Главная мысль рассказа выстрел. Анализ «Выстрел» Пушкин. Жанр, направление, смысл названия

Повесть "Выстрел" А.С. Пушкина

Одной из наиболее глубокой по смыслу, трагичности и построению сюжета является повесть "Выстрел". Это одна из повестей, входящих в "Повести Белкина".

С первых страниц Пушкин описывает своего главного героя Сильвио. Ему 35 лет, он холост, вышел в отставку по непонятной причине, хотя его гусарская карьера складывалась успешно, ведет бесшабашную жизнь. Основным его занятием и развлечением является стрельба. И в этом он преуспел. Стреляет отменно.

Молодые его приятели очень уважают Сильвио, хотя стараются с ним не конфликтовать, зная его как отчаянного дуэлянта, стреляющего "в десятку".

Но однажды произошел все-таки конфликт. С недавно переведенным к ним офицером. Тот сильно оскорбил Сильвио, не зная всех его достоинств и опасности для себя в случае дуэли. Но дуэли. . . не случилось. Молодые офицеры недоумевали. Неужели Сильвио испугался? Такой хороший дуэлянт в прошлом, занимающийся каждый день стрельбой, авторитетный у молодежи вояка и вдруг. . . Вопрос остался открытым.

Неожиданно Сильвио получает письмо, устраивает попойку и объясняет, что должен немедленно покинуть свое пристанище. Только Ивану Белкину Сильвио все-таки объясняет причину, по которой не вызвал на дуэль обидчика, хотя вся молодежь жаждала именно этого. Он должен был поберечь себя для другой дуэли. Ради которой он бросил все:службу, не завел семью, прибился к молодым офицерам, кутит и прожигает жизнь.

Он ждал этой вести шесть лет. Он жил только этим и только для этого. Каждодневно тренировался, чтобы не потерять навыков в меткой стрельбе.

А история Сильвио была такова. Шесть лет назад он получил пощечину и враг его еще жив. Именно так выразился Сильвио о том, кто ему дал пощечину-"враг". Далее он рассказывает Белкину, что служил в гусарском полку. Был очень ярко выраженным "альфа-самцом"(определение на современный манер). Он всегда привык первенствовать. В службе, гульбе, на дуэлях. Товарищи его обожали, командиры с ним не связывались. И все его устраивало и приносило кайф(на современный манер) от жизни.

Но случилось так, что в его полк перевели одного молодого человека. Сильвио о нем выразился так:"Отроду не встречал счастливца столь блистатального!"

"Счастливец" был молод, умен, красив, бесстрашен, богат, носил знатную фамилию. И первенству Сильвио пришел конец. Ведь он был не богат, не знатен, не красив, не так удачлив.

Сильвио перестал быть первым. И люто возненавидел "блистательного " соперника. Молодой человек был успешен во всем, не огорчился тому, что Сильвио отверг его дружбу, которую тот ему предлагал. Успехи на службе и успехи у женщин молодого соперника приводили Сильвио просто в отчаяние. Сильвио начал дико завидовать молодому человеку и искал повод для ссоры с ним.

Такой случай подвернулся. Сильвио на одном балу, приревновав свою любовницу к сопернику, оскорбил молодого графа. За что получил пощечину и приглашение на дуэль. Сильвио с "неизъяснимым нетерпением" ожидал противника. А тот шел с мундиром на сабле, держа в руках фуражку, наполненную черешнями.

Пушкин замечательно передал настрой и Сильвио, и графа. Сильвио был сильно взволнован и зол, а молодой граф спокоен и безразличен к действию. И опять ему везет. Первый выстрел за ним. Они бросали жребий. Противник Сильвио выстрелил, но немного промахнулся. Выстрел был за Сильвио. А тот, как нам известно, был лучший стрелок в полку.

Сильвио глядел на противника, стараясь уловить хоть малейшее волнение в его поведении, ведь "жизнь его наконец была в моих руках". Но в его поведении никакого(!)волнения и беспокойства не увидел. Он преспокойно ел черешню и выплевывал косточки, которые долетали до Сильвио. Это в конец взбесило Сильвио!Он хотел его опустить, унизить, увидеть страх в глазах. Ведь все знали, что стреляет Сильвио очень метко. И это было его единственным преимуществом перед противником. Но страха в глазах противника великий стрелок не увидел!Он впервые в жизни был обескуражен. . .

