Исследовательская деятельность педагога дополнительного образования. Педагога дополнительного образования моу дод вгсют. педагога дополнительного образования

За последние годы в России открылся не один центр дополнительного образования. В настоящее время в отечественной педагогике повышается интерес к внеклассному обучению. Подобная ситуация вполне объяснима. Педагоги дополнительного образования - это штатные сотрудники. Работают они на постоянной основе. Именно эти люди отвечают за организацию досуга школьников, а также за содержательную часть свободного времени обучающихся.

Должностные обязанности

Деятельность педагога дополнительного образования подразумевает:

  • создание благоприятных условий для формирования творческих способностей детей;
  • организацию реальных дел, имеющих конкретный результат;
  • вовлечение учеников в активную внеурочную деятельность;
  • помощь школьникам в проявлении собственных организаторских способностей.

Такие специалисты не должны иметь судимости. В качестве подтверждения предоставляется справка о её отсутствии.

Как стать педагогом дополнительного образования?

Так как деятельность такого сотрудника направлена на развитие личности ребёнка, полное удовлетворение потребностей школьников в неформальном общении, он должен быть настоящим профессионалом. В учебных заведениях нет специализации «педагог внеурочного обучения». Высшее образование можно получить на любом из факультетов классического университета. В основном педагоги дополнительного образования - это люди, имеющие диплом, в котором указана специализация «учитель начальных классов», «преподаватель физической культуры» и т. д. Несмотря на специфику работы, есть и довольно много сходных моментов с классическим учебным процессом. Например, внедрение инновационных методик в воспитательную работу.

Что должен уметь такой педагог?

Дополнительного образования аналогична обязанностям обычного учителя. Она подразумевает права и обязанности, указывает варианты повышения квалификации, способы поощрения за качественно выполненный труд. Их деятельность предполагает владение содержанием, методиками, современными педагогическими приёмами. Достичь желаемого результата невозможно без навыков постановки конкретных целей, поиска содержательного компонента, а также без тесного сотрудничества с детьми и коллегами. Всем этим тонкостям педагог дополнительного образования обучается на курсах повышения квалификации. Их он обязан проходить не реже, чем раз в 4 года (как и учителя обычных школ).

Особенности профессии

Перспективный план педагога дополнительного образования предполагает прогнозирование конечного результата своей работы, поиск оптимальных форм и методов развития ребёнка. Именно от степени профессионализма, заинтересованности, нравственных ценностей напрямую зависит желание детей в получении новых знаний и навыков. В основном педагоги дополнительного образования - это люди, которые не жалеют своего личного времени на воспитанников. Они всегда готовы дать совет детям, помочь ребятам в трудных ситуациях.

Система внешкольного образования

Центр дополнительного образования есть не только в крупных городах, но и в небольших провинциальных городках РФ. Всего в стране насчитывается более 20 тысяч таких заведений. В них занимаются тысячи девчонок и мальчишек. дополнительного образования подразумевает именно внеурочную деятельность с детьми. Такие люди занимаются комплектацией состава разнообразных творческих студий, стараются сохранять контингент, использовать специальные программы. Подобная структура подразумевает наличие множества секций и кружков разнообразной направленности: художественных, спортивных, вокальных, интеллектуальных.

Периодическая аттестация педагога дополнительного образования проводится по тем же правилам, что и в обычных учебных учреждениях. Профильное министерство РФ, осознавая значимость внеучебной работы, сделало её обязательной теперь и в самих школах, гимназиях, лицеях. Если в отдельных центрах дополнительного образования ребятам предлагают разнообразные виды деятельности, то в учебных учреждениях часто выбирают 2-3 приоритетных вида внеурочной работы. Например, в школе функционируют спортивные секции, есть танцевальная студия. Безусловно, такая ограниченность в выборе досуга не способствует формированию гармонически развитой личности, не удовлетворяет в полной мере запросы обучающихся и их родителей. Именно поэтому и функционируют в стране многочисленные отдельные учреждения, предназначенные именно для внеурочной работы со школьниками и подростками.

Должностные дополнительного образования

  • Позитивным настроем и чуткостью.
  • Осознанием потребностей детей.
  • Существенным интеллектуальным уровнем.
  • Определёнными умениями и навыками.
  • Активной гражданской позицией.
  • Чувством юмора.
  • Высоким творческим потенциалом.
  • Толерантностью взглядов и убеждений.

