Версия для слабовидящих
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главная
ЕГЭ
ГИА-9
ВОШ
РЭШ
Минпрос РФ
Рособрнадзор
Минобрнауки РС(Я)
МО "Намский улус"
ИРОиПК
Юные Якутяне
 Из истории системы образования Намского улуса

 

Становление и развитие системы образования Намского улуса (1871-1945 гг.)

Почти 150 лет назад в далеком 1871 г. впервые в Намском улусе открылось образовательное учреждение, о чем свидетельствует архивная справка от 12.11.2018г. № 09-13-Н-60/5327 Национального архива Республики Саха (Якутия) следующего содержания: «В клировой ведомости Намской Предтеченской церкви Якутской духовной консистории за 1871 год имеется запись, где говорится: «По распоряжению Епархиального Гражданского Начальства открыто при Намской церкви Сельское училище с 1-го ноября сего 1871 года для обучения якутских мальчиков русской грамоте и назначены учителями Священник Иннокентий Винокуров, Священник Семен Винокуров и Дьячек Фрументий Винокуров, безвозмездно» (НА РС(Я). Ф.226-и. Оп.5а. Д.816. Л.28,33об.).

До недавнего времени Намское народное училище считалось единственным учебным заведением улуса в дореволюционный период. Однако в результате кропотливой поисковой работы краеведов установлены  факты существования еще пяти школ: Красноярской, Атамайской церковно-приходских школ, Хатын – Аринского, сначала церковно-приходского, затем одноклассного народного училища, Тюбя-Басинской и Модутской школ грамоты. Как и по всей Якутии в распространении просвещения в Намском улусе значительная роль принадлежала сети церквей, находящихся на территории улуса. Существовавшие в то время 6 учебных заведений улуса были открыты при церквях, хотя Намское и Хатын-Арынское народные училища входили в сеть учреждений Министерства народного просвещения.

Огромный вклад в дело народного просвещения Намского улуса внесли священники Берденниковы, Винокуровы, Кандинские, Поповы, Черных и др.; первые учителя Азаров Михаил Дмитриевич, Соловьева Анна Ивановна, Степанов Тихон Петрович, Ушницкий Платон Афанасьевич и др. В настоящее время известны имена 62 подвижников народного просвещения Намского улуса до 1919 г.

В дореволюционных учебных заведениях, в основном, обучались дети состоятельных родителей, преимущественно мальчики. В связи с чем грамотных людей было крайне мало, всего лишь 0,7% от общего числа населения улуса. Из тех немногих людей, сделавших первые шаги к просвещению в дореволюционных учебных заведениях улуса, были люди, которыми Намский улус будет гордиться во все времена: Аммосов Максим Кирович, выпускник Намского 1-классного училища, видный  государственный деятель, основатель Якутской АССР; Винокуров Илья Егорович, выпускник Намского 1-классного училища, председатель Совмина Якутской АССР в 1950-х гг.; Прядезников Илья Николаевич, выпускник Намского 1-классного училища, член ЦИК Якутской АССР в 1920-х гг.; Протопопов Иван Григорьевич, выпускник Намского 1-классного училища, основатель образования в Салбанском наслеге; Харитонов Лука Никифорович, выпускник Атамайской церковно-приходской школ, Намского 1-классного училища, заслуженный учитель ЯАССР, доктор филологических наук; Эверстов Гаврил Ионович, выпускник Намского 1-классного училища, один из первых учителей 20-х гг.; Сивцев Ефрем Степанович, выпускник Намского 2-классного училища, заслуженный работник культуры, писатель, поэт, учитель, кавалер ордена «Знак Почета»; Сивцев Василий Кононович,  выпускник Хатын-Аринского 1-классного, Намского 2-классного училищ, учитель, кавалер ордена «Знак Почета»; Сивцев Семен Тимофеевич, выпускник Хатын-Аринского 1-классного, Намского 2-классного училищ, учитель.

 После Октябрьской революции советское государство приступило к созданию новой школы для детей. Начался поиск новых путей образования.