И решил перенести свой выстрел на неопределенное время, когда противник будет уязвим. Граф согласился. Ему все было совершенно безразлично.

Настолько сильно Сильвио позавидовал графу, настолько сильно возненавидел его, что решил уйти в отставку, удалиться в отдаленное местечко и. . . думать о мщении. С этих пор целью его жизни стало ожидание удачного момента, чтобы отомстить графу. Ничто и никто его больше не интересовали. Он красовался перед молодыми офицерами, ему это доставляло удовольствие. Он был "молодец среди овец". Он был для них авторитетом, сорвиголовой, с темным прошлым, отчаянным гулякой в настоящем и удачливым дуэлянтом в прошлом. Молодые офицеры прекрасно знали, что он каждый день тренируется в стрельбе и не стоит его доводить до дуэли. На ней он победит любого. А он-то знал, что есть на свете один человек, который все ж лучше и удачливее его. И он ждал минуты своего торжества над ним.

Потом Сильвио получает сообщение, что граф женится на молодой и прекрасной девушке. Сильвио в тот же день собирается отправиться в Москву за отмщением. Белкин испытывает противоположные чувства к Сильвио. Ему совершенно непонятна такая длительная непрязнь к счастливчику-графу, желание Сильвио убить его непременно перед свадьбой, разрушив и еще одну жизнь, жизнь его молодой невесты. Он носится по комнате как безумный. Как же он продолжает завидовать графу, его женитьбе на богатой и прелестной девушке, которая его непременно любит. Ему все так же чертовски продолжает улыбаться фортуна.

Прошло несколько лет. Белкин переехал в бедную деревушку, занялся хозяйством и скучал по вечерам. Но узнал, что в соседнее богатое поместье приезжает на лето молодая хозяйка-графиня с мужем. И Белкин решил с ними познакомиться по ближе. Автор описывает графа как дружелюбного и открытого человека с прекрасной внешностью. Граф не кичлив, вежлив и дружелюбен. Позже Белкин знакомится и с графиней, редкой красавицей. Хозяева показывают ему свое жилище. Иван Белкин замечает одну картину, простреленную двумя пулями. Причем всаженными одна в другую.

За разговором хозяева и гость внезапно узнают, что все знакомы с одним и тем же человеком. Который всегда хорошо стрелял. . . Они вспомнили о Сильвио. И граф начинает рассказывать историю своих отношений с Сильвио. При этом называет себя повесой и виновным в их неприязненных отношениях.

Так как же Сильвио отомстил графу?Он нашел его в деревне. У графа с графиней был медовый месяц. Но Сильвио решил превратить его в кошмарный для молодоженов.

Однажды граф вернулся в поместье раньше жены, его предупредили о госте, который не захотел раскрывать своего имени. Графа ждал Сильвио и. . . продолжение дуэли. Сильвио не захотел превращать дуэль в чистое убийство, поэтому решили все сделать сызнова. Кинули жребий. И опять первый выстрел оказался за графом. На что Сильвио с усмешкой сказал:"Ты, граф, дьявольски счастлив". И на этот раз Сильвио позавидовал удачливости противника. Граф выстрелил и попал в картину. Он сам не понял, как противник "принудил его это сделать". Граф не хотел стрелять в кого бы то ни было. Он был счастлив, любим, богат и доволен жизнью. Но был тот, кто его никогда не забывал. И не простил удачливости по жизни. Сильвио стал прицеливаться в графа, чтобы не промахнуться.

Тут вбегает перепуганная жена и бросается на шею мужу. Граф пытается отшутиться, но у него это плохо получается. Женщина бросается к Сильвио. Но тот перечисляет "грехи" ее мужа:"Он всегда шутит. . . однажды дал мне шутя пощечину, шутя прострелил мне вот эту фуражку, шутя дал сейчас по мне промах;теперь и мне пришла охота пошутить. . . "И начинает прицеливаться в присутствии несчастной молодой женщины!Графиня падает к ногам Сильвио. Граф настаивает на продолжении дуэли, но Сильвио отвечает "благородно":". . . я доволен:я видел твое смятение, твою робость;я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести". И все-таки выстрелил, когда выходил из комнаты, в ту же картину, в то же место, куда угодила пуля графа. И попал в нее, почти не целясь, и скрылся. Жена графа упала в обморок. И все его запомнили навсегда.

