Художник гюстав курбе (courbet) - вернисаж: мир красок классический - искусству быть - каталог статей - линии жизни. Гюстав Курбе – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge Гюстав курбе биография

Гюстав Курбе (Courbet) (10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пелье, Швейцария), выдающийся французский живописец, замечательный мастер реалистического портрета.

«...никогда не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви... ни к какому режиму, как только к режиму свободы».

Родился в Орнане, на юго-западе Франции. Сын состоятельного фермера, ставшего позднее мэром города. Обучался рисованию в семинарии в Орнане. Брал уроки у живописца Флажуло. Решив стать живописцем, уехал в Париж (1840), где с увлечением изучал работы старых и современных ему мастеров, писал с натуры. Первые работы художника (середина 1840-х) — картины на религиозные сюжеты, несколько автопортретов и портретов, ряд романтических по характеру композиций.

.......1850-е — наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» — метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. В письме к Вею Курбе описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: «Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн - Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек — они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... на одной «стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне — молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь». В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги.

Курбе писал каждую из своих моделей отдельно. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. Картина очень понравилась орнанцам, и, по словам Прудона, кое-кто предлагал даже купить ее и повесить над алтарем приходской церкви, потому что она содержит мораль. Именно Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а «Дробильщиков камня» — первой социальной картиной: «Дробильщики камня» — насмешка над нашей индустриализацией, которая ежедневно придумывает замечательные машины... для выполнения... самых разных работ... и не способна освободить человека от самого срубого физического труда...». Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат, и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня», интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Письмо к Вею ^указывает, что, хотя художник жалел несчастных тружеников и сознавал всю трагичность их безысходно тяжкого и нищего существования, его в той же мере привлекала чисто живописная сторона сцены. Позже, когда влияние Прудона на художника упрочилось, Журбе усвоил морализаторскую интерпретацию своего друга и временами умудрялся даже убеждать себя, что эта концепция с самого начала была его собственной. В 1866 году, когда Идвиль, друг и будущий биограф Курбе, спросил у него: «Разве вы намеревались выразить социальный протест фигурами двух этих людей, согнувшихся под бременем непосильного труда? Я, напротив, усматриваю в них кроткую покорность судьбе, и они вызывают во мне чувство жалости», художник ответил: «Эта жалость... проистекает от возмущения несправедливостью, и тем самым, даже не задаваясь такой целью, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который они [реакционеры] именуют социальным вопросом».
А также «Похороны в Орнане» (1849), «Деревенские барышни» (1851). Принятые в Салон, картины вызвали скандал. Академическая критика объявила художника «апостолом безобразия» и вульгарности. Шумные протесты вызвали и «Купальщицы», появившиеся двумя годами позже. Курбе отказался в них от идеализации женского тела, изобразив вместо салонной красавицы — крестьянку.

Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. Выставка, не имевшая большого успеха у публики, сыграла, тем не менее, значительную роль в утверждении реалистического направления в искусстве. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844—45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853—55) и др. В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников. Это был первый во французской живописи групповой портрет людей искусства, объединенных близкими эстетическими взглядами.

В портреты он вводил элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам (таковы Бодлер, композитор Берлиоз, 1850). Жанровой, по сути, сценой является картина «Здравствуйте, господин Курбе» (момент встречи художника с меценатом Брюйа на прогулке, оригинальный вариант портрета Брюйа, 1854).
Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, объединенного с пейзажем: «Убежище ланей» (1866), «Водопад в Конше» (1864), «Волна» (1870), «Хижина в горах» (1870), «Море у берегов Нормандии» (1867).

Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник, и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После ее поражения Курбе был брошен в тюрьму, приговорен к колоссальному штрафу за разрушение Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин).

Прогрессивные реалистические тенденции, получившие убедительное развитие в творчестве Курбе тех лет, определяли роль живописца как главы реалистического направления во французской живописи середины XIX века. С его именем связывали создание новой эстетики, провозглашающей ценность будничного и повседневного в искусстве.
Его прах был перевезен на родину только в 1919.
________________________________

Жан Дезире Гюстав Курбе французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях.

Имя этого художника-реалиста, наделенного немалым дарованием, прочно вошло в анналы изобразительного искусства Европы. Его творчество ненавидели, и даже в настоящее время зарубежные критики частенько умаляют значение его полотен и стараются предать их забвению. Александр Дюма-сын злобно высказался об авторе, который эпатировал публику XIX века своими взглядами на искусство: "От какого же чудовища произошел этот у...док? В какой навозной куче произросла эта волосатая утроба, притворяющаяся человеком?"

