаниях, индивидуализацию, представления о гармонии физического развития человека и др.

Кроме своего прямого назначения ТФП может быть использован в следующих случаях:

1. Для получения информации об эффективности той или иной физкультурно-оздоровительной программы и всей системы физического воспитания населения.

2. Наряду с медицинскими, социальными и другими составляющими для оценивания уровня здоровья.

3. Как проводник ценностей физической культуры в сознание людей.

4. В качестве одного из каналов, через которые передается управление, в частности, это может быть изменение концепции физического воспитания и др.

В соответствии с вышеперечисленными целями могут быть разработаны различные тесты. Однако было бы очень заманчиво разработать ТФП многоцелевого назначения.

Нередко в качестве интегрального и универсального показателя уровня физической подготовленности человека предлагалось определение физической работоспособности, отождествляемое с проявлением общей (аэробной) выносливости. Тридцать лет назад Купер предложил характеризовать физическую работоспособность с помощью расстояния, пробегаемого за 12 мин.

Другими исследователями показано, что результат 12-минутного бега пропорционален такому интегральному показателю аэробной работоспособности, как максимальное потребление кислорода.

Не отрицая важности определения аэробной производительности, большинство отечественных и зарубежных авторов являются сторонниками комплексного подхода к оценке физической подготовленности человека, расходясь, однако, относительно количества и качества необходимых показателей.

На сегодняшний день существует множество форм тестирования для определения физической подготовленности человека, предлагаемые отечественными и зарубежными авторами.

Легкая атлетика - одно из основных средств укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в практике учебного процесса по физическому воспитанию в вузах, среди разнообразных форм направленного использования физической культуры, призванных удовлетворять интересы молодежи, все более популярными становятся занятия легкой атлетикой. Разумное сочетание различных упражнений легкой атлетики (ходьба, бег, прыжки, метания и др.) позволяет достичь высокого уровня развития основных физических способностей, способствует формированию высоких моральных и волевых качеств занимающихся.

Физическая подготовленность - это состояние человека, которое достигается вследствие силовых нагрузок и отличается хорошей работоспособностью, разнообразной двигательной практикой и усовершенствованием физиологических особенностей.

Что она дает

Человек, обладающий замечательной самоподготовкой, имеет хорошую устойчивость к разным болезням, напряженной обстановке и влиянию других негативных факторов. У него неплохо развиты системы дыхания и кровообращения, обмен веществ. Мышление, внимание и память у такого человека меньше склонны к развитию утомления. Все эти особенности дают человеку возможность добиваться отличных успехов в учебной, соревновательной и трудовой практике. Максимальный уровень физической подготовленности приобретается благодаря выдержке и старанию учащихся.

Спортивные качества

Главными физическими свойствами считаются:

  • сила;
  • гибкость;
  • скорость;
  • уровень опыта и мастерства;
  • координация (ловкость);
  • выносливость.

Эти все черты должны совершенствоваться в совокупности для достижения наилучших результатов.

Как влияет на организм

Физическая подготовленность - это в какой-то степени и изменение физиологии спортсмена, у которого хорошо начинает развиваться пластика, подвижность и укрепляются мышцы. Также в организме заметно ускоряется обмен веществ, улучшается общее состояние, чувствуется легкость тела.

От чего оно зависит?

Физическое развитие и физическая подготовленность человека в большей мере обуславливаются особенностями его организма. К сожалению, окружающая среда по большей части негативно влияет на организм в целом. И здесь большое значение имеют занятия физкультурой, питание, отказ от вредных привычек, а также ежедневное пребывание на свежем воздухе.

Физиологическое формирование так же, как рождение и смерть, считается естественным процессом для человека. Процессы физического развития и полового созревания связаны между собой, и на этой стадии происходят заметные перестроения в организме, а также люди изменяются внешние. Однако такие процессы еще ощутимо зависят от санитарно-гигиенических, социальных, экономических и других обстоятельств.

Показатели физической подготовленности еще обуславливаются принадлежностью людей к различным Молодому поколению гораздо легче развивать красивую и ровную осанку, выполнять определенный ряд упражнений, а также выдерживать некоторые силовые нагрузки. Человеку преклонного возраста в тренировках уже много чего будет не под силу, так как здоровье просто-напросто не позволит справиться с дополнительной работой.

Характеристика спортивной подготовки

Высокая степень такой готовности дает хорошие показатели умственной и мышечной трудоспособности. Понятие "тренировка" и "развитие" очень часто путают. Необходимо учесть, что физическая подготовленность - это достижение значимых успехов в результате длительных и изнурительных занятий, которые проводятся для приобретения нужных профессиональных навыков. А развивается человек просто физиологически, по внешним признакам, без помощи какого-либо рода силовых занятий.

Такая подготовка еще способствует развитию разных систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной) и приобретению таких способностей, как гибкость, ловкость, сила, стойкость, быстрота.

Оценка физической подготовленности

Анализ уровня данной подготовки совершается по итогам (тестов) на выносливость, интенсивность нагрузки и многое другое. Уровень общей физподготовки устанавливается посредством ряда диагностик. Программа и подборка тестов должны быть выбраны с учетом профессиональных качеств, возраста и пола, а также соответствовать используемым физкультурно-оздоровительным методикам.

Нормы занятий спортом

Существуют основные параметры и показатели физической подготовленности, которых необходимо придерживаться.


Заключение

Физическая подготовленность - это еще и процесс развития, который распознается по внешним характеристикам. Даже внешне человек с высоким уровнем подготовки отличается от того, кто далек от спорта и не следит за питанием. Ведь человек, который придерживается определенного графика занятий, соблюдает диету, отказывается от различных пагубно влияющих на состояние организма привычек, всегда будет выглядеть хорошо и чувствовать себя просто замечательно!