Самообразование педагога дополнительного образования - обязательное условие его успешной аттестации. Существует классификация специалистов. Они могут принадлежать к высшей, первой категории или иметь статус таких, что «соответствуют занимаемой должности».

Показатели высшей квалификации педагога дополнительного образования

Сам термин «профессиональная компетентность» был введён в обиход конце 90-х годов XX века. Согласно терминологии, педагоги дополнительного образования - это учителя. Они имеют средний специальный либо высший педагогический диплом. Такие люди обладают личностными и профессиональными качествами, позволяющими им вести успешную деятельность. Педагог получает высшую категорию, если им осуществляется на высоком уровне образовательная деятельность. При этом он обязан демонстрировать стабильные результаты своей работы.

Как повысить квалификацию?

Для того чтобы совершенствовать свои приходится постоянно развивать творческую индивидуальность, формировать восприимчивость ко всем научным инновациям. Педагог должен легко адаптироваться в реалиях образовательной среды. Ему необходимо откликаться на все изменения, происходящие в современной школьной программе. На профессионализм педагога напрямую влияет его духовное и интеллектуальное развитие. Все те изменения, которые происходят в современной образовательной системе, заставляют учителей улучшать свой профессионализм, квалификацию. Они постоянно совершенствуют собственную компетентность. Основной целью российского дополнительного образования является формирование разносторонне развитой личности ребёнка, настоящего патриота, способного встать на защиту Родины. Выпускник центра внеурочного обучения должен быть подготовлен к социальной адаптации, самосовершенствованию, самообразованию.

Педагогический стандарт высшей квалификации

Именно учитель выступает гарантом реализации всех поставленных целей. В связи с этим резко возросли требования к профессионализму педагога. В настоящее время идёт открытая дискуссия о тех качествах, которыми должен обладать учитель XXI века. По результатам общественного опроса будет создан стандарт, который станет эталоном для аттестационных комиссий. Учитывая современные требования, можно выделить основные способы формирования профессиональной компетентности педагога:

  1. Активное участие в работе творческих групп, методических объединений.
  2. Осуществление собственной исследовательской деятельности. Проведение исследований с воспитанниками.
  3. Изучение инновационных Внедрение их в свою профессиональную деятельность.
  4. Разнообразные варианты педагогической поддержки.
  5. Систематизация и предоставление коллегам собственного педагогического опыта.
  6. Применение в работе информационных образовательных технологий.
  7. Участие в разнообразных педагогических конкурсах, фестивалях, форумах, демонстрация мастер-классов коллегам.

Последовательность повышения уровня профессионализма

Для улучшения своих способностей педагог дополнительного образования должен пройти следующие этапы:

  1. Проведение самоанализа.
  2. Выявление цели развития.
  3. Поиск задач.
  4. Разработка механизма достижения поставленной цели.
  5. Проведение анализа по итогам деятельности.

Дети, которые приходят в центры дополнительного образования, самостоятельно подбирают себе секцию или кружок. Та атмосфера, которая царит на занятиях, увлекает школьников, придаёт им уверенность в себе, позволяет развивать лидерские качества, чувство здорового соперничества. Разные формы работы, используемые в дополнительном образовании, дают возможность ребятам обучаться в той области, которая им понятна и интересна. Для того чтобы работа кружка была результативной, руководитель составляет программу обучения, тематическое планирование. Он должен владеть всей законодательной базой, защищать и соблюдать права своих воспитанников, следить за соблюдением правил пожарной безопасности во время занятий.

Заключение

Педагог периодически подтверждает соответствие занимаемой должности путём прохождения аттестации. Проводят такие проверки специальные комиссии, группы, создаваемые из учителей, имеющих статус экспертов. Аттестация позволяет показать уровень мастерства педагога. Её результат напрямую отразится на уровне его заработной платы. В заявлении, которое подаётся в аттестационную комиссию, перечисляются все достижения самого учителя, а также его воспитанников за последние пять лет. В качестве доказательства предоставляются копии дипломов, грамот, благодарностей. Настоящий профессионал охотно делится своими знаниями с коллегами, проводит для них открытые занятия, организует мастер-классы. Интерес к дополнительному образованию свидетельствует о желании детей жить активной и яркой внеурочной жизнью.