Рассмотрим биографию и творчество этого удивительного мастера, который вызывал в обществе столь бурные эмоции.

Гюстав Курбе: биография

Талантливый художник родился в 1819 году в маленькой деревушке во Франции, и жизнь его совпала с невероятно важными событиями в истории страны. Его отец, зажиточный фермер, мечтал, чтобы сын стал успешным юристом, и отправил учиться в колледж в Безансоне, где юноша по собственной воле начал обучаться живописи.

По достижении двадцати лет молодой человек отправляется в Париж, где посещает разные художественные мастерские и любуется произведениями в Лувре, но не занимается юриспруденцией. Юный Gustave Courbet реально оценивает свой достаточно скромный багаж знаний и пытается понять все тайны живописи. Позабывший о том, что его родители отправили в столицу Франции изучать право, он целиком отдается искусству. Позднее Курбе Гюстав подчеркнет: "Не имея постоянных учителей, я всему научился сам". Мечтательный юноша заворожен творчеством Делакруа и Энгра, Рембрандта, Караваджо и Тициана. Поначалу он копирует великие полотна мастеров, но понимает, что одного таланта недостаточно, для того чтобы стать знаменитым живописцем.

Осуществивший мечты о славе и признании

Необходимо было выставлять свои произведения на художественных выставках, а работы для них отбирало специальное жюри. Показать обществу свои картины на них означало славу и признание для творца, и с 1841 года Курбе Гюстав ежегодно отсылает в приемную комиссию полотна, но удача улыбнется ему лишь через несколько лет, а работу "Курбе с черной собакой" наконец-то отмечают критики. Остальные произведения отборочная комиссия отвергает, и художник тяжело переживает неудачи.

После революции Франция становится республикой, а перемены политического строя влекут за собой изменения в обществе. Жюри художественного салона упразднили, чем не преминул воспользоваться Гюстав Курбе, картины которого наконец-то заметили, и о мастере заговорили, однако не в хвалебном ключе.

Эпатажные полотна

Утонченная публика привыкла видеть на полотнах красивые лица в шикарных интерьерах, а художник впервые изобразил грубоватых провинциалов на мрачном фоне, поэтому неудивительно, что общество не приняло эпатажные произведения мастера. Однако у Курбе нашлись последователи и почитатели его таланта, объявившие Гюстава основателем нового стиля в искусстве - реализма.

Революционер, получивший признание

Художник зачитывается книгами писателей-утопистов и считает себя анархистом-социалистом, что привлекает внимание общества. Талантливый живописец, который очень хочет добиться признания и внимания, даже объявляет себя республиканцем и революционером до мозга костей. Как считают исследователи творчества Курбе, он выбрал очень правильное время для такого заявления.

Когда республику сменила империя, а к власти пришел Наполеон III, расцвет славы художника достиг своего апогея. Император не жаловал революционеров, а отказы выставить произведения на выставках, которые получал Курбе Гюстав, он выдавал за преследование по политическим мотивам. Публика, наслышанная об опальных творениях, жаждала их увидеть, чтобы составить свое мнение.

Большой скандал, связанный с творчеством художника-реалиста, разразился в 1853 году. Курбе выставил эпатажное произведение "Купальщицы", возмутившее достопочтенную публику. Императорская чета посчитала оскорбительным полотно, на котором изображена полная обнаженная женщина, повернувшаяся к зрителю спиной. Работа тут же нашла своих почитателей и ненавистников.

Антивыставка реализма

К тому времени художник Гюстав Курбе стал знаменит, а ему покровительствовал богатый меценат, на средства которого был выстроен "Павильон реализма", где творец выставил свои произведения. Это была своеобразная антивыставка, на которой публика познакомилась с 40 новыми и старыми полотнами живописца. Павильон с произведениями, написанными в стиле реализма, пользовался популярностью не только у обывателей, но и критиков.

Трагедия, подкосившая живописца

Заслуживший скандальную репутацию Гюстав Курбе, картины которого никого не оставляли равнодушным, ратовал за реальное изображение действительности. У живописца появляются последователи, его полотна выставляются в различных городах Европы с неизменным успехом. Однако требующего свободу развития общества и выступающего против государственной власти Курбе французские реакционеры арестовывают и заключают в тюрьму. Его приговаривают к шести месяцам заключения и огромному штрафу, который больной художник не смог выплатить. Произошло страшное: все полотна конфискованы, мастерская, где творил живописец, уничтожена, а о том, чтобы выставляться, даже не идет и речи.