На основании решений Якутского съезда учителей в Намском улусе был создан учебный отдел при улусной Управе, курировавший работу комиссии по народному образованию. Известно, что руководителем комиссии назначен Михаил Дмитриевич Азаров до этого работавший заведующим Намского 2-классного училища. Комиссия взялась за реорганизацию существующих в то время учебных заведений (в связи с ликвидацией духовных органов и церковных школ) и за открытие новых учреждений образования. Из документов Национального архива РС (Я) (фонд 56, опись 1, ед. хр. 350) установлено, что в Намском улусе в 1920-1921 учебном году работали 4 школы: Намская единая трудовая школа I ступени – 133 учащихся, I Атамайская 2-х летка – 18 учащихся, Красноярская начальная школа – 20 учащихся, Хатын – Аринская (ныне Бетюнская) – 20 учащихся, всего учащихся было 191. Напомним, что до установления советской власти функционировали 6 образовательных учреждений.

Самых существенных преобразований претерпело Намское народное училище. С 1922 г. училище в течение двух лет называлось «Намская семилетняя единая трудовая школа». Заведующим работал Алексей Михайлович Соколов, начавший учительскую деятельность с 1915 г. Затем в 1926 г. трудовая школа реорганизована в Намскую школу колхозной молодежи (ШКМ). Заведующим ШКМ назначен Федор Григорьевич Дьяконов, учитель этой школы с 1922 г. Преобразования были проведены и в трех других учебных заведениях. В 1920 г. Хатын – Аринское одноклассное училище (ныне Бетюнская) реорганизовано в советскую школу I ступени. В 1922 г. школа закрыта по приказу Наркома просвещения ЯАССР, вновь открыта в 1927 г. и называлась Хатын-Арынская начальная школа. Красноярская церковно-приходская начальная школа в статусе советской школы 1 ступени функционировала в 1919-1923 гг.  В 1920 г. статус советской начальной 2-летней школы получила и Атамайская церковно-приходская школа.

Судьба оставшихся еще двух образовательных учреждений с дореволюционного времени - Модутской и Тюбя-Басинской школ грамоты сложилась следующим образом: в Модутском наслеге открыты две школы - I и II Модутская начальные школы; в 1924 г. открыта Тюбятская (с 1949 г. Тюбинская) советская школа I ступени.

В 1919 г. в I Одейском (с 1949 г. Едейский) наслеге открылась школа в с. Спасское в урочище «Бардыалах».

Получается, что в 1927 г. в улусе было 6 школ: Намская семилетняя трудовая школа, Хатын-Арынская (Бетюнская), Одейская, Тюбятская, I Модутская, II Модутская начальные школы. (НА РС (Я), фонд 57, опись 6, лист 7).

Советская власть наравне с образованием значительное внимание уделяла воспитанию подрастающего поколения, рассматривая его как будущих строителей нового общества.

В 1920-х гг. воспитательная работа в школах улуса была направлена на установление новых укладов жизни населения. В школах были созданы комсомольские, пионерские ячейки, избирался школьный (ученический) совет. В этот период многие школьники старших классов стали участниками событий тех грозных времен, входили в состав бойцов добровольной дружины и защищали родной улус от белобандитов.

Воспитательная работа в школах улуса обретает новый смысл с созданием первых пионерских отрядов. История пионерской организации Намского района тесно связана с историей развития пионерского движения в Якутии,  которая началась с 17 февраля 1924 г. со дня создания первого пионерского отряда «Спартак» в г. Якутск. В том же 1924 г. в Намской семилетней трудовой школе была создана первая пионерская ячейка.

Самое активное участие в организации деятельности пионерского движения в Намском улусе принимали учителя Евдокия Дмитриевна Азарова. Федор Григорьевич Дьяконов, Александра Георгиевна Аверенская. Кроме того, во второй половине 20-х годов, в функционирующих тогда Едейской, Модутской, Бетюнской, Тюбинской начальных школах принимали в ряды пионерской организации исключительно достойных учащихся школ. Поэтому число пионеров было крайне малым, вследствие чего они прикреплялись к пионерской организации Намской семилетней школы. 