Исследовательская деятельность как условие развития личности одарённого ребёнка в условиях дополнительного образования

Педагог дополнительного образования, методист Бабарыкина Ирина Васильевна

Омск – 2012

Одной из актуальных проблем современного общества является формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.

На первый план выходят определённые требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, высокообразованной, обладающей хорошо развитым интеллектом. В этой связи проблема сохранения интеллектуально-творческого потенциала одарённых детей представляется очень важной и актуальной.

Отличительная черта одарённого ребёнка – исследовательская поисковая активность. Важно направить её в позитивное социальное русло. Собственная исследовательская практика ребёнка позволяет это сделать самым естественным и оптимальным путём.

Анализ творчества с позиции деятельности, процесса и продукта показывает, что одарённый ребёнок должен уметь сам ставить перед собой цель, проблему, научиться видеть необходимое и потребное будущее, организовывать свою деятельность, запоминать, мыслить, овладевать навыками общения, которые необходимы для адаптации к среде и деятельности как таковой. Именно эти качества формируются в процессе исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся связана, прежде всего, с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательская поисковая активность проявляется ребёнком в различных видах деятельности: спортивной, конструкторской, художественной, коммуникативной, организаторской и др. Таким воспитанникам необходимо помогать осваивать опыт культуры поиска, т.е. опыт интеллектуального творчества, исследовательской деятельности. Для этого в образовательном учреждении должны создаваться дополнительные условия, оказывающие благотворное влияние на закрепление признаков интеллектуальной одарённости у воспитанников, их социальное развитие и воспитание.

Решать данную проблему можно в ходе реализации проекта, непосредственными участниками которого будут сами обучающиеся. Например, проект ЦРТД и Ю «Дом пионеров» «Интеллектуально-творческий центр «Развитие» позволит удовлетворить и развить повышенную исследовательскую активность воспитанников, обеспечивающую становление самостоятельной исследовательской деятельности.

Одной из задач проекта является создание условий для развития исследовательских способностей воспитанников в проектно-исследовательской деятельности. Участие воспитанников в исследовательской деятельности – это ступенька на пути к становлению творчески самостоятельной, ориентирующейся в социуме личности. Для одарённого ребёнка вся его деятельность – серьёзный процесс.

В Центре постоянно идет процесс совершенствования форм организации исследовательской деятельности учащихся, планируется организация и проведение научно-исследовательской конференции. Ежегодно проводятся конкурсы исследовательских работ обучающихся «Звёздочки» и «Эрудит», интеллектуально-творческие игры и марафоны.

Анализ конкурсных работ показывает, что ребята умело подбирают методики исследования, достаточно быстро овладевают культурой оформления исследовательских работ. Кроме того, обучающиеся учатся выстраивать систему аргументов, отстаивать свою точку зрения на публичной защите.

Результат – достижения воспитанников – подтверждает правильность выбранной стратегии деятельности. Обучающиеся видят взаимозависимость цели, содержания и результата своей работы, наиболее объективно относятся к неудачам (скорее оценивают их с позиции перспективы в достижении поставленной цели). Быстрее учатся регулировать своё поведение в различных ситуациях, становятся более общительными, смело берут на себя роль лидера и с удовольствием работают в команде.

Таким образом, эти ребята более успешно осваивают опыт социального взаимодействия, учатся соотносить собственные возможности с личностными интересами, конечно, на основе этого строить более смелые планы на будущее. Интеллектуальная активность воспитанников проявляется в их участии в исследовательских и интеллектуально-творческих массовых мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Значимого результата в исследовательской деятельности воспитанник может достичь только при квалифицированной помощи педагога. По этому, в проекте «Интеллектуально-творческий центр «Развитие», большое внимание уделяется подготовке самих педагогов Центра к организации исследовательской деятельности воспитанников.

Педагоги осваивают методики исследования и эксперимента, знакомятся с новейшими теоретическими разработками в области психологии мышления и креативности, осваивают новейшие технологии, обмениваются опытом. В Центре действует постоянная система консультаций, разработан цикл семинаров. Педагоги учатся активизировать и развивать детскую одарённость, управлять процессом обучения и контролировать его, выстраивать социально-педагогическое взаимодействие с одарённым ребёнком, в полной мере владеть диагностическим инструментарием. Развитие исследовательской активности одарённых детей закладывается и в содержании образовательных программ.