Подавленный происходящим, Курбе Гюстав бежит из страны в Швейцарию, но сил бороться и протестовать у него больше нет. Он изредка берется за кисти и краски, а из-под его пера выходят исключительно пейзажи. 31 декабря 1877 года художник умирает, и проходит более сорока лет, прежде чем его прах переносят на родину в знак запоздалого признания. Своим творчеством живописец подготовил почву, на которой выросло новое искусство.

"Курбетист"

Реализм свободолюбивого художника связан с революционными событиями, происходившими в стране. Считается, что так Курбе Гюстав отреагировал на волнения во Франции. Народные мятежи поспособствовали тому, что родился "новый" мастер, произведениям которого суждена мировая слава. Несмотря на то что Гюстав опирается на достижения гениальных творцов прошлых эпох, художник вырабатывает собственный стиль и гордо называет себя "курбетистом".

Мрачный реалист Гюстав Курбе

Картина "Дробильщики камней", созданная в 1849 году, вызывает огромный резонанс. Ее автор поднимает в своем творчестве социальный вопрос, волновавший его на протяжении всей жизни. Художник рассматривает проблему крайней нищеты: старик дробит камень, а его юный помощник ссыпает щебень в одну кучу. Лица бедных работников, кожа которых потемнела от пыли, ничего не выражают. Уставших от монотонного труда людей разных возрастов Гюстав изобразил на мрачном фоне, ничем не оживленном. Темные краски так же унылы, как и среда, в которой живут мужчина и юноша, понимающие, что будущее не сулит им ничего хорошего.

Скандальная работа, выполненная в 1866 году

"Происхождение мира" - картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая признана самой скандальной работой в истории живописи. Долгое время она находилась в частных коллекциях, а в 90-х годах прошлого века попала в парижский музей, где сейчас экспонируется под пуленепробиваемым стеклом. Автор изобразил голый женский торс, рассекретив то, что всегда оставалось скрытым. Неслучайно перед картиной испытывает смущение и современный зритель, многое уже повидавший.

Полотно, выполненное в натуральную величину, поражает грубой чувственностью. Заметная округлость живота - указание на зарождение новой жизни. Автор словно смешивает понятия "порочность" и "плодородие", показывая без прикрас реальность. Курбе скрыл лицо своей героини, создав собирательный образ женщины, лежащей на белоснежной простыне. Реалистичное полотно шокирует и вызывает чувство неприятия. Негодующая публика возмущается тем, что художник, стремившийся вывернуть человека наизнанку, отменяет все табуированные понятия и сознательно подглядывает за людьми в самые интимные их моменты.

Полотна мастера звучат словно пушечный выстрел в тишине. Зрители не хотят видеть реальность в произведениях искусства и не желают знать правду. А дерзкий Гюстав Курбе, творчество которого постоянно подвергалось критике, сознательно шел к тому, чтобы общество не забывало, что в мире существуют не только красота и счастье.

Женщина в гамаке с ребенком (Femme au hamac, tenant son enfant)

Художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) – всемирно знаменитый французский живописец, портретист, пейзажист и жанрист, один из основателей реализма в живописи – буквально ключевая фигура французского реализма.


Автопортрет (Отчаявшийся мужчина) (Self-portrait (the Desperate man))

Жан Дезире Гюстав Курбе (Gustave Courbet) родился в июне 1819 года в небольшом городке, около трёх тысяч жителей, Орнане, недалеко от Швейцарской границы. Отец будущего знаменитого художника, Режис Курбе, был зажиточным крестьянином и владел виноградниками в окрестностях Орнане.

В возрасте двенадцати лет Гюстав Курбе начал посещать местную семинарию, но отличался из общего числа семинаристов чрезвычайно живым характером, т.е. был, как бы сейчас сказали, хулиганом. Впрочем, учился он достаточно хорошо. Настолько хорошо, что в 1837 сумел поступить в Королевский колледж в Безансоне, что должно было благотворно повлиять на его будущую карьеру юриста, о которой мечтал отец будущего художника.

Но случилось так, что Gustave Courbet серьёзно увлёкся живописью и в свободное от колледжа время начал посещать Академию, где учителем начинающего художника стал один из лучших учеников известного художника классициста Жака-Луи Давида, Шарль-Антуан Флажуло.

В 1839 году Гюстав Курбе отправился в Париж, предварительно пообещав своему отцу, что едет для дальнейшего углублённого изучения юриспруденции.