Заметьте, однако, этот человек чести сколько сделал бесчестных поступков. Он свалил свою вину на графа. Ведь он первый оскорбил графа, получив от того пощечину. Ведь сам говорил, что возненавидел графа и искал повод для дуэли. Единственным его преимуществом была точная стрельба. Граф не так метко стрелял. Сильвио сам вызвал графа на дуэль, сам принудил стрелять в него, сам перенес свой выстрел на потом, сам устроил продолжение дуэли, сам вынудил женщину встать на колени перед ним, сам выстрелил в картину, напугав молодую графиню до обморока. Он запомнился им навсегда. Но не своей честью. Хотя они оба ни в чем его не обвиняли.

Он так и не смог унизить графа, он унизился сам, поставив ни в чем не повинную молодую женщину на колени, не извинился перед ней, выстрелил и попал точно в пулю на картине. Ушел прочь, разыграв "благородство". Где-то глубоко внутри себя он понял, никогда не получится отомстить и унизить врага. Граф счастлив и любим, супруги скоро забудут о нем, будут жить своей жизнью, спокойно и счастливо. Но все-таки оставил им напоминание о себе, "благородном гусаре", -пулю в пуле на картине.

Он ушел, чтобы уничтожить себя, чтобы уничтожить в себе и эту боль-зависть и гордыню. Сильвио погиб в сражении за непонятные идеалы в чужой стране. Ведь он был отличным стрелком и только.

Пушкин, величайший мастер описания психологии человека. В повести он показал, как один из смертных грехов -зависть вдребезги разбивает жизнь неплохого человека. Ведь он был смелым воином. Одним из лучших. Приличным человеком. Человеком чести. Но зависть превратила его в жестокого убийцу и подлеца, способного поставить на колени ни в чем не повинную женщину. Вся его жизнь превратилась в ад. Он шесть лет набивал руку и глаз, чтобы убить наверняка. А убить хотел только за то, что другой был богаче и благороднее, удачливее и веселее, красив и женщины его больше любили. И эта мучительная зависть сама его и сожрала изнутри.

С уважением,

Людмила Кудрявцева.

Повесть А.С. Пушкина «Выстрел» входит в сборник . Это произведение отличается компактностью и сжатостью, характерными для пушкинской манеры написания прозаических произведений. Повествование ведется от имени некоего подполковника И. Л. П, бывшего на момент событий молодым офицером российской царской армии. Но в повести присутствуют еще два рассказчика – Сильвио и граф, который должен был стреляться с Сильвио. Это — композиционная особенность произведения, которая дает читателю возможность увидеть события, описываемые в повести, и ее главных героев, под разными углами зрения.

Сначала полковник И. Л. П. знакомит читателя с Сильвио, не военным, но человеком, который любит стрелять, и изрешетил в своем доме все стены. Описание Сильвио и его дома представляет собой экспозицию. Когда-то Сильвио служил в гусарском полку, но вышел в отставку. Поэтому можно понять его дружбу с офицерами, служившими в том местечке, устраивает для них обеды. Но никто из его гостей не знал, кто он, откуда. И что было в его прошлом.

Написана в романтическом стиле. Сильвио — довольно примечательная романтическая личность. Для литературного романтического героя было характерно иметь тайну, тяготившую его душу. Рассказчик представляет главного героя таинственной, демонической личностью, на совести которой «какая-нибудь несчастная жертва». Офицеры нередко заводили разговоры о поединках между собой, но Сильвио такие разговоры не поддерживал. Даже если у него спрашивали, предпочитал отмалчиваться.

Если присмотреться к Сильвио внимательнее, то перед читателем предстает добрый и порядочный человек, для которого честь – не пустой звук. Он – не убийца. Он может вдавить в стену муху, но всегда находит причину, чтобы не стрелять в человека.