Действительно, общество сегодня нуждается в творчески мыслящих, конкурентноспособных людях. Учитывая реалии современного мира, мы понимаем, что они должны не только много знать, но и уметь любить свою Родину, быть человечными и внимательными друг к другу. Поэтому, в системе дополнительного образования, необходимо развивать интеллектуально-творческий потенциал одарённых детей и их раннюю позитивную социализацию.

Социальная полезность собственных возможностей должна ощущаться ребёнком и приносить ему удовлетворение. А освоение опыта исследовательской деятельности, составной части нашей образовательной практики, позволит по-новому взглянуть на вопросы развития детской одарённости и выстраивать оптимальный образовательный маршрут воспитанников от признаков одарённости к творческой самостоятельности.

Литература:

1. Бос Э. Как развивать одарённость / пер. с нем. К.А. Петросян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 189 с.

2. Глотова Г.А. Творчески одарённая личность. Проблемы и методы исследования: учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999. – 128 с.

3. Парц О.С. Педагогика детской одарённости: развитие в творчестве: учеб.пособие – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – 120 с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные отличия. М.; Воронеж, 2003, С. 50-53.

Дополнительное образование в настоящее время по-новому определяет свое место в образовательно-воспитательном пространстве. Оно – органичная составляющая российской системы образования, так как находится в тесной взаимосвязи со школьным образованием.

Дополнительное образование детей, как подчеркивает А.К. Бруднов, представляет собой органическое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни .

Развитие личностных качеств воспитанника с целью его успешной жизнедеятельности сегодня становится определяющим направлением в современном образовании.

«Именно этим стремлением цивилизованного мира, – по мнению Н.Л. Головизниной, – во многом обусловлен в нашей стране процесс эволюционного видоизменения всей системы внешкольной работы, переход ее в новое качественное состояние – дополнительное образование . По-новому, как того требует реальная действительность, определяется место и значимость учреждений дополнительного образования. Историки и исследователи вопроса А.К. Бруднов, В.А. Горский, Л.Ю. Ляшко говорят об отказе от стереотипа «второстепенности» дополнительного образования по отношению к базовому, указывают на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире .

Дополнительное образование в современных условиях – это значимая составляющая образовательной системы.

Ребенок, приходя в учреждения дополнительного образования, выбирает для себя то дело, к которому больше всего лежит его душа, в котором он сможет стать успешным. Воспитанник стремится реализовать здесь свои задатки и раскрыть свои способности в том или ином виде деятельности. И одним из таких важных и интересных дел для него становится исследовательская работа.

Исследовательская деятельность детей в системе дополнительного образования – одно из средств воздействия на духовное развитие подрастающего поколения. Этот творческий процесс находит свое отражение в следующих формах: в учебно-исследовательской деятельности и собственно исследовательской.

«Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы», - говорится в Концепции дополнительного образования .

Собственно исследовательская же деятельность предполагает большую самостоятельность учащихся и при выборе тематики, и при обработке собранного материала, и при выборе методик.

Воспитанники краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» Центра внешкольной работы, приняв решение об исследовании культурных традиций своих хуторян-потаповцев, определили для себя творческие составляющие успешного детского индивидуального и коллективного исследования. Это и самостоятельные творческие работы, и встречи со старожилами хутора и мастерами декоративно-прикладного творчества, и мероприятия разных уровней, и экскурсии, и выставки, и экспозиции, и детские рисунки, и музейные уроки, и мини-музеи, и исторический уголок краеведения, и комната казачьего быта (Приложение 1). И во все это вложена частичка сердца каждого из воспитанников. Кроме этой работы ребята четко определили и этапы исследования, так как исследовательская деятельность воспитанников творческих объединений «Росинка» и «Лучики» – стройный научный процесс, имеющий свои этапы.

Таблица 1. Основные этапы научного исследования воспитанников.

В свою очередь мыслительные умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе исследовательской деятельности, представляют собой немаловажный процесс.

Обучающиеся, осуществляя исследовательскую деятельность, приобретают необходимые умения и навыки, формируют свою исследовательскую культуру.

Таблица 2. Компоненты исследовательской культуры воспитанников.