В первые десятилетия советской власти учителями работали люди, получившие образование в учебных заведениях царской России и искренне принявшие коренные изменения в системе советского обучения и воспитания. По документам установлено, что в числе учителей 20-х г. XX в. были Михаил Дмитриевич Азаров, Гаврил Ионович Эверстов, Василий Афанасьевич Слепцов, Александра Георгиевна Аверинская, Николай Петрович Бурнашев, Дмитрий Назарович Марков, Григорий Константинович Петров, Федор Григорьевич Дьяконов, Лука Никифорович Харитонов, Дионисий Иннокентьевич Винокуров, Г.Д.Бястинов (Бэс Дьарааһын, Н.Н.Павлов, Д.Т.Прокопьев и др. Своей преданностью и ответственностью в деле просвещения безграмотного народа они были самыми первыми, кто заложил в ниву просвещения те зерна, из которых выросло первое поколение образованных людей, активных строителей новой жизни. В числе первых учащихся советских школ были будущие учителя, которым предстояло продолжить благородное дело своих наставников по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Среди них были Петр Петрович Оконешников, братья Гаврил и Алексей Матвеевы, Василий Иннокентьевич Авксентьев, Василий Николаевич Макаров, Василий Киприянович Сивцев, Иван Иннокентьевич Шапошников, Данил Михайлович Сивцев, Семен Тимофеевич Сивцев, Василий Кононович Сивцев, Григорий Алексеевич Прядезников, Ефим Семенович Шапошников, Игнатий Игнатьевич Свинобоев, Роман Петрович Кутуков, Елизавета Авксентьевна Винокурова и др.

В 1930-х гг. развернулась целенаправленная работа по развитию системы образования и воспитания. Начались годы становления системы образования и воспитания Намского улуса.

Важнейшими документами для реализации стали Постановления «О всеобщем обязательном начальном обучении» (1930 г.), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932 г.) и «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934 г.). В это время совершенствовалась структура управленческих органов на местах. Одним из важных событий 30-х годов было проведение районирования на территории Якутской АССР. 10 февраля 1930 г. образован Намский район, с установлением исполнительных органов власти. Председателями районного Совета народных депутатов в период 30-х гг. работали Тарас Павлович Местников, Георгий Иннокентьевич Попов, Петр Семенович Шапошников, Николай Николаевич Дьячковский, Петр Назарович Никифоров. При районном Исполнительном комитете (РИК) были созданы отделы, в том числе – районный отдел народного образования  (районо, РОНО). Все ключевые вопросы по народному образованию – открытие новых учебных заведений, строительство и ремонт школьных зданий и т. д. – решались на уровне заседаний Исполкома райсовета и реализовывались через аппарат районо. Районный отдел народного образования курировал три направления деятельности новой власти: школьное образование, развитие культуры и вопросы ликвидации безграмотности взрослого населения. Эта очень большая и значимая работа по культурно-образовательному развитию всего района легла на плечи 4-х работников аппарата: заведующего и трех инспекторов. Школьный инспектор отвечал за организацию обучения и воспитания в общеобразовательных школах. Широкий круг обязанностей был у инспектора по культурно-просветительской работе. Он руководил работой государственного Дома социалистической культуры (впоследствии районный Дом культуры), районной библиотеки, всех сельских клубов, изб-читален в наслегах. Инспектор по ликвидации безграмотности выполнял работу соответственно названию, организовывал работу школы взрослых, подыскивал учителей. Ответственность за организацию и качество выполнения работы отдела нес заведующий. Первым заведующим, проложившим путь к новому этапу развития образования в районе, является Василий Макаров. Основная деятельность отдела народного образования была нацелена на всеобщее обязательное обучение детей школьного возраста. В связи с этим предстояли задачи создания соответствующих условий по выполнению всеобуча. Открытие школ в центральных участках колхозов, поиск и строительство соответствующего помещения для учебных занятий, обеспечение теплом, освещением, учебными принадлежностями, решение кадровых вопросов - вот трудовые будни работников аппарата РОНО того периода. В 1930 г. открылись Никольская (зав. Худаева), Хатырыкская (зав. Роман Петрович Кутуков), в 1931 г. - Салбанская (зав. Иван Григорьевич Протопопов), Партизанская (зав. Василий Иннокентьевич Авксентьев), II Хомустахская (зав. Иннокентий Ильич Кривошапкин), Арбынская (зав. Александра Георгиевна Аверинская), в 1932 г. - Тастахская (зав. Михаил Егоров), Кобяконская (зав. Семен Иванович Охлопков) начальные школы. В целях расширения возможности охвата семилетним образованием детей, проживающих в северных наслегах района,  Хатырыкская школа в 1934 г. была реорганизована в семилетнюю. В 1939 г. была открыта Хамагаттинская начальная школа (зав. Степан Степанович Бережнев).