В качестве развлечения здесь же организовывались карточные игры. Конфликт, вспыхнувший во время такой игры, служит завязкой сюжета. Эпизод, когда Сильвио отказался стреляться с Р. – это кульминация главы. Развязка – отъезд Сильвио и рассказ его о графе.

События второй части происходят в другое время и в другом месте. И. Л. П. по семейным обстоятельствам вышел в отставку, и вел жизнь обычного помещика, днем занимаясь хозяйственными делами, а по вечерам скучая о своей прежней жизни. С помещиками он дружбу не водил, жил уединенно. Экспозицией служит описание жизни И. Л. П.

В Н-ском уезде прошел слух о приезде нового помещика с женой. Начинается завязка. И. Л. П. решил познакомиться с новыми соседями и поехал к ним, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Здесь подполковник услышал продолжение той истории, которую ему рассказал Сильвио перед отъездом.

Сюжетная линия повести основана на конфликте между Сильвио и графом. Когда-то граф сильно задел самолюбие Сильвио, привыкшего во всем первенствовать, и между ними состоялась дуэль. Граф свой выстрел сделал. Но Сильвио увидел, что граф равнодушен к происходящему и не ценит собственную жизнь. И Сильвио, поняв, что даже если убьет своего обидчика, тому сейчас будет все равно. Он отложил свой выстрел на неопределенное время. Прошло 6 лет. Сильвио узнал, что граф женился и счастлив. Он понял, что теперь граф не будет так беспечен к собственной жизни. Тогда он собрался и уехал из местечка, где познакомился с И. Л. П.

Сильвио приехал к графу и увидел страх в его глазах. Граф любил свою жену и боялся причинить ей боль. Можно предположить, что Сильвио, увидев красивую молодую женщину, тоже не захотел отбирать у нее счастье. Он насладился беспокойством и страхом своего обидчика, всадил в картину пулю, в том же месте, куда выстрелил граф, и ушел. Своим выстрелом он дал понять, что жизнь графа была в его руках. Рассказ графа о приезде к нему Сильвио служит кульминацией 2-й главы и всей повести в целом.

Одна из самых замечательных повестей А.С. Пушкина это «Выстрел». Писатель и поэт в основном в своих произведениях описывал чувства и жизнь людей того времени. Но эту повесть он писал можно сказать о себе. Дело в том что, таких, как Александр Сергеевич было много, а он был хоть и не гусар, но страшный забияка. При всем при этом он не боялся отвечать за свои шалости. Честь и достоинство вот чем гордились мужчины. Это были не просто дуэли, а именно способ доказать что ты не трус, не только другим, но и самому себе.

Повесть состоит из двух глав. В которых рассказывается о двух офицерах. В первой главе оба молодые офицеры, отчаянные задиры, которые то и дело старались над кем-нибудь подшутить. Эти шутки не всегда были безобидные, поэтому случались поединки. Много денег, шампанского, что еще можно делать, когда нет военных действий? Только вести разгульный образ жизни, тем более что ни у кого, ни перед кем еще нет обязательств. Дуэль это не просто выяснение отношений это доказательство того что офицер осознанно рискует жизнью и прежде всего ради самоуважения. Несмотря на то, что можно было избежать поединка никто, никогда этого не делал.

В повести два главных героя это граф и Сильвио. Оба молодые офицеры, повздорившие и решившие стреляться. Сильвио не мог потерпеть того, что новенький может быть лучше и решил сразу поставить его на место с помощью поединка. Быть первым заманчиво. В полку сослуживцы уважали или боялись Сильвио непонятно чего больше. И чтобы быть по-прежнему первым обидчика следовало проучить. Но граф был молодой и свободный не обремененный никакими обязательствами ни перед кем. Это наверно, больше всего задело Сильвио. Он решил отложить дуэль на некоторое время.

Время прошло быстро, бесшабашность с годами выветрилась, граф стал серьезным рассудительным человеком. Вскоре женился, что еще надо для счастья. Вот в этот момент и появился Сильвио. Кто бы мог подумать, что через столько лет придется отдавать долг. Граф побледнел, но не подал и вида. Он готов отдать долг. Сильвио не столько видел, сколько чувствовал волнение и страх графа, желание жить. Этого ему было достаточно. Нет, ему не нужна смерть, ему достаточно видеть, как человек волнуется. Его самолюбие удовлетворено. Он оставляет графа с молодой женой, таким образом, хорошенько проучив.