Мыслительные умения и навыки помогают обучающимся выстраивать логическую цепочку своих суждений.

Таблица 3. Мыслительные умения и навыки воспитанников.

Итак, целенаправленно приобретая умения и навыки исследования, одни воспитанники творческих объединений «Росинка» и «Лучик» выбирают для себя учебно-исследовательскую работу, другие же – собственно исследовательскую работу.

Таблица 4. Типы исследовательских работ воспитанников.

Учебно-исследовательские работы выполняются воспитанниками под постоянным контролем со стороны педагога и с использованием такой методики сбора и обработки данных, которые наиболее приемлемы для детей. Вот так, готовя свое исследование о культурных традициях родных дончан, воспитанники творческих объединений «Росинка» и «Лучик» одной из главных методик для себя определяют музейную педагогику. Ребятами вместе с руководителем «Росинки » и «Лучика» собран интересный краеведческий материал о быте и культурных традициях дончан (Приложение ).

Учебно-исследовательская работа для воспитанников краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» является своеобразным упражнением на заданную тему, когда ребенок оттачивает свои умения и знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования.

А собственно же исследовательские работы, подразумевающие большую самостоятельность учащихся как в выборе темы, так и при выборе методик и при обработке собранного материала, выполняются воспитанниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности. А педагог здесь выступает в роли консультанта, а при необходимости помогает детям на различных этапах выполнения исследовательской работы.

Работая над исследованием, воспитанники ставят для себя цель и задачи, которые смогут реализовать, доступно их раскрыть. Ребята четко формулируют для себя мысль о том, для чего выполняется исследование, подразделяют для себя данные задачи на типы.

Исследовательская деятельность нацелена на раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника, потому что создает единое интеллектуальное развивающее, личностно формирующее пространство с возможностями для самообразования, самовоспитания ребенка в условиях модернизации дополнительного образования.

Проявить свое «Я», показать свое творчество – очень важно для ребенка. «И неважно, каким творчеством занимается ребенок, – подчеркивает А.В. Ворстер, – лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, все в занятиях получит дальнейшее развитие, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности» .

Исследовательская деятельность воспитанников дополнительного образования, как их авторское достижение, дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.

В результате творчества рождается замечательное исследование о дончанах – о декоративно-прикладном творчестве родных потаповцев.

Сердце маленького исследователя не останется равнодушным к тому материалу, который собран им самим о простых и удивительных людях, живущих рядом с ним. Познавая прекрасное через приобщение к традициям народной культуры, ребенок открывает прекрасное в себе самом. Он становится добрее и мудрее, ему хочется творить, реализовать свои задатки. И здесь, по мнению А.В.Ворстер, присутствие авторитетного педагога, создающего условия для творческого самовыражения ребенка, может оказаться как никогда кстати и научит преодолевать трудности, встающие на пути взрослеющего ребенка .

Вот так и родилась исследовательская работа воспитанников краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» на тему: «Традиции художественного льноткачества – бесценный опыт декоративно-прикладного творчества». Творческий коллективный труд обучающихся был отмечен грамотами районного, областного, регионального уровней: грамотой Центра внешкольной работы (2007 г.), дипломом областного фестиваля искусств «Донская палитра» (2007 г.), свидетельством ДАНЮИ (2008 г.), дипломом регионального фестиваля «Струны души» (2009 г.) (Приложение ).

В современных условиях становится очень важным и нужным наличие достаточного количества творчески развитых детей, которые ясно осознают свои способности, желания и знают, как добиться поставленной цели. И те знания, умения, навыки, которые развивают творческие объединения учреждений дополнительного образования, непременно пригодятся воспитанникам в жизни. Пригодится ребенку и сам навык творчества, и владение творческими приемами. И все это станет замечательной движущейся силой в самой деятельности воспитанника во взрослой жизни.

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.
  2. Бруднов А.К. Концепция дополнительного образования детей.// Внешкольник. – 1996. № 1.
  3. Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. – 2006. № 2.
  4. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр. –2002. № 8.
  5. Музейные уроки в образовательных учреждениях/ Сост. Л.А.Першина и др. – Волгодонск, 2005.
  6. Першина Л.А. и др. Современные педагогические технологии в практике работы педагогов дополнительного образования. – Волгодонск, 2004.
  7. Солевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М., 2005.
  8. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. – М., 2004.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

5. Цели программы «Маленькое открытие»

Программа «Маленькое открытие», ставит своей целью создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы формирования исследовательских компетенций учащихся, их успешного применения во внеурочное время.