Под общей выносливостью понимается способность проти-востоять утомлению при нагрузках умеренной мощности с пре-имущественно аэробным обменом в мышцах. Основным пока-зателем общей выносливости можно считать время в беге на 2000 м (девушки) / 3000 м (юноши).

Спринтерская выносливость

Спринтерская выносливость — способность противостоять утомлению при работе с максимальной мощностью и опти-мальной частотой движений — выражается расстоянием, про-бегаемым с максимальной скоростью в единицу времени.

Скоростная выносливость

Скоростную выносливость можно определить расстоянием, пробегаемым с субмаксимальной скоростью (составляющей 90 % от максимальной) в единицу времени.

Силовая выносливость

Силовая выносливость — способность мышцы или мышеч-ной группы противостоять утомлению при многократном мы-шечном сокращении, т. е. при длительной силовой работе, — для мускулатуры плечевого пояса и рук выявляется с помо-щью подтягиваний из виса на перекладине; для мускулатуры брюшного пресса — подниманий и опусканий туловища в по-ложении лёжа.

Сила

Мышечная сила — это способность мышцы преодолевать сопротивление.

Скоростная сила

Для измерения скоростной силы можно применять следу-ющие показатели:

  • сила ног: количество приседаний в течение 20 с, количест-во выпрыгиваний из приседа вверх прогибаясь в течение 20 с;
  • сила рук: количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа в течение 10 с, количество подтягиваний в течение 10 с;
  • сила мышц брюшного пресса и спины: количество подни-маний туловища до прямого седа из положения лёжа на спине в течение 10 с, количество подниманий ног вперёд в висе в течение 10 с.

Абсолютная сила

Для спортсменов, которым приходится преодолевать внеш-ние сопротивления (например, для штангистов), большое зна-чение имеет абсолютная сила. Её показателем может служить степень силового напряжения при преодолении максималь-ных сопротивлений. Повысить достижения можно, улучшая нервно-мышечную координацию и увеличивая мышечную массу. И наоборот, в тех видах спорта , в которых атлетам при-ходится преодолевать вес собственного тела (бег, прыжки, гим-настика, плавание), решающее значение имеет относительная сила.

Быстрота (скорость)

Быстрота характеризуется максимально быстрым чередова-нием сокращения мышц и их расслабления. Различают сприн-терскую быстроту, быстроту движений, быстроту реакций.

Спринтерскую скорость можно определить по времени, ко-торое испытуемый затрачивает на преодоление 25 м с ходу.

Оценка физической подготовленности поводится на основе данных контроля физического состояния , в частности — оценки функционального состояния организма . Её желательно проводить с по-мощью системы контрольных испытаний, подобранных в соответствии с состоянием здоровья , целью тестирования и т.д. Для этого специалисты настоятельно рекомендуют ведение дневника самоконтроля (таблица 1).

Таблица 1. Дневник самоконтроля (фрагмент)

Ф.И.О. — Иванов П.И.

Год рождения — 1999.

По разнице показателей результатов тестирования физической подготовленности (например, в начале и в кон-це семестра) можно судить об эффективности физической подготовки: адек-ватности используемых средств и методов физического воспи-тания, а также развитии показателей физической подготовленности.

Нормативы для вооружённых сил

Приведённые тесты и результаты дают представление о нормативах, принятых в вооружённых силах различных го-сударств.

Великобритания. В вооружённых силах приняты мини-мальные нормативы по физической подготовке, представлен-ные в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Тест исходных физических возможностей (Великобритания)

Норматив

Возраст, лет

17 — 29

30 — 34

35 — 39

40 — 44

45 — 49

Степ-тест (по табл.)

Подтягивание на переклади-не, раз

Поднимание туловища, раз

Отжимание на брусьях, раз

Прыжок в вы-соту с места, дюймов (1 дюйм = 2,54 см)

Таблица 3. Тест базовой физической пригодности (Великобритания)

Норматив

Возраст, лет

17 — 29

30 — 34

35 — 39

40 — 44

45 — 49

Бег на дистанцию 1,5 мили (2,4 км), мин, с

Бег на дистанцию 3 мили (4,8 км), мин, с

Степ-тест (по табл.)

Германия. Для военнослужащих не старше 24 лет разра-ботаны нормативы, приведённые в таблице 4.

Таблица 4. Тест физической пригодности (Германия)

Упражнения

Оценка

Отлично

Очень хорошо

Хорошо

Почти хорошо

Удовлетворительно

Почти удовлетворительно

Бег на дистанцию 50 м, с

Прыжок в длину с места, м

Броски медбола массой 3 кг в течение 30 с из положения лёжа на груди, раз

Поднимание туловища из поло-жения лёжа в течение 30 с, раз

Подтягивание на перекладине, раз

Челночный бег 2 × 10 м с грузом, с

Бег на дистанцию 2000 м, мин, с

США. Два раза в год сдаётся тест (таблица 5), результаты ко-торого оцениваются в зависимости от возраста (таблицы 6 и 7).

Таблица 5. Тест физической пригодности (США)

Очки

Норматив

Подтягивание, раз

Поднимание туловища, раз

Бег на дистанцию 3 мили (4,8 км), мин, с

Таблица 6. Минимальные требования (США)

Возраст, лет

Норматив

Очки

Подтя-гивание, раз

Поднима-ние туло-вища, раз

Бег на 3 мили, мин

За 3 упраж-нения

Допол-нитель-ные

Общее количе-ство