История с двумя отчаянными дуэлянтами закончилась хорошо, а могло быть иначе. Самое главное в любой ситуации оставаться человеком.

Несколько интересных сочинений

    У меня есть домашний питомец. Это кошка по имени Машка. Она появилась у нас когда я ходил еще в детский садик. Сейчас Маше 7 лет, но несмотря на свой возраст, она как и раньше очень любит побегать и поиграть.

  • Характеристика и образ Тараса Бульбы 7 класс сочинение

    Люди, которые целенаправленно идут к своей цели, для которых нет никаких преград к тому, чему они стремятся, весьма опасны, ведь для них девиз и кредо по жизни – «Цель оправдывает средства»

  • Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином сочинение

    Дом с мезонином - рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс (описание)

    Цыплаков В. Г. Большинство своих картин писал с прекрасных русских пейзажей, создавая чудесные полотна с изображением времен года, погоды и замечательной природы.

  • Образ и характеристика Карла Великого в Песне о Роланде сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Карл Великий, представленный в образе французского короля, прототип реальной исторической личности.

Данная разработка направлена на глубокое проникновение в ткань произведения. Групповая работа позволит учащимся глубоко и полно понять основные проблемы повести. Урок способствует развитию самоанализа художественного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руденко Виктория Ивановна

«Эгоизм ради эгоизм» По повести А.С.Пушкин «Выстрел».

Цели:

  • Выяснить, какое место занимает «Выстрел» в цикле.
  • раскрыть сюжет произведения
  • рассмотреть особенности композиции;
  • уметь определять тему, основную мысль в тексте, используя в ответах литературоведческие термины
  • Выработать умение выразительно читать и анализировать текст художественного произведения.
  • Выработать умения характеризовать героя произведения.
  • Раскрыть смысл названия повести

1. Вступительное слово учителя .

Мы продолжаем работать с «Повестями Белкина», созданными Пушкиным в Болдино в 1830 году. Работая с текстом, обращаем внимание на три основных понятия:

  • Смысл жизни
  • Цель жизни
  • Ценность человеческой жизни.

2. Лексическая работа.

Месть- действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь.

Ненависть- чувство сильной вражды, злобы.

Эгоизм- себялюбие, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

3. Задание по группам:

  • Характеристика Сильвио
  • Описание комнаты
  • Рассказ Сильвио
  • Состояние Сильвио во время 1 дуэли.
  • Рассказ графа.
  • Состояние Сильвио во время 2 дуэли.

4. Определение порядка повестей.

Последовательность повестей, в которой они были созданы:

Порядок созданный Пушкиным.

Гробовщик

Выстрел

Станционный смотритель

Метель

Барышня-крестьянка

Гробовщик

Выстрел

Станционный смотритель

Метель

Барышня-крестьянка

Композиция произведения.

1-я часть.

1.Рассказ офицеар о военной жизни и о столкновении Сильвио с молодым поручиком.

2.Рассказ Сильвио о првой дуэли с графом.

2-я часть

1.Рассказ офицера повествователя о деревенской жизни.

2.Рассказ графа о второй встрече с Сильвио.

3.Сведения о дальнейшей судьбе героя.

Образ главного героя. Отчёт групп.

Кто главный герой повести?

1 группа.

Опытность, угрюмость, крутой нрав, злой язык, таинственность.

Вывод: перед нами личность неординарная, притягательная, способная на многое – на дела великие, героические.

Какой поступок чуть было не повредил ему во мнении молодёжи?

Для Сильвио важно общественное мнение?

2 группа.

Пушкин кратко и образно рисует жилище Сильвио: «голые стены, источенные пулями», как эмблема разрушенного очага.

3 группа.

Что же не даёт покоя Сильвио?

Какие слова из его рассказа передают его отношение к молодому графу? («Злобствовал», «волнения злобы», «его равнодушие взбесило меня», «злобная мысль», «думал о мщении»)

Уместно ли слово «месть»по отношению к действиям Сильвио?

Единственный повод для вызова – пощёчина, она преднамеренно спровоцирована им самим. Причиной послужило то, что»первенство моё поколебалось», возникло желание утвердить своё превосходство над молодым счастливчиком.