Стратегическая цель программы - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

6. Задачи.

Развитие познавательных возможностей учащихся через оптимальное сочетание дополнительного и индивидуального образования;

Продуктивная организация внеурочного времени ученика;

Стимулирование творческую деятельность педагогического коллектива и создание условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

Совершенствование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих компонентов образовательного пространства школы.

Исследовательская деятельность реализуется через:

**блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований),

**систему внеурочной теоретической и практической подготовки,

**самостоятельные исследования при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции),

**внешние и внутренние площадки представления результатов исследований (конкурсы, конференции, фестивали, олимпиады)
Программа разработана по трем направлениям:

Работа с учащимися;

Работа с родителями;

Работа с педагогическим коллективом.

Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы.

7. Концепция программы

Быстрый рост знаний и еще не открытых явлений, быстрая смена технологий требуют ориентировать образование на еще не достигнутый сегодня уровень науки и техники. Эффективный путь достижения этого результата – сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес к интеллектуальной деятельности и познанию. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение постурочного образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Под внеурочным подходом (постурочным) понимается смещение акцентов в организации исследовательским работы с детьми во внеурочное время.

Для решения поставленных задач оптимальным является включение учащихся в исследовательскую работу в рамках специально организованной деятельности, создание в учреждении особой развивающей образовательной среды. Обязательная составляющая образовательной среды – создание действенного педагогического сопровождения учащегося. Интеграция общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности не только способствует значительному повышению мотиваций на получение знаний и созданию определенных компетенций, но и ведет к обновлению содержания постурочного образования в целом. Исследовательская деятельность учащихся выступает как платформа, которая хорошо взаимодействует с целым комплексом задач, определяемых в рамках национального проекта в области образования.

Введение исследовательской деятельности учащихся как единой концептуальной платформы дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка и облегчает изменение ее направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций, является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.

Организация постурочного образовательного процесса на основе исследовательской деятельности вызывает значительные изменения в построении микроклимата школы, коренным образом изменяя роль педагога, превращая его из «источника» информации в «проводника» по информационному пространству, коллегу и старшего товарища по совместному интеллектуальному труду. Параллельно с этим изменяются и личностные характеристики ребенка: идет формирование адекватной самооценки, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умения доказательно отстаивать ее.

Созданная на основе исследовательской деятельности образовательная среда стимулирует ребенка к творческому поиску, а участие в исследовательских конференция и экспедициях, знакомство с исследовательскими работами сверстников во время защиты индивидуальных исследовательских работ способствуют формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний. Возможность формирования собственной образовательной траектории непосредственно учащимися делают такую образовательную среду комфортной для всех участников образовательного процесса, что позволяет эффективно решать стоящие перед школой задачи.

8. Модель ученика, прошедшего обучение по программе «Маленькое открытие»

Интеллектуально развитая личность, владеющая навыками поискового мышления, готовая к активной, инициативной деятельности, с сформированной конкурентоспособностью на рынке труда за счет развития личностной, эмоциональной устойчивости, позиционированная на достижение успеха, а также психологически готовая к восприятию неуспеха.

9. Педагогические технологии и методики, применяемые при организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся.

Так как большинство учащихся, привлеченных к внеурочной исследовательской деятельности, самомотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессии, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

9.1. Технология проблемного обучения.

Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

1)осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

3)доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

9.2. Методика обучения в малых группах.

Эта методика наиболее эффективно применяется во внеурочной деятельности. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что группа детей разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на занятии вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

9.3. Технология проективного обучения.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

9.4. Индивидуальный исследовательский проект.

как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний.

Своеобразие заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.

Индивидуальный исследовательский проект проводится поэтапно.

На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках проекта, затем учитель проводит групповые консультации, цель которой - познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи проекта как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом.

Четвертый этап - собственно индивидуальный исследовательский проект , который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемное занятие, цель которого - обобщение и систематизация полученных знаний.

Пятый этап индивидуального исследовательского проекта представляет собой выполнение и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе проводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов.

10. Место и роль педагогического коллектива.