В Париже Гюстав начал изучать художественные коллекции Лувра, особенно молодого художника увлекли испанские художники и малые голландцы. Огромное впечатление на Курбе произвел Веласкес – в последующем Курбе «позаимствует» у великого художника тёмные тона для полотен.

Изучив коллекции Лувра, Gustave Courbet решил посвятить вою жизнь живописи и начал посещать занятия в разнообразных художественных мастерских, и прежде всего уроки Шарля де Штейбена. Очень скоро молодой человек решил отказаться от получения классического художественного образования и поступил на работу в мастерские Суисса и Ляпена – в этих мастерских не было обязательных уроков, а ученики не должны были придерживаться каких-либо канонов. Все занятия строились на индивидуальном художественном поиске ученика, что Гюстава совершенно устраивало.

Вскоре молодой художник представил на суд публики свою первую картину «Автопортрет с чёрной собакой », и эта картина имела огромный успех.


Автопортрет с черной собакой (Self-Portrait With Black Dog)

Художник на картине «Автопортрет с чёрной собакой» изобразил себя сидящим у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана). Слева от него лежат трость и альбом для этюдов, справа на фоне залитого солнцем пейзажа тёмным силуэтом выделяется чёрный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане — несколько пробных мазков, сделанных мастихином — инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством. В мае 1842 года Курбе писал родителям:

Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем – её подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне.

А всего через два года «Автопортрет с чёрной собакой » открыл для Курбе двери парижского Салона. Впрочем, все остальные картины молодого художника были отвергнуты представительным жюри.

Всё дело в том, что художник с самого начала своей творческой деятельности писал, как реалист. И чем дальше он работал, тем больше увлекался реализмом и становился противником всякого украшательства – он считал, что художник обязан показывать буквально голую действительность и суровую прозу жизни, даже пренебрегая изяществом техники живописи.

Художник начала писать портреты, путешествовал в Нидерланды и Бельгию, где установил контакты с продавцами живописи. И одним из первых почитателей и покупателей картин художника стал голландский коллекционер и художник, основатель Гаагской школы живописи, Хенрик Виллем Месдах.

Именно личные связи с продавцами живописи в Голландии и Бельгии в последующем способствовали тому, что о художнике узнали далеко за пределами Франции.

Впрочем, Курье не ограничился связями в Бельгии и Голландии, сумел войти в артистические круги Парижа. Он частенько посещал богемное кафе «Brasserie Andler», где буквально обитали известные парижские художники и литераторы.

До середины девятнадцатого века во Франции буквально господствовал академизм и работы художников-реалистов, очень часто, устроители престижных выставок отвергали. Французские художники, чьи имена впоследствии составили славу живописи страны, стали изгоями и даже решили устроить собственную выставку. Но тут началась революция…

В 1848 году семь работ Курбе были выставлены в Салоне, но покупателя на эти картины не нашлось – публика ещё не была готова принять французский реализм. Художник был безусловно талантлив и умён, однако его крайний реализм в живописи, местами, в жанровых картинах, «приправленный» социалистическими идеями, вызывал в аристократических и литературных кругах парижан гарантированный скандал. И очень скоро у художника появились влиятельные враги, например, известный критик и писатель, теоретик анархизма Прудон.

Тем не менее, через несколько лет Gustave Courbet возглавил возникшую во Францию реалистическую школу живописи. Тем более, что работы французских реалистов нашли своих почитателей в других странах Европы. А Париж реалистов бойкотировал и много лет ни одна картина Курбе не была выставлена в Салоне.

В 1871 году художник примкнул к Парижской коммуне, получил при коммуне должность управляющего общественными музеями и стал руководителем сноса Вандомской колонны.

После падения коммуны, Гюстав Курбе был приговорён к полугора годам тюрьмы, а после выхода из тюрьмы был обязан французским судом возместить расходы по восстановлению колонны, сносом которой он руководил.

Художник покинул Францию и поселился в Швейцарии. На чужбине он и умер в декабре 1877 года. Нищим и забытым.