Согласно приказу районо от 21 августа 1933 г. за № 20 в районе было уже 19 школ с охватом 1766 обучающихся, где работало 53 учителя (Наслеги Кобяйского района входили в состав Намского района). Функционировали следующие школы: Намская ШКМ, Намская центральная 4-летка, Одейская 4-хлетка, Хомустахская (Партизанская) 3-хлетка, Никольская 4-хлетка, Кобяйская 4-хлетка, Тейинская 2-хлетка, Кокуйская 3-хлетка, Сангарская 3-хлетка, Ситтинская 4-хлетка, Хатын Арынская (Бетюнская) 4-хлетка, Хатырыкская 4-хлетка, II Модутская 3-хлетка, Кобяконская 4-хлетка, Арбынская 3-хлетка, Тюбятская 4-хлетка, Тастахская 4-хлетка, Салбанская 4-хлетка, Кодесинская 3-хлетка.

В конце 1936-1937 учебного года в районе было завершено всеобщее начальное образование. В связи с образованием 20 апреля 1937 г. нового Кобяйского района с 1937-1938 учебного года вышли из состава школ Намского района  Кобяйская, Ситтинская, Тейинская, Кокуйская, Сангарская начальные школы. Из отчета РИКа от 5 октября 1939 года следует, что в районе осталось 14 школ, из них 3 - семилетние (Намская, Хатырыкская, Партизанская), 11 - начальные. В них обучалось 1643 учащихся, работало 68 учителей. 

В 30-х гг. развитие просвещения в районе было осуществлено под руководством заведующих районным отделом образования Василия Макарова, Василия Киприяновича Сивцева, В.Карнилова, Ефима Семеновича Шапошникова, Ивана Кривогорницына, Петра Семеновича Сивцева, Гаврила Спиридоновича Матвеева. Инспекторы аппарата районо Иван Николаевич Винокуров, Федот Григорьевич Уваровский, Ефрем Степанович Сивцев, Михаил Сергеевич Дьяконов, Степан Павлович Ефремов осуществляли  плановый контроль организации учебно-воспитательного процесса в школах.

В результате целенаправленной работы такие учителя как Анастасия Герасимовна Перевалова, Игнатий Игнатьевич Свинобоев, Константин Иванович Горохов, Александра Георгиевна Аверинская, Семен Тимофеевич Сивцев, Михаил Николаевич Платонов, Ефрем Степанович Сивцев, Георгий Осипович Ядрихинский, Петр Петрович Оконешников, Елизавета Авксентьевна Винокурова, Степан Степанович Брежнев  по своим предметам и классам добились прочных и глубоких знаний учащихся. Некоторым из них были присвоены звания ударников народного образования. Помимо задач по охвату и обучению детей перед руководством района и отдела образования были поставлены задачи по обучению грамоте взрослого населения. С 1921 г. в Намском улусе была начата работа по ликвидации безграмотности. В 30-х гг. по решению Исполкома районного Совета и районо для работы в ликбезах в наслега были направлены молодые учителя и 75 культармейцев. Благодаря усиленной работе учителей и культармейцев, к 1939 г. 45,4% от числа неграмотных людей было обучено. Был создан районный организационный комитет, который возглавлял заведующий районо Ефим Семенович Шапошников. К концу 1942 г. ликвидация безграмотности населения в районе в основном была завершена.

Благодаря оперативным решениям районного руководства, отдела образования, местных органов власти, стараниям 68-ми учителей в 1939 г. в 14 школах района 1643-ти детям и подросткам посчастливилось получить знания, испытывать радость новой школьной жизни. Из состава учащихся школ района 1930-х гг. вышли много известных людей улуса: Николай Филиппович Карелин, летчик-истребитель, кавалер 2-х орденов Красной Звезды, 2-х орденов Красной Звезды (Бетюнская школа); учащиеся Намской школы колхозной молодежи Илья Дорофеевич Винокуров - поэт, Захар Порфирьевич Винокуров - композитор, Василий Егорович Колмогоров - советский, партийный руководитель; Денис Семенович Оконешников - заслуженный лесовод РСФСР (Арбынская НШ); учащиеся Тюбинской начальной школы Афанасий Николаевич Готовцев - заслуженный работник культуры, отличник телерадио СССР, Мария Егоровна Охлопкова - заслуженный учитель ЯАССР, автор учебных пособий национальной школы;  Николай Николаевич Шарапов - известный керамист-художник (Партизанская 7-летняя школа) и мн. др.