Успешная организация внеурочной исследовательской деятельности учащихся невозможна без участия педагогов школы.

Включение в работу с мотивированными учащимися в первую учителей, обладающих определенными качествами:

Учитель является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

Учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний, готов учится у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

Увлечен своим делом;

Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

Профессионально грамотным;

Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

Проводником передовых педагогических технологий;

Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

11. Формы работы:

Творческие мастерские;

Факультативы;

Кружки по интересам;

Конкурсы;

Интеллектуальный марафон;

Участие в олимпиадах;

Работа по индивидуальным планам;

12. Ожидаемые результаты программы «Маленькое открытие»:

1.Повышение качества внеурочного образования.

2.Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «звание».

3.Создать атмосферу позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию.

4.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

5. Издание исследовательских работ учащихся.

6. Повышение квалификации педагогов.

7. Положительная динамика доли учащихся, занятых во внеурочное время.

Реализация программы, контроль и коррекция

13. Описание программы «Маленькое открытие»

Приоритетные направления проекта:

* Создание системы мер по включению в исследовательскую и проектную деятельность учащихся средней и старшей школы в соответствии с их интересами.

* Мониторинг познавательных и творческих способностей учащихся.

* Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах оптимизации развития исследовательских компетенций учащихся.

* Внедрение исследовательских технологий образования в практику внеурочной деятельности.

* Диагностика конечных результатов совместной деятельности учителей и учеников.

* Создание условий учёта, систематизации и хранения конечных результатов (проектов, исследований и т.д.).

* Создание источников открытого доступа к результатам конечным результатам с целью популяризации и распространения идеи использования исследовательской деятельности во внеурочном образовании.

Этапы реализации проекта

Первый учебный год – организационно-аналитический этап.

Второй учебный год – технологический этап.

Третий учебный год – заключительный этап.

14. Педагогическое управление программой


Функции педагогического управления

Деятельность учителя

Информационно-аналитическая

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах учащихся, их достижениях в процессе учебы, уровне мотивированности на исследовательскую деятельность

Мотивационно-целевая

Совместно с учащимися определяет сферы их интересов, объекты исследований, цели исследовательской деятельности, актуальность темы исследования.

Планово-прогностическая

Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план-график работы над проектом.

Организационно-исполнительская

Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности.

Контрольно-диагностическая

Осуществляет текущий контроль деятельности учащихся и анализ результатов их исследовательской работы.

Регулятивно-коррекционная

Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию.

Артемьевских Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: город Красноуфимск, Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования"
Дата публикации: 08.05.2017
Раздел: дополнительное образование

«Организация проектно-исследовательской деятельности с

детьми младшего школьного возраста в учреждении

дополнительного образования»

Ольга Александровна Артемьевских , методист

Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»,

ГО Красноуфимск

Ключевые

слова :

проектно

исследовательская

деятельность,

педагогическая

технология, младший школьный возраст, палеонтология.

Учреждения дополнительного образования, как и школы озабочены

сегодня поиском нового содержания образования. Одной из форм является

проектно

исследовательская

деятельность. В условиях

дополнительного

образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, поэтому выбор

тематики

и проблематики

проектов

и исследований

обучающимися происходит в момент выбора направления дополнительной

образовательной деятельности при учёте возрастных особенностей детей.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на

интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых,

поэтому проект - это всегда творческая деятельность. Активное включение

ребёнка в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать

человеческой

деятельности

социокультурной

среде. Основной

задачей метода

проектов

является

исследование

вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны

спланировать,

выполнить,

проанализировать,

естественно, понимать, зачем они это сделали.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных

моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться

строить свою деятельность совместно с другими, найти, добыть знания,

необходимые

выполнения

разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая

получают

необходимые

самостоятельно,

совместно

концентрируясь

живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях

Опыт работы в проектной деятельности.

Проектная

деятельность

учреждении

системный

характер. От индивидуального исследования проекта по теме, предмету, к

групповому

исследованию

широкого

областей

знаний. В прошлом году, с обучающимися 4 года по программе «Мир вокруг

руководителем

которого

подготовлен

палеонтологии «Загадки Пермского моря». В рамках работы над проектом

ставилась

о сновная

вовлечение

про ектную

исследовательскую деятельность. Наука палеонтология, с помощью своих

форм и методов изучения объектов дает большой простор для проведения

различных исследований.