Картины художника Гюстава Курбе (Gustave Courbet)


Лежащая обнаженная (Reclining Nude)
Устье Сены (The mouth of the Seine) Портрет девочки (Portrait d’une fillette) На краю обрыва (Sur le bord de la falaise)
Вакханка (La Bacchante)
Автопортрет (Раненый мужчина) (Self-portrait (The wounded man))
Гамак (Hamac) Портрет Поля Ансу (Portrait of Paul Ansout)
Послеобеденный отдых в Орнане (After dinner at Ornans) Спящая (Sleeping Blonde)
Крестьянская девушка с шарфом (Peasant Girl with a Scarf)
Пожарные, спешащие на пожар (Firemen Running to a Fire)
Орнан в полдень (View of Ornans) Мадам Огюст Кук (Матильда Деспорте (Madame Auguste Cuoq (Mathilde Desportes, 1827-1910)
Молодые сельские дамы (Young Ladies of the Village)
Спящая пряха (La fileuse endormie) Луи Гюймар в роли Роберта-Дьявола (Louis Gueymard as Robert le Diable)
Большие дубы у края воды, Порт-Берто (Grands Chenes, bords de l’eau, Port-Berteau) Источник (The Source)
Парк Рошемон (Le Parc de Rochemont)
Женщина с попугаем (Woman with a Parrot)
Джо, прекрасная ирландка (Джоанна Хиффернан) (Jo, La Belle Irlandaise)

И в заключении я хочу показать вам картину Гюстава Курбе, которая сделала имя художника не просто широко известным… Это был скандал. Скандал, который пережил художника и который продолжается до сегодняшнего дня.

Эту картину не показывали публике до 1988 года. Сейчас эта работа Gustave Courbet экспонируется в бруклинском музее (Нью-Йорк) за бронированным стеклом и под постоянной охраной – у картины буквально стоит пост.

Эта картина была написана на заказ одним турецким дипломатом для личной коллекции. Однако, дипломат очень скоро обанкротился, коллекцию продают с молотка и… В общем, публика очень скоро узнала и про наличие картины, и про её автора.

Любители живописи уже поняли, что я рассказываю про полотно Гюстав Курбе

Происхождение мира

Картина не зря признана скандальной. Прежде, чем перелистнуть слайд, прошу Вас прочитать: Мне уже исполнилось 18 лет и я не впадаю в истерику от реалистической живописи в стиле НЮ .

Жан Дезире Гюстав Курбе

Французский художник и график, основоположник реализма.Обучался в Орнане и Безансоне, позже в Париже в студии Сюиса. В ранний период, отмеченный воздействием романтизма, Курбе писал пейзажи, автопортреты, композиции на литературные сюжеты. На парижском Салоне 1850-51 годов были представлены полотна «Похороны в Орнане», «Дробильщики камня» и «Послеобеденный отдых в Орнане», которые заявили о нем как о ярком мастере реалистической школы. Реализм живописца вызвал резкое неприятие со стороны официальных кругов, поскольку он противостоял принятому в обществе академизму и был социально опасен. В зрелые годы ведущим жанром творчества Курбе стала тематическая картина, героями которой предстают люди из народа и современники художника («Мастерская художника», «Здравствуйте, господин Курбе», 1854). Также он писал жанровые сценки, натюрморты, морские пейзажи. Последние годы живописец провел в Швейцарии и выполнял в основном пейзажи, создавая обобщенный величественный образ природы («Хижина в горах», 1873).

Курбе Гюстав (1819-1877)

Творчество и биография - Курбе Гюстав

Курбе Гюстав - выдающийся французский живописец, замечательный мастер реалистического портрета.

«. никогда не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви. ни к какому режиму, как только к режиму свободы».

Родился в Орнане, на юго-западе Франции. Сын состоятельного фермера, ставшего позднее мэром города. Обучался рисованию в семинарии в Орнане. Брал уроки у живописца Флажуло. Решив стать живописцем, уехал в Париж (1840), где с увлечением изучал работы старых и современных ему мастеров, писал с натуры. Первые работы художника (середина 1840-х) - картины на религиозные сюжеты, несколько автопортретов и портретов, ряд романтических по характеру композиций.

В 1842 году он создал первую свою картину, имевшую настоящий успех,- «Автопортрет с черной собакой». Хотя и написанное в Париже, это полотно изображает Курбе сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен под Орнаном. Топография местности, исхоженной Курбе в мальчишеские годы, так глубоко запечатлелась в его сознании, что он мог без труда воспроизвести любую ее деталь по памяти. На черных, вьющихся, очень длинных волосах Курбе - широкополая шляпа, одет художник в свободную блузу из темной ткани с розовой подкладкой и серые брюки в зеленую полоску. Позади него слева лежат трость и альбом для этюдов; с другой стороны, на фоне виднеющегося вдали залитого солнцем пейзажа, темным силуэтом выделяется черный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане - несколько пробных мазков, сделанных мастихином - инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством.