Не «месть», а «ненависть» движет героем, толкает его на поступки (стремление унизить человека)

4 группа.

«я его возненавидел», - звучит в рассказе Сильвио повествователю. Дуэль же «взбесила» героя.

Какой «бес» овладел им? Раскройте смысл этой метафоры.

Герой дал такое направление судьбе, которая преследует чёрную, недостойную цель. Ради «мести» он от многого отказывается.

От чего, например?

Как относится к рассказу Сильвио офицер-повествователь? А как вы относитесь к поступку героя?

5 группа.

А теперь переходим к кульминации повествования.

Каким увидел граф Сильвио, ожидающего в кабинете? («… увидел в темноте человека, запылённого и обросшего бородой»; от его голоса «волосы стали вдруг на мне дыбом»)

6 группа.

Что так изменило героя?

Какая внутренняя жизнь и работа шли в сознании Сильвио в течение явно нелёгких для него лет?

Чем закончилась эта дуэль?

Какой выстрел вынес Пушкин в название повести?

Что хотел сказать Сильвио своим выстрелом в картину? Ещё раз показать своё превосходство?

Выстрел похож на своего рода точку.

Чему мог поставить точку герой?

Выстрел Сильвио знаменует миг озарения. Не пора ли было поставить точку бессмысленной озлобленности и повернуть жизнь в иную сторону? Теперь мы можем объяснить, почему автор не заканчивает на этом эпизоде повесть, а дописывает ещё один абзац. Мы теперь видим:ив его жизни появился новый смысл.

Вывод:

Он задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что, по сути дела, лишает счастья прежде всего самого себя. Эгоизм ради эгоизма. Все остальные достоинства человека (храбрость, верность руки, удаль) лишь условия достижения цели.

Что же получается?

Смысл жизни – добиться превосходства над всеми.

Цель жизни –месть.

Ценность человеческой жизни невысока.

Произведение не столько о самой дуэли как таковой, а о всей жизни главного персонажа, которая так или иначе оказалась посвящена желанию отмщения.

Мы говорим о том, как важны для Пушкина такие понятия, как «дом», «семья», «семейное счастье». Обратите внимание, с чего начинается вторая часть повести. Пушкин ещё раз обращает внимание читателя не важность счастливой семейной жизни, важность наличия у человека домашнего очага.

Сильвио задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что лишает прежде всего самого себя жизни: нет ни семьи, ни детей.

О чём эта повесть?

Не о дуэле повесть, а о смысле жизни человека, о пути человека к этому смыслу, о дороге жизни от себя прежнего к себе иному. Поддавшись искушению, нужно найти силы остановиться, поставить на этом точку и повернуть свою жизнь в русло добра и справедливости.


Главные герои рассказа "Выстрел" и их характеристика

  1. Автор. Молодой офицер, дворянин. Принципиальный, честный, храбрый.
  2. Сильвио. Личность таинственная. Одержим планами мести. Злопамятный, жестокий, безжалостный, мстительный, завистливый.
  3. Граф. Баловень судьбы, везунчик. Равнодушен к смерти, когда ему нечего терять. Растерян, подавлен, когда смерть грозит ему в медовый месяц
  4. Графиня Маша. Молодая красавица, решительная и смелая.
План пересказа рассказа "Выстрел"
  1. Таинственный Сильвио
  2. Случай за карточным столом
  3. Отказ от дуэли
  4. Долгожданное письмо
  5. Дуэль с черешней
  6. Новые соседи
  7. Простреленная картина
  8. Месть Сильвио
  9. Смерть Сильвио
Кратчайшее содержание рассказа "Выстрел" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Сильвио прощает офицера, потому что не хочет рисковать жизнью.
  2. Он рассказывает о пощечине и дуэли, когда его противник ел черешню.
  3. Сильвио сохранил свой выстрел, и теперь узнал, что его враг женится.
  4. Автор живет в поместье и знакомится с графом и его женой.
  5. Граф рассказывает, что его нашел Сильвио и заставил снова стрелять первым и граф попадает в картину.
  6. Сильвио не стреляет, он доволен робостью графа, на прощание он простреливает картину второй раз.
Главная мысль рассказа "Выстрел"
По-настоящему мы начинаем ценить жизнь только в минуты счастья.