В целях успешного перехода к обязательному семилетнему образованию районный Совет народных депутатов и райком ВКП(б)  большое внимание уделяли укрупнению и расширению сети школ. В 1940 г. Намская семилетняя школа стала средней (директор Михаил Кириллович Сабарайкин), в том же году Тастахская начальная школа реорганизована в семилетнюю (директор Степан Степанович Бережнев)  В с.Аппаны Кусаган  Эльского наслега открыта Ленская начальная школа (заведующий Илья Софронович Хоютанов). Таким образом, к началу войны в районе было 15 школ, из них 1 средняя - Намская, 4 семилетние - Хатырыкская, Партизанская, Тастахская, Бетюнская, 10 начальных - Хамагаттинская, Салбанская, Одейская, II Хомустахская, Кобяконская, Арбынская, Тюбинская, Ленская, Батамайская, II Модутская школы. В них обучалось 1832 учащихся, работало 68 учителей (Архив Народного комиссариата просвещения ф.57, оп.3, ед.хр.271). Отдел народного образования под руководством заведующих: Афанасия Алексеевича Кондратьева, Петра Терентьевича Степанова, Анастасии Иннокентьевны Сивцевой, Романа Семеновича Парникова, Василия Васильевича Кривогорницына, Ефрема Степановича Сивцева, Георгия Осиповича Ядрихинского, Александра Николаевича Ильина - сделал все возможное для сохранения количества школ и контингента учащихся в годы войны и для дальнейшего развития системы образования в послевоенный период. Школьные инспектора  Ефрем Степанович Сивцев, Степан Павлович Ефремов, Семен Иванович Охлопков, Михаил Сергеевич Дьяконов, Роман Семенович Парников, С.И. Семенов внесли значительный вклад в организацию учебно-воспитательного процесса в трудные военные годы.

Самая кровопролитная, разрушительная война 1941-1945гг. нанесла ощутимый удар по кадровому составу. На защиту Родины встали и учителя Намского района. В настоящее время известно, что 87 учителей являются участниками Великой Отечественной войны. Многие из них погибли, защищая Родину от гитлеровских захватчиков. Не вернулись с войны замечательные учителя Новгородов Максим Гаврильевич (Арбынская НШ); Бетюнской школы – Бродников Александр Ильич, Макаров Андрей Алексеевич, Слепцов Георгий Игнатьевич, Тарский Николай Петрович; Свинобоев Игнатий Игнатьевич (Едейская НШ); Барамыгин Гаврил Дмитриевич (Кобяконская НШ); Сивцев Иннокентий Николаевич (Партизанская НСШ); Тастахская НСШ – Аргунов Георгий Иннокентьевич, Жирков Гаврил Гаврильевич, Платонов Михаил Николаевич, Соловьев Иван Михайлович, Устинов Николай Иванович, Харлампьев Петр Егорович; Игнатьев Григорий Прокопьевич (Хамагаттинская НШ); Хатырыкская НСШ – Ильин Николай Иванович, Куличкин Роман Николаевич, Матвеев Гаврил Спиридонович, Никифоров Антон Григорьевич, Сивцев Семен Тимофеевич; Тарский Петр Никифорович (2-Хомустахская НШ) и др. Пропали без вести учителя Попов Семен Михайлович (II Модутская НШ), Санников Георгий Васильевич (Намская СШ), Макаров Семен Федорович (Хатын-Арынская НСШ) и др. Более 130 учителей проработали в военное время в школах Намского района, из них более 50 учителей награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Вернувшиеся с фронта учителя продолжили педагогическую деятельность, некоторые перешли на партийную, хозяйственную работу. Более двухсот учителей в годы Великой Отечественной войны работали в школах района и принимали участие в боях.

 

 

 

 

 

МКУ "Управление образования МО "Намский улус" РС(Я)" © 2020
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Осторожно!COVID-19
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИ
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ТЕЛ. ДОВЕРИЯ ГИА
ПОРТАЛ ОБР. УСЛУГ
Земский учитель
75 лет Победы
100 летие ДО РС Я
Российское обр.
Worldskills Russia
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Форма входа