известно – все новое вызывает у детей

познавательный

мотивирует

стремление

подвигает

самообразованию, активизирует творческую деятельность. В этом творческом

процессе

значение

придавалось

педагогике

сотрудничества,

родители

педагоги

становились

активными

участниками

помощниками в работе над проектом.

Первая встреча ребят с доисторическим миром случилась на первом

обучения.

побывали

экскурсии

«Окаменелые

сокровища

Пермского моря»

в Красноуфимском краеведческом музее и задумались, что

не всегда Земля была такой, какой мы привыкли ее видеть. Как зарождалась

жизнь на планете? Какие животные ее населяли, как они выглядели и в каком

климате жили? Почему именно Пермский период имеет отношение к нашему

городу? У нас оказалось очень много вопросов, на которые хотелось бы

получить ответ. Поэтому у нас возникла идея создания проекта «Загадки

Пермского моря», чтобы обучающиеся могли многое узнать о Пермском

периоде и науке палеонтологии.

Мы побеседовали с родителями и решили данный проект представить в

виде коллективного информационно - исследовательского проекта с выходом

на создание мультипликационного фильма, который мог бы стать подспорьем

дополнением

изучению

Составленный совместно план работы помог нам организовать совместную

деятельность

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап

2. Моделирующий

3. Деятельностный

4. Оформление результатов проекта

5.Общественная презентация результата.

На подготовительном этапе мы поставили перед собой проблемные

сформулировали

инициативно-творческую

родителей,

разработали

программу действий на период проекта. Отправной точкой создания нашего

проекта стало посещение ещё в сентябре, Ключиковского карьера, где мы

экспонаты.

появилась

с о зд а н и я

палеонтологической экспозиции.

На втором этапе мы разрабатывали проект, определяли цели и задачи

проанализировали

проделанную

разработали программу наших дальнейших действий и распределили объём

предстоящих

попросили

обучающегося

поработать

родителями

постараться

ответить на вопрос: «Что мы знаем о палеонтологическом прошлом нашего

края? И знаем ли что – нибудь, не привлекая дополнительные источники?».

После сбора информации у нас прошло занятие «Пермское море – что

мы о нем знаем?», где каждый ребенок рассказал о том, что ему известно о

Пермском периоде. Мы посетили несколько познавательных занятий и мастер

– классов в нашем краеведческом музее,

пообщались с палеонтологами –

любителями

познакомились

профессией

палеонтолога

рамках интеллектуально

творческой

игры. Провели

анкетирование.

Третий этап – деятельностный . На этом этапе мы занимались сбором

серьёзной информации

подготовки

мультфильма

методических

анализировали

документальные

архивные

источники,

Интернет-ресурсы,

периодические

палеонтологии и истории Пермского периода.

Вместе с этим мы готовили

будущего

мультфильма

пластилина

Пермского моря, готовили декорации будущего моря, учились работать в

программах «Киностудия Windows

«Звукозапись»,

позволяющих

создавать мультипликационные шедевры.

Четвертый этап – оформление результатов . Следующим шагом для

оформление

результатов

проектной

деятельности: методических

пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря – паззлов «Трилобит»,

раскраски для детей «Обитатели Пермского моря», развивающей игры для

учащихся младших классов«Узнай кто я?», создание мультфильма «Загадки

Пермского

составление

фотоотчета,

обсуждение

представления полученных результатов.

Заключительным

этапом

общественная

презентация результата работы над проектом, которая была представлена на

муниципальном конкурсе проектов и Всероссийском конкурсе «Первые шаги

в науку», где наши обучающиеся со своим проектом «Загадки Пермского

моря» заняли первое место.

палеонтология

огромный

материал

понимания

современного

растительного

животного

предоставляет

уникальную

возможность

освоения

неисчерпаемых

информационных

ресурсов,

приобретения

развивает

интеллект,

пытливость,

любознательно сть,

целеустремленность, желание и умение познавать каменную летопись Земли.

Внедрение проектно-исследовательских технологий помогает нашему

учреждению дополнительного образования повышать качество образования в

учреждении, добиваться творческих успехов, а самое главное привлекать

детей к новой форме деятельности, и учить их видеть то, что они ранее не

замечали или просто не понимали.