Чему учит рассказ "Выстрел"
Повесть учит тому, что зависть и ревность к успехам другого человека являются очень некрасивыми качествами. Также повесть показывает, что стремление отомстить разрушает душу человека. Повесть учит быть благородным, добрым, отзывчивым, любить и уважать других людей. Уметь прощать и проявлять милосердие.

Отзыв на рассказ "Выстрел"
Мне понравилась эта повесть, хотя я совершенно не уважаю ее главного героя - Сильвио. Он привык быть в центре внимания и потому, когда у толпы появился другой кумир, повел себя очень некрасиво. Он стал завидовать чужому счастью, а тем самым лишил и самого себя права на счастья. А издеваться над женщинами вообще недопустимо.

Пословицы к рассказу "Выстрел"
Зуб за зуб, око за око.
Месть удел слабых и ограниченных людей.
По гостям угощение, по врагам - отмщение.
Врагу мсти не языком, а делом.
Была вина, да прощена

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Выстрел"
I.
Полк автора стоял в одном местечке. Жизнь офицеры вели разгульную, но своим обществом. Только один человек был вхож в это общество, сам не будучи военным.
Это был некто Сильвио, которому было на вид тридцать пять лет. Сильвио был таинственной личностью, и никто не знал по какой причине он оставил службу. Он часто приглашал к себе офицеров и хотя стол был не богат блюдами, зато шампанское всегда лилось рекой.
У Сильвио в доме было немало книг, но главным его увлечением была стрельба из пистолета. Все стены его дома были в дырках от пуль. И Сильвио достиг в этом искусстве небывалой меткости.
При этом сам он не участвовал в дуэлях, и всегда отзывался о них сухо. Ходили слухи, что на его совести были жертвы, но в трусости его никто не подозревал.
И вот однажды десяток офицеров обедал у Сильвио, а потом все стали играть в карты. Среди офицеров был новенький, не знакомый с особенностями Сильвио. Поэтому когда Сильвио молча поправил запись, он попытался что-то объяснить, но Сильвио хранил молчание. Офицер исправил запись по-своему, но Сильвио тут же снова стер запись. Тогда офицер разгорячился и швырнул в Сильвио медный шандал, так что тот едва успел уклонится. Сильвио потребовал от офицера покинуть его дом, и благодарить бога, что все случилось именно здесь.
Офицер вышел, а все остальные стали ждать неминуемого продолжения. Никто не сомневался, что дело кончится дуэлью.
Но прошел день, второй, третий, а поручик был все еще жив. Оказалось, что Сильвио довольствовался легким объяснением и помирился с ним. Это многих удивило и покоробило. Но постепенно этот случай был забыт и только автор никак не мог простить Сильвио его отказ от дуэли. Автор стал сторониться Сильвио и видел, что того это угнетает. Сильвио попытался несколько раз снова сблизиться с автором, но потом отступился.
Как-то раз Сильвио получил письмо, которое вскрыл с большим волнением. Прочитав его, он поднялся и объявил, что этой ночью уезжает, но ждет всех на последний ужин. Отдельно он пригласил и автора.
После шумного застолья Сильвио остановил автора и сказал, что ему надо с ним поговорить. Он сказал, что не знает, увидятся ли они когда-либо еще, а потому им следует объяснится.
Мужчины сели и Сильвио начал свой рассказ. Он сказал, что мог бы наказать пьяного сумасброда, но не стал этого делать, потому что мог подвергнуть опасности свою жизнь. Сильвио сказал, что шесть лет назад он получил пощечину и его враг еще жив.
Автор был заинтригован. Он спросил, дрался ли Сильвио в тот раз. Сильвио ответил утвердительно и показал шапку, которая была простреляна на вершок ото лба.
В то время Сильвио служил в гусарском полку и часто дрался на дуэлях. Товарищи его обожали и он наслаждался почетом. Но вот в их полк перевелся молодой и богатый человек, счастливчик, коих не видел свет. Умный, красивый и с деньгами. Он попытался завязать дружбу с Сильвио, но тот холодно уклонился. Новый офицер удалился без сожаления и Сильвио его возненавидел. Его раздражали любые успехи новичка, он злобствовал.