Собака была недавним приобретением, о чем Курбе и писал родителям в мае 1842 года: «Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем - ее подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне». Два года спустя этот автопортрет откроет Курбе двери Салона - честь, которой усиленно добиваются все начинающие.

Для творчества Курбе оказалась очень важной поездка в Голландию (1847), где его привлекла жанровая живопись. Первым по-настоящему значительным произведением художника явилась большая картина «Послеобеденное время в Орнане» (1849), купленная в музей. Важность этого события заключается в признании официальной критикой жанровой картины произведением искусства.

Картина изображает группу людей перед огромным камином в кухне орнанского дома Курбе. Со стола убраны остатки еды, стоят лишь блюдо с фруктами, три бутылки вина и четыре наполовину выпитых бокала. Слева на стуле дремлет отец Курбе; напротив за столом сидит сам художник; следующий, Адольф Марле, написанный со спины, разжигает трубку головней из пылающего камина; справа Альфонс Промайе играет на скрипке. Под стулом Марле мирно спит крупный бульдог. Комната полна вечерними тенями; позы слушателей, расслабившихся после обильной еды, свидетельствуют о безмятежном наслаждении музыкой.

1850-е - наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» - метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. В письме к Вею Курбе описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: «Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн - Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек - они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной. на одной «стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне - молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь». В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги.

Курбе писал каждую из своих моделей отдельно. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. Картина очень понравилась орнанцам, и, по словам Прудона, кое-кто предлагал даже купить ее и повесить над алтарем приходской церкви, потому что она содержит мораль. Именно Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а «Дробильщиков камня» - первой социальной картиной: «Дробильщики камня» - насмешка над нашей индустриализацией, которая ежедневно придумывает замечательные машины. для выполнения. самых разных работ. и не способна освободить человека от самого срубого физического труда. ». Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат, и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня», интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Письмо к Вею ^указывает, что, хотя художник жалел несчастных тружеников и сознавал всю трагичность их безысходно тяжкого и нищего существования, его в той же мере привлекала чисто живописная сторона сцены. Позже, когда влияние Прудона на художника упрочилось, Журбе усвоил морализаторскую интерпретацию своего друга и временами умудрялся даже убеждать себя, что эта концепция с самого начала была его собственной. В 1866 году, когда Идвиль, друг и будущий биограф Курбе, спросил у него: «Разве вы намеревались выразить социальный протест фигурами двух этих людей, согнувшихся под бременем непосильного труда? Я, напротив, усматриваю в них кроткую покорность судьбе, и они вызывают во мне чувство жалости», художник ответил: «Эта жалость. проистекает от возмущения несправедливостью, и тем самым, даже не задаваясь такой целью, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который они [реакционеры] именуют социальным вопросом».

А также «Похороны в Орнане» (1849), «Деревенские барышни» (1851). Принятые в Салон, картины вызвали скандал. Академическая критика объявила художника «апостолом безобразия» и вульгарности. Шумные протесты вызвали и «Купальщицы», появившиеся двумя годами позже. Курбе отказался в них от идеализации женского тела, изобразив вместо салонной красавицы - крестьянку.

Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. Выставка, не имевшая большого успеха у публики, сыграла, тем не менее, значительную роль в утверждении реалистического направления в искусстве. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844-45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853-55) и др. В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников. Это был первый во французской живописи групповой портрет людей искусства, объединенных близкими эстетическими взглядами.

В портреты он вводил элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам (таковы Бодлер, композитор Берлиоз, 1850). Жанровой, по сути, сценой является картина «Здравствуйте, господин Курбе» (момент встречи художника с меценатом Брюйа на прогулке, оригинальный вариант портрета Брюйа, 1854).

Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, объединенного с пейзажем: «Убежище ланей» (1866), «Водопад в Конше» (1864), «Волна» (1870), «Хижина в горах» (1870), «Море у берегов Нормандии» (1867).

Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник, и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После ее поражения Курбе был брошен в тюрьму, приговорен к колоссальному штрафу за разрушение Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин).

Прогрессивные реалистические тенденции, получившие убедительное развитие в творчестве Курбе тех лет, определяли роль живописца как главы реалистического направления во французской живописи середины XIX века. С его именем связывали создание новой эстетики, провозглашающей ценность будничного и повседневного в искусстве.

Его прах был перевезен на родину только в 1919.

Для художников и ценителей галерея картин Artvedia размещает бесплатно информацию о художниках и их работы, как на продажу, так и просто для просмотра.