И однажды сказал на ухо офицеру какую-то гадость. Тот вскипел и дал Сильвио пощечину. Они схватились за сабли и в ту же ночь поехали драться.
Дело было на рассвете, когда взошло солнце. Стрелять первым должен был Сильвио, но он отказывался и разыграли жребий. Первый выстрел достался офицеру, баловню судьбы. Он выстрелил и попал в шапку. Сильвио прицелился, а его противник спокойно стоял напротив него и ел черешню прямо из фуражки. Он равнодушно сплевывал косточки на землю.
Внезапно иная мысль посетила Сильвио и он объявил, что сегодня стрелять не намерен. Его противник равнодушно ответил, что право его выстрела всегда остается за Сильвио.
Сильвио оставил службу, переехал в это местечко и каждый день тренировался в ожидании мщения.
И вот он получил письмо, в котором говорилось, что известная ему особа женится на прекрасной девушке. Теперь Сильвио собирался поехать и проверить, будет ли офицер столь же твердо ждать смерти перед лицом свадьбы, как ждал ее шесть лет назад.
Автор был поражен и не знал что думать. Он простился с Сильвио и тот уехал.
II.
Спустя несколько лет автор вышел в отставку и поселился в своем имении. Он отчаянно скучал и чуть не сделался пьяницей. Приличных соседей почти не было.
Но вот в соседнее богатое имение приехала молодая графиня Б с мужем и автор сразу отправился к ним, чтобы познакомится.
Его проводили в кабинет графа и вскоре появился хозяин. Это был красивый молодой человек тридцати двух лет. Соседи познакомились, потом к мужчинам присоединилась графиня, очень красивая и молодая. Но разговор не клеился. Внимание автора привлекала картина, на которой были горы в Швейцарии. Эта картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую. Автор сказал, что это был неплохой выстрел, и графиня спросила его, хорошо ли он стреляет. Автор признался что с тридцати шагов попадет в карту. Графиня повторила вопрос мужу, и тот ответил, что уже четыре года не брал в руки пистолет.
Автор сказал, что стрельба требует постоянной тренировки и что лучший стрелок, которого он знал стрелял трижды в день. Граф и графиня были рады, что гость разговорился и стали спрашивать, как тот стрелял.
Автор рассказал, что его знакомый попадал в муху. Граф удивился и спросил как его звали. Автор сказал, что Сильвио, и граф вскочил. Оказалось, что именно этот человек когда-то дал пощечину Сильвио и простреленная картина свидетельство их последней встречи.
Граф хотел обязательно рассказать эту историю.
Пять лет назад граф женился и медовый месяц проводил в этом поместье. Однажды он катался с женой, но лошадь жены заупрямилась и граф поехал вперед, а жена пошла пешком.
Во дворе дома граф увидел незнакомую повозку, а войдя в дом узнал Сильвио. Сильвио потребовал от графа свой выстрел.
Граф отмерил двенадцать шагов и встал к стене, он торопился, чтобы жена не успела вернуться. Сильвио медлил, ему было неловко стрелять в безоружного. Тогда Сильвио предложил снова бросить жребий и снова право первого выстрела досталось графу. Граф выстрелил и попал в картину.
Сильвио поднял пистолет и тут вбежала Маша. Она бросилась на шею мужу и тот стал успокаивать женщину, говоря, что Сильвио просто шутит.
Маша обернулась к Сильвио и спросила правда ли это. Сильвио ответил, что они оба всегда шутят. Что граф шутя дал ему пощечину, шутя прострелил шляпу и шутя сейчас выстрелил в картину. А теперь его черед пошутить. И Сильвио снова поднял пистолет.
Тут Маша упала перед ним на колени, а граф потребовал прекратить издеваться над бедной женщиной и стрелять.
Но Сильвио сказал, что не будет стрелять, что он доволен. Он видел смятение и робость графа, заставил его выстрелить и теперь предает графа его совести. С этими словами Сильвио стал уходить, но в дверях остановился и не целясь выстрелил в картину.
Граф замолчал.
С Сильвио автор больше не встречался, говорили, что он был убит во время восстания в Греции.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Выстрел"